СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Централизация бухгалтерского (бюджетного) учета в муниципальном образовании


ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО (БЮДЖЕТНОГО) УЧЕТА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Статья посвящена вопросам централизации бюджетного учета в муниципальном образовании. Автор раскрывает задачи и способы централизации. Особое внимание обращается на практическое применение централизации в муниципальном районе. На основе полученных результатов решаются проблемы повышения качества учета и экономической эффективности применяемых мер.

Ключевые слова: бюджетный учет, централизация, муниципальное образование.

Организация качественного и эффективного бухгалтерского учета в государственных и муниципальных учреждениях в условиях жесткой экономии бюджетных средств - это один из важнейших вопросов современном этапе развития бухгалтерского учета в бюджетных организациях. В первую очередь речь идет о муниципальных учреждениях, администрациях сельских поселений и муниципальных районов.

Главными проблемами, затрудняющими ведение качественного бухгалтерского учета в муниципальных учреждениях, являются:

607 нехватка квалифицированных бухгалтерских кадров, имеющих профильное высшее или среднее специальное образование, знающих специфику (особенности) бюджетного бухгалтерского учета;

относительно высокая стоимость организации и ведения бухгалтерского (бюджетного) учета в небольших муниципальных учреждениях. Ежегодно эта стоимость растет, как минимум, на коэффициент инфляции.

Стоимость ведения бухгалтерского (бюджетного) учета в учреждения включает в себя оплату труда сотрудников, расходы по начислениям на оплату труда, расходы на содержание рабочих помещений, на оснащение офисным оборудованием, расходные материалы и т. п.

Автоматизация учетного процесса, без которой невозможно выполнить требования Минфина России по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета, требует дополнительных затрат: на компьютерное оборудование, соответствующее программное обеспечение, на оплату консалтинговых услуг разработчика программного обеспечения, абонентскую плату за использование Интернет и справочно-правовых систем.

Одним из возможных вариантов оптимизации структуры учреждения является передача функций по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета централизованной бухгалтерии.

Централизация бухгалтерского учета позволяет более эффективно использовать средства автоматизации учетных работ, рационально распределять работу среди бухгалтеров в зависимости от их квалификации, лучше организовать руководство и контроль за работой подчиненных предприятий и тем самым повысить производительность труда работников аппарата бухгалтерии [1].

Основными целями создания централизованной бухгалтерии являются:

решение проблемы кадрового дефицита;

оптимизация бюджетных расходов;

поддержка процессов реформирования бухгалтерского (бюджетного) учета, обеспечивающая быстрый централизованный переход на обновленные условия ведения учета и формирования отчетности;

обеспечение достоверного учета имущества и обязательств публичного правового образования;

повышение качества ведения учета и составления отчетности на основе единой методологии, позволяющей стандартизировать учетные процедуры от момента создания первичного документа до формирования отчетности;

автоматизация бухгалтерского (бюджетного) учета на основе современных программ и технологий, унификация требований к программному обеспечению;

снижение уровня коррупции в учреждениях и повышение эффективности управления.

Передача функций по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета централизованным бухгалтериям целесообразна, прежде всего, при наличии в определенном публичном правовом образовании значительного количества учреждений, принадлежащих к одной сфере деятельности, имеющих каждое в отдельности небольшой объем финансово-хозяйственных операций (например, образовательные учреждения, учреждения культуры).

Однако данную форму организации учета можно применить ко всей бюджетной сфере публичного правового образования (поселения или муниципального района). В этом случае создается межведомственная централизованная бухгалтерия, которая обслуживает все учреждения (или большинство учреждений) независимо от их сферы деятельности, выполняя, таким образом, функцию учетного центра муниципального образования. При этом подлежат ликвидации существующие ведомственные централизованные бухгалтерии, бухгалтерские службы в администрации муниципального образования, в бюджетных учреждениях.

Как правило, централизация бухгалтерского учета осуществляется на основании документов, принятых соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления. В соответствии со ст. 162 БК РФ централизованные бухгалтерии создаются в организационно-правовой форме «учреждение» [1].

Учредителем централизованной бухгалтерии выступает орган государственной власти, а на муниципальном уровне - администрация муниципального образования. Работа учетного центра осуществляется на основании устава, утвержденного учредителем (решением представительного органа муниципального образования).

Централизованная бухгалтерия подведомственна, подотчетна и подконтрольна учредителю, является юридическим лицом, соответственно обладает всеми правами и обязанностями юридического лица, определенными ГК РФ. Она имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, лицевой счет, открытый в финансовом органе, печать, штамп со своим наименованием, бланки и другие реквизиты, отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учетного центра несет собственник имущества.

Деятельность централизованной бухгалтерии осуществляется также на основании следующих распорядительных документов, утвержденных ее руководителем (при необходимости - согласованных с учредителем):

штатное расписание;

положение по оплате труда работников учреждения, разработанное в соответствии с Примерным положением об оплате труда работников учреждений, подведомственных органу государственной власти (местного самоуправления);

должностные инструкции работников и др. [2].

Персонал централизованной бухгалтерии группируется в отделы по функциональному признаку, например, отдел учета бюджетных обязательств, отдел учета расчетов по заработной плате, отдел учета нефинансовых активов, отдел учета доходов и продуктов питания, отдел аналитики и отчетности.

Работа специалистов централизованной бухгалтерии характеризуется показателями качества оказания услуг по ведению учета и составлению отчетности.

В качестве таких показателей могут использоваться:

отсутствие обоснованных жалоб;

полное выполнение обязательств по договорам о предоставлении услуг (своевременность расчетов и выплат, отсутствие просроченной кредиторской и дебиторской задолженности и т. д.);

качество и своевременность предоставления отчетности;

отсутствие выявленных проверками нарушений по основной деятельности, фактов искажения отчетности, нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств.

Результаты централизации бухгалтерского учета можно проследить на примере Свечинского муниципального района. В 2011 году в состав района входило шесть сельских поселений: Администрация Благовещенского с/п., Администрация Круглыжского с/п., Администрация Октябрьского с/п., Администрация Свечинского с/п, Администрация Шмелевского с/п, Администрация Юмского с/п. В штате каждого сельского поселения на конец 2011 года приходился один главный бухгалтер с окладом в год 100 000 руб. В тоже время траты на информационной обеспечение, сопровождение бухгалтерской программы и обновление техники для бухгалтерии составляло в среднем 25000 руб. в год (минимум). Итого в целом траты сельских поселений в год составляли: 750 000 руб. в год. В эти расходы не включены траты на обучение бухгалтеров и еще много другое. Таким образом, на один из самых небольших районов области на ведение бухгалтерского учета в поселениях тратилось порядка 800 000 руб. в год. При этом качество бухгалтерского учета оставляло желать лучшего. При анализе ведения учета каждый раз выявлялись грубые нарушения ведения бюджетного учета.

В связи с реорганизацией района, и объединения поселений в одно Свечинского сельское поселение появилась и централизованная бухгалтерия сельских поселений. На данный момент, сельское поселение обслуживает два бухгалтера с окладом 150 000 руб. в год. В сентябре 2014 года в районе в рамках пилотного проекта был установлен программный комплекс Смета-СМАРТ. «Смета-СМАРТ» - централизованная информационная система, обеспечивающая удаленное ведение бухгалтерского и управленческого учета в казенных, бюджетных и автономных учреждениях вне зависимости от их территориальной удаленности.

Преимуществами данной системы является: применение единой учетной политики, плана счетов, структурного классификатора хозяйственных операций, а также единых жестких регламентов работы с контролем их соблюдения в реальном времени, что приводит к существенному повышению качества учета в учреждениях; автоматизированный централизованный контроль параметров качества финансового менеджмента учреждений; единое электронное хранилище документов (с приложением сканированных образов входящих первичных документов) для всех участников системы, которое исключает необходимость повторного ввода операций в т. ч. в случае любого взаимодействия между участниками системы и другое. Затраты на сопровождение и информационное обеспечение составляет примерно 30000 руб. в год. Выгода составляет 470 000 руб.. При этом эффективность и качество ведения бухгалтерского (бюджетного) учета повы силось, что отмечает контрольный орган департамента финансов Кировской области.

На этапе пилотного проекта данная система была внедрена еще в двух районах Кировской области: Арбажском и Богородском. Объединение всех муниципальных учреждение в единой базе района открывает большие возможности для повышения качества учета и контроля. Данная система позволяет проводить централизацию без фактического объединения бухгалтеров в одном месте. Каждый главный распорядитель бюджетных средств (управление культуры, образования, администрации) сохраняют свое место, а подключение к единой базе осуществляется удаленно посредством локальной сети или сети интернет.

Дальнейший этап работы состоит в оптимизации работы бухгалтеров. Единая база позволяет унифицировать все выходные формы, бухгалтерские проводки, формировать необходимые отчетные данные по всему району. Оптимизировав количество бухгалтеров, и проведя обучение, можно добиться высокого показателя качества и экономического эффекта от введения такой системы.

Автор считает, что в данной работе новыми являются следующие положения и результаты:

определены и сформулированы главные проблемы, затрудняющие ведение качественного бухгалтерского учета в муниципальных учреждениях;

раскрыты цели и общие положения централизации бухгалтерского учета;

рассмотрены примеры практического применения централизации;

показаны результаты и эффективность централизации, а так же возможность широкого применения полученных данных в других муниципальных районах.

Литература

Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Федеральный Закон от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».


Пересторонин Иван Владимирович, аспирант, Вятский государственный гуманитарный университет, г. Киров





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ