СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Особенности формирования экономики знаний в россии


ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ В РОССИИ

Данная статья анализирует явление экономики познаний как экономическую систему характерную для постиндустриального общества.

В ней представлена оценка перспектив России для перехода к этапу экономики знания, нужные факторы для этого, ряд мер, которые могут быть применены, чтобы ускорить процесс инновации экономики государства.

Ключевые слова: экономика знаний, постиндустриальное общество, информационные технологии, инновации, научный прогресс, неосязаемый капитал, человеческий капитал.

Современные научные достижения и стремительное развитие технологий, безусловно, предоставляют возможности, которые доселе были немыслимы. Но в то же время неумение адаптироваться к современному экономическому ландшафту, сформированному не столько грубой силой, питающейся материальными ресурсами, сколько нематериальным капиталом - информацией, инновациями, умением грамотно ориентироваться в мире, где коммуникация становится массовой, и сам мир становится «глобальной деревней», где каждое решение и каждый шаг может быть встречен мгновенной реакцией.

Процесс глобализации, ускоренный во второй половине двадцатого века развитием информационных технологий, делает конкуренцию еще

более ожесточенной и с каждым годом природные ресурсы теряют свою ценность как козырь в международной борьбе за экономическое превосходство.

Из эры экономики массового производства мы вступаем эру экономики знаний.

Словосочетание «экономика знаний» стало распространенным с помощью австро-американского ученого Фрица Махлупа, только поначалу он рассматривал экономику знаний только как сектор экономики, а не как полноценную смену индустриальному этапу экономики [8].

Экономика знаний характеризуется возрастающей ценностью нематериальных активов, ключом к конкурентному преимуществу становится научно-технологический прогресс, добиться которого можно с помощью инноваций и интеллектуального капитала.

Те страны, для которых данный факт стал инструкцией по применению, находятся на стадии подъема, тогда как другие страны ищут специалистов за рубежом и компенсируют дефицит человеческого капитала истощением собственных природных ресурсов.

Это актуально и для России, где необходимость вложений в достижения учено-технологического прогресса остается недооцененной. Существенная доля фирм фактически никак не инвестирует ни в формирование новых технологий, ни в модернизацию старых.

Но не только частные инвестиции должны двигать научно-технологический прогресс индустрии страны, государство также обязано проводить необходимые меры в данном направлении. Именно у него есть нужные рычаги, позволяющие принимать нужные меры для реформирования науки и образования, которые являются фундаментом экономики знаний.

Традиционно выделяют четыре столпа, на которых держится основание экономики знаний:

1) экономическую систему, которая обеспечивает эффективное взаимодействие различных государственных и негосударственных институтов, стимулирует генерацию новых знаний и способствует процветанию предпринимательства; 2) образованное и квалифицированное население; 3) развитую сеть фирм, исследовательских центров, университетов и других организаций, могущих привнести создавать глобально значимые инновации и адаптировать их для нужд отдельно взятых стран; 4) информационные и коммуникационные технологии, способствующие эффективному и быстрому созданию, обработке и распределению информации [19]. Именно государство может поспособствовать соблюдению этих четырех условий.

Вышеперечисленные четыре элемента играют ключевую роль в создании и развитии нужных исследований, которые позволят создать инновационные технологии.

Инновации - это главный ингредиент экономики познаний. Инновации позволяют не только совершенствовать традиционные секторы экономики, удовлетворять уже существующие потребности, но еще и производить продукт, потребность в котором покупатели раньше даже не ощущали до момента его появления (подобным продуктом были видеоигры для покупателей в 1970-х годах).

Переход к экономике знаний должен быть обеспечен целым рядом необходимых мер: финансовых, законодательных и прочих.

Например, задачей финансовой политики будет стимуляция инновационных процессов с помощью инвестирования научных исследований, созданий специальных грантов для университетов, повышение стипендий для молодых ученых, создание венчурных фондов.

Между затратами на НИОКР (научно-исследовательские и опытноконструкторские разработки) и подъемом прибыли крупнейших мировых компаний существует прямая связь. Для Европы, США и Азии статья расходов федерального на НИОКР является очень важной, ведь это значимо для неприкосновенности страны, ее благополучия и конкурентоспособности.

Нельзя переоценить значение решения проблемы эффективного превращения научных знаний в материальное благо ведь это позволяет увеличить занятность населения, улучшить его здоровье, окружающую среду и укрепить позиции страны в мире вообще.

Превращение науки и научного познания в один из главнейших факторов производства и финансового успеха связано с научно - промышленной революцией и стремительным переходом индустриального общества в постиндустриальное.

Г лавный капитал в постиндустриальном обществе - это информация. Лидером в постиндустриальную эру становится тот, в чьих руках сосредоточена информация, кто может уверено ее контролировать, пресекая ее утечку и добиваясь того, что актуальная информация в первую очередь достанется ему.

В связи с усовершенствованием коммуникационных технологий информация становится массовой, потенциально любая информация может быть доступной одновременно любому человеку в любой точке мира.

С одной стороны, это упрощает многие процессы, например, создает эффективную взаимосвязь сотрудников различных компаний друг с другом, что делает возможным сокращение транзакционных издержек. С другой - любой кризис может стать достоянием широкой общественности, если не применить нужных мер, любое неосторожное высказывание руководящего лица может вызвать скандал.

«Прозрачность» - одно из ключевых требований современного общества. Увеличивается ценность PR технологий как инструмента, способного наладить связь организации с общественными, политическими и финансовыми институтами.

Для российского бизнеса современные информационные технологии, к сожалению, становятся инструментом финансовых спекуляции, например, некоторые недобросовестные предприниматели могут теперь с большей легкостью выводить свой капитал из страны, чтобы избежать налогообложения.

Засевшие еще в девяностых оппортунистские настроения в российском бизнес менталитете не позволяют перестроиться к более открытому и прогрессивному ведению дел, поэтому в нашей стране экономический климат может считаться неблагоприятным, особенно для мелкого предпринимательства.

Главные игроки различных секторов рынка относятся друг к другу с недоверием, так и широкая общественность вообще до сих пор расценивает бизнес как нечто грязное, что не позволяет привлекать частных инвесторов как российских, так и зарубежных.

Часть этих проблем может решить законодательство, например, создав законы защищающих права миноритарных акционеров и тем самым наладив механизм дополнительного выпуска ценных бумаг, также следует уделять больше внимания протекции малого бизнеса от криминальных элементов и способствовать устранению бюрократических помех, отпугивающих потенциальных игроков рынка.

Другим способом является принуждение к раскрытию большего количества информации о различных предприятиях, о каждом шаге, о каждой проведенной сделке.

Для создания доброжелательной инвестиционной обстановки необходимо наладить информационную систему, в которой ключевые экономические показатели не будут противоречивыми и разрозненными.

Но начало пути к экономике познания лежит в образовании как двигателю научного прогресса. Ключевую роль в адаптации действующих учебных и научных институтов под нужды экономики познания играет государство.

Очевидны самые прямые способы воздействия на образовательные учреждения: повышение зарплат учителям и профессорам, повышение стипендий студентам и аспирантам, создание продвинутых научных центров при ведущих университетов страны. Это одни из немногих примеров, которые повышают квалификацию и стимулируют развитие научных работников нашей страны.

Но стоит уделить внимание еще и вопросам защиты интеллектуального труда, ведь жестокая борьба за инновации приводит к краже и подделке патентов, к научному шпионажу. Задача государства обеспечить обстановку, в которой подобное не станет правилом. Для этого нужна понятная и прозрачная система защиты интеллектуального труда.

Важнейшей проблемой, перед которой стоит наша страна, является утечка научных кадров за рубеж. Молодые специалисты в самых прогрессивных и актуальных направлениях уезжают на Запад, где созданы лучшие условия, существуют разнообразные льготы и гранты для них, а также выше уровень жизни и зарплаты. Важно, чтобы молодые ученые как ключевой актив в экономике познания чувствовали себя элитой в собственной стране.

Также, государство может помочь наладить кооперацию различных институтов, которые производят инновации (университеты, научно-исследовательские центры), с организациями, которые их применяют. Нужно следить за тем, что крупнейшие предприятия страны могли моментально узнавать о тех инновациях, которые они могут применять в производстве не только в пределах работы своего собственного отдела по научным разработкам, но и за пределами, например, в любом из вузов страны.

Чтобы лучше понять, как устроена экономика знаний, стоит обратиться к модели тройной спирали. Она демонстрирует то, как университеты,

индустрия и государство должны взаимодействовать в условиях новой экономики [18].

Ключ к успешному формированию современной системы экономики как раз в эффективной коммуникации высших учебных заведений, промышленности и власти.

Проблема состоит в том, что три эти среды функционируют принципиально по-разному и все эти три механизма нужно оптимизировать друг под друга. Производство знаний требует максимальной креативной свободы, производство материальный благ должно быть регламентировано, но в всегда присутствует элемент хаоса, так как не существует ни одного стабильного рынка, а социальное управление требует максимальной директивности и регламентации [4].

Таким образом, уже можно выделить несколько направлений государственного вмешательства в научную среду: финансировании научнотехнологических исследований на самых на ранних этапах, способ наладить связь крупных и мелких предприятий с государственными образовательными и научными учреждениями для эффективного использования- научных достижений в производстве, создание эффективной и простой системы защиты интеллектуальной собственности как для научных работников, так и для компаний, развитие обмена знаниями внутри страны и международного, в виде организации различных научных мероприятий, например, конференций, соревнований, конкурсов.

Также государство может поощрять научные инновации налоговыми льготами, как уже применяется в развитых странах и выделять часть федерального бюджета на расходы на научно-исследовательские и опытноконструкторские разработки (НИОКР).

Реальная ситуация пока складывается не лучшим образом. Сама свежая из доступных статистик показывает, что в 2012 году в России в производство знаний вкладывают только 1,12 % ВВП. Для сравнения в странах- лидерах по затратам на исследования и разработки (Финляндии, Израиле и Корее) этот показатель равен 5 % [6].

Подобная ситуация позволяет некоторым западным экспертам рассматривать Россию как страну с малым научным потенциалом.

Развал СССР сал причиной утечки огромного количества научных кадров за границу. А государство, которое в первую очередь занималось всеми сложностями, связанными с переходом на рыночную экономику, не могло позволить себе уделить достаточное внимание развитию науки.

Это привело к сокращению финансирования научных работ, что только подталкивало талантливых русских ученых искать признания за рубежом.

Часть научных работников сменила профессию. В советскую эпоху численность научных кадров была неоправданно высокой, что не всегда сказывалось на его качестве, а с ее концом сработал принцип естественного отбора, и многим пришлось адаптироваться к новой среде. Падало число проектных организаций, конструкторских бюро, профессия ученого переставала быть престижной, и популярным становилось предпринимательство. Произошел возрастной разрыв: научные работники старели, а приток молодых ученых был смехотворен, что поставило под угрозу преемственность и существование важнейших научных направлений и школ.

Долгий период экономика России была основана на махинациях, а не на создании чего-то нового, что теперь усложняет переход к экономике знаний.

До сих пор не налажено производственное использование научных исследований. Отечественные фирмы выбирают покупку импортного оборудования, а не финансирование научных исследований в пределах своей родины, что снова подводит к проблеме коммуникации коммерческих и научных институтов: бизнес не предъявляет спроса на отечественные научные разработки, а наука пренебрегает необходимостью привлекать частных инвесторов. Научные исследования экспортируются учеными, а предприниматели импортируют продукты интеллектуального труда из зарубежа.

Для перехода на уровень экономики знаний важно преодолеть стереотип русской экономики как экономики недр и культивировать в массовом сознании важность высоких технологий и образования. По данным на 2012 год в Росси только 9,5 % экономически активного населения занято в образовании, а численность научного персонала занятого исследованиями и разработками с 2005 до 2012 года сокращалась, и если пять лет назад в научной сфере было задействовано 813 с лишним тысяч человек, то теперь - 726 тысяч человек [15].

Несмотря на подобную статистику, есть и положительные показатели, например главным направлением среди абитуриентов российских вузы в 2015 году стало инженерное направление, также популярными стали такие «продвинутые» профессии как IT-специалисты и разработчики нанотехнологий [15].

По словам действующего председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева главном задачей в образовании является преодоление дефицита среднего и технического образования, а также стимулирование «непрерывности» образования, повышения квалификации работников во всех сферах [9].

В постиндустриальную эпоху другим важнейшим фактором производства, помимо информации, является человеческий капитал. Ключевые социальные и демографические показатели напрямую влияют на экономическое развитие страны.

Богатые страны уже давно перешли на неосязаемый капитал как на движущую силу экономики. В составе национального богатства таких стран природного капитала только 2 %, физического - 17 %, а неосязаемого - 80 %. В России же экономика до сих пор остается основанной на природных ресурсах, национальное богатство нашей страны состоит из 44 % природного, 40 % физического и только 16 % неосязаемого капитала [14].

Важно понимать ценность развития неосязаемого капитала и главной его составляющей - человеческого капитала.

На качество человеческого капитала влияет здоровье, образование, благополучие населения, от этих элементов зависит его квалифицированность, трудоспособность. Важны не только количественные характеристики человеческих ресурсов, но и качественные.

Несмотря на то, что наша экономика до сих пор остается зависимой от природных ресурсов нельзя говорить о том, что качество российского человеческого капитала не отвечает признанным стандартам.

В марте 2015 года Всемирный экономический форму представил «Отчет о человеческом капитале 2015», составленный совместно с консалтинговой компанией Mercer.

В этом отчете представлен рейтинг развития человеческого капитала, Россия заняла в нем довольно высокое 26 место, обогнав все страны БРИКС, первая пятерка состоит из Японии, Канады, Швейцарии, Норвегии и Финляндии [20].

Суть рейтинга заключается в измерении возможностей развития человеческого капитала, ключевыми факторами здесь стали доступность, качество образования, повышения квалификации, занятость населения, его компетентность и навыки, а всего для составления рейтинга было принято во внимание 46 параметров.

Именно доступность образования стала козырем России, например, первое место она занимает по доступности начального образования, но слабым местом стали такие демографические показатели, как, например, продолжительность жизни, в этом списке Россия занимает 89 место.

Действительно, по показателям здоровья и смертности наша страна занимает незавидное положение в мировых рейтингах. Так, Россия занимает перовое место по числу пострадавших от алкоголя, также Россия является первой по употреблению алкоголя среди молодежи [11].

Другими показателями, нелестно говорящими о качестве жизни в России, является процент курящего населения. По данным Всемирной организации здравоохранения Россия располагается на первой строчке рейтинга стран Европы по количеству курильщиков [3], а в 2012 году Россия возглавляла первое место по проценту регулярных курильщиков среди населения (около 60 % мужчин и около 20 % женщин), если сравнивать с другими странами, то у США среди мужчин курящих около 20 %, а среди женщин около 10 % [5].

Также по статистике Россия является одной из первых стран в мире по количеству подростковых самоубийств. По словам «Российской газеты» уровень суицидов среди российских детей и подростков - около 16 случаев на 100 тысяч подростков, тогда как в мире этот показатель - 6-7 случаев на 100 тысяч [2].

Значительно более высоко в России, чем в Западной Европе, показатель смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, а также от внешних причин, вроде травм и отравлений, это напрямую связано с количеством употребления спиртных напитков [17].

Неутешительными остаются цифры рождаемости и смертности. Число первого падает, а второго, наоборот растет. Темп роста населения в Росси также невысок - 0,22 %, что ниже многих стран Европы.

К счастью, демографические недостатки частично нивелируются достижениями в образовании. Высок уровень получающих среднее и высшее образование. Достаточно высоко место в рейтинге качества человеческого капитала в возрасте от 15-24 лет (13 место), от 55 до 64 (17 место) и от 65 лет (15 место). Рейтинг возрастной группы от 25 до 54 лет пострадал из-за низкой оценки в простоте нахождения опытных работников (107 место) и в слабой развитости занятий по тренировке персонала (79 место) [20].

Другой минус российской образовательной системы - это большой процент выпускников вузов, которые учатся не по специальности, что является одной из причин низкого коэффициента производительности труда в стране [7].

Также вызывает вопрос качества образования в Росси. Одним из показателей, которым можно измерить эффективность высшего образования в России - это позиция высших учебных заведений в международных рейтингах, например в международном рейтинге лучших вузов Times Higher Education МГУ занимает 196 место, а вторым российским учебным заведением, которое там находится, является Новосибирский государственный университет, занимающий только 301 место [12].

Таким образом, становятся ясными два рода проблем качества человеческого капитала: демографические проблемы, которые могут быть решены улучшением социальной обстановки, пропагандой здорового образа жизни и другими мерами, связанными со здравоохранением, и проблемы качества высшего образования.

Снижение качества образования может объясняться недостаточным вложением государства в него. Так, государственная политика напрямую решает проблему низкого уровня заработной платы в сфере образования, ведь в некоторых регионах заработок учителей и профессоров может не достигать прожиточного минимума.

Одним из показателей, говорящим о снижении качества образования, является снижение навыков чтения среди школьников, зафиксированное исследованием PISA (Programme for International Student Assessment) 2003 года. По результатам 2003 года читательские навыки среди школьников до 15 лет понизились в сравнении с результатами исследования 2000 года. Россия тогда заняла третье место среди 40 обследованных стран. Удручающими результатами были и по математическим способностям, тогда Россия заняла 30 место [10].

Парадоксальная ситуация сложилась в высшем образовании: сокращается государственное финансирование учебных учреждений, но растет их количество. При сохранении этой тенденции уже в самое ближайшее время возникнет положение, при котором число мест в вузах превысит количество выпускников средней школы. Такое экстенсивное разрастание высшей школы, хотя и свидетельствует о росте престижа высшего образования, вряд ли может радовать, поскольку не только не сопровождается ростом качества обучения, но, напротив, идет параллельно с его снижением.

Разумеется, негативно на качестве образования сказался резкий переход на рыночную экономику после распада Советского Союза. Это привело к сокращению государственных расходов на науку и образование. Но к середине нулевых годов ситуация начинает меняться: в 2006 году Закон о бюджете предусматривал 211 млрд рублей на образование, а в 2013 году 597, 4 млрд рублей.

В России 4 % от ВВП расходуется на образование. Среди развитых стран лидером по затратам на образование в процентах от ВВП является Дания - 8,7 процентов, а другие ведущие страны, такие как Великобритания, США или Швейцария расходуют в районе 5,5 % от своего ВВП [13].

Для многих стран расходы на образование становятся приоритетными, но в России доля от ВВП расходующаяся на образование меньше, чем процент ВВП, уходящий на военные расходы. В России за 2014 года на военные расходы было потрачено 4,5 %от ВВП страны. Аналогичный показатель у США будет равен 3,5 %, у Великобритании 2,2 %, и у той и у другой страны этот процент значительно меньше, чем потраченный на образование.

Другой показатель, говорящий о качестве человеческого капитала в стране, - это индекс развития человеческого потенциала, составленный ООН.

Индекс развития человеческого потенциала призван исследовать благоприятность социальной среды страны для всех социальных слоев ее населения, степень социальной и профессиональной мобильности в ней, есть ли у жителей этой страны равные права на развитие, как легко разным по социальным характеристикам жителям страны преуспеть в карьере, одинаковые ли шансы, например, будут у мужчины и женщины в какой- либо профессии, как легко бедному ребенку получить хотя бы начальный уровень образования.

Этот индекс составляется из трех других индексов: индекса ожидаемой продолжительности жизни, индекса образования и индекса валового национального дохода.

Становится ясно, что и в этом рейтинге качество образования и качество здравоохранения снова будут ключевыми элементами.

Следовательно, понятно, что именно на эти два элемента должно быть направлено внимание государства для улучшения человеческих ресурсов страны.

Резюмируя, нужно еще раз повторить, что Россия как страна, которая ценит свою целостность и независимость и дорожит своим статусом одного из важнейших игроков на геополитической арене, обязана идти в ногу со временем.

Последние скачки цен на нефть еще раз показывают, как опасно полагаться в экономике на природные ресурсы государства.

Многие годы развитой индустриальной промышленности нашей страны приносили плоды и позволяли держать ключевые макроэкономические показатели на высоком уровне.

Но уже сейчас видно, что слишком много времени было потрачено на поддержание устаревшей индустриальной системы, и многолетняя недооценка значимости неосязаемых ресурсов уже бьет по экономике России.

Для того, чтобы исправить положение нужно заботиться о главном нематериальном капитале государства - его населении.

Забота о нем начинается с улучшения демографической ситуации в стране. Высокие показатели смертности, низкие показатели рождаемости, безработица, количество зависимых от запрещенных наркотических средств и алкоголя - все это должно быть тревожными звонками, говорящими о том, что нужно проведение ряда мер, улучшающих качества человеческого капитала с помощью системы здравоохранения.

Популяризация здорового образа жизни, сбалансированного питания, спорта, повышение качества медицинского обслуживания, улучшение осведомленности населения о возможных проблемах здоровья, напоминание о необходимости регулярных медицинских проверок - все это закладывает фундамент для улучшения человеческих ресурсов страны.

Другим элементом, отвечающим за качество нематериальных ресурсов государства, является образование. Нужно повышать качество образования на всех уровнях - начальном, среднем и высшем. Важно, чтобы с самого раннего возраста ребенок получал общенаучные широкие познания, которые тренируют его ум и делают его гибким и восприимчивым к новой информации.

Нужно убедиться, что образовательные программы соответствуют запросам времени и ученик будет готов к вызовам, которые бросает постиндустриальное общество человеку. Важно понимать значение комплектации школ, ведь для многих регионов проблема недостатка современного оборудования является одной из критических.

Помимо общенаучных предметов, важно развитие узко профильного образования, возможность обучения ребенка азам конкретной профессии еще со средней школы.

Авторы считают, что в данной работе новыми являются следующие положения и результаты: доказано, что необходимо повышать качество высшего образования в стране; престижность российских вузов на международной арене; научная среда нуждается в финансировании как государственном, так и частном.

Приведенный список организационных мер по улучшению нематериального капитала страны, разумеется, недостаточен. Проблему средств перехода на этап экономики знаний нужно продолжать развивать для того, чтобы найти новые способы совершенствования российской экономики.

Литература

Абитуриенты 2015 в России выбирают профессию инженера // «Новая газета», 2015. - Режим доступа: www.novayagazeta-ug.ru.

В России снизилось число самоубийств // Российская газета, 10.09.2014. - Режим доступа: www.rg.ru.

ВОЗ: больше всех в Европе курят россияне // Газета.т, 23.09.2015 - Режим доступа: www.gazeta.ru.

Г оженко К. Экономика знания как инновационная система // Электронный научный журнал «Управление экономическими системами».

- Режим доступа: www.uecs.ru.

Добрынина Е. Россияне курят больше всех // Российская газета,

- Режим доступа: www.rg.ru.

Ежегодный мониторинг средств, выделенных из федерального бюджета на финансирование НИОКР // Аналитический центр при Правительстве Российской федерации, 2013. - Режим доступа: www.ac.gov.ru.

Коптюбенко Д. Россия уступила Прибалтике по качеству человеческого капитала // РБК.ги, 13.05.2015. - Режим доступа: www.top.rbc.ru.

Макаров В.Л. «Экономика знаний: уроки для России» // Электронный архив журнала «Наука и жизнь». - Режим доступа: www.nkj.ru.

Медведев Д. Новая реальность: Россия и глобальные вызовы // «Российская газета» 23.09.2015. - Режим доступа: www.rg.ru.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (2003 г.) // Центр оценки качества образования, 2003. - Режим доступа: www.centeroko.ru.

Россия возглавила рейтинг смертности от алкоголя // Росбалт, 12.05.2015. - Режим доступа: www.rosbalt.ru.

Российские вузы в международных рейтингах. Досье // ТАСС/

Режим доступа: www.tass.ru.

Рейтинг стран по уровню расходов на образование // Центр гуманитарных технологий. - Режим доступа: www.gtmarket.ru.

Сасаки М. Доверие в современной России // Вопросы экономики.

2010.

Численность и структура занятых в экономике по месту основной работы и видам экономической деятельности в 2012 г. // Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: www.gks.ru.

Численность персонала занятого научными исследованиями и разработками // Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: www.gks.ru.

Шутова Е. «Устаревшая инфраструктура - решетки на окнах и искрящие обогреватели» // Газета.т, 20.02.2015.

- Режим доступа:

www.gazeta.ru.

Leydesdorff L., Meyer M. The Triple Helix Model and the Knowledge- Based Economy // Amsterdam School of Communications Research (ASCoR), University of Amsterdam. Kloveniersburgwal 48, 1012 CX Amsterdam, The Netherlands.

The Four Pillars of The Knowledge Economy // World Bank Institute. go.worldbank.org.

The Human Capital Report 2015 // World Economic Forum, 2015. http: //www3 .weforum.org


Г ребеник Виктор Васильевич, д.э.н., доцент, профессор кафедры бухгалтерского учета и налогообложения, Московский университет имени С.Ю. Витте, г. Москва Туманов Игорь Анатольевич к.э.н., доцент, заместитель генерального директора ЗАО «Меттэм-Бетар», г. Москва, Туманов Арсений Игоревич, аспирант, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ