СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Особенности ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства


ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Статья посвящена вопросам особенностей ведения бухгалтерского учета субъектами малого и среднего предпринимательства. Автор приводит понятие субъектов малого предпринимательства, рассматривает меры государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Особое внимание уделено упрощенному порядку ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на малых предприятиях.

Ключевые слова: Бухгалтерский учет, малые предприятия, субъекты малого и среднего предпринимательства, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

С момента принятия закона, где впервые было дано определение субъекта малого предпринимательства прошло уже немало времени. Федеральным законом от 29.06.2015г. №156-ФЗ были внесены очередные изменения в понятие субъекта малого предпринимательства, а точнее, уточнены критерии отнесения субъектов к малым и средним.

Давайте разберемся, какие предприятия, сегодня можно отнести к субъектам малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209- ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» субъектами малого и среднего предпринимательства признаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными указанным Законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям [2].

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства представлены в ст. 4 Закона № 209-ФЗ.

К таким субъектам относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы, коммерческие ор451 ганизации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, для которых должен выполняться ряд условий:

доля участия в уставном капитале;

средняя численность работников;

выручка от реализации товаров (работ, услуг).

Доля участия в уставном капитале

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся юридические лица, в уставном капитале которых:

суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %;

суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать 49 % каждая.

Средняя численность работников

Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий.

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг)

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. [2]

Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг):

для микропредприятий - 120 млн руб.;

для малых предприятий - 800 млн руб.;

для средних предприятий - 2 млрд руб.

До принятия данного Постановления Правительства РФ предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливались один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. В настоящее время указанная норма утратила силу, что дает возможность предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) Правительству РФ устанавливать по мере необходимости [8].

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений средней численности работников и выручки от реализации товаров (работ, услуг), в течение трех календарных лет, следующих один за другим. До последних, внесенных изменений в Федеральный закон № 209-ФЗ, данное условие должно было выполняться в течение двух календарных лет подряд.

В соответствии со ст.

7 Федерального закона № 209-ФЗ в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены следующие меры:

специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий;

упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;

меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона меры. [2]

Остановимся на некоторых из них.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства возможно использование:

для юридических лиц: общей системы налогообложения, упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

для индивидуальных предпринимателей: общей системы налогообложения, упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентной системы налогообложения.

На сегодняшний день выбор любой системы налогообложения для налогоплательщика является добровольным. Субъекты малого предпринимательства, согласно пп. 1 п. 4 ст. 6 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в том числе составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Это правило не распространяется на предприятия, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту. [1]

Более конкретно об упрощенном порядке ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности говорится в Информации Минфина России № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»:

При организации бухгалтерского учета малое предприятие, применяющее упрощенные способы, должно исходить из требования рациональности, т. е. его учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины этого предприятия. [7]

Для ведения бухгалтерского учета малые предприятия могут использовать сокращенный план счетов бухгалтерского учета по сравнению с типовым Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000г. № 94н. Предлагаемый упрощенный план счетов, уже ранее был предложен для малых и средних предприятий, Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными приказом Минфина России от 21.12.1998г. № 64н. [3]

Для систематизации и накопления информации организация, применяющая упрощенные способы, может принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета.

Это не новость для субъектов малого предпринимательства.

Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства № 64н была предусмотрена такая упрощенная форма бухгалтерского учета, позволяющая малым предприятиям вести бухгалтерский учет:

по простой форме бухгалтерского учета без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия;

по форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.

455 Первый вариант упрощенной формы рекомендован субъектам малого предпринимательства, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющим производство продукции (работ, услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов.

Простая форма предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Книга (журнал) является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств у субъекта малого предпринимательства на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

Второй вариант, с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия рекомендован субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производство продукции (работ, услуг).

При данной форме предполагается вести регистрацию фактов хозяйственной деятельности в ведомостях, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. [3]

Организация, применяющая упрощенные способы, может принять решение об использовании кассового метода учета доходов и расходов.

В чем суть данного метода? Малые предприятия признают выручку не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию (отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу), а по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков) или иной формы оплаты при соблюдении условий, предусмотренных п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации». [4]

Если малое предприятие заявляет в учетной политике кассовый метод признания выручки, то и расходы, в соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации», признаются после осуществления погашения задолженности. [5]

Малое предприятие, применяющее упрощенные способы, может принять решение воспользоваться льготами по ведению бухгалтерского учета, а именно:

- не проводить переоценку основных средств и нематериальных активов для целей бухгалтерского учета;

456 не отражать обесценение нематериальных активов в бухгалтерском учете;

осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется;

не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.);

принять решение признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции (товаров, работ, услуг) полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности;

признавать все расходы по займам прочими расходами;

отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности только суммы налога на прибыль отчетного периода без отражения сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов. В бухгалтерской отчетности организация, применяющая упрощенные способы, может не раскрывать отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и т. п. объекты.

Руководитель малого предприятия, применяющей упрощенные способы, может принять ведение бухгалтерского учета лично на себя. Данная прерогатива, в настоящее время, предоставлена только малым предприятиям.

Организация, применяющая упрощенные способы, может составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме. Предполагается, что у малых предприятий отчетность может включать только бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. [7]

Остальные формы отчетности, предусмотренные Приказом Минфина России от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», могут составляться малыми предприятиями в случае наличия у предприятия наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения малого предприятия или финансовых результатов его деятельности. [6]

Малые предприятия, применяющие упрощенные способы, вправе самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности. При этом предприятие может использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, представленные в приложении № 5 Приказа Минфина России от 02.07.2010 г. № 66н.

Малые предприятия могут включать в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах показатели только по группам статей, т. е. без детализации показателей по статьям.

Организация, применяющая упрощенные способы, может раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных организаций.

Малые предприятия могут:

не раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности;

не представлять информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности;

принять решение не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности.

при отражении в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты исходить из требования рациональности.

Малое предприятие, применяющее упрощенные способы, приводит в бухгалтерской отчетности показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях обособленно лишь в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Организация, применяющая упрощенные способы, может отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.

Малые предприятия, применяющие упрощенные способы, могут исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного пересчета с включением прибыли или убытка, возникших в результате исправления указанной ошибки, в состав прочих доходов или расходов текущего отчетного периода. [7]

Малые предприятия вне зависимости от выбранной системы налогообложения наряду с бухгалтерской и налоговой отчетностью формируют и представляют отчетность в органы государственной статистики.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства установлен упрощенный порядок представления первичных статистических данных.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 209-ФЗ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся сплошные и выборочные статистические наблюдения. [2]

Сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого предпринимательства проводятся один раз в пять лет.

Выборочные статистические наблюдения проводятся путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых предприятий и ежегодных обследований деятельности микропредприятий.

При выборочном наблюдении отчетность по формам представляют только те предприятия, которые попали в выборку.

Малые предприятия должны представлять в территориальный орган статистики форму статистической отчетности № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия». Для определенных видов деятельности предусмотрены специальные статистические формы. Для микропредприятий утверждена форма № МП(микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятий».

Автор считает, что в данной работе систематизирован материал из различных законодательных актов и нормативных документов о порядке ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства, а именно, о возможности малыми предприятиями применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

Литература

О бухгалтерском учете: федер. закон: принят Гос. Думой 22 ноября 2011 г.: одобр. Советом Федерации 29 ноября 2011 г.

О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон: принят Гос. Думой 6 июля 2007 г.: одобр. Советом Федерации 11 июля 2007 г.

Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства: Приказ Минфина России от 21.12.1998 г. № 64н.

Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: Приказ Минфина России от 06.05.1999 г. № 32н.

Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: Приказ Минфина России от 06.05.1999 г. № 33н.

О формах бухгалтерской отчетности организаций: Приказ Минфина России от 02.07.2010 г. № 66н.

Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности: Информация Минфина России № ПЗ-3/2015.

Руденко Л.Г. Формирование сбалансированной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в сфере здравоохранения: монография / Л.Г. Руденко. Моск. ун-т им. С.Ю. Витте. М.: изд. «МУ им. С.Ю. Витте», 2015. 130 с.

Никитин В.В. Субъекту малого предпринимательства о льготах, касающихся ведения бухгалтерского учета и составления отчетности // Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2015. - № 1.

Фирфарова Н В. Субъектам малого предпринимательства об изменениях в законодательстве // Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение». - 2015. -№ 4.


Бачуринская Ирина Николаевна, к. э. н, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и финансов, ФГБОУ ВО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. г. Киров





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ