СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Сущность и система показателей экономического эффекта и эффективности


СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА И ЭФФЕКТИВНОСТИ

В теории и практике анализа для оценки того, насколько эффективна деятельность компании, применяют разнородные показатели доходности, различающиеся как целями применения, так и методикой их расчета и интерпретации. Это создает проблему их взаимной увязки и, самое главное, обоснования того показателя, который может быть использован как обобщающий критерий эффективности. В то же время наличие такого критерия позволяет дать комплексную картину эффективности функционирования организации.

Ключевые слова: экономический эффект, экономическая эффективность, рентабельность.

Понятия «экономический эффект» и «экономическая эффективность» относятся к числу важнейших категорий рыночной экономики. Они тесно связаны между собой. Экономический эффект предполагает какой-либо полезный результат, выраженный в стоимостной оценке. Обычно в качестве этого полезного результата выступают две его разновидности: первая - это выручка, доходы, прибыль (в известном смысле это прямые показатели эффекта), вторая - экономия затрат и ресурсов (косвенные или опосредованные показатели эффекта).

Экономический эффект - величина абсолютная, объективно зависящая, прежде всего, от размеров предприятия и масштабов его деятельности. Экономическая эффективность - это величина, отражающая соотношение между результатами деятельности, с одной стороны, и затратами живого и овеществленного труда или ресурсами, привлеченными (использованными) для получения этого результата, с другой

Таким образом, экономическая эффективность - это величина относительная, получаемая в результате сопоставления эффекта с затратами или ресурсами. Её уровень зависит и от величины экономического эффекта, и от размера затрат и ресурсов, которые вызвали данный эффект.

Обычно анализируются оба показателя, характеризующие успешность экономической деятельности предприятия, так как по отдельности показатели эффекта и эффективности не могут дать полной и всеобъемлющей оценки деятельности предприятия. Например, возможна ситуация, когда достигнут значительный экономический эффект, выраженный в полученной выручке или прибыли при относительно низкой экономической эффективности. И наоборот, производство может характеризоваться высоким уровнем эффективности при сравнительно небольшой абсолютной величине эффект [1].

Таким образом, основное отличие между рассматриваемыми категориями заключается в типе величин (абсолютная и относительная). Но не только это. Теоретически эффект, что называется, очевиден, и формально его можно измерить (а, значит, учесть и отразить в бухгалтерском учете и отчетности). Чтобы установить эффективность, необходимо проведение расчетов той или иной степени сложности.

И эффект, и эффективность могут быть как положительными, так и отрицательными (например, в случае получения убытка). На практике также применяется понятие «нулевого эффекта» - что следует понимать как отсутствие положительного эффекта (например, равновеликие величины дополнительных затрат и полученных доходов).

Как отмечалось выше, показатели эффекта - это не только выручка, доходы, прибыль, но и экономия затрат и ресурсов. В этом смысле эффект может быть определен путем расчета относительной экономии или перерасхода ресурсов или затрат. Алгоритм расчета достаточно универсален, на примере затрат на производство (продажу) продукции выглядит следующим образом где TpN - темп роста производства (продаж)

Отражает сумму относительной экономии (перерасхода) затрат с учетом изменения объемов производства и продаж продукции. При этом

АЗотн. 0 - означает относительный перерасход затрат, связанный с тем, что затраты выросли относительно больше, чем увеличились объемы производства (последние, кстати, могли и снизится при росте затрат);

АЗотн 0 - означает относительную экономию затрат, т. е. в контексте рассматриваемого вопроса это и есть экономический эффект, когда результат (здесь - рост производства и продаж) достигается сравнительно мень- тттими затратами.

Аналогичные расчеты могут быть сделаны и по другим видам затрат, ресурсам (активам) и капиталу.

В основе экономической эффективности лежит интенсификация использования производственных и финансовых ресурсов. Интенсификация производства выступает причиной, основой, а эффективность - ее проявлением, следствием.

Показатели эффективности разнообразны.

Производственноэкономическую эффективность характеризуют такие известные (можно сказать, классические) показатели:

производительность труда и трудоемкость (характеризуют эффективность затраченного живого труда);

материалоотдача и материалоемкость (характеризуют эффективность потребленных материальных ресурсов, т. е. эффективность материальных затрат);

фондоотдача и фондоемкость (как и предыдущие показатели, характеризуют эффективность использования овеществленного труда, в данном случае, выступающего в виде средств труда - основных фондов) и др.

Финансово - экономическая эффективность характеризуется прежде всего показателями рентабельности и оборачиваемости. Оборачиваемость характеризует эффективность авансированных средств (капитала, вложенного в соответствующие активы). Кстати сказать, фондоотдача есть не что иное, как коэффициент оборачиваемости основных средств. В определенном смысле оборачиваемость имеет двойственную сущность - это одновременно и показатель эффективности использования вложенных средств,

444 и интенсивности использования ресурсов (не вызывает сомнения, что рост количества оборотов активов означает более интенсивное использование вложенных средств).

Безусловно, главным показателем эффекта деятельности в рыночной экономике, целью любого бизнеса является прибыль. Однако и по этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованные выводы об успешности работы компании. Определенная сумма прибыли может быть результатом разновеликих по масштабам деятельности и размерам вложенного капитала коммерческих организаций. Соответственно и степень относительной весомости этой суммы будет неодинаковой. Поэтому объективность сравнений возможна только по относительным показателям «прибыльности», а именно, по показателям рентабельности, [3].

Рентабельность - это основной показателей эффективности деятельности. Вообще говоря, рентабельность является естественным, данным самой рыночной экономикой, своего рода интегральным показателем эффективности, поскольку соединяет в себе всю совокупность факторов, воздействующих на результативность работы компании, [4].

В экономическом анализе в настоящее время рассчитывается целый спектр показателей рентабельности. Выбор конкретного показателя зависит от того, с какой позиции оценивают эффективность финансовохозяйственной деятельности. Безусловно, что обязательным элементом алгоритма расчета (показателем эффекта в числителе дроби) является прибыль. Выбор вида прибыли (валовой, от продаж, до налогообложения или чистой), определяется целевым назначением того или иного показателя рентабельности. Конкретное название показателя определяется базой сравнения (видом ресурсов или затрат) в знаменателе дроби.

Особенностью показателей рентабельности является то, что, в отличие от других показателей эффективности, они характеризуют эффективность как потребленных, так и авансированных ресурсов.

Поэтому их можно подразделить на две категории:

- показатели рентабельности затрат (или потребленных ресурсов). В число этих показателей входит рентабельность текущих затрат в основной деятельности (произведенных затрат). В определенном смысле к этой же группе можно отнести рентабельность продаж, если исходить из логики, что выручка от продаж - это своего рода «превращенная форма затрат» (стоимость затрат составляет основу выручки и превращается в неё после продажи продукции). Однако с практической стороны представляется не столь важным, войдет ли рентабельность продаж в данную группу, или составит отдельную категорию. В рамках внутреннего анализа показатели этой группы могут быть определены не только в целом по организации, но и по отдельным сегментам бизнеса - видам деятельности, видам продукции и каналам реализации и др.

- показатели рентабельности авансированных ресурсов (капитала, авансированного в бизнес и сформировавшего соответствующие активы). В эту группу входит большое число показателей - рентабельность текущих и совокупных активов, производственных активов, собственного и совокупного капитала, перманентного капитала, инвестированного капитала и др. При этом рядом авторов предлагается расчет рентабельности заемного капитала, но, на наш взгляд, это нецелесообразно, поскольку логика финансовых сопоставлений требует другой характеристики - «цены» заемных средств.

Итак, в аналитической теории и практике используются различные алгоритмы расчета показателей рентабельности и их интерпретации. Какого-то единого универсального показателя не существует. Система основных показателей, их алгоритмов и экономических интерпретаций, рекомендуемая одним из авторов статьи - Л.А. Адамайтис, представлена в таблице 1. [2]

В экономической литературе встречается много других показателей рентабельности, и для исключения дублирования следует сравнивать алгоритмы расчета, что к тому же позволит избежать и излишней перегруженности системы показателей.

Показатели рентабельности рассчитываются либо в процентах, либо в виде коэффициентов. Первый вариант целесообразен в тех случаях, когда эти показатели представляют собой отдельную анализируемую позицию, более того, процентное выражение их более привычно и понятно. Если же те или иные показатели рентабельности являются промежуточными элементами дальнейших сложных алгоритмов, то целесообразнее и проще для расчетов представлять их в виде коэффициентов.

Таблица 1- Система основных показателей рентабельности

Показатель
Алгоритм расчета
Экономическое содержание показателя
1 Рентабельность текущих затрат в основной деятельности
Rrs=nn/Q где ПП - прибыль от продаж; С - себестоимость продукции (продаж)
Характеризует величину прибыли от продаж, полученную на рубль расходов по обычным видам деятельности. Высокое значение показателя свидетельствует об эффективности затрат в основной деятельности. Низкое значение может быть связано с высокими затратами при их низкой доходности.
Обычно в расчет показателя берется полная себестоимость продаж (с учетом коммерческих и управленческих расходов периода).
2. Рентабельность оборота (продаж)
Характеризует величину прибыли, содержащейся в каждом рубле выручки.
2.1 по прибыли от продаж
Rпp=ПП/V, где ПП - прибыль от продаж; V - выручка
Характеризует результаты основной деятельности, поэтому логичнее использовать термин «рентабельность продаж» или «коммерческаярентабельность». Высокая прибыль на единицу продаж как правило свидетельствует об успехах фирмы в основной деятельности, а низкая - о небольшом спросе на продукцию, что требует активизации маркетинга, высоких затратах, что означает необходимость анализа затрат по их видам, поиска резервов снижения. Этот показатель не испытывает влияния элементов, не относящихся к продажам, поэтому позволяет наиболее точно оценить эффективность управления продажами в основной деятельности
2.2 по чистой прибыли
Rпp=ПЧ/V, где ПЧ - чистая прибыль;
V - выручка.
Более правильным названием следует считать «рентабельность оборота», поскольку используемая в расчете чистая прибыль - это итоговый показатель эффекта деятельности фирмы, а выручка в данном случае играет роль оборота, т. е. показателя масштабов деятельности предприятия. Показатель характеризует чистую рентабельность оборота.
3 Рентабельность активов
Характеризует величину прибыли, полученной на рубль активов, задействованных в бизнесе компании..
На показатели в определенной степени влияет порядок отражения активов в балансе (учетная политика). Занижение валюты баланса на отчетные даты приводит к завышению показателей рентабельности, а «раздувание» баланса - к их занижению.
Рентабельность текущих активов:
по прибыли до налогообложения
RтА=ПДН/At, где ПДН - прибыль до налогообложения;
At - средняя величина текущих активов
Характеризует величину прибыли, полученной с каждого рубля, вложенного в оборотные активы (активы текущей деятельности). Оборотные активы в наибольшей степени влияют на формирование финансового результата, причем в каждом производственно-коммерческом цикле. Поэтому чем выше оборачиваемость, тем выше рентабельность этих активов.
Значение показателя, рассчитанного по ПДН, зависит и от прочих доходов и расходов.
В торговле представляет интерес частный случай рентабельности текущих активов - рентабельность товарных запасов (может быть рассчитана по прибыли от продаж).
Показатель
Алгоритм расчета
Экономическое содержание показателя
3.1.2 по чистой прибыли
RTA=nXAt, где ПЧ - чистая прибыль;
At - средняя величина текущих активов.
Экономическая характеристика показателя в целом такая же, но при сопоставлении его с предыдущим:
можно оценить влияние налоговых факторов (налоговой нагрузки) и соблюдение дисциплины по уплате налогов и сборов;
оценить чистую (итоговую) эффективность использования оборотных средств
3.2.Рентабел ьность совокупных активов:
3.2.1 по прибыли до налогообложения;
RвA=ПДН/Ва, где ПДН - прибыль до налогообложения;
Ва - средняя величина совокупных активов.
Характеризует прибыльность предприятия в контексте всех его активов, на основе которых извлекается прибыль. Показывает, какова отдача каждого рубля средств, вложенных в активы определенной величины и структуры. Показатель, рассчитанный по ПДН, характеризует величину прибыли, полученной с каждого рубля, вложенного в совокупные активы без учета налогообложения. При упрощенном подходе может служить аналогом показателя «экономической рентабельности», широко используемого в финансовом менеджменте при расчете эффекта финансового рычага (соотносится с ценой заемного капитала)
3.2.2 по чистой прибыли
RВA=ПЧ/Ва, где ПЧ - чистая прибыль;
Ва - средняя величина совокупных активов
Характеризует итоговую эффективность управления активами организации через отдачу каждого рубля, вложенного в активы. Показывает способность компании к генерированию доходов для расширенного воспроизводства.
4. Рентабельность капитала
Показывает, сколько прибыли получено с каждой единицы капитала, авансированного в бизнес.
Рентабельность собственного капитала:
по прибыли до налогообложения
Rcк=ПДН/Ес, где ПДН - прибыль до налогообложения;
Ес - средняя величина собственного капитала
Позволяет оценить эффективность приложения капитала, инвестированного собственниками компании. Обычно этот показатель собственники сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в другой бизнес или в ценные бумаги.
Показатель может быть рассчитан не только по балансовой, но и рыночной стоимости собственного капитала.
4.1.2 по чистой прибыли
Rcк=ПЧ/Ес, где ПЧ - прибыль чистая;
Ес - средняя величина собственного капитала
Характеризует величину чистой прибыли, полученной на каждый рубль собственных средств компании. Важен для акционеров с той точки зрения, что отражает возможности по выплате дивидендов (потенциально возможную их величину)
Показатель носит название «чистой рентабельности»
4.2 Рентабел ьность совокупного капитала:
RвР=ПДН/Вр, Rвp=ПЧ/Вр, где ПДН - прибыль до налогообложения;
ПЧ - чистая прибыль;
Вp - средняя величина совокупного капитала
Показатели рентабельности совокупного капитала в целом идентичны рентабельности совокупных активов (равны по величине), и также рассчитываются по ПДН и ПЧ. Отражают величину прибыли, полученной с каждого рубля капитала, вложенного (собственниками) и привлеченного со стороны в бизнес компании Показатели важны не только для менеджеров (как показатели эффективности управления вложенными средствами), но и для кредиторов (банков), так как косвенно отражает возможности компании по погашению долгов.

При отрицательной величине эффекта (убытке) не следует отказываться от расчета уровня рентабельности (т. е. в этом случае - уровня убыточности), поскольку очевидно, что уровень убыточности 1 % (показывается в скобках или со знаком «-») и убыточность, например, 50 %, характеризуют эффективность деятельности компании совершенно по-разному.

На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно-хозяйственных факторов: уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников; степень использования производственных ресурсов; объем, качество и структура продукции; затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления ее использования.

Рост показателей рентабельности, безусловно, дает положительные оценки тенденциям эффективности финансово-хозяйственной деятельности. При этом следует помнить, что рентабельность не всегда учитывают особенности деятельности предприятия. В частности, долгосрочные инвестиции могут снижать показатели рентабельности; предприятие может быть высокорентабельным за счет осуществления рискованных проектов, но в итоге это может привести к потере финансовой устойчивости и др.

Авторы считают, что в данной работе новыми являются следующие положения и результаты: комплексную оценку деятельности предприятия и его экономической эффективности невозможно произвести каким-либо одним показателем. Многообразие свойств и признаков различных видов производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия обусловливает и многообразие показателей. При этом, проблема их использования состоит в том, что ни один из них не может выполнять роль, единственного показателя, по которому однозначно можно было бы судить об успехах или неудаче в бизнесе. При всех преимуществах показателей рентабельности, даже они не претендуют на такую исключительность. Поэтому на практике всегда используют систему показателей, которые связаны между собой и оценивают эффективность различных сторон деятельности на принципах системности и комплексности. В работе представлена авторская группировка системы показателей рентабельности и их экономическая интерпретация.

Литература

Грибов В. Д. Экономика организации (предприятия): Учебник / В. Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. - М.: КНОРУС, 2015. - 408 с.

Зонова А.В., Адамайтис Л.А., Бачуринская И.Н. Бухгалтерский учет и анализ. Комплексный подход к принятию управленческих решений: практическое руководство. - М.: Эксмо, 2009. - 512 с.

Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 424 с.

Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 208 с.


Адамайтис Людмила Афанасьевна, к.э.н., доцент, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и финансов, ФГБОУ ВО Вятский Г осударственный Г уманитарный Университет, г. Киров, Клобукова Ксения Сергеевна, студент, ФГБОУ ВО Вятский Государственный Гуманитарный Университет, г. Киров ассистент аудитора, ООО «Прайд-аудит сервис» г. Киров, Лаптева Ирина Павловна, к.э.н., доцент, доцент кафедры информационных технологий и статистики, ФГБОУ ВО Вятская государственная сельскохозяйственная академия, г. Киров





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ