СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Понятие инвестиционной привлекательности предприятия


ПОНЯТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

В работе рассмотрены основные подходы к определению инвестиционной привлекательности предприятия и проведен сравнительный анализ наиболее распространенных методик определения инвестиционной привлекательности. Выявлены основные преимущества и недостатки рассмотренных методик.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, инвестор, аналитические методы, стоимостной подход, рейтинговая оценка, факторные модели, индикативная методика, анализ экономического состояния предприятия.

В современном мире предприятия работают в жестком конкурентном пространстве. Для стабильного развития предприятию необходимо постоянно развиваться, быстро подстраиваться под изменяющиеся условия окружающей среды, предлагая на рынке современную, качественную, удовлетворяющую потребителя продукцию. Постоянное развитие предприятия требует регулярных инвестиций как в производство и научнотехнические разработки, так и на другие цели, направленные на получение положительного эффекта. Для привлечения данных инвестиций предприятию необходимо следить за инвестиционной привлекательностью.

В целях раскрытия понятийного аппарата исследования необходимо раскрыть этимологию понятия «привлекательность».

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля даётся следующее определение понятию «привлекательный» - это «располагающий к себе, возбуждающий симпатию». Отсюда можно сделать вывод, что

привлекательность - это способность субъекта располагать к себе какими- нибудь качествами; быть интересным, увлекательным.[2]

Взгляды отечественных авторов на сущность инвестиционной привлекательности отличаются, но вместе с тем и существенно дополняют друг друга. Более широкое распространение получил подход к рассмотрению привлекательности региона с позиции самого региона как объекта вложения капитала, в отдельных случаях даётся характеристика инвестиционной привлекательности с позиции второй стороны инвестиционного процесса - субъекта бизнеса в качестве инвестора. В литературных источниках встречаются и другие характеристики инвестиционной привлекательности региона. Так, Л.В. Плахова считает правомерным рассматривать инвестиционную привлекательность региона как интегральный или синергический фактор, определяющий его конкурентоспособность, а П.Н. Сур- кин полагает, что «инвестиционная привлекательность - это системный информационный ресурс, на основании которого принимаются инвестиционные решения..

При этом все подходы объединяет вывод, что высокий уровень инвестиционной привлекательности выступает побудительным мотивом при выборе инвестором объекта инвестирования и принятии решения о начале инвестиционного процесса. Однако при этом многие стороны инвестиционной привлекательности предприятия в приведенных выше определениях остаются незатронутыми. В частности, фактор инвестиционной привлекательности страны, региона и отрасли, в которой работает хозяйствующий субъект, а также фактор корпоративного управления и структуры предприятия, который оказывает большое влияние на его инвестиционный потенциал. [2, 3]

В связи с этим инвестиционную привлекательность предприятия можно определить, как комплексную экономическую характеристику, которая характеризуется финансовым состоянием хозяйствующего субъекта, его деловой активностью, структурой капитала, формой корпоративного управления, уровнем спроса на продукцию и ее конкурентоспособностью, а также уровнем инвестиционной привлекательности страны, региона и отрасли.

Инвестиционная привлекательность предприятия зависит от внешних и внутренних факторов. Внутренние факторы: система управления организации, номенклатура выпускаемой продукции, степень применения инновационных решений в технологии производства и оборудования и пр.

Внешние факторы: экономические особенности отрасли, потенциал региона, в котором функционирует коммерческая организация, законодательство в области инвестиций и другие. [4].

Проведенный анализ показал, что сложилось множество определений инвестиционной привлекательности объекта инвестирования - одни представляют ее как взвешенную сумму множества количественных и качественных показателей, другие представляют ее как конкретный эффект или результат, выраженный в виде чистой прибыли, роста рыночной стоимости, котировок или получении дивидендов. Точность понимания такого сложного экономического понятия как «инвестиционная привлекательность» возможна только при комплексном рассмотрении с определением целей инвестирования, типа инвестора и его основных методов и критериев оценки, которые обеспечивают ему достоверную информационную основу для принятия решений. [5]

Различаются и методы анализа инвестиционной привлекательности, которые условно можно разделить на следующие виды: рыночные, факторные, рейтинговые, стоимостные и бухгалтерские.

Рыночный подход заключается в оценке акций, облигаций и производных ценных бумаг на финансовых рынках (отечественных и зарубежных).

Факторный подход состоит в анализе воздействия различных факторов как количественных, так и качественных на инвестиционную привлекательность предприятия.

Рейтинговые методы основываются на ранжировании и присваивании класса предприятию и определению уровня его инвестиционной привлекательности по рейтинговой шкале.

Стоимостные методы заключается в оценке стоимости предприятия, его имущественного комплекса и денежных потоков. Бухгалтерские методы состоят в оценке текущего финансово-экономического состояния и его количественных показателей по данным баланса.[6]

Широко распространён подход, который рассматривает инвестиционную привлекательность как инвестиционное свойство существующего предприятия с позиции внутреннего потенциала и перспектив развития.

Часто исследователи делают акцент на рассмотрении отдельных аспектов процесса инвестирования - на его результативности, эффективности, направленности, которые определяются ими как инвестиционная привлекательность. Многие авторы определяют инвестиционную привлекательность предприятия, как процесс удовлетворения различных инвестиционных целей для различных типов инвесторов.

Для кредиторов, в первую очередь, инвестиционная привлекательность основывается на определении кредитоспособности и надежности предприятия, то есть на способности предприятия расплачиваться по своим обязательствам в срок и в полном объеме. Для таких инвесторов важным становится анализ финансового состояния предприятия, кредитоспособность, финансовая независимость и уровень финансовых рисков. Методики, направленные на оценку предприятия для кредиторов используют финансовую отчетность и оценивают близость/удаленность выбранного предприятия от банкротства.

Для стратегических инвесторов целевой задачей становится управление предприятием и его развитие. Ведущими факторами, определяющими инвестиционную привлекательность, становятся на макроуровне: социально-экономический потенциал отрасли и региона, на микроуровне: внутренние условия устойчивого развития предприятия, повышение стоимости активов, факторы конкурентоспособности продукции, инновационный, производственный и кадровый потенциал. [6]

Для институционального инвестора, в лице отечественных, иностранных управляющих, страховых компаний, пенсионных, взаимных, хеджевых и других фондов, которые инвестируют денежные средства большого числа вкладчиков, инвестиционная привлекательность определяется процентом гарантированного дохода при допустимом уровне риска банкротства, что определяется рейтингом облигаций и других финансовых инструментов предприятий. [5]

В связи с недостаточной исследованностью содержания категории «инвестиционная привлекательность предприятия», в настоящее время не существует и единой методики её оценки, которая содержала бы общепринятый перечень показателей, и позволяла однозначно охарактеризовать полученные результаты. Существующие на данный момент методики базируются на использовании различных показателей, способов анализа и интерпретации результатов.

Некоторые ученые существующие аналитические подходы к оценке инвестиционной привлекательности разбивают на три условных группы:

балловая оценка;

рейтинговая оценка;

разработка сводного относительного показателя на основе использования аналитических моделей.

Данные оценки являются традиционными и наиболее распространенными в инвестиционном бизнесе. Но наибольшее распространение получили комплексные методики.

Для сравнения более подробно рассмотрим следующие:

Методика анализа инвестиционной привлекательности предприятий Севрюгина Ю.В. [10];

Модель, основанная на построении рейтингов инвестиционной привлекательности^ ];

Индикативная методика анализа инвестиционной привлекательности. [11]

Методика анализа инвестиционной привлекательности предприятий Севрюгина Ю.В. В ее основе лежит квалиметрическая модель оценки инвестиционной привлекательности промышленного предприятия на основе системы количественных и качественных факторов, характеризующих финансовое состояние, рыночное окружение и уровень корпоративного управления. [10]

Методика предполагает использование статистического подхода, который позволяет выбрать из множества финансовых коэффициентов те, которые наиболее полно и всесторонне характеризуют финансовое состояние предприятия.

Методика предполагает расчет коэффициентов весомости факторов инвестиционной привлекательности предприятия на основе данных экспертного опроса стратегических, портфельных и финансовых инвесторов.

К преимуществам методики Севрюгина Ю.В. можно отнести комплексный подход, охват большой совокупности показателей и коэффициентов, сведение расчетов к единому показателю. Недостатком является присутствующий эффект субъективизма, который проявляется во время выставления экспертами оценок, однако этот недостаток компенсирован включением в область анализа большого числа абсолютных и относительных экономических показателей. Однако, субъективный взгляд, в тоже время, может стать преимуществом применяемой методики с привлечением компетентных специалистов, учитывая имеющиеся у них опыт и профессионализм. Достоинство этого вида оценки заключается в простоте применения. Также в этой методике делается акцент на рыночные факторы и факторы корпоративного управления, а также учитывается зависимость инвестиционной привлекательности предприятия от привлекательности региона и отрасли, в которой оно работает.

Модель, основанная на построении рейтингов инвестиционной привлекательности. Данная методика позволяет комплексно оценивать финансовое состояние, платежеспособность, потенциальные стратегические возможности и инвестиционную привлекательность предприятий. Ее применение имеет практическую направленность, прежде всего на интересы самого предприятия.

В основе оценки инвестиционной привлекательности лежат финансовые показатели, так как, во-первых, финансовые оценки являются приоритетными, поскольку речь идет о финансировании вложений, во-вторых, оценка финансового состояния организации является, своего рода, итоговой оценкой, позволяющей оценить предприятия и определить, куда наиболее целесообразно вкладывать инвестиции. С этой точки зрения, наиболее эффективно использовать модель, основанную на рейтинговых оценках, применяя комплексный рейтинг, отражающий всестороннюю оценку инвестиционной привлекательности. Ее отличительной чертой является наличие системы показателей с наиболее обобщающими критериями и количественной оценкой границ привлекательности и риска на основе понимания предприятия как комплекса, состоящего из совокупности подкомплексов. [1]

Итоговая рейтинговая оценка учитывает все важнейшие параметры (показатели) финансово-хозяйственной и производственной деятельности предприятия, т. е. хозяйственной активности в целом. При ее построении используются данные о производственном потенциале предприятия, рентабельности его продукции, эффективности использования производственных и финансовых ресурсов, состоянии и размещении средств, их источниках и другие показатели. Исходя из данного анализа, можно будет оценить, в каком году финансовая и инвестиционная привлекательность была выше и сравнить ее между двумя предприятиями одной и той же отрасли хозяйства.[1]

Предлагаемую методику комплексной оценки инвестиционной привлекательности предприятия можно использовать для принятия рациональных решений руководством предприятия, принятия взвешенных экономических решений собственниками и потенциальными инвесторами.[1]

Данный метод является наиболее комплексным, однако имеет и ряд недостатков: узкая направленность на удовлетворения интересов инвесторов, сложность использования, нивелирование вклада каждого показателя в рейтинг; использование метода «расстояний» для относительных показателей.

Преимущества данного метода: наличие качественных характеристик, использование оценки в регламентных процедурах и методиках, наиболее всесторонняя и достоверная оценка, использование публичной бухгалтерской отчетности. Рейтинговая оценка является сравнительной, она учитывает реальные достижения за исследуемый период, поэтому данную методику лучше использовать для сравнения различных предприятий между собой. Итоговая рейтинговая оценка учитывает все важнейшие параметры (показатели) финансово-хозяйственной и производственной деятельности предприятия, т. е. хозяйственной активности в целом. Этот вид оценки инвестиционного потенциала заслуживает большего внимания и более предпочтителен по сравнению с предыдущим, т.к. полученные результаты могут быть проверены с помощью факторного анализа.

Индикативная методика анализа инвестиционной привлекательности. Индикаторами в этой методике выступает: рентабельность активов и экономическая добавленная стоимость (EVA). Выбор данных индикаторов обусловлен тем, что инвестиционная привлекательность фирмы во многом определяется состоянием активов, которыми она располагает, их составом, структурой, количеством и качеством, взаимодополняемостью и взаимозаменяемостью материальных ресурсов, а также условиями, обеспечивающими их наиболее эффективное использование. Именно от правильности их использования зависит финансовое состояние и инвестиционная привлекательность фирмы. В этой связи количественная оценка стоимости фирмы и ее активов выдвигается на первый план. Поэтому высока заинтересованность руководителей фирмы в выяснении причин, обусловливающих изменение рентабельности активов. Руководитель фирмы не может воздействовать на рентабельность активов непосредственно, но управляющее воздействие может быть направлено на причины (факторы), в наибольшей степени повлиявшие на изменение рентабельности активов в отчетном периоде, или на причины (факторы), существенное влияние которых на рентабельность активов прогнозируется для планового периода. [11]

При этом необходимо отметить тот факт, что активы и обязательства обусловливают величину капитала фирмы и ее экономический потенциал, то есть способность обеспечить максимально возможный объем производства товаров и услуг, имеющих платежеспособный спрос на рынке, с целью получения дохода.[11]

Показатель EVA служит индикатором качества принятия управленческих решений. Положительная величина EVA характеризует эффективное использование капитала и свидетельствует об увеличении стоимости компании. [11].

Для принятия конкретных управленческих решений, направленных на позитивное изменение неблагоприятной с точки зрения эффективности ситуации, требуется проведение аналитических расчетов на основе существенно детализированной факторной модели. Следует отметить, что в качестве исследуемого периода берется прошлый опыт работы фирмы.

Индикатором для принятия решения будет следующий постулат: чем выше рентабельность активов, тем более эффективно работает фирма и является более привлекательной с точки зрения инвестора.

Основная идея, обосновывающая целесообразность использования экономической добавленной стоимости (EVA) в предлагаемой методике состоит в том, что инвесторы или собственники компании должны получить отдачу от инвестированного капитала, которая превышает затраты на его привлечение. Если этого не происходит, в этом случае они не видят выгоды от инвестиционной деятельности фирмы, поскольку отсутствует реальная прибыль собственников или инвесторов.

Предлагаемая индикативная методика, по нашему мнению, целесообразна к использованию при определении инвестиционной привлекательности фирмы, поскольку в ее основу заложены два результирующих показателя - рентабельность активов и экономическая добавленная стоимость и в ней учитывается опыт работы фирмы, а также прогнозирование деятельности в будущем с учетом величины привлекаемых инвестиций. Она позволяет математически точно определить показатель, который служит критерием оценки уровня инвестиционной привлекательности, однако она учитывает лишь внутренние показатели деятельности предприятия, исследует только финансовую сторону, тогда как термин «инвестиционная привлекательность» намного шире. Также методика позволяет определить потребность в инвестициях в зависимости от прогнозируемого объема производства и смоделировать экономическую добавленную стоимость на основе прогнозируемой доходности и стоимости капитала и необходимый уровень инвестиций непосредственно для конкретного предприятия.

В ходе проведения анализа инвестиционной привлекательности предприятий выяснилось, что каждая рассмотренная методика имеет свои преимущества и недостатки, результаты применения этих методик могут привести к неоднозначным результатам.

Авторы считают, что в данной работе дано собственное понятие инвестиционной привлекательности, а проведенный анализ определений инвестиционной привлекательности и методик ее расчета показал, что все методики не лишены недостатков и могут привести к неодинаковым результатам. Однако именно противоположность характера выявленных недостатков при использовании методик в комплексе и взаимосвязи обеспечивает разносторонность оценки инвестиционной привлекательности предприятия. Так, анализ на основе индикативной методики и рейтинговой оценки по внутренним показателям позволит объективно оценить предприятие с позиции его внутренней деятельности. В то же время, методика оценки ИП Севрюгина, основывающаяся на анализе факторов внутреннего и внешнего воздействия, хотя и не лишенные субъективизма, дадут возможность учесть не рассмотренные в первых двух методиках факторы. Поэтому желательно создание методики отражающей как внутреннее состояние хозяйствующего субъекта, так и влияние внешних факторов на инвестиционную привлекательность предприятия.

Литература

Адамайтис Л.А., Применение сравнительной рейтинговой оценки в анализе инвестиционной привлекательности предприятия [Текст] / Л.А. Адамайтис, Е. А. Агапитова // Экономический анализ. Теория и практика. - 2011. - №41. - С. 27-35.

Бабанов А.В., Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат региона [Электронный ресурс]/ А.В. Бабанов - Режим доступа: http: //www.ieay.ru/zhyrna/index 1 /4.

Руденко Л.Г., Храмова О.А Иностранные инвестиции как фактор развития совместного предпринимательства // Потенциал социальноэкономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях: материалы международной научно-практической конференции / под ред.: Ю.С. Руденко, О.В. Романченко [Электронное издание]. - М.: ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2015. - 547 с. - 5,16 Мб. -C. 419-428.

Валинурова Л.С., Принципы и закономерности развития инновационных процессов в регионе [Текст] / Л.С. Валинурова // Инновации и инвестиции. - 2010. - № 3. - С. 12 -17.

Джеймс Р., Три подхода к оценке стоимости бизнеса [Текст] /Р. Джеймс, Хитчнер, под научной редакцией В.М. Рутгайзера. - М.: Маросейка, - 2008. - 340 с.

Жданов И.Ю. Как оценить инвестиционную привлекательность предприятия? Современные методы и стратегии управления [Текст]/ И.Ю. Жданов. - М., - 2013. -77с.

Изюмова О.Н., Анализ методологических подходов к управлению и оценке инвестиционной привлекательности и инновационного потенциала региона [Электронный ресурс]/ О.Н. Изюмова //Инструментальные методы экономики. - Режим доступа: www.uecs.ru/uecs-35-352011/item/748- 2011-11-01-06-24-24.

Казакова, Н.А. Экономический анализ в оценке бизнеса и управлении инвестиционной привлекательностью компании [Текст]/ Н.А. Казакова// Финансы и статистика - ИНФРА-М., 2009. - 240 с.

Печенкина А.А., Управление инвестиционной привлекательностью региона: субъектно-объектный аспект [Текст] / А.А Печенкина//Известия Иркутской государственной экономической академии. -2006. - №3. - с.41.

Севрюгин Ю.В., Оценка инвестиционной привлекательности промышленного предприятия [Текст]: дис. канд. экон. наук: 08.00.05: защищена 14.12.04: утв. 15.06.04 / Севрюгин Юрий Витальевич.- Ижевск, 2004. - 165 с.

Толкаченко О.Ю., Индикативная методика оценки инвестиционной привлекательности фирмы [Текст]/ О.Ю. Толкаченко //Финансовый менеджмент. - 2008. -№ 6. - С. 25-40.


Агапитова Елена Анатольевна, ст. пр. кафедры бухгалтерского учета, анализа и финансов ФГБОУ ВО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ