СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Механизм инвестиционного обеспечения государственно-частного партнерства


МЕХАНИЗМ ИНВЕСТИЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Без стратегического партнерства государства с частным сектором цивилизованный рынок не может существовать ни в одной стране. В этих условиях реализация механизмов государственно-частного партнерства будет соответствовать задачам национальных проектов, а также целому ряду иных федеральных и региональных целевых программ развития промышленного производства.

Ключевые слова: институт государственно-частного партнерства, финансовый поток, управление финансовыми потоками, инвестиционный механизм.

Анализируя опыт экономических преобразований в России с начала 90-х гг. прошлого века, некоторые ученые замечают, что «отделение государства от экономики было системной ошибкой, поскольку государственно-частные партнерства (ГЧП) могли стать успешным средством преодоления противоречия между свободным рынком и государственным управлением в условиях перехода от централизованной экономики к рыночной» [1, 2].

Немаловажно также то, что «привлечение частнопредпринимательского сектора к решению социальных и экономических задач может сделать государство «эффективным и гибким» [3]. Экономически и социально значимые проекты, реализуемые совместно бизнесом и государством становятся не только одним из реальных проявлений их социальной ответственности, но и позволяют привлечь и объединить для этих целей необходимые инвестиционные ресурсы.

С одной стороны - это бюджетные средства и собственность государства, с другой - инвестиционные вложения частного бизнеса в виде применения современных методов управления предпринимательством, а также внедрения инноваций и привлечения инвестиций.

Финансовый кризис 2008-2010 гг. показал, что стабильные экономические отношения, когда отчетливо проявляется значимость участия государства в экономических проектах, доверие предпринимателей и чиновников, ГЧП становиться примером эффективной формой взаимодействия государственных и частных финансовых потоков, в том числе сфере промышленного развития ключевых отраслей экономики.

О ГЧП активно заговорили в Великобритании четверть века назад. Этот период характеризуется становлением британской формы ГЧП - «частная финансовая инициатива» («private financing initiative, PFI»). Ее целью было «привлечение частных инвестиций для строительства крупных государственных объектов» [4]. В результате строительство государственного объекта фактически осуществлялось частным бизнесом за счет собственных средств. При этой финансовой схеме развития ГЧП «компенсация расходов частного инвестора осуществляется впоследствии либо за счет доходов от эксплуатации, либо за счет платежей из бюджета. Во многих случаях частной финансовой инициативы инвестор привлекается к дальнейшей эксплуатации объекта и организации его деятельности, вплоть до найма персонала» [5].

По сегодняшним оценкам «партнерские формы отношений государства и частного бизнеса в сфере управления государственной собственностью в целом позволили Великобритании экономить 15-20 % государственных расходов» [6].

Страны ЕС сегодня создали специальные институты для развития ГЧП. Динамика «развития проектов ГЧП в ЕС показывает, что объемы таких соглашений неуклонно росли вплоть до 2007 г.

Однако мировой кризис значительно сбавил активность взаимодействия частного сектора с государственными структурами. Впрочем, уже результаты 2010 года явно продемонстрировали готовность европейцев к восстановлению докризисных объемов в краткосрочном периоде до максимальных показателей 2007 года - 29,6 млрд евро, а в перспективе - и их превышению» [7].

В настоящее время государственно-частное партнерство для России является новым, динамично развивающимся механизмом управления как инвестиционными потоками, так и инновационными проектами промышленных предприятий, нацеленных на развитие. Участие государства в реализации социально значимых экономических проектов посредством бюджетного инвестирования наравне с частными вложениями позволяет сегодня говорить, что институт государственно-частного партнерства для России становится достаточно привлекательным механизмом инвестиционной поддержки развития объединений и предприятий промышленности, имеющих особое стратегически и социально-политически значимое положение для страны.

В тоже время существует три основные группы организационноэкономических проблем в области функционирования эффективного механизма инвестиционного обеспечения государственно-частного партнерства в России.

В области организации сотрудничества и партнерства государства и бизнеса:

отсутствие соответствующих правовых регуляторов ГЧП;

отсутствие совпадения инициатив частного сектора и ожиданий государственного сектора по реализации проектов на основе ГЧП;

организационно-экономические, правовые проблемы во взаимоотношениях местных администраций и предпринимательских структур в регионах;

отсутствие координации, недобросовестная конкурентность инициатив, непрозрачность.

В области финансирования проектов и программ:

отсутствие достаточных знаний о разновариантности и разнонаправленности инвестиционных потоков в рамках ГЧП;

завышенные ожидания всех участников предприятия в лице государственного и частного сектора по быстрому достижению целей совместного инвестирования;

отсутствие решительности государственного сектора в привлечении бюджетных средств в долгосрочные инвестиции;

отсутствие знания о нестандартных возможностях финансирования инвестиций банками и другими финансовыми институтами.

В области реализации проектов и программ:

низкая вовлеченность государственного сектора в проработку условий реализации инвестиций;

не разработанность программ сотрудничества государства и бизнеса;

отсутствие у местных администраций планов совместного освоения бюджетных средств, позволяющих реализовывать проекты;

отсутствие земельных участков, подготовленных под инвестиции (продажу);

слабое информационное обеспечение предложений для инвесторов;

отсутствие коммуникационной инфраструктуры и готовности государственного сектора участвовать в строительстве этой инфраструктуры;

недостаточное понимание ответственными государственными лицами своей руководящей роли на этапе организации производства (проекта) на основе ГЧП;

высокая коррупционная составляющая на подготовительной стадии при выборе условий инициатив, объектов и порядка приложения инвестиций.

Следовательно, механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) должен формироваться на основе тщательного анализа и проработки множества ситуаций и факторов, определяющих ход реализации проекта на основе института ГЧП.

С точки зрения субъектного подхода (субъект-объект-система) организационно-экономический механизм управления инвестиционными потоками в интересах реализации проектов на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) как процесс системного управления предприятия по формированию, распределению, перераспределению и использованию финансовых ресурсов равноправных участников экономических отношений, направлен на оптимизацию оборота его денежных средств и осуществляется посредством проведения инвестиционной политики хозяйствующего субъекта.

Таким образом, организационно-экономический механизм управления инвестиционными потоками промышленных предприятий в интересах ГЧП в своей основе представляет собой организацию порядка и источников финансирования ГЧП-проектов, т. е. организацию процессов движения инвестиционных ресурсов посредством формирования источников поступления, распределении и движения денежных средств внутри предприятия и контроля за ними.

Также необходимо учитывать, что все три уровня власти Российской Федерации (согласно Конституции Российской Федерации: федеральный, региональный и муниципальный уровень) находятся в постоянном взаимодействии с бизнес-сообществом и с конкретными представителями частного капитала. Хотя подобные отношения принято именовать государственно-частным партнерство (ГЧП), однако третий, нижний уровень власти (муниципальный), не являясь государственным, оказывается, как бы, вне сферы внимания и развития отношений с частным бизнесом.

Между тем, инвестиционные потоки в ходе реализации проектов в рамках ГЧП не отвергает участия муниципальных образований районов, городов и поселений.

Поэтому было бы более корректно говорить о публично-частном партнерстве (ПЧП, в английском варианте - private public partnership, PPP), в которое входят как государственные (федеральный и региональный), так негосударственный (муниципальный) уровни власти. Отсюда порой в России, как и в зарубежных странах, иногда используется термин «частногосударственное партнерство», чтобы подчеркнуть приоритетную роль частного сектора в определении инвестиционных потоков данного экономического института.

В большинстве случаев инвестиционные ресурсы, предназначенные для проектов на основе института ГЧП, мобилизуются одновременно по трем каналам: государственные (или муниципальные) бюджетные средства, активы частных акционеров и банковские займы. Источники бюджетного финансирования можно характеризовать, представив основные виды финансирования инвестиционных проектов с участием государства на основе института ГЧП.

Таким образом, обеспечение проектов стратегически и социально значимых предприятий с государственным участием в рамках ГЧП инвестиционными ресурсами со стороны государства возможно в следующих формах:

осуществления инвестиционных поступлений из бюджетов различных уровней, «включая разработку проектной документации на объекты, финансирование подготовки и проведения конкурсов на право заключения соглашения в рамках ГЧП, а также финансирование работ по подготовке объекта и выкупа земельных участков» [8];

выделения субсидий на совместное финансирование разработки проектной документации, и/или на сами объекты промышленного производства, находящиеся в государственной собственности, собственности, субъектов РФ или муниципалитетов, впоследствии приватизируемых в рамках ГЧП;

вложения государственных средств в уставные капиталы открытых акционерных обществ, в том числе путем участия в их учреждении;

инвестирования бюджетных средств в инвестиционные фонды, создаваемые в субъектах Российской Федерации;

предоставления государственных гарантий в отношении кредитных заимствований коммерческих организаций в кредитных организациях в форме обеспечении исполнения обязательств в части возврата основного долга.

Следовательно, помимо удовлетворения общественных потребностей и снижения коммерческих рисков, организационно-экономический механизм управления инвестиционными потоками представленный институтом ГЧП позволит более четко разграничить и зафиксировать обоюдную ответственность и взаимные финансовые обязательства, принятые участниками проектов, как имеющими стоимость.

Литература

Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты и риски. - М.: Наука, 2005.

Исправникова Н.Р. Г осударственно-частное партнерство в России: проблемы становления [сайт] - Режим доступа: www.lib.socio.msu.ru (дата обращения: 11.10.2015 г.)

Клинова М. Государство и бизнес: формы и стратегии взаимодействия// Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - № 11.

Санникова Т. Фундаментальная предпосылка - можно ли вести бизнес с этим государством? [сайт] - Режим доступа: www.opec.ru/ (дата обращения: 10.10.2015 г.)

Валисов М.В. Государственно-частное партнерство: политикоправовой аспект // Власть. - 2006. - № 7.

Исправникова Н.Р. Г осударственно-частное партнерство в России: проблемы становления. [сайт] - Режим доступа: www.lib.socio.msu.ru (дата обращения: 10.10.2015 г.)

Колнооченко А. Сравнение рынка ГЧП в Европе и России [сайт] - Режим доступа: www.pppcenter.ru/ru/news/events/sravnenie-rynka- gchp-v-evrope-i-rossii (дата обращения: 11.10.2015 г.)

Фрейдин И.В. Механизмы финансирования развития транспортной инфраструктуры. Автореф. дис. ..канд. экон. наук: 08.00.10 - Москва, 2011.


Хачатурян Арутюн Арутюнович, д.э.н., профессор, профессор кафедры «Финансы и кредит» Московского университета имени С.Ю. Витте, г. Москва, Клиновский Андрей Тимурович, к.э.н., научный сотрудник Военного университета Министерства обороны РФ, г. Москва





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ