СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Финансово-Экономические войны как составная часть современной гибридной войны


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ГИБРИДНОЙ ВОЙНЫ

В статье рассматриваются современные проблемы экономической войны, объявленной США и ЕС против Российской Федерации. Проводится попытка анализа её основных характеристик, направлений угроз для различных секторов экономики и возможные последствия. Обобщены и получили развитие предложения по организации неотложных мер противодействия санкциям.

Ключевые слова: государственная и национальная независимость, военный потенциал, гибридная война, мировой кризис, экономическая война, экономические санкции.

По аналогии с военной терминологией можно констатировать, что в конце ХХ века была проведена грандиозная экономическая операция, которая повлекла за собой разрушение и дискредитацию новой экономической формации - социализма, которая олицетворяла собой те самые принципы всеобщей справедливости, равенства и братского единства, в которые поверили и присоединились к её построению миллиарды людей по всему миру.

Возможности стойкости и живучести этой системы, основу которой составил Советский Союз, представляющий из себя после Октябрьской революции 1917 года огромный осколок Российской Империи, стоящий на кровавом фундаменте из многонационального, прежде всего, русского народа, были опробованы в такие периоды её исторического лихолетья как: годы революции, гражданская война, индустриализация и коллективизация, Великая Отечественная война и восстановление народного хозяйства.

Всё выстоял советский человек, кроме одного - предательства. Теперь, после развала СССР, уже Российская Федерация продолжает подвергаться дальнейшему разрушению и глумлению. Для примера территория СССР после 1991 года сократилась на 24 % - с 22,4 до 17 млн км, а население уменьшилось на 49 % - с 290 до 148 млн человек. Для сравнения США только к 2014 году достигли количества населения СССР до 1991 года при территории в 9,5 млн км.

Территория и людские ресурсы представляют собой очень важные экономические параметры двух великих стран.

При этом СССР постоянно подвергался военному воздействию с применением физических военных средств на суше, море и в воздухе.

СМИ нам внушают, что такие войны остаются в прошлом. Европа теперь без границ, европейский парламент, единая валюта. На Востоке воюют какие-то сумасшедшие арабы, но это далеко и непонятно.

Все это так, пока.

Слово «война» в «новой» Европе вызывает суеверный ужас - хотя совсем недавно прошли балканские войны. Но их не заметили, вернее, европейские СМИ их спрятали от не знающих истории младоевропейцев.

Современный юноша поляк или чех может с апломбом повторять, что Г итлера победили американцы пока жестокие русские тем временем стреляли поляков где-то в лесу и морили голодом украинцев. Западные учителя демократии хорошо поработали с послевоенной молодёжью, умолчав лишь о том, что европейские страны собраны под эгидой Европейского союза в роли пушечного мяса на Европейском ТВД против конкретного врага - России. Так было в Первую и Вторую мировые войны, в период холодной войны, так происходит и сейчас.

Наиболее здравые эксперты говорят, что отправной точкой для анализа будущих войн в Европе является наличие политического и экономического кризиса в США, выход из которого они предпочитают решать традиционным для себя путем - серией войн, которыми США будут стараться управлять.

Запущенные США войны на Ближнем Востоке, в Ираке, Иране, в Афганистане, в Пакистане, Северной Африке, Сомали, Судане или где-то ещё принципиально не меняют расстановку сил в мире, а значит не спасают США от того мирового кризиса, который сами запустили. США запутались в собственной выдумке о теории «управляемого хаоса», на основании которой разбросали военный потенциал по всему миру, сковали его участием в многочисленных конфликтах, а экономические возможности не позволяют США открывать всё новые театры военных действий.

Далее США с англосаксами создав террористически агрессивное ваххабитское государство, поняли, что и оно не может изменить расстановку сил в их пользу, и представляет собой авантюру с беспрецедентным риском развязывания мировой войны. А вот войны в Европе - наиболее доступная для США возможность попробовать развернуть позиции сил в свою пользу.

Войны в Европе - стратегическая цель политики США в ближайшем будущем.

Прелюдией физического применения военной силы, которая по Клаузевицу является продолжением политики, это - экономическая война.

Началом экономической войны является такое явление как санкции.

САНКЦИИ - меры принудительного воздействия по отношению к нарушителям правил нормального ведения хозяйственной и финансовой деятельности.

Современный экономический словарь

Когда вводятся экономические санкции? Когда на страну не могут или не хотят повлиять дипломатическим путём, а военную силу применить нельзя. Тогда политические рычаги давления заменяются экономическими санкциями и начинается экономическая война.

США и Европа развязали и ведут против России полномасштабную экономическую войну. Каждый этап применения санкций представляет собой очередную атаку на Россию с использованием всего арсенала инструментов экономического давления.

Эти страны блестяще подготовлены, с солидной законодательной базой и многолетним опытом ведения экономических войн против других, в основном развивающихся стран. Только с 2000 года США и Европа более 20 раз использовали санкции как инструмент давления на несговорчивых оппонентов. Иран, Сирия, Югославия, ЮАР, Белоруссия, Судан, другие государства по всему миру стали объектами экономической агрессии: это и запрет на инвестиции, ограничения на экспорт-импорт, перемещение граждан.

Лидером по применению экономических санкций, без сомнения, является США. Ни одно государство в мире не использует так активно и широкомасштабно экономическое оружие. За прошлый век США инициировали экономические санкции более 110 раз пытаясь заставить местные правительства изменить внутреннюю и внешнюю политики. Надо вспомнить широкомасштабный пакет санкций против ЮАР в 1980х годах, Ирак 1990х, жесточайшие экономические блокады Кубы и Северной Кореи.

США и Великобритания, выступив инициаторами антироссийских санкций, наклонили Евросоюз на официальное принятие пакета экономических санкций против России. Так называемые «секторальные» санкции касаются, в первую очередь, промышленной, финансовой, нефтедобывающей, оборонной и других отраслей российской экономики.

Главный удар экономической войны акцентирован на российскую промышленность. В логике насаждаемых Вашингтоном принципов глобализации в отношении третьих стран, которые сегодня активно поддерживаются Западом - уничтожение промышленности, опустить ту или иную страну до статуса сырьевого или аграрного государства и, тем самым, обеспечить своим производителям новые рынки сбыта, а экономикам - устойчивый, стабильный рост вне конкуренции.

Возникает вопрос: зачем мы так рвались в ВТО и восхваляли его преимущества?

Совершенно очевидно, что первоочередной экономический удар должен быть нанесён по оборонной промышленности для ослабления военного потенциала России и освобождения рынка оружия от конкурента в пользу производителей США и Евросоюза. Наглядным примером является Объединённая судостроительная корпорация, привлечённая к сделке стоимостью €1,2 млрд по поставке вертолетоносцев «Мистраль».

То же самое можно сказать и о сырьевой и добывающей промышленности.

Украинский земельный вопрос. В конце января депутаты Бундестага от партии левых адресовали правительству Германии запрос, согласно которому в настоящее время имеет место массовый захват сельскохозяйственных площадей на Украине западными концернами. Происходит это полулегально, в результате сговора между украинскими олигархами и международными аграрными транснациональными компаниями. Первые среди равных, конечно же американцы. Но в последнее время от них не отстают и немцы. Ставка делается на использование уникального аграрного потенциала Украины для массового и дешевого производства сельскохозяйственных культур с ГМО и биотоплива.

Так, украинские и иностранные аграрные холдинги уже контролируют свыше половины аграрных угодий в стране - 17 млн га из имеющихся на Украине 32 млн га высокопродуктивной пашни.

Вся происходящая история напоминает известную цитату из выступления Гитлера на партийном съезде нацистов в Нюрнберге в сентябре 1936 г.: «Если бы мы имели в нашем распоряжении неисчислимые сырьевые богатства Урала, леса Сибири и если бы бескрайние плодородные равнины Украины были в границах Германии, - мы бы имели всё». Эта идея, хотя и в более цивилизованном исполнении, не оставляла и нынешних европейцев. 19.09.2012 г. экс-президент Польши Лех Валенса в интервью Die Zeit рассказал, какое место в единой Европе уготовано Украине: «...Мы должны сказать Украине, что она может производить всё зерно для Европы - но не машины. Машины могут производить в Польше».

И если сырьевые богатства Урала и леса Сибири предпродажной подготовке не подлежат, то бескрайние плодородные равнины Украины, похоже, уже упакованы и являются трофеем экономической войны.

Финансовые санкции. Финансовые санкции - это новый инструмент экономической войны. Опыт США по их применению, например против Ирана, по мнению многих экспертов, даст свои положительные результаты.

В немецком журнале Der Spiegel бизнес-журналист В. Мюнхау утверждает, что финансовым санкциям сегодня нет альтернативы. Так, риск военной конфронтации с Москвой является чистым абсурдом, как и прямое торговое эмбарго против России, поскольку оно симметрично ударит по Западу и поставит под угрозу солидарность всех членов ЕС. «Тихая» дипломатия также представляется ему неэффективной.

Другое дело - финансовые санкции. Без доступа к западным финансовым рынкам и технологиям России придется трудно. Валютные резервы РФ сегодня составляют порядка $400 млрд. Эта сумма способна защитить страну от острого долгового кризиса, но не способна покрыть недостаток иностранных инвестиций в следующем десятилетии.

Финансовые санкции против России применять нетрудно, поскольку США обладают монополией на доллар, а Евросоюз на евро. Каждая трансакция в этих валютах под контролем и регулируется законами.

Что касается китайской валюты, то глобальное значение она сможет получить лишь в долгосрочной перспективе. Пока юань не находится в свободном обращении, серьёзных проблем от него не ожидается.

Поэтому главная цель принятых США и Евросоюзом решений в отношении финансового сектора России направлена на то, чтобы лишить российские банки и корпорации доступа к возможности свободно перекредитовываться на западном финансовом рынке дешевыми «длинными» и даже «средними» деньгами - 90 дней и ни минутой больше!

Поэтому против финансовой системы России начата полномасштабная атака с целью нанесения максимального ущерба.

В частности, они затрагивают Банк «Москвы», ВТБ, Сбербанк, Россельхозбанк, банк «Россия» и СМП Банк, включающий Собинбанк и Инвесткапиталбанк.

«Цену вопроса» санкций отечественный бизнес Правительству РФ уже назвал - $90 млрд на конец 2014 года. Поскольку за этот период нашим корпорациям и банкам предстоит вернуть за рубеж почти $156 млрд кредитов из общей суммы в $650 млрд (по состоянию на 1 июля), становится понятной степень реальной зависимости отечественной экономики от западного кредитного рынка - порядка 60 %.

Идя далее по усилению действия санкций, премьер-министр Великобритании предложил США и партнёрам по ЕС отключить Россию от международной финансовой системы SWIFT.

Отключение от SWIFT может стать самым сильным ударом в отношении России, поскольку она затронет не только отдельных лиц или организаций, но и каждого гражданина.

Глава ВТБ А.Костин полагает, что отключение российских банков от системы SWIFT будет приравнено к разрыву отношений США и России.

«... Я хочу подчеркнуть, что если это случится, то приведёт к резкому ухудшению отношений между США и Россией. На следующий день и посол США в Москве, и посол России в Вашингтоне могут уезжать. Это уже происходило на примере отношений США и Ирана. И следствием стало прекращение политического диалога и любых других отношений между странами». Он заметил, что «фактически это ситуация на грани войны или холодной войны». «...Это не вопрос ВТБ или банковской системы. Это очень опасная ситуация, в которой никто не заинтересован», - объяснил Костин, выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе.

Угроза введения новых санкций против РФ из-за обострения ситуации на Украине - ничем не оправданный «экономический шантаж», считает пресс-секретарь Президента России Д.Песков. «Вместо того, чтобы усиливать давление на тех, кто отказывается от диалога и решения конфликта мирным путем, мы слышим возобновление экономического шантажа в адрес России», - констатировал он, комментируя, информацию о возможности отключения РФ от банковской системы SWIFT.

Однако ахиллесовой пятой российской экономики всё же является именно банковский сектор, который наше правительство безответственно далеко выдвинуло за пределы экономического пространства страны. Именно поэтому от Запада в случае любых осложнений отношений можно ожидать санкций в виде замораживания или ареста активов нашей банковской системы. В случае сильного обострения отношений Запад может не ограничиться зарубежными активами российских кредитных организаций, а покуситься также на международные резервы ЦБ РФ. Такой прецедент имел место в 2011 году, когда Вашингтон и Брюссель приняли решение о замораживании резервов ЦБ Ливии, а также зарубежных активов суверенного фонда Ливии. Всего тогда было заморожено около $150 млрд.

Наиболее уязвимой частью имеющихся зарубежных активов кредитных организаций РФ являются текущие счета и депозиты, открытые в зарубежных банках. Их общая сумма оценивается $139 млрд или более половины всех зарубежных активов российских банков. Второй по степени ликвидности и простоты «заморозки» можно считать такую позицию, как ссуды и займы. В итоге получается $200 млрд или почти 75 % всех зарубежных активов российских банков.

Насколько готовы российское государство и Центробанк выступать в роли главного кредитора страны, заменив крупнейшие западные банки, получающих доллары из американского Федрезерва почти бесплатно, - большой вопрос. Пока все действия ЦБ, включая недавнее повышение ключевой ставки рефинансирования с 7,5 % до 8 % годовых «с целью снижения инфляционных рисков», а также правительства, всеми правдами и неправдами снижающего расходную часть бюджетов всех уровней, не приносят реальных положительных результатов.

Торговые и инвестиционные меры ограничительного характера включают в себя запрет для европейских компаний на новые инвестиции в совместные с Россией инфраструктурные проекты, транспорт, телекоммуникации, энергетический сектор, а также добыча нефти, газа и минеральных ископаемых, в том числе и в Крыму. Под запрет поставлены не только прямые и непрямые инвестиции, но и оказание страховых услуг для любых проектов в перечисленных областях.

Экономические санкции Евросоюза в отношении России вводятся по- иезуитски кощунственно - это попытка заставить Россию ответить за то беззаконие, которое они организовали у нашего дома в виде государственного переворота, геноцида украинского и русского населения на братской нам Украине.

В целом действия экономических атак США и Евросоюза откровенно направлены на разрушение отечественного производителя и отечественного потребительского рынка, то есть к ужатию экономического пространства.

Однако пока всё не слишком катастрофично благодаря росту потребительского кредитования внутри страны, но это слишком дорогое удовольствие и на ближайшую перспективу доля кредитов, которые берутся для погашения предыдущих кредитов, превысила уже 60 %. Так что очень скоро этот «пузырь» может схлопнуться.

Неотложные меры по противодействию санкциям. Необходимо согласиться с мнением отечественных экспертов и постараться их развить в части реализации следующих предложений, направленных, прежде всего, на защиту отечественной экономики от угроз торгово-экономических и финансово-банковских санкций против России.

В первую очередь: единственным решением, позволяющим избежать девальвации рубля и взрывного роста цен на внутреннем рынке с понятными и весьма тяжелыми социальными последствиями, остается обеспечение независимости эмиссии рубля от долларовых резервов Минфина и Центробанка.

Во-вторую очередь: необходимо обеспечить защиту международных финансовых резервов страны. Часть валютных резервов нужно направить на покрытие платежей по государственному долгу. При этом следует, по возможности, погасить все долговые обязательства с опережением графиков. Часть международных резервов, особенно ту, которая приходится на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, следует направить на приобретение активов реального сектора экономики в дружественных нам странах, а часть использовать для закупки современных технологий, оборудования для реализации стратегически важных для страны инвестиционных проектов. Здесь нужно обратиться к бесценному опыту первых советских пятилеток, когда в условиях блокады Запада удавалось закупать машины и оборудование для индустриализации страны. И, конечно же, по максимуму конвертировать валютную часть международных резервов в золото, которое следует приравнять к стратегическим ресурсам.

Третье направление: деофшоризация российской экономики. Существенная часть зарубежных активов российских банков выведена из страны и размещена в офшорных юрисдикциях в виде паев и акций офшорных компаний, на депозитных и иных счетах офшорных банков. Не следует надеяться, что эти активы защищены от санкций, так как западные спецслужбы имеют доступ к информации об этих активах и могут в любой момент их арестовать.

Четвертое направление: создание собственных защищенных от санкций систем внутренних и международных платежей, альтернативных нынешним системам, базирующихся на использовании корсчетов американских и европейских банков. Например, проекты создания защищенных финансовых систем в рамках Таможенного Союза, БРИКС и Евразийской экономической интеграции. Этот вариант предполагает отказ от расчётов в евро и долларе.

Пятое направление: организация «безвалютных» схем экономических отношений со странами Запада на основе: бартера, компенсационных сделок, клиринговых расчетов. Всё это широко использовалось во времена Советского Союза [6-9].

На протяжении многих десятилетий Запад вёл необъявленную «экономическую войну» против нашей страны.

Сегодня всё изменилось - американские сенат, объявил США мировым гегемоном, который попирая любые нормы международного права, пытается указывать любой стране её поведение по правилам Вашингтона.

Только на основании этого единоличного решения США осуществляют прямой призыв к конфронтации на уровне государств на всех континентах к официальному объявлению «экономической войны» против Российской Федерации.

Подводя итог статьи, автор считает, что сегодня Россия должна осознать простой факт: экономическая война против неё объявлена открыто и вступает в свою очередную фазу.

Экономическая война - это серьезно, это война XXI века за политическую, государственную и национальную независимость.

Мы не можем её проиграть.

Литература

www.liveinternet.ru/users/1233274/post324076323/ - Полный список всех санкций против России.

http: //www. ruskline.ru/opp/2014/8/2/ekonomicheskaya_voj na_protiv_ro ssii/ - В. Винников, Н. Кричевский: Экономическая война против России.

www.echo.msk.ru/blog/sulakshin/1490612-echo/ М. Захарова (заместитель директора Департамента информации и печати МИД России): Было поле, стала поляна.

www.banki.ru/news/lenta/?id=7311564 - Журналист Spiegel: финансовые санкции против РФ эффективнее торговых.

www.expert.ru/2015/01/26/dubinka-swift/ - И. Калиновский: «Expert Online».

www.km.ru/economics/2013/10/08/vtb/722389-rossiya-pod- pritselom-finansovo-bankovskikh-sanktsii - проф., д. э. н. В.Ю. Катасонов, Россия под прицелом финансово-банковских санкций.

Буневич К.Г., Ефимов В.С. Основные направления национальной стратегии финансовой безопасности //Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2015. - № 3 (14). - С. 68-74.

Буневич К.Г., Бродунов А.Н., Бушуева Н.В. Финансовые аспекты функционирования некоторых особых экономических зон России // В сборнике: Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях материалы Международной научнопрактической конференции. Частное образовательное учреждение высшего образования «Московский университет им. С.Ю. Витте». 2015. - С. 18-26.

Ефимов В.С., Бушуева Н.В. Вызовы и угрозы финансово-кредитной системе РФ в современных условиях // В сборнике: Потенциал социальноэкономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях материалы Международной научно-практической конференции. Частное образовательное учреждение высшего образования «Московский университет им. С.Ю. Витте». 2015. - С. 34-41.


Сплендер Виктор Анатольевич, д.в.н., с.н.с., профессор кафедры финансы и управление банковской деятельностью в ВС, Военный университет МО РФ, г. Москва





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ