СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Место финансового мониторинга в системе экономической безопасности россии


МЕСТО ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Настоящая статья посвящена описанию места, которое занимает финансовый мониторинг в системе экономической безопасности России. Так же в статье рассматриваются значимость финансового мониторинга для экономической безопасности страны и задачи, которые решаются благодаря системе финансового мониторинга.

Ключевые слова: коррупция, легализация, угроза финансовой безопасности, финансовая безопасность.

На фоне продолжающегося снижения мировых цен на нефть, падения курса рубля, роста инфляции и экономических санкций со стороны стран Запада в 2015 году российская экономика становится все более нестабильной. Рост финансовых потерь обуславливает особую значимость формирования системы учета финансовых потоков и укрепления системы государственного финансового контроля.

Экономическая безопасность - это состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям [2, с. 18].

Одна из основных составляющих экономической безопасности России в современных условиях - это финансовая безопасность. Неотъемлемой частью финансовой безопасности является система финансового мониторинга, нацеленная на контроль оборота денежных средств, который осуществляется для того, чтобы препятствовать незаконным финансовым операциям, отмыванию «грязных» денег и финансированию преступных, в частности, террористических организаций.

Обеспечение финансовой безопасности государства является важной задачей для многих стран, особенно в условиях финансового кризиса.

Проблема финансовой безопасности уже давно привлекает внимание многих ученых.

Защищенности финансовой системы государства постоянно угрожают растущие объемы легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма. Для борьбы с этой угрозой в механизме обеспечения финансового контроля были созданы органы и институты финансового мониторинга, основным из которых является Росфинмониторинг. Одновременно с этим была разработана система мер как законодательного, так и организационного характера по борьбе с отмыванием «грязных» денег, направленных на исключение возможности распоряжаться преступно полученными доходами.

Росфинмониторинг осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, и принимает меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. При наличии оснований, свидетельствующих о связи таких операций с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, информация об этом и необходимые сопроводительные материалы направляются в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией. Деятельность Росфинмониторинга и других государственных органов и организаций, участвующих в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации [3, с.235].

Система органов противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в России состоит из двух основных подсистем, отличающихся по своему субъектному составу и решаемым задачам: правоохранительный блок и финансовый мониторинг. При этом финансовый мониторинг можно в свою очередь разделить на два уровня: первичный финансовый мониторинг и государственный финансовый мониторинг.

Основными субъектами первичного финансового мониторинга являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и иные определенные законодательством лица, в чьи обязанности входит, в частности, надлежащая проверка клиентов, выявление подозрительных операций и представление соответствующей информации уполномоченному органу. Г осударственный финансовый мониторинг осуществляется прежде всего специально созданным уполномоченным органом, обеспечивающим контроль за финансовыми операциями на основании информации, получаемой им от субъектов первичного финансового мониторинга, проверку этой информации и, при наличии достаточных оснований, передачу информации и материалов правоохранительным органам.

Национальная система противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, необходимость наличия которой порой подвергается сомнению со стороны отдельных экспертов, является сегодня очевидной потребностью времени. И дело не только в существующих международных стандартах, которые Россия как член международного сообщества должна выполнять. Система способствует повышению прозрачности и безопасности национальной финансовой системы, улучшению инвестиционного климата и обеспечению макроэкономической стабильности, в том числе путем снижения уровня угроз и рисков легализации преступных доходов и финансирования терроризма, что так необходимо стране на этапе ее модернизации и выхода из финансово-экономического кризиса.

В этой связи одним из приоритетных направлений деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинга) является выработка действенных мер по созданию механизмов контроля за бюджетными средствами, направляемыми на развитие и модернизацию экономики страны, а также на преодоление негативного воздействия на нее мирового финансового кризиса.

Это направление включает в себя:

- контроль за расходованием средств, выделяемых на национальные (государственные) проекты, федеральные целевые и государственные программы, поддержку системообразующих отраслей и предприятий промышленности, кредитно-банковской системы России, а также на проекты и программы, играющие значительную роль для положения и престижа Российской Федерации на международной арене, такие как подготовка и проведение зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года в Сочи, саммита государств Азиатско-Тихоокеанского региона во Владивостоке «АТЭС-2012», Всемирной летней универсиады в г. Казани в 2013 году;

противодействие преступлениям в бюджето- и градообразующих сферах экономики, обеспечивающих продовольственную, энергетическую и сырьевую безопасность, таких как сельское хозяйство, лесопромышленный, рыбохозяйственный комплекс и др.;

профилактику негативных явлений в национальной экономике и кредитно-банковской сфере, связанных с выводом в теневой оборот денежных средств в крупном объеме, в том числе путем обналичивания, и выводом капиталов за рубеж;

противодействие коррупции, финансированию терроризма и незаконному обороту наркотиков.

Ключевым фактором этой работы является тесное взаимодействие Росфинмониторинга с правоохранительными, надзорными, судебными и другими органами государственной власти, а также организациями частного сектора [4].

Президентом РФ регулярно ставятся задачи по проработке отдельных вопросов финансовой безопасности страны. В своем обращении к Федеральному Собранию 12 декабря 2014 года Владимир Путин поручил Рос- финмониторингу совместно с Министерством обороны разработать систему жёсткого, действенного контроля за использованием средств гособоронзаказа, действующей по всей цепочке поставщиков, и усилить ответственность исполнителей гособоронзаказа за целевое расходование каждого бюджетного рубля [5].

12 октября 2015 года состоялась встреча Владимира Путина с главой Росфинмониторинга Юрием Чиханчиным. Руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу информировал Президента о работе системы контроля за использованием средств при размещении и выполнении государственного оборонного заказа. Это очень важная работа не только для того, чтобы обеспечить обороноспособность страны, что само

по себе является одной из ключевых задач, но важно и с экономической точки зрения, поскольку гособоронзаказ обеспечивает работой большое количество занятых и способствует напрямую высокотехнологичному развитию российской экономики. Г осударство выделяет значительные суммы бюджетных средств, и нужно, чтобы они расходовались рачительно и, разумеется, без всяких нарушений.

В июле 2015 года были внесены существенные изменения в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» [1].

Дополнительно определен перечень уполномоченных банков, где открываются специальные счета. Выстроена система контроля за теми операциями, которые определены в рамках этого закона. Выстраивается система реестров всех контрактов с определёнными идентификационными номерами, которая позволяет увидеть, что происходит по контракту, формируется реестр исполнителей и выстраивается механизм межведомственного взаимодействия со всеми заинтересованными органами. Росфинмони- торинг проводит анализ всех контрактов по совокупности признаков, отобранных совместно со Счётной палатой, ФАС, Казначейством и т. д. Дополнительно проводится работа с уполномоченными банками и также смотрим за исполнителями, как они работают вне рамок контракта [6].

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма представляют серьезную угрозу национальной и глобальной безопасности, нарушают нормальное функционирование государства и его основных экономических институтов, препятствуют рыночным преобразованиям и контролю над финансовой системой страны со стороны государственных органов, вызывают недоверие в обществе к государственным институтам, создают негативный имидж России на международной арене [7].

Доходы, полученные преступным путем, формируют финансовую базу для коррупции и организованной преступности, а порой являются источником денежных средств экстремистских групп. Все эти явления пагубно сказываются на экономике, подрывают финансовую стабильность государства, позволяют организованной преступности устанавливать контроль над экономической системой страны. Т. е. данное явление можно рассматривать как угрозу экономической и даже национальной безопасности страны.

Отмывание преступных доходов искажает истинную картину финансовой системы страны. При этом «способы отмывания доходов, полученных преступным путем, весьма разнообразны и могут охватывать весь спектр возможных хозяйственных операций с денежными средствами или иным имуществом [8; 9].Все это является серьезным препятствием для рыночных преобразований, которые осуществляются во всех секторах общественной жизни, и нарушает функционирование экономики и основных экономических институтов, а так же является угрозой потери контроля над финансовой системой страны.

Повышенная опасность отмывания преступных доходов для общества определяется не только прямой связью с деятельностью преступных, в т. ч. террористических, организаций, но и тем, что данная деятельность имеет ярко выраженный международный характер.

Масштабы отмывания преступных доходов настолько существенны, что связные с ними преступления могут стать причиной финансовых и экономических потрясений для любого государства мира, а ущерб от финансирования терроризма исчисляется как материальными убытками, так и потерей человеческих жизней.

Неэффективная борьба с отмыванием денежных средств стимулирует преступность, принося этим огромный вред отдельным людям, обществу, государству и мировому сообществу в целом.

Как правило, при извлечении незаконных доходов между получением денежных средств и началом их легализации имеется временной интервал. Причины его возникновения могут быть различны: необходимость сбора наличных денег, перевод безналичных средств из банка в банк через счета различных компаний, в том числе и специально для таких целей созданных, чтобы усложнить поиск истинных источников получения средств, и хранение средств в ожидании более выгодных экономических условий. В каждом из случаев денежные средства на некоторое время или навсегда выходят из экономического оборота государства, подрывая финансовую систему страны. Значительный отток денежных средств замедляет товарооборот в стране, зачастую ухудшается финансовое положение предприятий, поскольку нет поступлений оборотных средств, которые в свою очередь задерживают выплату заработной платы и снижают объем выпуска продукции. Возникает необходимость проведения эмиссии денег, что, в свою очередь, влечет развитие и нарастание инфляционных процессов.

Так же очень часть доходы, полученные преступным путем выводятся заграницу, особенно привлекательными являются так называемые оффшорные зоны, предоставляющие налоговые льготы и руководствующиеся принципом конфиденциальности. В таком случае денежные средства покидают страну и это имеет негативные последствия. На фоне ухудшения инвестиционного климата значительно сокращается приток иностранных средств. Государство не в состоянии прогнозировать, контролировать и собирать налоги в полном объеме, что негативно сказывается на пополня- емости бюджета и на его распределении в дальнейшем.

Еще одним вариантом легализации доходов является обмен национальной валюты, на валюту, которая применяется на международном финансовом рынке. Это оказывает давление на национальную валюту, что, в целом, отрицательно сказывается на стабильности экономики государства. Появляются дополнительные условия для усиления инфляционных процессов. Эти обстоятельства делают любые инвестиции в этой стране нерентабельными, инфляция обесценит любую прибыль до ее появления. Все это способствует росту инфляции, создает неблагоприятный инвестиционный климат, что тормозит экономическое, техническое и научное развитие страны.

Автор считает, что в данной работе новыми являются следующие положения. Система финансового мониторинга является одной из самых важных составляющих экономической безопасности страны. Благодаря хорошо организованной системе противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, пресекается большое количество преступлений, способных нанести существенный ущерб экономике страны. Помимо этого Росфинмониторинг проводит регулярный мониторинг проводимых операций с денежными средствами и иным имуществом и выявляет потенциально рисковые операции, проводит работу по противодействию хищению бюджетных средств и разрабатывает механизм повышения эффективности бюджетных расходов, обеспечивает прозрачность на валютном рынке и пресекает спекуляции на нем. Благодаря действиям органов и институтов финансового мониторинга снижается отток капиталов за рубеж, проводится мониторинг финансовых потоков от оборота наркотиков.

По результатам финансовых расследований производятся доначисления налогов, приостанавливается и пресекается деятельность теневых площадок, обеспечивается возмещение государству. В следствие функционирования системы финансового мониторинга в стране сокращаются объемы сомнительных операций и обналичивания. Таким образом, система финансового мониторинга решает множество важных задач в области обеспечения экономической безопасности страны.

Литература

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Экономическая безопасность: учебник для вузов / под общ. ред. Л.П. Гончаренко, Ф. В. Акулинина. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 478 с.

Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия: монография / Е.Н. Кондрат. - М.: ИД ФОРУМ, 2014. - 928 с.

Ю.А. Чиханчин. Антиотмывочная система как фактор, способствующий модернизации экономики // Федеральный справочник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.federalbook.ru/news/analitics/23.04.2010- 2.html (дата обращения: 30.10.2015).

Послание Президента Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года

// Сайт Президента России kremlin.ru/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/47173

(дата обращения: 30.10.2015).

Встреча с главой Росфинмониторинга Юрием Чиханчиным 12 ок

тября 2015 года // Сайт Президента России kremlin.ru/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kremlin.ru/events/

president/news/50486 (дата обращения: 30.10.2015).

Концепция национальной стратегии противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от 11 июня 2005 года № Пр-984 // Сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу www.fedsfm.ru/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fedsfm.ru/content/files/documents/AMLCFT _National_Concept.doc. (дата обращения: 30.10.2015).

Бушуева Н.В., Ефимов В.С. Методологические подходы к исследованию финансовой безопасности // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Сер. 1: Экономика и управление. - 2014. - № 2. - С. 10-19. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.muiv.ru/vestnik/pdf7 eu/eu_2014_2_010-019.pdf/

Буневич К.Г., Ефимов В.С. Основные направления национальной стратегии финансовой безопасности//Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. -2015. -№ 3 (14). -С. 68-74.


Потоцкая Алина Игоревна, аспирант кафедры «Финансы и кредит» Московский Университет имени С.Ю. Витте, г. Москва





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ