СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Финансовая безопасность в структуре экономической безопасности россии


ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Статья посвящена рассмотрению состояния финансовой безопасности в структуре экономической безопасности на современном этапе и актуальности обеспечения и поддержания финансовой безопасности, как основной составляющей экономической безопасности государства. Сделан вывод о возрастании на современном этапе актуальности проблемы обеспечения финансовой безопасности как одной из важнейших составляющих экономической безопасности каждого государства.

Ключевые слова: Национальной безопасности Российской Федерации, Экономическая безопасность Российской Федерации, Финансовая безопасность, конкурентную способность продукции, финансово-кредитная политика, политический климат, финансовые ресурсы, уровень финансовой независимости, национально экономическая система

Россия преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX века - остановила падение уровня и качества жизни российских граждан, устояла под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма, предотвратила дискредитацию конституционного строя, сохранила суверенитет и территориальную целостность, восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в качестве ключевого субъекта формирующихся многополярных международных отношений [2].

Соответственно, состояние национальной безопасности Российской Федерации, т. е. «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [1] напрямую зависит от экономического потенциала страны и, в частности, от эффективности функционирования системы обеспечения экономической безопасности, под которой понимается состояние защищенности и устойчивости социально-экономической системы от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее развитие экономики и достижение жизненно важных целей личности, общества и государства [9].

Как известно, национальная безопасность государства включает в себя политическую безопасность, экономическую безопасность, военную безопасность, информационную безопасность, демографическую безопасность и другие виды безопасности.

Таким образом, экономическая безопасность является частью общей системы национальной безопасности страны. Она затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики.

Проблема экономической безопасности России остается одной из жизненно важных в плане существования и развития России в виде суверенного единого государства.

Экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию [9].

Как показывает практика, экономическая безопасность обеспечивается как чисто экономическими методами, так и средствами неэкономического характера: политическими, военными и иными, включая защиту секретов. Экономическая безопасность не абстрактная конструкция, а степень защищенности национальных интересов, которая обеспечивается способностью институтов власти развивать экономику и поддерживать социально-политическую стабильность общества.

Следует отметить, что в определениях сущности экономической безопасности нет недостатка, и каждое из них заслуживает внимания.

Экономическую безопасность можно рассматривать как триединое понятие:

во-первых, как состояние, означающее наличие таких научнотехнических, природно-экономических условий и профессиональной подготовленности населения, которые обеспечивают эффективное функционирование производства и конкурентную способность его продукции. Эти условия должны соответствовать динамике научно-технического прогресса;

во-вторых, экономическая безопасность выступает как процесс, что предполагает реальную деятельность общества по поддержанию и наращиванию условий прогрессивного развития экономики, как с точки зрения роста ВВП, так и с точки зрения его качественной структуры, определяемой степенью превращения науки в непосредственную производительную силу общества;

в-третьих, экономическая безопасность выступает как многофакторная категория и разно уровневая система. Это означает, что сущность ее как категории может быть раскрыта на основе анализа многих экономических факторов, критериев и показателей. Кроме того, она имеет собственный объект и предмет.

Ее объект представлен производством, включающим все отрасли народного хозяйства.

Предметом экономической безопасности выступает вся совокупность социально экономических отношений, через которые проявляются и реализуются интересы личности, общества и государства по созданию и развитию материальных условий национальной безопасности. Интересы - это побудительные мотивы экономической деятельности индивида и общества [6].

Национальные интересы России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства.

В России Доктрина экономической безопасности одобрена и введена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)».

Во исполнение положений данного Указа 27 декабря 1996 г. было принято Постановление Правительства РФ № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)».

В этих документах определены цель и объекты государственной стратегии экономической безопасности, дана характеристика угроз экономической безопасности России, сформулированы критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности, описаны механизмы и меры экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности [3, 13].

При этом состояние экономики страны в первую очередь определяет состояние финансов, которые представляют собой «экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства» [7, 10], поэтому одной из важнейших составляющих экономической безопасности является финансовая безопасность, без которой практически невозможно решить ни из задач, стоящих перед государством.

Состояние финансов и финансовой системы отражают уровень развития производительных сил и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Так, в условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение качества жизни граждан страны. В условиях же экономического кризиса, спада производства, роста безработицы состояние финансов резко ухудшается, что выражается в крупных бюджетных дефицитах, финансируемых за счет внутренних и внешних государственных займов, эмиссии денег, а также в увеличении государственного долга и расходов по нему. Все это влечет за собой развитие инфляции, нарушение хозяйственных связей, увеличение взаимных неплатежей, появление денежных суррогатов, увеличение бартерных сделок, сложности с мобилизацией налогов, невозможность своевременного финансирования государственных расходов, снижение жизненного уровня широких слоев населения [8, 11].

Следовательно, стабильность (устойчивость) и защищенность финансовой системы, по нашему мнению, могут и должны рассматриваться как факторы обеспечения финансовой и, как следствие, национальной безопасности России.

Соответственно, можно сделать вывод, что финансовая безопасность - это необходимый уровень национальной безопасности в финансовой сфере, т. е. состояние стабильности (устойчивости) и защищенности национальной финансовой системы от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее развитие экономики и достижение жизненно важных целей личности, общества и государства. Исходя из того что «основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей», для обеспечения необходимого уровня национальной безопасности в финансовой сфере (т. е. финансовой безопасности) государству посредством нормативно-правового регулирования (создания системы правовых категорий) следует решить две группы задач [5, 12].

Финансовая безопасность - это такое состояние финансовобанковской системы, при котором государство может в определенных пределах гарантировать общеэкономические условия функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов.

В этом контексте достаточно убедительным аргументом является утверждение о том, что финансовая безопасность является основной составляющей экономической безопасности государства, поскольку в финансах базируется любая экономика.

Необходимость обеспечения и поддержания финансовой безопасности государства, актуальна потому что она касается не только государства в целом, но и всех отраслей национального хозяйства и всего общества Пренебрежение состоянием финансовой безопасности может привести к катастрофическим последствиям: упадка отраслей, банкротства предприятий и, наконец, подрыва системы жизнеобеспечения государства с последующей потерей ее суверенитета [14, 15; 16].

Формирование и практическая реализация действенного механизма обеспечения финансовой безопасности предусматривают, прежде всего, выяснение сути этого понятия, определения факторов, влияющих на состояние финансовой безопасности, исследования взаимосвязанности отдельных составляющих этой сложной по внутреннему строению и иерархической декомпозицией структур.

Понятие финансовой безопасности так же широкое, как, собственно, и толкование финансов как экономической категории.

С позиций разностороннего подхода понятие «финансовая безопасность» как дефиниция рассматривается под разными углами:

с позиций ресурсно-функционального подхода, финансовая безопасность - защищенность финансовых интересов субъектов хозяйствования на всех уровнях финансовых отношений; обеспеченность домашних хозяйств, организаций и учреждений, регионов, отраслей, секторов экономики государства финансовыми ресурсами, достаточными для удовлетворения их потребностей и выполнения соответствующих обязательств

с точки зрения статики, финансовая безопасность - такое состояние финансовой, денежно-кредитной, валютной, банковской, бюджетной, налоговой, инвестиционной, таможенно-тарифной и фондовой систем, которые характеризуются со сбалансированностью, устойчивостью к внутренним и внешним негативным воздействиям, способностью предупредить внешнюю финансовую экспансию, обеспечить эффективное функционирование национальной экономической системы;

в контексте нормативно-правовой регламентации финансовая безопасность предполагает создание таких условий функционирования финансовой системы, при которых, фактически отсутствует возможность направлять финансовые потоки в незакрепленные законодательными нормативными актами сферы их использования и, минимально снижена возможность злоупотребления финансовыми ресурсам.

Следовательно, с позиций разностороннего подхода финансовая безопасность - защищенность финансовых интересов на всех уровнях финансовых отношений; определенный уровень независимости, стабильности и устойчивости финансовой системы страны в условиях воздействия на нее внешних и внутренних дестабилизирующих факторов, составляющих угрозу финансовой безопасности, способность финансовой системы государства обеспечить эффективное функционирования национальной экономической системы и устойчивого экономического роста.

Финансовую безопасность любого государства определяют такие факторы:

уровень финансовой независимости (при этом большое значение имеет размер внешней финансовой помощи со стороны международных финансовых институтов, экономических группировок, отдельных правительств, объем земных инвестиций в национальную экономику);

характер финансово-кредитной политики (как внутренней, так и внешней), которую проводит государство;

политический климат в стране;

уровень законодательного обеспечения функционирования финансовой сферы.

В современных условиях в России используются следующие пути совершенствования системы финансовой безопасности:

установление пределов иностранного участия в капитале отечественных организаций;

отраслевые ограничения (ограничение или запрещение доступа иностранных инвестиций в отрасли, признаваемые особо важными для экономического и социокультурного развития государства);

меры в отношении кампаний, осуществляющих ограничительную деловую политику, искажающую условия конкуренции;

требования в области производства, использования местных компонентов, передачи технологий и т. п.;

разработка действенных систем контроля привлечения и использования средств иностранных заимствований.

Отмечается стремление иностранного финансового капитала оказывать влияние на направленность и темпы реализации важнейших российских государственных программ в области обороны, науки и техники, вытеснить продукцию России с международного рынка вооружений и военной техники, получить неограниченный доступ к стратегическим минерально-сырьевым ресурсам нашей страны, современным технологиям, навязать контракты на поставку устаревших и экологически вредных производств и технологий.

Все эти факторы весьма негативно влияют на состояние защищенности экономики России и в современных условиях требуют внесения серьезных коррективов в организацию системы обеспечения финансовой безопасности России, а также в отечественное законодательство (в частности, необходимо внесение изменений в закон о государственной тайне и принятие закона о коммерческой тайне).

В этом контексте возрастает актуальность проблемы обеспечения финансовой безопасности как одной из важнейших составляющих национальной экономической безопасности каждого государства и проблемы, преодолевая национальные и границы, прогрессирующими темпами становится глобально.

Литература

Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992г. № 2446-1.

Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 20.

Указ Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. №608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)».

Постановление Правительства РФ № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений).

Постановление Правительства РФ № 156 от декабря 1996 г. «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)».

Хачатурян А.А. Совершенствование системы коллективной безопасности государств - участников СНГ как фактор укрепления военноэкономической безопасности России // Вестник университета (Государственный университет управления), - 2008. - Т. 1. - № 22.

Финансовое право для экономических специальностей: Учебник / кол. авт. под общ. ред. проф. С.О. Шохина. 2-е изд., стер. -М.: КНОРУС, 2007.

Финансы: учебник для вузов / под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2002.

Шкодинский С.В., Хачатурян А.А., Саломатин М.М. Управление ресурсами на предприятиях электроэнергетики на основе информационных систем ERP класса // Вестник МГОУ. - 2014, - № 3.

Хачатурян А.А., Синько В.А. Роль информационных технологий в управлении рисками на промышленных предприятиях // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2013. - №4.

Хачатурян К.С., Рыжова Ю.И. Тенденции, функции, цели и задачи развития системы управления человеческими ресурсами высокотехнологичных корпораций России//Экономика и предпринимательство. -2013. -№11-2.

Хачатурян К.С., Николаев А.Е. Кластерный механизм государственно-частного партнерства в стратегии инновационного развития оборонной промышленности России // Транспортное дело России, 2013, № 6.

Хачатурян А.А., Вдовин С.А. Некоторые формы продвижения российских вооружений на мировом рынке // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 12-2.

Хачатурян А.А., Паутова А.В. Глобализация и военноэкономическая безопасность // Международная экономика, 2014, № 2.

Хачатурян А.А., Паутова А.В. Система координат международной военно-экономической безопасности//Международная экономика. -2014. -№4.

Буневич К.Г., Ефимов В.С. Основные направления национальной стратегии финансовой безопасности//Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2015. - № 3 (14). - С. 68-74.


Мороз Владимир Дмитриевич, к.и.н., доцент, доцент кафедры экономических теорий и военной экономики Военный университет МО РФ, г. Москва





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ