СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Москва системы управления в экономике


Москва СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ

Ключевые слова: система, управление, экономика, банки, предприятия.

В условиях развития в нашей стране рыночных отношений, банковского дела и как следствие этого, укрупнения и слияния коммерческих банков, возрастание их финансового капитала, среди ученых присутствует исследовательский интерес к улучшению и совершенствованию систем управления банками и других организаций.

Термин «система» имеет множество определений, например:

- комплекс взаимодействующих компонентов;

множество взаимосвязанных элементов, каждый из которых связан прямо или косвенно взаимодействует с каждый другим элементов, а два любых подмножества этого множества не могут быть независимыми;

множество объектов с набором связей между ними и между их свойствами;

множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство;

организационное сложное целое: совокупность и или комбинация предметов или частей, образующих комплексное единое целое;

совокупность взаимодействующих элементов, служащая для выполнения некоторого требуемого преобразования;

совокупность множества компонентов, спроектированная для выполнения определенной цели в соответствии с планом;

совокупность элементов, организованных таким образом, что изменение, исключение или введение нового элемента закономерно отражается на остальных элементах;

совокупность, объединение взаимосвязанных и расположенных в соответствующем порядке элементов (частей) какого-то целостного образования; совокупность принципов, лежащих в основе какой-либо теории; совокупность органов, связанных общей функцией.

В разных определениях термина «система», безусловно, проглядывается общий смысл, что система - это единое целое, состоящее из множества элементов, функционирующих на определенных принципах, для достижения поставленных целей [1-3].

Для классификации систем используются различные признаки. Основными из них считаются: природа элементов, происхождение, длительность существования, изменчивость свойств, степень сложности, отношение к среде, реакция на возмущающие воздействия, характер поведения и степень участия людей в реализации управляющих воздействий. Классификация систем представлена в таблице 1.

Любая система независимо от ее предназначения состоит из частей. Каждая такая часть, входящая в систему, называется подсистемой. В свою очередь подсистема, представляет из себя совокупность элементов, объединенных общим процессом функционирования для достижения подцелей цели системы.

По определению элемент - это составная часть сложного целого. В нашем понятии сложное целое - это система, которая представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов.

Таблица 1 - Классификация систем

Классификационный признак
Значение классификационного признака
Природа элементов
Реальные
Абстрактные
Происхождение
Естественные
Искусственные
Длительность существования
Постоянные
Временные
Изменчивость свойств
Статические
Динамические
Степень сложности
Простые
Сложные
Большие
Отношение к среде
Закрытые
Открытые
Реакция на возмущающие воздействия
Активные
Пассивные
Характер поведения
С управлением Без управления
Степень связи с внешней средой
Открытые
Изолированные
Закрытые
Степень участия в реализации управляющих воздействий людей
Технические
Человеко-машинные
Организационные

Элемент - неделимая часть системы. Элемент - часть системы, обладающая самостоятельностью по отношению ко всей системе и неделимая при данном способе выделения частей.

Каждый элемент имеет свои определенные свойства. Но состав элементов в системе представляет собой целостность, внутри которой они взаимосвязаны и взаимодействуют между собой.

Элементы систем управления организаций можно охарактеризовать исходя из таких показателей и параметров как:

Функции управления характеризуются по: количеству видов функций управления; структурой подсистем системы управления; распределением функций по иерархическим уровням управления; показателям автономности осуществления функций; показателям централизации, специализации и кооперации функций; уровнем автоматизации управленческого труда; расходами на осуществление управляющих функций; уровнем качества осуществления управляющих функций; эффективностью расходов на функции управления.

Организационная структура управления характеризуется: типом структуры управления; соотношением и численностью различных категорий руководителей, специалистов и исполнителей в целом по системе управления и по отдельным ее подразделениям; объемом анализируемой информации в целом по системе управления и по отдельным ее подразделениям; территориальным расположением подразделений системы управления; уровнем качества организационной структуры управления; соотношением и количеством числа управленческих решений, подготавливаемых и принимаемых в различных подразделениях и на различных уровнях системы управления; числом связей между подразделениями; расходами на управление по отдельным подразделениям и уровнях управления.

Персонал управления характеризуется: численностью управленческих кадров; численностью кадров в подсистемах; удельным весом руководителей, специалистов, исполнителей; структуры кадров по стажу; уровнем планирования работы по повышению квалификации управленческих кадров; уровнем текучести управленческих кадров; уровнем заработной платы управленческих кадров; уровнем соответствия квалификации управленцев занимаемым должностям; оперативностью решений управленческих задач руководителями; системой оценки управленческих кадров.

Технические средства управления характеризуются: количеством, видами, характеристиками и стоимостью технических средств и оргтехники; удельным весом новой оргтехники и компьютеров; степенью автоматизации управленческих процессов; степенью технического обеспечения управления; степенью обеспеченности площадью, техническими средствами и специальной мебелью управленческих кадров.

Информация характеризуется: объемами информации; степенью обеспеченности актуальной информацией для управленцев; периодичностью поступления новой информации; расходами на анализ информации; коэффициентами непрерывности поступления информации и эффективностью ее использования; распределением информационных потоков по иерархическим уровням.

Методы управления характеризуются: соотношением организационных, экономических и психологических методов управления по подразделениям аппарата управления и иерархическим уровням; степенью обеспечения системы управления регламентирующей и методической документацией; учетом и контролем исполнения; уровнем качества применяемых методов; работой по подбору и расстановкой управленческих кадров; эффективностью использования фонда заработной платы и материального поощрения управленцев; уровнем правового обеспечения управления; уровнем организации делопроизводства; уровнем производительной активности членов управленческого коллектива.

Управленческие технологии характеризуются: составом и последовательностью исполнения управленческих процессов; структурой и длительностью цикла управления; полнотой и замкнутостью цикла управления; количеством управленческих операций, процессов, процедур; степенью регламентации управленческих процессов; ритмичностью исполнения процессов управления; длительностью осуществления операций, процессов, процедур управления; уровнем сложности операций, процессов, процедур управления; расходами на исполнение операций, процессов, процедур управления; структурой видов обработки информации; степенью применения модернизированных технологических обработки информации выработки решений; качеством исполнения операций, процессов, процедур управления и уровнем их нормирования и формализации.

Управленческие решения характеризуются: составом и структурой целей; количеством, составом и структурой принимаемых решений; соотношением стратегических и оперативных, оперативных, комплексных и локальных, типовых и оригинальных; письменных и устных решений; степенью полноты и обоснованности принимаемых решений; оперативностью принятия решений и их исполнением; вариантностью принимаемых решений; степенью регламентации решений; расходами на подготовку, принятие и реализацию решений; степенью повторяемости принимаемых решений; причинами невыполнения решений; качеством принимаемых решений.

Можно сделать вывод, что элементы любой системы представляют собой подсистемы более низшего порядка, а сама система, состоящая из множества подсистем и элементов, явление высшего порядка.

Процесс воздействия на систему, повышающий ее организованность, достигающий определенных целей, называется управлением. Соответственно, системы, в которых происходят процессы управления, называются системами управления, состоящие в свою очередь из управляющего субъекта и объекта управления.

Система управления, с учетом определения термина «система», может быть представлена как совокупность подсистем в виде объекта и субъекта управления, взаимодействующих между собой и внешней средой с помощью технических и информационных средств и участвующих в процессе функционирования системы управления для достижения поставленных целей.

Огромное влияние на формирование системы управления влияют системообразующие факторы, которые можно разделить на внешние и внутренние (таблица 1.2).

Таблица 1.2 - Внешние и внутренние системообразующие факторы

Внешние
Внутренние
Экономические
Стратегические
Политические
Целевые
Финансовые
Технологические
Правовые
Профессиональные
Целевые
Функциональные
Временные
Причинно-следственные
Географические
Взаимодополняющие
Технические
Стабилизационные
Организационные
Искусственные
Тенденции развития
Прямые и обратные связи
Социальные
Инновационные
Ретроспективные
Аналитические

Взаимодействие в системе управления основывается на прямых и обратных связях. С их помощью координируются потоки информационных и технических средств, что позволяет воздействовать на управляемые объекты.

Понятие «связь» в контексте системы управления представляет собой процесс, осуществляющий обмен информацией и техническими средствами для обеспечения целостности и регулирования функционирования системы с установленными целями.

Связь от управляющей подсистемы к управляемой называется прямой связью. Такая связь имеется в любой без исключения системе управления (иначе не будет возможности управлять), противоположная по направлению действия связь (от управляемой подсистемы к управляющей) называется обратной связью.

Связи могут быть синергетическими и рекурсивными.

Синергетическая связь обеспечивает при совместном функционировании отдельных элементов системы увеличение общего эффекта до величины большей, чем сумма эффектов этих же элементов, действующих независимо.

Рекурсивная связь позволяет определить, какое явление, происходящее в системе, причина, а какое - следствие, какая в системе величина аргумент, а какая - функция.

В системе также, могут реализоваться функциональные связи. Это связи между должностными лицами, подразделениями и службами системы управления (например, банковскими рисками) в процессе их функционирования. Функциональные связи классифицируются по пространственному признаку на горизонтальные, вертикальные и диагональные.

Горизонтальные функциональные связи осуществляются на одном иерархическом уровне субъекта управления между должностными лицами, подразделениями и службами. Вертикальные функциональные связи возникают между должностными лицами, подразделениями и службами на разных иерархических уровнях, находящихся в одной подсистеме. А диагональные функциональные связи возникают между должностными лицами, подразделениями и службами на разных иерархических уровнях, находящихся в разных подсистемах.

С учетом накопленного отечественного и зарубежного опыта системного управления, построение и функционирование систем управления осуществляется на основе общих, общесистемных и специальных принципов. Но главным и первичным по отношению к другим принципам, является принцип системности, оказывающий влияние на все остальные [4-6].

При построении и функционировании систем управления учитываются объективные общие принципы: баланс централистского управления и делегирование полномочий, опытные управленческие кадры, заинтересованные в получении наиболее эффективного результата (при активном стимулировании их центральном руководством) [7-10].

Также при построении и функционировании системы управления необходимо придерживаться и общесистемными принципами, такими как:

целостность;

целеполагание;

структуризация;

законность;

сочетание теории и практики;

систематичность;

оперативность принимаемых решений;

комплексность;

научность;

устойчивость;

непрерывность развития;

замкнутость управленческого процесса.

В эффективной управленческой системе, с помощью которой можно успешно решать стоящие перед ней задачи, реализация перечисленных выше принципов обязательна.

Общие функции управления замыкают управленческий цикл:

Планирование, представляет собой процесс подготовки управленцами четкого плана действий и решений для достижения поставленных целей. Под воздействием внутренних и внешних факторов цели могут изменяться, соответственно планирование, процесс непрерывный.

Мотивация. Выполнение высококачественной работы управленцами стимулируется в материальном плане, а также в создании благоприятной рабочей атмосферы.

Организация, структурирует все виды работ для достижения целей системы управления обозначенных в планировании.

Контроль, определяет насколько велико отклонение от намеченного плана, вносит корректировки. Это очень важная функция для управленцев, т.к. она оценивает выполнение трех выше перечисленных функций и общее состояние системы управления.

Некоторые исследователи расширяют список общих функций управления: руководство, координация, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, регулирование.

Существуют специальные принципы, которых также необходимо придерживаться при построении и функционировании системы управления:

руководство, обладающее лидерскими качествами; системный подход к управлению;

непрерывная модернизация управленческих процессов;

принятие решений на основе объективных фактов и информации;

осуществление индивидуальной и коллективной ответственности за результаты управленческой деятельности;

проведение проверок деятельности по управлению;

документирование управленческих процессов;

применение современных компьютерных технологий и программ.

Соблюдение приведенных специальных принципов является актуальной задачей для систем управления, как микроуровня, так и макроуровня (вплоть до государственного управления).

При контроле системы управления следует учитывать ряд субъективных и объективных факторов влияющих на функционирование ее элементов. Субъективные факторы напрямую связаны с человеческой деятельностью и зависят от нее, объективные факторы напротив, не связаны с деятельностью человека и зависят от сложившихся обстоятельств окружающей среды. Более подробно субъективные и объективные факторы представлены в таблице 1.3.

Таблица 1.3 - Факторы влияющие на функционирование элементов системы управления

Субъективные
Объективные
Профессиональные навыки и знания
Политические
Уровень квалификации
Международные
Образовательный и культурный уровень
Правовые
Личные качества
Социальные
Личная целеустремленность
Научно-технические
Заинтересованность в результатах труда
Организационные
Психологические качества
Производственно-отраслевые
Образ жизни
Экономико-финансовые
Состояние здоровья
Рыночные
Личные проблемы
Природные

В зависимости от уровня рассмотрения, объективные факторы могут быть отнесены к субъективным, кроме природных.

Механизм управления и воздействия на систему управления при влиянии на нее выше перечисленных субъективных и объективных факторов, применяются следующие:

- корректировка или подтверждение целей системы управления;

278 расстановка приоритетности обязательств;

проведение мероприятий по достижению целей и выполнению обязательств;

принятие рациональных управленческих решений на основе достоверной информации и документации [7-11].

Подводя итог, отметим, что все выше перечисленные принципы системы управления будут иметь должный результат при соединении элементов в систему для достижения синергетического эффекта.

Литература

Выгодский М.Я. Справочник по высшей математике / М.Я. Выгодский. - М.: АСТ: Астрель, 2006.

Кремер Н.Ш. и др. Высшая математика для экономистов: Учебник для вузов / Н.Ш. Кремер, Б.А. Путко, И.М. Тришин, М.Н. Фридман; Под ред. проф. Н.Ш. Кремера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2002.

Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник для вузов / В.И. Мухин - М.: Издательство «Экзамен», 2003.

Николаева О.Е. и др. Классический управленческий учет. - М.: Издательство ЛКИ, 2010.

Бушуева Н.В. Повышение экономической безопасности управляющих компаний общих фондов банковского управления Российской Федерации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Московская академия экономики и права. - Москва, 2010.

Бродунов А.Н., Ушаков В.Я. Обоснование финансовых решений в условиях неопределенности // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2015. - № 1 (12). - С. 30-36.

Ефимов В.С., Бушуева Н.В. Вызовы и угрозы финансово-кредитной системе РФ в современных условиях // В сборнике: Потенциал социальноэкономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях материалы Международной научно-практической конференции. Частное образовательное учреждение высшего образования «Московский университет им. С.Ю. Витте». 2015. - С. 34-41.

Ушаков В.Я., Буневич К.Г. Методика обоснования решений по формированию финансовой политики предприятия // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2015. - № 1 (12). - С. 92-96.

Транснациональные корпорации и их влияние на мировую финансовую систему/ Паутова А.В., Ушаков В.Я., Буневич К.Г., Ефимов В.С., Назаренко О.В., Ковальчук В.М., Золотов А.В., Каранюк А.А., Голубь З.В. Монография / Под редакцией М.Н. Сидорова. - М., 2014.

Буневич К.Г., Бродунов А.Н., Бушуева Н.В. Финансовые аспекты функционирования некоторых особых экономических зон России // В сборнике: Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях материалы Международной научнопрактической конференции. Частное образовательное учреждение высшего образования «Московский университет им. С.Ю. Витте». 2015. - С. 18-26.

.


Маслюков Денис Васильевич, ст. преподаватель, Московский университет имени С.Ю. Витте, г. В статье подробно рассмотрены аспекты построения систем управления в различных субъектах экономики.





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ