СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Стратегические направления обеспечения экономической безопасности россии


СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

В статье исследуется проблема экономической безопасности России, в условиях нестабильности экономической и политической ситуации. Предложены решения проблем экономической безопасности на макро- и микроуровнях. Определены направления стратегического развития РФ, для эффективного управления и принятия правильных управленческих решений в ходе достижения экономической безопасности страны.

Ключевые слова: экономическая безопасность, регион, аудит, аудит экономической безопасности, масштаб аудита.

Показателями устойчивого роста экономики страны являются уровень и качество жизни населения, социальная, политическая и экономическая стабильность общества и государства в целом.

На наш взгляд, межгосударственная конкуренция Российской Федерации, и ее развитие, напрямую зависит от системности, продуманности и планомерности вхождения нашего государства в современную мировую экономическую систему международных связей в области товаров, инвестиций, услуг, инноваций.

Поэтому потенциал России в роли активного участника мировой политики и экономики, в большей степени, можно определить по способно231 сти, желанию и целенаправленности в использовании имеющихся конкурентных преимуществ, а это - ресурсы и возможность развития конкурентоспособного, национального производства.

В связи с защитой национальных экономических интересов возникает необходимость в создании и реализации хорошо спланированного механизма анализа, прогнозирования и противодействия внешним и внутренним угрозам национальной безопасности нашей страны.

В настоящее время, основными органами регулирования в области экономической безопасности страны являются Совет Безопасности РФ, Правительство РФ, Президент РФ, которые также призваны следить за внутренним и внешним состоянием защиты национальных интересов нашей страны в сфере экономики, политики и т. д.

Принимая решения, данные органы и должностные лица, должны объективно подходить к вопросу экономической безопасности, основываясь на реальных данных, на реальном анализе. Брать за основу планирования и прогнозирования своих решений актуальную информацию, полученную из достоверных источников и из истинных анализов возможных угроз на планируемый период.

Итак, экономическая безопасность, по мнению Ж.А.Мингалева, это совокупность негативных воздействий во внешней и внутренней среде функционирования субъекта экономической безопасности, возможным результатом действия которых может стать нанесение ущерба данному субъекту [1]. Данное определение, по нашему мнению, является достаточно полным и его можно применять для всех иерархических уровней экономической безопасности.

На основе анализа данного определения, анализа законодательных актов, правоприменительной практики, а так же исследований в области современных внутренних и внешних угроз национальной безопасности, можно сделать вывод о том, что остро встает вопрос о создании эффективного механизма предупреждения возникновения всех ожидаемых угроз, их оценки и прогнозирования последствий от их наступления, а также выявления вероятности резкого (катастрофического) падения уровня экономики до критического порога экономической безопасности вследствие экономических и неэкономических воздействий угроз на процесс социально-экономического развития муниципального образования. [1] Также следует ввести ряд предложений по укреплению единства экономического и правового пространства нашей страны, модернизации и внедрения комплекса государственных мер в области региональной политики, которые бы создали условия для устойчивого развития как регионов, так и государства в целом.

Экономическая безопасность государства, его независимость и недопущение скатывания в зону критического риска могут быть обеспечены, если будут определены важнейшие стратегические направления обеспечения экономической безопасности.

По результатам анализа Указа Президента РФ от 12 мая 2009 г.

N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», по нашему мнению, можно сделать вывод о наиболее значимых стратегических направлениях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации:

Вхождение России в среднесрочной перспективе в число пяти стран-лидеров по объему ВВП.

Развитие национальной инновационной системы, повышение производительности труда, освоения новых ресурсных источников, модернизации приоритетных секторов национальной экономики, совершенствования банковской системы, финансового сектора услуг и межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Повышение конкурентоспособности и снижение ее зависимости от важнейших сфер внешнеэкономической конъюнктуры, повышение контроля над национальными ресурсами, улучшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, повышение уровня защищенности национальной финансовой системы, искоренение коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции.

Осваивание новых месторождений и добыча топливноэнергетических, водных и биологических ресурсов.

Сосредоточение основных усилий государства на развитии науки, технологий и образования, совершенствовании национальных инвестиционных и финансовых институтов в интересах достижения необходимого уровня безопасности в военной, оборонно-промышленной и международной сферах.

Проведение рациональной государственной региональной политики, направленной на улучшение координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества и институтов гражданского общества.

Устойчивое обеспечение спроса достаточным количеством энергоносителей стандартного качества, эффективное использование энергоресурсов путем повышения конкурентоспособности отечественных производителей, предотвращение возможного дефицита топливно-энергетических ресурсов, создание стратегических запасов топлива и т. д.

Развитие конкурентоспособных отраслей экономики и расширения рынков сбыта российской продукции, повышается эффективность топливно-энергетического комплекса.

Разработка концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создания комплексной системы контроля над рисками.

Следует отметить, что для эффективного управления и принятия правильных управленческих решений в ходе достижения экономической безопасности страны стоит проводить профилактическую работу на всех уровнях бюджетной системы страны, а также и на микроуровне. Для этого необходимо, по нашему мнению, создание нормативно-правовой базы по регулированию вопросов экономической безопасности страны и разработке механизмов управления системы экономической безопасности, создания эффективных форм хозяйствования и координирования.

Логически выстроенная схема своевременного обнаружения и ликвидации возможных опасностей и угроз - это главная цель для достижения экономической безопасности предприятия.

От профилактической работы по предупреждению финансовых правонарушений во многом зависит и то, какие решения будут приняты в этой области, каким образом будут сформированы органы и меры безопасности, какие будут выделены финансовые, материальные и человеческие ресурсы.

С целью обеспечения эффективности объектов экономической безопасности необходимо объективно оценить ситуацию, в которой находится данное градообразующее предприятие, государственное учреждение, муниципальное образование или регион.

В комплексе мер, формирующих систему экономической безопасности региона, решающее значение принадлежит предупреждению зарождающихся угроз (рисунок 1) [2].

704851270000Экономическая безопасность региона

Внутренние угрозы:

Экономические

Финансовые

Сырьевые

Социальные

Инновационные (научно-технические)

Рисунок 1 - Угрозы экономической безопасности региона

Представленные на рисунке 1 угрозы носят динамический характер, при этом следует отметить, что с развитием науки, экономических отношений, международного права и т. д., могут появляться и новые виды угроз.

Поэтому проблему формирования экономической безопасности региона необходимо рассматривать как собственно в экономической сфере, так и в областях пересечения экономики со смежными сферами.

Так же стоит учитывать и то, что не последнюю роль в экономической безопасности РФ играет и экономическая безопасность крупных предприятий и частных фирм.

Любое работающее предприятие - это живой организм, имеющий свои особенности, свой характер, рассчитанный для реализации определенных целей, задач, достижение которых возможны только с применением конкретных технологий, процедур, методов организации бизнеса в условиях действия некоторых ограничений. Каждое предприятие работает в конкретной внешней среде, с реальными поставщиками и партнерами, имеет свой круг основных потребителей. Сказанное говорит, прежде всего, о том, что система экономической безопасности конкретного предприятия носит уникальный характер. Другими словами - для каждого создается своя система. Более того, она должна развиваться не только с самим предприятием, но и с регионом и страной в целом и быть всегда актуальной.

Для анализа эффективного управления экономической безопасностью на уровне предприятия, становиться актуальным проведение аудита экономической безопасности предприятия.

По нашему мнению, с точки зрения экономической безопасности, Аудит - это анализ и комплексная оценка соответствия существующей в организации системы экономической безопасности, целям, задачам и мис сии предприятия, по средствам которого снижается ущерб от внешних и внутренних угроз.

Можно выделить так же масштабы аудита:

аудит безопасности отдельных зданий и помещений (выделенные помещения);

аудит оборудования и технических средств конкретных типов и видов;

аудит отдельных видов и направлений деятельности: экономический, экологический, финансовый, информационный. [4]

Таким образом, аудит экономической безопасности предприятия, - это отдельное направление аудита, направленное на определение внешних и внутренних угроз компании, наличие и эффективность системы экономической и информационной безопасности, с возможностью комплексной или целевой оптимизации затрат и повышение ее эффективности.

Использование в работе предприятия аудита экономической безопасности, существенно повышает потенциал всего предприятия. В свою очередь он является эффективным инструментом оценки безопасности и управления рисками. Аудит экономической безопасности можно рассматривать как инструмент экономического менеджмента.

Для проведения аудита экономической безопасности предприятия можно рекомендовать следующую последовательность действий:

подготовка к проведению аудита экономической безопасности (выбор объекта аудита, составление команды аудиторов-экспертов, определение объема и масштаба аудита, установление конкретных сроков);

проведение аудита экономической безопасности по существу (общий анализ и оценка состояния опасности, регистрация и сбор статистической информации, проверка данных и результатов инструментальных измерений опасности и угроз, оценка результатов проверки, составление отчета о результатах проверки);

завершение аудита (составление итогового отчета, разработка плана мероприятий по устранению недостатков в обеспечении экономической безопасности фирмы)[4].

Таким образом, можно сделать вывод, что рассматриваемая нами категория экономической безопасности как на государственном и региональном, так и на локальном уровне показывает общее состояние защищенности социально-экономической системы от различного рода угроз.

Но следует отличать, выделять понятие таких угроз, правильно и эффективно принимать управленческие решения на разных уровнях власти, так как именно современная корректировка и анализ всей системы экономической безопасности, позволяет правильно организовать работу всей системы.

Авторы считают, что новым в данной работе является: конкретизация и описание стратегических направлений экономической безопасности страны, раскрытие вопроса экономической безопасности и ее влияние на конкурентоспособность страны, а так же формулировка предложений по решению проблем экономической безопасности Российской федерации, за счет устойчивого развития регионов. Так же было введено новое понятие аудита и аудита экономической безопасности предприятия. Представлены рекомендации по проведению аудита безопасности предприятия, сформулирована последовательность действий, выделены вида масштабов аудита.

Литература:

Мингалева Ж.А., Наумов А.В. Особенности трактовки понятия экономической безопасности муниципального образования // Вестн. Пермского ун-та. Сер. Экономика. Вып.3 (10). - 2011. - С. 73-77.

Гриневич Л.В., Афанасьев А.В. Проблемы формирования экономической безопасности региона // Бизнес Информ. - 2012.- С. 95-97.

Безуглая Н.С. Экономическая безопасность предприятия. Сущность экономической безопасности предприятия//Российское предпринимательство. - 2010. - № 4-1. - С. 63-67.


Лаптева Екатерина Витальевна, магистрантка, Домрачева Лариса Петровна, к.э.н., доцент кафедры финансов и экономической безопасности ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ