СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Развитие экономики россии в современных условиях


РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье представлен авторский подход к оценке текущего состояния российской экономики, определены основные проблемы затрудняющие ее развитие, предложены механизмы преодоления кризисных явлений.

Ключевые слова: экономика России, региональная экономика, кризис, переходные процессы.

Следует признать, что отраслевая структура национальной экономики в 1990-е гг.

существенно изменилась:

в ВВП возросла доля третичного сектора - услуг (с 36 % в 1990 г. до 62,6 % в 2013 г.), что объясняется не только абсолютным увеличением показателей этого сектора экономики, но сокращением выпуска в других сферах [1];

существенно сократилась доля вторичного сектора - промышленности, строительства (с 48 % в 1990 г. до 32 % в 2013 г.) и первичного - сельского, лесного хозяйства и рыболовства (с 16 до 5,4 %);

в отраслях реального сектора экономики увеличилась доля ТЭК и металлургических отраслей, обвально снизилась доля машиностроительного комплекса (в два раза), легкой промышленности (в семь раз).

Таким образом, в России произошла «деиндустриализация постиндустриального типа».

Топливно-энергетический комплекс является ведущим в российской экономике, обеспечивает значительную часть поступлений в бюджет и около 80 % национального экспорта. За годы реформ валовой выпуск в ТЭК был волатильным, однако его масштабы принципиально не изменились [2]. Изменилась структура потребления, где более значимую часть стали составлять поставки на экспорт.

В структуре добычи первичных энергоресурсов по данным за 2011 г. доминируют природный газ - почти 42 %, нефть - чуть менее 38 %, уголь

почти 12 %, и электроэнергия, произведенная на ГЭС и АЭС (7 %). Определяющую роль в отрасли играют крупнейшие предприятия, находящиеся под контролем государства «Газпром», «Роснефть», «Транснефть», а также частные компании «Лукойл», «Новатэк» [3].

Производство электроэнергии, несмотря на весьма спорное акционирование «РАО ЕЭС» и разделение его на оптово-генерирующие и распределительные сети, остается на довольно высоком (дореформенном) уровне

1045 млрд кВт-ч в 2013 г.

Основу электроэнергетики составляют:

тепловые станции, обеспечивающие 2/3 валового выпуска (крупнейшие - Сургутская, Костромская, Рефтинская и Пермская мощностью более 4,5 млн кВт-ч каждая);

гидроэлектростанции - 19 % выпуска (крупнейшие: Саянская - 6,4 млн кВт-ч и Красноярская - 6 млн кВт-ч; - атомные (наиболее мощные - Ленинградская, Курская и Балаковская - проектной мощностью 4 млн кВт-ч каждая).

Основу топливной промышленности составляют добыча нефти и газа, обеспечивающие около 10 % мирового выпуска [4]. Более 2/3 из них приходится на нефтегазоносные провинции Тюменской области, в основном Ханты-Мансийского автономного округа, 1/4 - на Поволжские регионы, а остальное добывается в Коми, Восточной Сибири, на Сахалине и в других регионах.

Более 60 % добываемой нефти потребляется отечественными НПЗ (нефтеперерабатывающими заводами), которые полностью обеспечивают внутренние потребности страны в горюче-смазочных материалах и около 17 % выпускаемой продукции отправляют на экспорт [5].

Добыча угля с 425 млн т в 1988 г. сократилась до 232 т в 1998 г., но затем несколько возросла, достигнув 352 млн т в 2013 г. Более трети приходится на дешевый бурый уголь, залегающий в Канско-Ачинском бассейне Красноярского края, в других буроугольных бассейнах он весьма дорог [6]. Основу добычи каменного угля составляет Кузнецкий бассейн Кемеровской области (более 40 % всей российской угледобычи). Закрытым способом добывают 1/3 всего угля.

На экспорт поступает порядка 40 % нефти, 33 % нефтепродуктов, 25 % газа и 16 % угля.

Практически все предприятия металлургического комплекса были приватизированы в начале 1990-х гг., что привело почти к двукратному сокращению выпуска с 94 млн т в 1988 г. к началу нового века, однако затем ситуация стабилизировалась и в 2013 г. было выпущено 94 млн т. (во многом благодаря экспорту, на который пришлось около половины выпуска) [7]. Крупнейшие металлургические комбинаты сконцентрированы в европейской части страны, на Урале и в Сибири - «Северсталь» (Череповец) и Новолипецкий, Магнитогорский, Челябинский, Нижнетагильский, Западно-Сибирский (Новокузнецк) и Кузнецкий (Новокузнецк).

С началом реформ цветная металлургия также в значительной мере переориентировалась на экспорт. После трансформационного спада в 1990-х гг., первое десятилетие ХХ в. ознаменовалось ростом производства в алюминевой, медноникелевой, свинцовоцинквой промышленности, увеличилось производство титана, редких металлов, золота. По показателям деятельности выделяются ОАО «ГМК Норильский никель» (20 % мировой добычи никеля и платины), ОАО «Корпорация ВСМПО-Ависма» (крупнейший в мире производитель титана), Объединенная компания «РУСАЛ» (крупнейших в мире производитель первичного алюминия) [8].

Среди предприятий добывающей промышленности особое место занимает акционерная компания «АЛРОСА» (ОАО), на которую приходится 20 % мировой добычи алмазов.

Химическая и нефтехимическая промышленность сохранили объемы производства, сумев перестроиться на нужды внешнего рынка, адаптировавшись с существенным изменениям внутреннего. Так, например, производство минеральных удобрений и в советский период в существенной мере ориентировалось на экспорт, поэтому преодолев трансформационный спад (с 19,1 млн т в 1988 г. до 8,3 млн т в 1994 г.), почти удалось выйти на дореформенный уровень - 17,8 млн т в 2013 г. Другие подотрасли, несмотря на значительную конкуренцию иностранных производителей, сохраняют значительную долю на внутреннем рынке и предпринимают попытки экспансии на зарубежные (производство шин, пластических масс, химических тканей, нитей и волокон). Между тем в производстве лаков, красок, средств защиты растений, фармацевтике импортная продукция из года в год занимает все большую долю.

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность практически преодолели проблемы адаптации к рынку за счет роста спроса как на внутреннем, так и внешним рынках. В лесной промышленности объем вывозки деловой древесины растет (191 млн плотных куб. м в 2012 г.), однако рассчитывать на восстановление объемов советского периода - 280 млн плотных куб - пока не приходится из-за повышения эффективности использования сырья и перехода на другие конструкционные материалы. Несмотря на то, что наиболее лесистыми являются регионы Сибири и Дальнего Востока, максимальный объем лесозаготовок приходится на регионы севера Европейской части и Урал (около 40 %). Структуру экспортных поставок в этой отрасли нельзя признать рациональной - около 40 % приходится на необработанную древесину и примерно столько же на поставки пиломатериалов с низкой долей добавленной стоимости. В импорте ситуация противоположная. В лучшем положении находится целлюлозно-бумажная промышленность, где трансформационный спад был незначительным, а спрос относительно стабильным.

224 Машиностроительный комплекс до сих пор является наиболее проблемным в национальной экономике. Если раньше он выступал в качестве ее своеобразного «локомотива», то на сегодняшний день валовые объемы выпуска значительно отстают от дореформенных. Исключение составляют производство легковых и малотоннажных грузовых автомобилей, автобусов, некоторых видов железнодорожного транспорта. Недостаточная конкурентоспособность российского производителя, сокращение внутреннего спроса и чрезмерное открытие отечественного рынка для зарубежных товаров привели к необратимой деградации многих производств. Общая численность занятых в комплексе уменьшилась почти в два раза.

Критическая ситуация сложилась в следующих подотраслях:

станкостроении и инструментальной промышленность;

приборостроении;

сельскохозяйственном машиностроении;

машиностроении для легкой и пищевой промышленности;

производстве бытовых приборов.

В них либо произошло полное замещение отечественного производителя импортом, либо сокращение спроса привело к закрытию большинства производств (или оба процесса одновременно).

Несмотря на наличие значительных проблем, удалось сохранить на приемлемом уровне производство большинства видов военной продукции, тепловозов, вагонов, автомобилей [9, 10]. Однако в гражданском авиастроении полностью утрачен рынок дальнемагистральных перевозок, весьма туманны перспективы в среднемагистральном сегменте и вертолетостроении.

По оценкам экспертов, большинству отраслей легкой промышленности угрожает постепенное исчезновение вследствие ценовой конкуренции со стороны производителей из Южной и Юго-Восточной Азии. Численность занятых за последние 20 лет сократилась в 3 раза, объем выпуска в текстильной - более чем в 3 раза, в обувной - в 7 раз, швейной - в 8 раз. Некоторое оживление в этой сфере в начале 2000-х гг. в большей степени было обусловлено эффектом низкой базы, но рассчитывать на восстановление докризисных объемов пока не приходится.

Пищевая и мукомольно-крупяная промышленность находится в более выгодном положении, так как снижение спроса в ней было не столь значительным, а иностранные конкуренты за счет высоких транспортных из- держек представляют меньшую опасность (естественно, кроме тех продуктов, которые в России не производятся). Увеличилось производство сахара, растительного масла, макаронной продукции, безалкогольных и алкогольных напитков. Однако в рыбной промышленности наблюдается существенный спад из-за развала рыболовецкого флота и запредельного износа перерабатывающих производств.

Строительство и промышленность строительных материалов развивались исходя из потребностей рынка. Так, производственное строительство во многих отраслях в 1990-е гг. не проводилось вообще либо его масштабы существенно сократились. Похожий тренд наблюдался в строительстве объектов социальной инфраструктуры. Значительно лучше положение дел в области жилищного строительства, где строится практически столько же жилой площади как и в советский период (73 млн кв. м в 1988 гг. против 69,4 млн кв. м в 2013 г.). В итоге общая численность работников отрасли сократилась на 40 %, а в смежных отраслях, связанных с выпуском строительных материалов - на 25-30 %.

Сельское хозяйство в нашей стране является проблемной отраслью. Огромный размер сельскохозяйственных угодий России с лихвой компенсируется низкой интенсивностью их использования. С одной стороны, это обусловлено природно-климатическими условиями (большая часть страны находится либо в зоне непригодной для земледелия, либо в зоне рискованного земледелия). С другой, сказывается слабость материальнотехнической базы, низкий уровень государственной поддержки, ведь практически во всех странах сельхозпроизводители выступают в качестве получателей значительных субсидий.

Аграрные реформы 1990-х гг. свелись к отмене государственной монополии на землю, некоторому оживлению предпринимательской активности, появлению фермерских хозяйств. Однако в совокупном выпуске доля крестьянских и фермерских хозяйств не превышает 8,9 %, почти 47,9 % обеспечивают крупные агропромышленные предприятия, сформированные на базе бывших совхозов и колхозов, почти такую же роль играют личные хозяйства населения (приусадебные участки сельских жителей, дачи и огороды горожан), где в основном используется низкоквалифицированный, немеханизированный труд (43,2 %).

Общий объем производимой сельскохозяйственной продукции в 2013 г. был сопоставим по размерам с показателями 1990 г. Между тем несколь226 ко сократилось производство животноводческой продукции, а выпуск в растениеводстве, напротив, возрос. Объем экспортных поставок российской сельхозпродукции с 2000 г. по 2012 г. вырос в 10 раз и превысил 16 млрд долл., однако импорт возрос до 40 млрд долл.

Пока не совсем понятно, как скажется на российских сельхозпроизводителях долгосрочный запрет на импорт продовольствия из стран ЕС, США и других государств в рамках ответных санкций в связи событиями на Украине. События 2014-2015 гг. показали, что часть импортной продукции была заменена отечественными аграриями, а часть - другими зарубежными поставщиками.

Исходя из обширности геоэкономического пространства России, транспорт играет существенную роль в экономике нашей страны. Протяженность железнодорожных путей за постсоветский период сократилась на 1 тыс. км., автомобильных дорог - возросла на 89 тыс. км (для сравнения с 1960 по 1990 гг. - увеличилась на 497 тыс. км, магистральных трубопроводов - увеличилась с 68 до 75 тыс. км. Грузо- и пассажирооборот всех видов транспорта сократился. Если грузооборот сократился незначительно, то перевозки пассажиров железнодорожным и всеми видами городского транспорта сократились в 2-3 раза, за исключением метрополитена. Существенно снизилась доля внутренних перевозок грузов (менее 2 % общего тоннажа) и пассажиров морским и внутренним водным транспортом (менее 0,07 % всех перевезенных пассажиров). Это произошло вследствие уменьшения объема этих перевозок, удорожания тарифов, ухудшения состояния флота, портового хозяйства и т. п. В целях минимизации налогообложения резко сократилось число судов, ходящих под российским флагом. Поэтому значительную долю внешнеторговых операций обслуживают суда, которые ранее были российскими.

Связь в нашей стране, как и многие другие отрасли экономики, развивалась противоречиво. С одной стороны, в два раза увеличилось число пользователей стационарных телефонов сети общего пользования, число владельцев сотовых аппаратов превысило численность населения (168 млн абонентов), число пользователей сети Интернет превысило 50 млн человек. С другой стороны, существенно сократились объемы работ почтовой службы вследствие сокращения подписки на периодические издания в 15 раз, писем и посылок в 2,5 раза.

Среди других отраслей сферы услуг заметно возросло число предприятий торговли и общественного питания, их оборот и численность занятых.

Наука продолжает испытывать серьезные проблемы. Обвальное сокращение финансирования в 1990-е гг. привело к возникновению кадровых проблем, разрыву в подготовке ученых, повышению их среднего возраста, разрушению научных школ. Не преодолен разрыв между наукой и практикой; системы образования, науки и бизнеса функционируют несколько изолированно друг от друга [11, 12]. Несмотря на большое абсолютное количество занятых в научном секторе, результативность их деятельности остается весьма низкой. Пока российская наука способна заниматься разработкой большинства научных проблем, однако с каждым годов нарастает отставание от передовых научных коллективов, а лидерство удалось сохранить лишь по 5-7 % научных направлений.

Формальные показатели системы образования не вызывают опасений:

более 99 % взрослого населения грамотно;

52 % работников имеют высшее или среднее профессиональное образование;

почти 23 % взрослого населения имеют высшее образование;

почти в три раза увеличилось число студентов при общем уменьшении людей соответствующих возрастных контингентов;

в стране сложилась система дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования; среднего профессионального образования; высшего образования (бакалавриат; специа- литет, магистратура) и подготовки кадров высшей квалификации.

Однако реальность состояния дел в этой отрасли становится объектом систематической и довольно обоснованной критики со стороны общественности [13].

Система российского здравоохранения, несмотря на повсеместное распространение платности при декларировании бесплатной страховой медицины, нехватку некоторых лекарств и медицинского оборудования, остается по большинству показателей одной из самых развитых в мире (обеспеченность врачами и другим медицинским персоналом, больничными койками) [14, 15].

Внешнеэкономические связи России можно охарактеризовать высокой интенсивностью и взаимной выгодностью. Между тем перспективы их развития пока остаются неопределенными в связи с негативной реакцией руководства большинства стран на присоединение Крыма, эскалацией информационной войны против России вследствие катастрофы малазийского самолета в зоне боевых действий в Донбассе в июле 2014 г.

В 2013 г. объем экспорта составил около 523 млрд долл. и был обеспечен поставками нефти и газа (почти 75 %), продукции черной и цветной металлургии (до 10 %), а также химпромом, лесной отраслью, поставками драгкамней и драгметаллов, продукции военного назначения и транспортных средств. Основные покупатели - страны Западной Европы (Г ермания, Нидерланды, Италия), а также СНГ (Украина, Казахстан, Беларусь), соседние азиатские страны (Китай, Республика Корея, Япония) и США. Импорт превысил 344,3 млрд долл. и почти на половину состоял из поставок машин, оборудования и транспортных средств, а также продовольствия и сырья для его производства, продукции химпрома, одежды, обуви и бытовой электроники.

Внешняя торговля России характеризуется большим положительным сальдо торгового баланса и несбалансированной структурой экспортно - импортных операций, когда взамен сырья закупается продукция с высокой долей добавленной стоимости.

Таким образом, можно с высокой вероятностью предположить сохранение застойных и кризисных процессов в отечественной экономике в среднесрочной перспективе

Автор считает, что в данной работе новыми являются следующие положения: результаты комплексного анализа современной российской экономики; авторская оценка перспектив ее развития на среднесрочную перспективу.

Литература

Духно Н.А., Чубуков Г.В. Гарантируют ли законы право собственности на землю российским крестьянам // Журнал российского права. - 1998. - № 12. - С. 23.

Коровяковский Д.Г. Правовые и экономические аспекты привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику // Финансы и кредит. - 2007. - № 10.

Русанов И.П. О комплексном развитии транспортно-логистических систем в регионах России, прилегающих к Арктике // Вестник Мурманского государственного технического университета. - 2014. - Т. 17. - № 3.

Рустамова И.Т. Роль ВТО в унификации норм внешней торговли // Таможенное дело. - 2012. - № 2.

Соловьев Е.Н. Проблемы формирования социально-экономической устойчивости российской системы хозяйствования // Экономика. Налоги. Право. - 2009. - № 3.

Жирков Д.А., Хахалева С.С. Особенности системной модернизации экономики России // Вестник университета (государственный университет управления). - 2011. - №8.

Чертова Т.Н. Формирование механизмов устойчивого развития предприятий в современных условиях//Научно-информационный журнал Армия и общество. -2011. - № 1.

Хачатурян К.С. Экономические факторы, влияющие на развитие социального партнерства государства и бизнеса // Транспортное дело России. - 2011. - № 7.

Хачатурян А.А., Паутова А.В. Глобализация и военноэкономическая безопасность // Международная экономика. - 2014. - № 2.

Хорев В.П., Дианова Т.В. Трансформация экономических отношений в современных условиях (на примере электронной торговли) // Вестник Военного университета. - 2012. - № 2.

Утяшова О.В., Харитонов Д.Я. Финансирование системы образования // Дайджест-финансы. - 2007. - № 7. - С. 41.

Скрынченко Б.Л. Теория организации. - М.: МАЭП, 2008.

Власов А.В. Посткризисное развитие ипотечного кредитования в Российской Федерации // Путеводитель предпринимателя. - 2012. - № 13. - С. 83-84.

Лебедева О.И. Земля как экономическая категория // Проблемы современной экономики. - 2013. - № 3. - С. 124-126.

Карпов А.С., Карпова К.В. Меры государственного регулирования по повышению конкурентоспособности ракетно-космической промышленности Российской Федерации // Транспортное дело России. - 2014. - № 5. - С. 204-206.


Кушнир Андрей Михайлович, д.э.н., профессор, профессор кафедры экономических теорий и военной экономики, Военный университет МО РФ, г. Москва,





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ