СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Реформирование системы финансового обеспечения вооруженных сил российской федерации


РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Финансовое обеспечение строительства и подготовки Вооруженных сил Российской Федерации осуществляется в условиях экономического кризиса в стране, сопровождающегося ростом цен, инфляцией, обострением вопросов социальной защиты военнослужащих, гражданского персонала, ветеранов Вооруженных сил и членов их семей.

В связи с этим возникает объективная необходимость в совершенствовании финансово-экономических отношений в Вооруженных силах РФ, особенно в сферах материально-технического и финансового обеспечения с целью получения дополнительных источников средств для обеспечения высокой боевой и мобилизационной готовности, решения социально-бытовых и других проблем армии и флота.

Ключевые слова: Вооруженные силы Российской Федерации, финансовое обеспечение, территориальные финансовые органы, бюджет, эффективность, Министерство обороны.

В современных условиях функционирования военной организации государства объективно возникает необходимость в совершенствовании финансово-экономических отношений в Вооруженных силах РФ, особенно в сферах материально-технического и финансового обеспечения. Это связано с комплексом мероприятий, проводимых в рамках: административной реформы; перевода войск на преимущественно контрактный принцип ком139 плектования; исключения разобщенности в техническом и тыловом обеспечении; повышения внутренней экономической эффективности деятельности обеспечивающих служб. В условиях реализации Вооруженными силами РФ стратегических целей и тактических задач особую важность приобретает финансовое обеспечение их строительства и развития [2, 10].

Под финансовым обеспечением понимается система мероприятий, организуемых и проводимых с целью своевременного и полного удовлетворения потребностей армии и флота в денежных средствах [6, 11]. Финансовое обеспечение включает в себя: финансовое планирование, финансирование, истребование, получение, хранение, экономное и рациональное расходование денежных средств; бюджетный учет и отчетность; финансовый и хозяйственный контроль за финансово-экономической деятельностью войск и сил флота; военно-экономический анализ [7, 13].

Механизм финансового обеспечения Вооруженных сил в целом, и войскового звена в частности является частью единого экономического механизма страны и выступает как его подсистема [8, 9].

При более широком рассмотрении механизма финансовоэкономического обеспечения можно сделать вывод, что он представляет собой взаимосвязь и взаимодействие совокупности элементов финансового обеспечения, средств, условий и факторов, способствующих осуществлению и оптимизации финансовых процессов, одновременно это система финансовых отношений и форм, посредством которой реализуется совокупность интересов государства и действуют законы экономики [5, 12].

В настоящее время имеет место регламентация финансового обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации на мирное время (в соответствии с требованиями современного бюджетного законодательства), на период мобилизации и на военное время (в соответствии с ведомственными нормативными актами) [14, 15].

По мере преобразований боевого состава, военной и социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации совершенствовалась и система их финансового обеспечения с учетом развития казначейских и информационных технологий.

Реформирование Вооруженных сил РФ, создание четырех оперативных стратегических командований вызвали необходимость построения новой системы финансового обеспечения Вооруженных Сил (рисунок 1).

Рисунок 1 - Этапы реформирования процесса финансирования Вооруженных сил Российской Федерации

В настоящее время сформирована система финансового обеспечения Вооруженных сил РФ, в основу которой положен территориально- отраслевой принцип финансового обеспечения воинских частей и организаций Вооруженных сил РФ.

Территориальный - это финансовое обеспечение воинских частей и организаций Вооруженных сил РФ через территориальные финансовые органы.

Территориальные финансовые органы по субъектам Российской Федерации наделены статусом федерального бюджетного учреждения. На них возложены функции по осуществлению финансового планирования и финансирования расходов воинских частей, дислоцирующихся на территории субъекта Российской Федерации, с лицевых счетов, открытых территориальным финансовым органам в органах Федерального казначейства.

Территориальный принцип финансового обеспечения предполагает ведение Управлениями финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъекту Российской Федерации сводного бюджетного учета обслуживаемых воинских частей, составление и представление бюджетной, статистической (финансовой) и иной отчетности вышестоящему главному распорядителю средств федерального бюджета и государственным органам.

Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъекту Российской Федерации в части финансовой и хозяйственной деятельности подконтрольны Министерству обороны Российской Федерации, а также налоговым и другим государственным органам, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации возложена, в пределах их компетенции, проверка деятельности федеральных бюджетных учреждений.

Для выполнения функции по финансированию специальных работ и ряда учреждений центрального подчинения (военные вузы, НИИ, госпитали, базы и склады) создан Центр финансирования специальных программ.

Отраслевой - это военные учебные заведения и ведущие военномедицинские учреждения, которые имеют свои финансовые органы.

В ходе приведения системы финансового обеспечения войск к новому облику Вооруженных сил РФ были оптимизированы уровни доведения бюджетных средств до получателей и участники бюджетного процесса (рисунок 2).

Рисунок 2- Общая схема организации финансового обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации

Автор считает, что в данной работе новыми являются следующие положения и результаты:

Созданная система финансового обеспечения войск (сил) обеспечивает достаточную прозрачность финансовых потоков государственных средств и позволяет решить поставленные задачи по своевременному и полному финансовому обеспечению воинских формирований в различных условиях обстановки, а также при решении внезапно возникающих задач.

На современном этапе основными направлениями совершенствования организации финансового обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации являются:

повышение эффективности расходования бюджетных средств на мероприятия по программе «Эффективная Армия»;

внедрение единой информационной среды, объединяющей все уровни финансового обеспечения Вооруженных сил РФ;

повышение эффективности использования средств, выделяемых на оборону на основе взаимосвязанного и скоординированного реформирования всех компонентов военной организации государства;

совершенствование системы управленческого учета финансовохозяйственной деятельности Вооруженных сил РФ, внутриведомственного контроля и обеспечения экономической безопасности в Вооруженных силах РФ;

повышение качества предоставления положенных выплат военнослужащим и гражданскому персоналу Вооруженных сил РФ.

При этом главным в реализации указанных направлений является соблюдение основополагающего требования бюджетного законодательства Российской Федерации - обеспечение эффективного и целевого использования бюджетных средств, выделяемых государством.

Литература

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145- ФЗ (с изм. и доп.).

Указ Президента РФ от 25 декабря 2014 года № Пр-2976 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации» // Российская газета. - 30 декабря 2014 года. - № 6570.

Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. - 19 мая 2009 года. - № 537.

Воробьев В.В. Финансово-экономическое обеспечение оборонной безопасности России: проблемы и пути решения. - СПб.: ГУЭФ. 2003. -416 с.

Закутнев С.Е. Среднесрочное бюджетирование, ориентированное на военный результат: методология и практика / Автор. дис. д-ра экон. наук.

М., 2011.

Финансово-кредитный энциклопедический словарь. - М.: Финансы и статистика, 2002.

Финансы отраслей экономики Вооруженных Сил. Часть 1. Финансы и финансирование непроизводственной сферы Министерства обороны: Учебное пособие / - М.: ВУ, 2007.

Хачатурян А.А. Совершенствование системы коллективной безопасности государств-участников СНГ как фактор укрепления военноэкономической безопасности России // Вестник университета (Государственный университет управления). -2008. -Т. 1. - № 22.

Шингареев Ф.Ф., Хачатурян А.А. Ключевые направления реализации стратегии инновационного развития предприятий отечественной радиоэлектронной промышленности // Транспортное дело России, - 2013, - № 4.

Хачатурян А.А., Синько В.А. Роль информационных технологий в управлении рисками на промышленных предприятиях // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление, -2013,

№ 4.

Хачатурян А.А., Вдовин С.А. Некоторые формы продвижения российских вооружений на мировом рынке // Экономика и предпринимательство, - 2013, - № 12-2.

Хачатурян А.А., Шкодинский С.В. Особенности финансового обеспечения Вооруженных Сил России в условиях реализации новой системы доведения бюджетных средств // Вестник АКСОР. - 2014. - № 4.

Хачатурян К.С., Шкодинский С.В. Финансовый контроль и реформирование бюджетного процесса в Министерстве обороны Российской Федерации // Вестник АКСОР, 2014, № 3.

Хачатурян А.А., Паутова А.В. Глобализация и военноэкономическая безопасность // Международная экономика. - 2014. - № 2.

Хачатурян А.А., Паутова А.В. Система координат международной военно-экономической безопасности // Международная экономика, - 2014.

№ 4.


Г орева Ольга Евгеньевна, к.э.н., доцент, старший помощник начальника учебно-методического отдела Военного университета МО РФ, г. Москва





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ