СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Финансовая безопасность россии. основные аспекты


ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ

Финансовая безопасность - ключевое понятие для национальной безопасности государства в целом. В статье рассматриваются различные аспекты и положения стратегии экономического развития страны, а также факторы препятствующие ее полноценной реализации. Определены правовые основы финансовой безопасности России и предложены пути совершенствования системы критериев и оценок при разработке новых моделей и концепций экономического развития.

Ключевые слова: безопасность, экономическая безопасность, финансовая безопасность, национальная безопасность.

Экономическая безопасность является одной из наиболее актуальных проблем государства на сегодняшний день, а соответственно, выработка определенной эффективной концепции по ее обеспечению одним из приоритетных направлений. По определению ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 7 июля 1995 г. экономическая безопасность представляет собой «состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям». [5].

Финансовая нестабильность, проявляющаяся на уровне любого конкретного государства, как и все другие явления, определяется некоторыми внешними условиями: в первую очередь, такими как геополитическая и экономическая нестабильность в мире. «Национальная экономика все более втягивается в интернационализированные воспроизводственные звенья, превращаясь в их составные части и оказывая воздействие на всю совокупность элементов цепи» [1]

Внешнеэкономическая деятельность государства - та существенная составляющая, которая формирует структуру, динамику, устойчивость национальной экономики, в свою очередь, не имеющей возможности развиваться и нормально функционировать в условиях полной автономности, изоляции. Соответственно, смена форм развития основных приоритетных направлений важнейших сфер жизни России в пользу политики открытости по отношению к мировому хозяйству была и остается, несомненно, необходимой и обоснованной.

Уже на протяжении достаточно долгого времени мы наблюдаем влияние широко развернувшейся глобализации всех мирохозяйственных связей на различные экономические процессы. Это, в свою очередь, позволяет нам фиксировать изменения не только на экономической, но и на политической карте, констатировать тот факт, что зарождаются и формируются новые региональные и экономические объединения, имеющие схожие национальные интересы, стратегические цели или находящиеся под влиянием схожих интеграционных явлений.

В современных условиях внешнеэкономическая политика представляет собой систему четко организованных и слаженных мероприятий, позволяющих стране с учетом природы своего общественного строя, наличия различных ресурсов, в том числе и природных, географического положения определить основные цели, поставить конкретные задачи и добиться определенных преимуществ на мировом рынке. Любая страна стремится к тому, чтобы быть экономически независимой системой, следовательно, субъектом реализации интересов развития экономики, ее приоритетных направлений и перспектив является государство.

Если говорить о международной экономической безопасности в целом, то ее важнейшими аспектами являются: импортные поставки жизнен- но необходимых товаров и стратегического сырья, импорт высокотехнологичной продукции и технологий, военное вооружение.

Если говорить конкретно о России, то следует эти аспекты конкретизировать.

Согласно статье 55 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации выделяются 6 основных элементов внешнеэкономической безопасности:

сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики;

снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры;

потеря контроля над национальными ресурсами;

ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность;

низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы;

сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции.

Прежде чем мы перейдем к более подробному рассмотрению каждого из элементов, мы попробуем дать короткую характеристику финансовой безопасности относительно одного конкретного государства - России.

Финансовая безопасность России - это состояние финансов и финансовых институтов, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных экономических интересов, гармоничное и социально направленное развитие национальной экономики, финансовой системы и всей совокупности финансовой отношений и процессов в государстве, готовность и способность финансовых институтов создавать механизмы реализации и защиты интересов развития национальных финансов, поддержка социально-политической стабильности общества, а так же при котором формируются необходимые экономический потенциал и достаточные финансовые условия и для сохранения целостности и единства финансовой системы даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и вешних процессов и успешного противостояния внутренним и внешним угрозам финансовой безопасности [3]. Финансовая безопасность - часть национальной безопасности государства в целом. Обеспечение финансовой безопасности Российской Федерации - это «деятельность гос у- дарства и всего общества, направленная на стабильное функционирование финансовой сферы, на защиту национальных ценностей и интересов в этой области» [5]. Чем эта деятельность регламентируется, в каких нормативных документах закреплена?

Поскольку субъектом, определяющим экономическую траекторию развития, является государство, представители его финансовых институтов регулярно создают и обновляют базу нормативных документов, регламентирующих те или иные аспекты экономической деятельности (внешней и внутренней), разрабатывают стратегии и концепции развития на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу, вносят коррективы в существующие документы с учетом сложившейся обстановки в мировом экономическом пространстве.

Основным документом, определяющим политику России в этом вопросе, является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденная Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (ред. от 01.07.2014). Она строится на основе официально принятых в стране нормативных актов, основными из которых являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015).

Теперь попробуем выявить сущность уже названных нами угроз экономической безопасности России, назвать причины и оценить перспективы их преодоления.

Одной из основных угроз национальной и экономической безопасности России остается увеличение добычи нефти странами ОПЕК (Саудовская Аравия, Катар, Ливия, Иран, Ирак, Кувейт, Нигерия) и ряда других стран, что может привести к снижению экспорта нефти из-за падения мировых цен. Первые последствия этого процесса мы наблюдаем сейчас: динамика цен на нефть - нисходящая, прибыль от нефти и газа в России составляет большую часть государственных доходов. По оценкам экспертов, прибыль самого крупного предприятия в нефтегазовой сфере - «Г азпрома» в 2015 году сократится на 30 %, что в свою очередь повлечет сокращение в российской экономике в целом (по прогнозам, это сокращение составит 3,4 % по сравнению с предыдущим 2014г.).

В настоящее время в сырьевой отрасли происходит смена ориентиров. Россией взят курс на усиление политических и геоэкономических связей с такими странами как Венесуэла, Туркменистан, Казахстан, Бразилия. На международной арене Россия имеет определенные успехи. Г осударство открыто к диалогу по всем ключевым энергетическим вопросам, активно продвигает собственные интересы как в блоке стран-импортеров (МЭА), так и в блоке стран-экспортеров (ОПЕК, ФСЭГ, ИПЕК).

Высокая зависимость важнейших сфер российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры привела к существенному спаду развития национальной экономики в целом. Сверхдоходы, полученные страной в условиях благоприятной конъюнктуры сырьевых рынков, существенно ускорили рост производства, обеспечили рекордное увеличение доходов населения (включая зарплату во всех отраслях экономики, в том числе в бюджетном секторе, пенсии и т. д.), повысили макроэкономическую надежность, в настоящее время мы наблюдаем обратную ситуацию. В ближайшие годы нельзя надеяться на возвращение идеальных условий, в которых сформировалась «модель импортированного роста». Необходима новая модель, которая поможет российской экономике выйти из стагнации. Кризис, затронувший экономику России, показал, что структура российской экономики обусловливает высокую зависимость не только нефтегазовых, но и других бюджетных доходов от нефтегазового сектора и внешнеэкономической конъюнктуры.

Анализ современного состояния основных социально-экономических факторов, в качестве реальных и потенциальных угроз экономической безопасности России показал, что наиболее значительными угрозами должны считаться: поляризация доходов и благосостояния населения; рост бедности; незаконная миграция; деградация человеческого капитала, негативные тенденции на рынке труда, которые носят ярко выраженный региональный характер. Каждый регион, испытывая сильное влияние общероссийских экономических тенденций и явлений, в то же время имеет свои проблемы, которые определяются особенностями региона: географическим положением, климатическими условиями, структурой отраслей экономики, национальным составом населения и культурно-историческими традициями его поведения.

Кроме этого, следует обратить внимание на то, что рост общественного производства, повышение эффективности экономики, достижение высокого уровня правопорядка, что при прочих равных условиях обеспечивает постоянный уровень потребления, являются обязательными экономическими условиями развития страны.

Снова обратимся к мерам повышения финансовой безопасности государства. В современных условиях на первый план необходимо выдвинуть со88 здание действенных механизмов, препятствующих, с одной стороны проникновению в страну финансовых средств нелегального происхождения, с другой незаконному оттоку ресурсов из страны. Банковская сфера является наиболее привлекательным каналом для осуществления подобных незаконных операций во всем мире. Соответственно, процесс создания данных механизмов, в первую очередь, должен затрагивать именно эту сферу.

Далее, необходимо разработать четкую концепцию сдерживания государственных расходов. Нынешняя политика не может эффективно контролировать завышенные расходы, соответственно, они становятся дополнительной причиной формирования финансовой нестабильности [7].

В условиях финансовых кризисов, а также при разработке антикризисных мер, долгосрочная перспектива и оценка всех возможных последствий принимаемых решений должны находиться в преимущественном положении перед краткосрочными, временными мерами урегулирования той или иной сложившейся ситуации, т.к. недостаточные недооцененность рисков и угроз могут повлечь за собой рост неэффективных расходов, возникновение экономического дисбаланса, рост как внешнего, так и внутреннего долга государства.

И в заключение, напомним, что фундаментальным условием устойчивого развития экономики является поддержание макроэкономической стабильности. Ее нарушение приводит к замедлению экономического роста по целому ряду причин: удорожания кредитных ресурсов для частного сектора, уменьшения частных инвестиций, роста инфляции, возрастания рисков для предпринимательской деятельности.

Тяжелым последствием нарушения макроэкономической стабильности может стать неисполнение государством принятых обязательств, необходимость повышения налоговой нагрузки, масштабное увеличение заимствований.

Помимо внешнеэкономических факторов безопасности государства, существуют и внутренние. Так, например, в России таким внутренним фактором является коррупция, представляющая негативными последствиями угрозу национальной и экономической безопасности. К ее последствиям можно отнести: «расширение теневой экономики, нарушение конкурентных механизмов рынка, неэффективное использование бюджетных средств, повышение цены за счет коррупционных расходов, углубление имущественного неравенства, повышение уровня организованной преступности, появление олигархических группировок в органах государственной власти» и др. [6] Все эти последствия отрицательным образом сказываются на экономике страны, ее стабильности, а также являются сдерживающим фактором в развитии внешнего экономического сотрудничества, подрывая авторитет государства на международной арене.

Автор считает, что в данной работе новыми являются положения о необходимости формирования антропоцентрической системы оценок и критериев при разработке новых моделей и концепций экономического развития, а также положения о необходимости комплексного учета всех возможных угроз экономической стабильности (как внешних, так и внутренних) при формировании единой стратегии. Это, в свою очередь, позволит российской экономике в перспективе выйти из стагнации путем следования четко разработанной и продуманной системе мер без нанесения урона другим сферам.

Литература

Джабиев А.П. Основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России: учебник - М.: Экономика, 2012. - 479 с.

Кондрат Е.Н. Сущность финансовой безопасности в современном мире [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.mgimo.ru/files/148362/kondrat.doc (дата обращения: 14.10.2015)/

Олейникова Е.А. Экономическая и национальная безопасность: учебник. - М., «Экзамен», 2005, - с. 171.

Стратегия национальной безопасности.

Сухарев А.Я. Большой юридический словарь [Электронный ресурс]

Режим доступа: www/determiner.ru/dictionary/201/word/

yekonomicheskaja-bezopasnost (дата обращения: 21.10.2015)

Шекультиров Б.И. Коррупция в России как угроза государственной и национальной безопасности // Вестник Адыгейского государственного университета. - Майкоп: 2012. - Вып. 2.

Буневич К.Г., Ефимов В.С. Основные направления национальной стратегии финансовой безопасности // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2015. - № 3 (14).

С. 68-74.


Алексеева Ольга Вячеславовна, магистрантка факультета экономики и финансов Московский университет имени С.Ю. Витте, г. Москва





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ