СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Тенденция сокращения числа коммерческих банков


ТЕНДЕНЦИЯ СОКРАЩЕНИЯ ЧИСЛА КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

В статье рассмотрены основные тенденции сокращения числа коммерческих банков, их причины, представлена статистика, отражающая современную ситуацию в банковской сфере, приведены основные методы, с помощью которых Центральный банк РФ осуществляет оздоровление банковского сектора.

Ключевые слова: коммерческий банк, оздоровление банковского сектора, Центральный банк РФ, надзор.

Количество банков, осуществляющих свою деятельность в России, ежегодно снижается. Особенно остро эти тенденции стали заметны в последние годы. В соответствии с данными Центрального банка РФ [7] по состоянию на 1.09.2015 года было зарегистрировано 959 банков, за год была отозвана лицензия у 57 банков. Количество действующих банков на эту дату составило 721. Более подробная информация представлена на рисунках 1 и 2.

Проанализировав представленные данные, можно сделать вывод о том, что с каждым годом количество банков стремительно сокращается. Так, в 2013 году было ликвидировано и отозвано лицензий у 42 банков. В 2014 году произошел резкий скачок - было отозвано лицензий и ликвидировано уже 78 банков, а за 9 месяцев 2015 года - у 57 банков, но это ещё не конец года. То есть, так называемая «зачистка» банковского сектора, проводимая Центральным банком, набирает большие обороты.

Рисунок 1 - Число действующих банков за период 2011-2015 гг. [7]

Рисунок 2 - Количество отозванных лицензий и ликвидированных банков

за период 2011-2015 гг. [7]

Лицензий лишаются, в основном, мелкие банки, так как в современной экономической ситуации им довольно трудно удержать свои позиции и «выжить». К тому же, РФ предоставила основной объем государственной поддержки крупнейшим банкам. Однако размер банка не означает его устойчивости и не гарантирует того, что к нему не будут применены различные меры воздействия со стороны Центрального банка.

Центральный банк планирует усилить надзор за банками, это означает, что он продолжит свой курс по «зачистке» банковского сектора от банков, которые проводят сомнительные операции. Центральный банк дает понять рынку, что механизм контроля не ослабнет, а наоборот, будет более требовательно подходить к контролю со стороны банков за своими клиентами. [5]

Кроме того, согласно подсчётам Центрального банка прибыль банков РФ за 9 месяцев 2015 года упала на 81 % (с 685 млрд рублей до 128 млрд рублей) по сравнению с аналогичным периодом в 2014 году [6]. Такое резкое падение также говорит о необходимости оздоровления банковского сектора.

Основными причинами сокращения числа коммерческих банков являются:

Отзыв лицензий, причинами которого являются:

неисполнение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Центрального банка,

неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам,

активы низкого качества и несоответствующие им резервы,

недостоверность отчетных данных,

«сомнительные операции», связанные с «отмыванием» денег, переводом средств в оффшоры и прочие преступные схемы;

Происходит слияние капиталов, то есть банки объединяются с целью увеличения и сохранения капиталов;

Происходит поглощение, то есть крупные банки покупают более мелкие банки;

Банки закрываются в связи с банкротством или в связи с невозможностью выполнять требования Центрального банка по работе и размеру уставного капитала, то есть происходит ликвидация по решению суда или самоликвидация.

По состоянию на 1.09.2015 г.

было ликвидировано:

в связи с реорганизацией в форме слияния - 2 банка; если сравнить аналогичный период 2014 года, то ситуация стабильна - также 2 банка было ливидировано в форме слияния;

в связи с реогранизацией в форме присоединения - 481 банк, в аналогичном периоде 2014 года - 471 банк;

в связи с нарушением законодательства в части оплаты уставного капитала - 1 банк, в 2014 году ситуация была аналогичной. [8]

Коммерческие банки, осуществляя свою деятельность, действуют не всегда законно, что не может и не должно остаться безнаказанным.

Примером такой «незаконной» деятельности можно привести ситуацию, произошедшую в Ростовской области в сентябре 2015 г. Было завершено расследование уголовного дела в отношении банковских работников и предпринимателей. Об этом сообщила официальный представитель МВД России Елена Алексеева.

«Главным следственным управлением ГУ МВД России по Ростовской области завершено расследование в отношении руководителя и шести сотрудников филиала одного из федеральных банков и предпринимателей, обвиняемых в мошенничестве, растрате, легализации и преднамеренном банкротстве», - сказала она.

В течение двух лет руководители ростовского филиала федерального банка выдавали многомиллионные кредиты двоим предпринимателям якобы на строительство и модернизацию заводов и других предприятий, расположенных в Ростовской области.

«В сговоре с сотрудниками банка после получения кредитных денежных средств они преднамеренно обанкротили восемь фирм, которыми владели, так как их деятельность перестала приносить прибыль. Некоторые документы, в том числе и электронные, подтверждающие сделки, обвиняемые частично уничтожили. Вырученными денежными средствами в сумме более полутора миллиардов рублей члены организованной группы распорядились по собственному усмотрению», - отметила Алексеева.

Пострадавшими оказались около ста человек, которые ранее заключили с обанкроченными фирмами договоры сотрудничества. В связи с этим следственные действия проводились в Московской, Ленинградской, Псковской и Тульской областях. [2]

Также сотрудники банков могут совершать правонарушения при осуществлении своей профессиональной деятельности.

К примеру, в сентябре 2015 г. судебный пристав-исполнитель и два банковских сотрудника задержаны в Санкт-Петербурге за мошенничество. Как сообщалось в пресс-службе ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, они изобличены в хищении 150 тыс. рублей у местного жителя.

«Преступники обманным путем завладели денежными средствами 31летнего мужчины в сумме 150 тыс. рублей за возврат автомобиля «Мерседес С180» из-под ареста, наложенного районным отделом федеральной службы судебных приставов», - сказали в полиции.

В настоящее время один из подозреваемых задержан, с двоих взята подписка о невыезде. Им грозит штраф от 100 до 500 тыс. рублей или лишение свободы на срок до 5 лет. [4]

Сомнительные операции коммерческих банков - еще одна актуальная для настоящего времени проблема, и Центральный банк активно борется с этим. Статистика подтверждает эти слова: из платежного баланса России следует, что на сомнительные операции в 2011 г. приходилось $33,26 млрд, в 2012 г. - $38,81 млрд, в 2013 г. - $26,5 млрд, а в 2014 г. их объем сократился до $8,6 млрд.

В IV квартале 2014 г. ЦБ провел работу с 57 кредитными организациями, с помощью которых более 7000 клиентов проводили сомнительные операции. У двух банков ЦБ уже отозвал лицензию, к 12 - применил меры ограничительного характера, в отношении еще семи этот вопрос решается. Еще 22 банка требуют дополнительного контроля со стороны ее управления, со всеми остальными (их 14) ЦБ работает практически в ежедневном режиме.

В 2014 году большая часть сомнительных операций пришлась на операции по покупке ценных бумаг. Регулятор обнаружил всплеск покупок ценных бумаг за рубежом, стал разбирать операции и увидел транзитный поток, сказал глава департамента Банка России.

По его словам, сейчас такие операции проводятся «в таком режиме, что нарушители работают день-два, делают платеж и пропадают», и регулятору сложно бороться с этим явлением в режиме реального времени. Однако такого рода сделки могут проводиться через крупные организации, которые дорожат своей репутацией, и регулятор выстроил «неплохие прямые отношения со служащими этих банков». Банк России подготовил и опубликовал в июле методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций, брокеров и депозитариев к отдельным операциям на финансовом рынке, в которых четко прописал признаки фирм-однодневок и операции, которые они могут совершать в целях отмывания денег.

В документах говорится, что в ходе надзорной деятельности Банк России выявляет случаи регулярного совершения недобросовестными компаниями - клиентами или контрагентами депозитариев, банков и брокеров операций с ценными бумагами, не имеющих очевидного экономического смысла, возможными целями которых могут являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели.

Клиенты, которые заключают такие сделки, как правило, обладают одним или несколькими признаками: размер уставного капитала равен или незначительно превышает минимально установленный уровень; один и тот же гражданин является учредителем и руководителем компании, а также ведет бухгалтерию клиента; в качестве адреса исполнительного органа клиента указан адрес, по которому находятся другие юридические лица; постоянно действующий исполнительный орган клиента отсутствует по месту нахождения, сведения о котором содержатся в едином государственном реестре юридических лиц.

Такие компании могут совершать подозрительные операции, связанные с приобретением иностранных или российских ценных бумаг, в том числе с участием нерезидентов. Центральный банк указывает на то, что такие операции могут проводиться регулярно, они также могут иметь одностороннюю направленность, то есть клиент или контрагент банка только покупает бумаги, но не продает их.

Также подозрительными могут быть операции, когда отчуждение приобретаемых клиентом банков и брокеров ценных бумаг осуществляется, как правило, нерезидентами на условиях «поставка свободно от платежа» и при этом вместо оплаты деньгами осуществляется встречное представление других активов, которыми часто выступают товары, ввезенные в РФ из государств-членов Таможенного союза. Сделки часто структурированы так, что фактическая оплата ценных бумаг покупателем не производится.

В рамках борьбы с отмыванием денег Банк России рекомендует банкам, брокерам и депозитариям, если они видят, что такие компании совершают необычные операции на сумму более 1 млн рублей в день, запрашивать документы и сведения об условиях расчетов по сделкам. Брокер или банк может запрашивать у клиента документы, подтверждающие факт зачисления денежных средств на банковский счет клиента по сделкам, связанным с отчуждением ценных бумаг нерезиденту. Финансовые организации также должны запрашивать данные у клиентов-брокеров о лицах, по поручению которых совершаются такие операции.

В документах говорится, что участники рынка должны обеспечить повышенное внимание ко всем операциям такого клиента и направлять в уполномоченный орган информацию о них. Если компания отказывается предоставить данные, то банк, брокер или депозитарий могут отказать клиенту в проведении операций. [1]

Проводить «зачистку» банковского сектора, безусловно, нужно. Ликвидируя субъекты незаконной деятельности из финансовой сферы, Центральный банк укрепляет банковскую систему. Своей политикой он преследует, несомненно, благие цели: оздоровление банковской системы, устранение проблемных банков, защиту интересов вкладчиков, создание здоровой банковской системы, которая может принимать участие в инвестиционном процессе. [3; 9]

Кроме того, уменьшая количество банков, Центральный банк получает возможность лучше их контролировать, тем самым снижая вероятность возникновения финансовых коррупционных схем.

Однако, следует отметить, что обратной стороной «оздоровительной» деятельности Центрального банка стали тысячи невинных вкладчиков, потерявших свои деньги на счетах закрытых банков.

Агентство по страхованию вкладов гарантирует клиентам возмещение в размере 1400000 рублей, тогда как остальные средства будут возвращены спустя время. Но от финансовых потерь не застрахован никто, и эксперты советуют рассредоточить свои сбережения, чтобы они не пропали и, в случае отзыва лицензии, не попали под ограничение по лимиту.

Таким образом, Центральный банк, проводя «зачистку» банковского сектора, действует адекватно, ведь кто как не он - главный банк страны и регулятор банковской системы - должен бороться с нарастающими проблемами и приводить «в порядок» банковский сектор.

Авторы считают, что в данной работе проведен анализ мер по оздоровлению банковского сектора РФ.

Литература

Интерфакс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.interfax.ru/business/468742 (дата обращения: 30.10.15).

Коммерсанта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kommersant.ru/doc/2817112 (дата обращения: 29.10.15).

HaKaHyHe.RU [Электронный ресурс].

- Режим доступа:

www.nakanune.m/service/prmt.php?articles=8613 (дата обращения:

.

НОВОСТИКРАТКО.ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www/mvostikratko.m/piter/2015/09/29/62684-v-peterburge-pristava-i- dvukh-menedzherov-podozrevayut-v-moshennichestve.html (дата обращения:

.

ФедералПресс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. fedpress.ru/expertsovet/expert_mnenie/tsb-prodolzhit-zachistku- bankovskogo-sektora (дата обращения: 10.10.15).

Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cbr.ru/analytics/prmt.aspx?file=bank_system/dm_ razv_15_09.htm&pid=bnksyst (дата обращения: 11.10.15).

Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс].-Ре- жим доступа: www.cbr.ru/statistics/?PrtId=lic (дата обращения: 29.10.15).

Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс].

Режим доступа: www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=bank_system/inform _15.htm&pid=lic&sid=itm_43766 (дата обращения: 2.11.15).

Буневич К.Г., Ефимов В.С. Основные направления национальной стратегии финансовой безопасности // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2015. - № 3 (14).

С. 68-74.


Агапитова Елена Анатольевна, ст. пр. кафедры бухгалтерского учета, анализа и финансов, Каткова Юлия Сергеевна, студентка ФГБОУ ВО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ