СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Интересы и противоречия стран еаэс на пути к единому экономическому пространству


ИНТЕРЕСЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ СТРАН ЕАЭС НА ПУТИ К ЕДИНОМУ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ПРОСТРАНСТВУ

В статье предпринят анализ эффективности интеграционных организаций на постсоветском пространстве. Рассматривается потенциал таких объединений и интересы стран по сотрудничеству для обеспечения устойчивых внешнеэкономических стратегий и военно-политической безопасности в регионе.

Ключевые слова: интеграционные процессы, Евразийский экономический союз, экономические объединения, внешняя торговля, Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Армения

Состояние и эффективность интеграционных процессов

Активизация деятельности интеграционных организаций на постсоветском пространстве в последние годы свидетельствует о существенном усилении политического и экономического взаимодействия разных стран. Значительную роль в этих процессах играют региональные интеграционные объединения, учитывающие национальные интересы, экономическую безопасность и позиции стран в мировом сообществе. В тоже время динамика региональных интеграционных процессов показывает, что наряду с определенными достижениями существует целый комплекс проблем и противоречий.

Современные условия диктуют необходимость выработки нового формата взаимодействия на евразийском пространстве, основанного на эффективном экономическом взаимодействии сторон, принципах общего рынка со свободным перемещением товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Новый формат может состоять из усиления возможностей многостороннего сотрудничества как внутри уже созданных интеграционных союзов, так и в достаточно новом объединении в лице Евразийского экономического союза. Такой формат предполагает взаимные диалоги, желание идти на компромиссы, четкое понимание не только своих национальных интересов, но и интересов партнёров, выработку превентивной стратегии взаимодействия.

На евразийском пространстве существенное место занимает межгосударственное сотрудничество стран с внешними игроками на двусторонней и многосторонней основе. И это вполне понятно, так как обусловлено тенденциями политико-экономических связей унаследованных от бывшего СССР. Самостоятельное развитие новых независимых государств невозможно без тесного взаимодействия не только в мире, но и в регионе. Страны Евразии осознают, что процесс их превращения из объектов международных экономических отношений в полноправные субъекты зависят от эффективности регионализации в многостороннем формате и на уровне интеграционных объединений отдельных стран.

Основные цели интеграции на территории СНГ - это создание единого экономического пространства в рыночных условиях, достижение оптимально комфортного политического взаимодействия новых независимых государств, создание общего пояса безопасности, особенно в современных условиях угрозы террористической опасности.

Потенциал Евразийской интеграции

Необходимость интеграции на постсоветском пространстве усиливалась предыдущим опытом стран, живших на единой территории, имевшем свои инструменты интеграции, в частности, единую валюту, общие таможенные условия, совместный опыт хозяйственных связей, общий технологический уровень развития, объединяющим началом был русский язык. Имелся целый комплекс общих социально-экологических проблем, решение которых было возможно только при объединении ресурсов и усилий. Объяснялось это ещё и тем, что по отдельности экономики стран ННГ требовали серьёзной модернизации, на которую у них не было ни технологических, ни финансовых, ни людских ресурсов. В соответствии с этим начали формироваться и внешнеэкономические стратегии новых независимых государств, направленные на плавный уход от тесной межреспубликанской связи внутри союза.

При близком рассмотрении не все евразийские проекты оказались способны в равной мере решить проблемы политической, экономической, военной безопасности евразийского региона.

Новые контуры евразийских проектов основаны на политическом паритете, взаимовыгодном экономическом сотрудничестве сторон и принципах общего рынка. Взаимодействие в рамках региональных организаций позволяет решать вопросы, которые в более широком составе затруднительно даже обсуждать.

Практически все страны региона имеют тесные внешнеторговые связи с Россией, которая является лидером в интеграционных объединениях. По объему инвестиций в регионе Россия делит первое место только с Китаем.

Таким образом, несмотря на разный экономический уровень и неодинаковые политические условия страны региона реализуют свои интеграционные стратегии под влиянием своего членства в евразийских проектах.

Сегодня на евразийском пространстве параллельно действуют несколько региональных объединений: Содружество Независимых Государств (СНГ), Союзное Государство России и Беларуси, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), которое постепенно передало свои функции Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), Таможенному Союзу (ТС), а с 2015 г. и Евразийскому Экономическому Союзу (ЕАЭС). Региональный состав их участников практически совпадает. Исключение составляет Китай, входящий только в ШОС. Но политическая логика создания этих организаций неодинакова.

Содружество Независимых Государств - первая организация на постсоветском пространстве, которая попыталась найти универсальную модель интеграции, способную решить экономические и политические проблемы содружества. В настоящее время идут дискуссии о внесении «второго дыхания» в эту организацию. Нельзя не отметить, что СНГ стало той единственной площадкой, где лидеры стран могли обсудить проблемы и вопросы, затрагивающие их национальные интересы.

Ещё одним интеграционным образованием стало Союзное Государство России и Белоруссии, которое выгодно отличается от других межгосударственных объединений. Белоруссия всегда оставалась верным и надежным союзником РФ, наиболее последовательным сторонником восстановления геополитического единства постсоветского пространства. И проекты, опробованные в рамках Союзного государства, были вполне готовы к применению в расширенном формате.

Наиболее динамично развивается интеграционное сотрудничество в рамках Шанхайской организации сотрудничества. На современном этапе для организации характерен высокий темп становления её структур, политическое и экономическое взаимодействие опирается на двусторонние, многосторонние договора и соглашения. ШОС постепенно перестало быть чисто политической организацией и всё более наращивает экономический компонент. Эффективность этой организации усиливает активная роль Китая. Влияние ШОС в мире растёт и связано это с тем, что главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участники в их совместной борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства. Активно развиваются деловые связи, в большей степени это касается Китая и России, которые являются основными инвесторами в регионе. Расширяются научные, культурные, образовательные проекты.

Организация Договора о коллективной безопасности выполняет важную функцию по обеспечению безопасности в евразийском регионе. Осуществляет защиту территориально-экономического пространства стран участниц договора, от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба

Евразийское экономическое сообщество базировалось на концепции тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества между государствами участницами.

В основе ЕврАзЭС находилась идея «разноскоростной интеграции» стран на экономическом пространстве СНГ. Региональная интеграция являлась основным направлением деятельности организации, а торговля и инфраструктура (транспорт, водные ресурсы и энергетика) - главными действующими областями.

Консолидация Евразии в большей степени, зависит от политических, социально-демографических факторов, сложившейся транспортной инфраструктуры с сильной транзитной взаимозависимостью. Поэтому важным геополитическим достижением на постсоветском пространстве стало появление Таможенного союза.

Создание Таможенного Союза в составе России, Белоруссии и Казахстана было направлено на решение экономических проблем, возникающих на постсоветском пространстве, и было призвано решать проблемы экономической безопасности стран. В июле 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс, подписанный президентами трёх стран. В 2011г. в Декларации о евразийской экономической интеграции было обозначено вступление в силу международных договоров, формирующих правовую основу Единого экономического пространства, обеспечивающего свободу движения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов [2].

Полноформатная работа единой таможенной территории, существенно облегчила трансграничные связи между странами тройки, появились условия для восстановления научно-технической и производственной кооперации предприятий. Но на фоне неустойчивого периода в мировой экономике и более жесткого (по сравнению с другими регионами) противостояния между глобальными и региональными трендами на евразийском пространстве, стало невозможным быстро решить задачу вывода на устойчивый рост ТС.

Как показало время, положительная динамика первых лет, функционирования ТС, в частности, объем взаимной торговли государств - членов ТС в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличился на 8,7 % и составил 68,6 млрд долл., между Россией и Белоруссией взаимная торговля выросла на 9,6 % и составила 43,9 млрд долл., между Россией и Казахстаном - выросла на 6,8 % и составила 23,8 млрд долл., между Белоруссией и Казахстаном - на 15,1 % и 0,9 млрд долл. А удельный вес товаропотоков сложился на уровне: 64,0 % - между Россией и Белоруссией на уровне 34,7 % - между Россией и Казахстаном на уровне 1,3 % - Белоруссией и Казахстаном [1]

Сменилась стагнацией взаимной торговли и спадом между странами ТС на протяжении 2013-2014 гг.

Сокращение взаимной торговли между странами ЕАЭС в 2014 г. составило 11 % относительно уровня 2013 г. В I квартале 2015 г. по отношению к I кварталу 2014 г. снижение взаимного товарооборота стран ЕАЭС составило 30,5 %.

По сравнению с январем-декабрем 2013 г. удельный вес взаимной торговли в общем объеме внешней торговли по ТС и ЕЭП сократился с 12,1 % до 11,7 %. Доля взаимной торговли в общем объеме внешней торговли Республики Беларусь практически не изменилась (с 50,7 % до 50,3 %). По Казахстану показатель снизился с 18,4 % до 16,5 %, России - с 7,5 % до 7,2 %. В I квартале 2015 г. удельный вес взаимной торговли в общем объеме внешней торговли стран ЕАЭС составил 11,5 %. [4]

К сожалению, в таком виде существующее объединение не привело к повышению конкурентоспособности экономик стран членов ТС в мире, не стало инструментом модернизации национальных экономик, не способствовало укреплению позиции региона в мире.

Евразийский экономический союз

Как известно с 1 января 2015 г. началось функционирование еще одной евразийской организации ЕАЭС в составе стран ТС плюс Армения и Киргизия. Основная цель построение качественно новой экономики. Эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, создание условий стабильного развития экономики сторон в интересах повышения жизненного уровня населения, проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютнофинансовой, торговой, таможенной и тарифной политики, развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем, создание обшей системы мер государственной поддержки производственной и научно-технологической кооперации.

На наш взгляд, страны немного торопятся с расширением за счет более слабых экономик, что не приведет к ожидаемым эффектам. Первоначально целесообразно было бы добиться устойчивого экономического эффекта в рамках тройки или теперь уже пятерки. В интеграции должны быть заинтересованы и участвовать все слои общества, она не должна зависеть только от политической целесообразности и интересов крупного капитала.

Противоречия интеграции

Трансграничное сотрудничество буксует, из-за отсутствия системообразующих проектов, стимулирующих развитие интеграции на уровне малого и среднего бизнеса, а межрегиональная интеграция пока происходит только на уровне крупных предприятий-экспортеров. Проблемы евразийской интеграции сосредоточены на внутренних и внешних факторах взаимодействия, взаимных инвестициях в странах СНГ, моделях валютнофинансовой интеграции, последствиях и внешнеторговых эффектах членства России, Белоруссии и Казахстана в Таможенном союзе.

Противоречия также связаны с неравномерностью социальноэкономического развития стран, различиями в интеграционном потенциале, противоречиями в законодательствах стран. Зависят от модернизации экономик и системных реформ, состояния экономики и уровня рыночных реформ, политики правящих кругов стран-членов интеграционных организаций, осознания народами важности сближения, политики третьих стран и стран соседей.

Интересы государств в интеграции

Значительную роль в этих процессах играют национальные интересы государств, обеспечивающие экономическую безопасность и позиции стран в мировом сообществе.

Россия заинтересована в сохранении и укреплении интеграционных связей с бывшими советскими республиками. Исторические, геополитические и геоэкономические предпосылки позволяют ей обеспечить оптимальный баланс интересов новых независимых государств на постсоветском пространстве, что, в свою очередь, может ускорить переход на инновационный путь развития экономики России и стран ЕАЭС в целом. Сотрудничество в военно-технической сфере и по линии спецслужб, базируется на договорах и соглашениях разного формата о сотрудничестве в рамках ОДКБ и ШОС, связывающих Россию и вновь образованные государства Центральной Азии.

Интересы Белоруссии - это развитие торгово-экономических связей, интенсификация сотрудничества в области энергетики и транспорта, реализация межгосударственных целевых программ, повышение роли ЕАЭС в мире.

Интересы Казахстана состоят в том, что членство в ЕАЭС помогает поддерживать создание более крупного рынка для казахских производителей и потребителей. Способствует росту экономики, посредством сокращения барьеров на пути перемещения товаров, капитала и рабочей силы, доступа к услугам. У Казахстана возникают условия для выработки единых подходов и координации действий по основным международным вопросам (в том числе по вступлению в ВТО), для консолидации совместных усилий для противодействия глобальным вызовам и угрозам современности.

Интересы Киргизии. Страна находится в затруднительном экономическом положении и конечно нуждается в интеграции с более развитыми соседями. Её интересы, прежде всего, состоят в решении проблем агропромышленного сектора. Для приобретения относительной независимости, учитывая большой гидроэнергетический потенциал ей необходима помощь в строительстве гидроэнергетических станций. Существенную роль играет сотрудничество в социально-гуманитарной сфере: развитие культурных, образовательных, научных проектов, особое место занимает координация решений проблем трудовой миграции.

Интересы Армении. Интеграция в общие системы регулирования в сфере финансов, развитие транспортных путей, развитие энергетики. Сотрудничество в социально-гуманитарной сфере. Страна также как и Киргизия особенно заинтересована в гармонизации миграционных проектов.

Мнение экспертов

Научное сообщество продолжает неоднозначно определять риски, успехи и неудачи интеграционных объединений. Эксперты по-разному оценивают качественные и количественные возможности макроэкономических и отраслевых эффектов и расширение процессов интеграции на постсоветском пространстве.[3]

Существующие региональные объединения до последнего времени не сделали экономики объединившихся стран конкурентоспособными в мире, и не смогли стать инструментом модернизации национальных экономик, не способствовали укреплению позиций региона Евразии. На фоне неустойчивого периода в мировой экономике и более жесткого (по сравнению с другими регионами) противостояния между глобальными и региональными трендами на евразийском пространстве, вызывают сомнения возможности быстро решить задачу вывода на устойчивый рост ТС и ЕАЭС. Постсоветское пространство уже имеет неэффективный опыт интеграционных проектов, в первую очередь из-за нереальности поставленных задач и попыток одномоментного их решения.

Характерной особенностью нынешнего интеграционного направления является строительство «сверху», когда главные субъекты представлены преимущественно государствами, правительственными органами и крупным бизнесом. В то время как интеграция в первую очередь, должна быть в интересах всех слоёв общества и зависеть не только от политической целесообразности и интересов капитала. Оглядываясь на опыт Европейского Союза, надо постараться избежать его ошибок и преодолеть препятствия на пути к интеграции.

С одной стороны, единое интеграционное пространство раздробленно, с другой стороны, регионализация означает так называемую миниинтеграцию на постсоветском пространстве в тех случаях, когда общая интеграция затруднительна. Как например в СНГ, где многие принятые решения и Декларации так и не нашли своего воплощения в жизнь. Произошло это, прежде всего, из-за нежелания некоторых стран ограничивать свой суверенитет и учитывать должным образом интересы партнеров, из-за сомнения в выгодности сближения. За такой разноскоростной интеграцией стоят объективные интересы стран в различных областях.

Проблемы ЕЭП

Но всякая интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то прав единым органам интеграционного объединения, т. е. добровольное ограничение суверенитета в определенных областях. Запад, с неодобрением, встречавший любые интеграционные процессы на постсоветском пространстве и рассматривавший их как попытки «воссоздания СССР», сначала скрыто, а затем и открыто начал активно противодействовать интеграции во всех ее формах. Учитывая растущую финансовую и политическую зависимость стран-членов СНГ от Запада, это не могло не препятствовать интеграционным процессам. До сих пор в США считают интеграционные проекты на постсоветском пространстве восстановлением СССР.

Некоторые выводы

Таким образом, динамика интеграционных процессов зависит от соблюдения интересов всех стран-участниц, от того, в какой мере их деятельность будет усиливать глобальные позиции стран-участниц, не только в геополитической сфере, но и в экономике. Интеграция должна затрагивать интересы всех слоёв общества и зависеть не только от политической целесообразности и интересов крупного капитала.

Эффективность взаимодействия стран-членов зависит от своевременного разрешения внутренних противоречий и соблюдения национальных и межгосударственных интересов. Оглядываясь на мировой интеграционный опыт, надо постараться избежать ошибок и сначала добиться устойчивого экономического эффекта в рамках пятерки. В настоящее время интеграция осложняется активной политической деятельностью и существенными финансовыми вливаниями внешних игроков на постсоветском пространстве США, Китая, стран Европейского Союза, Индии, Ирана, Турции.

Литература

В таможенном союзе выросла внешняя торговля. 18 февраля 2013. - Режим доступа: www.mssianskz.info/economy/4266-v-tamozhennom- soyuze-vyrosla-vneshnyaya-torgovlya.html.

Декларация о евразийской экономической интеграции. - Режим доступа: news.kremlin.ru/ref_notes/1091 (дата обращения: 18 ноября 2011 г.).

Зевин Л.З. О некоторых проблемах евразийской (постсоветской) интеграции. Материалы VII-й Международной научно-практической конференции «На пути к Евразийскому экономическому союзу». - Режим доступа: www. eabr. org/r/research/conference/annual_international/conference7_material.

Резкого подъема взаимной торговли между странами ЕАЭС в 2015 году не ожидается. - Режим доступа: www.interfax.by/news/belarus/ 1185690 (дата обращения: 11.06.2015).


Дадабаева Зарина Абдурахмановна д .п олит.н, доцент кафедры Таможенное дело, zdadabaeva[AT]muiv. ru Московский университет имени С.Ю. Витте, г. Москва





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ