СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Гармонизация налогообложения в условиях евразийского экономического союза


ГАРМОНИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

В данной статье ставится задача провести сравнительный анализ налогообложения в государствах-членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Автором рассмотрены ставки основных налогов, а также положение в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» по показателю «Налогообложение» исследуемых государств. Также автором предложены дальнейшие направления развития налоговых систем стран ЕАЭС.

Ключевые слова: налог, налогообложение, налоговая система, интеграция, Евразийский экономический союз.

В условиях глобализации и интеграционных процессов налоговое пространство любого государства перерастает национальные границы, изменяется и совершенствуется налоговый механизм в пределах объединенных экономик, возникает необходимость гармонизации национальных налоговых систем, которая достигается путем унификации основных видов налогов.

Проблема гармонизации налогообложения возникает у государств- членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который начал функционировать с 1 января 2015 года. Инициаторами создания ЕАЭС выступили Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан. Построение ЕАЭС осуществлялось на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства. Позже к ЕАЭС присоединились Республика Армения и Кыргызская Республика.

Формирование ЕАЭС предусматривает в основном три цели: обеспечение свободного движения товаров и услуг, капитала и рабочей силы; создание равных условий для конкуренции всех субъектов, осуществляющих свою деятельность в рамках интеграционного объединения; всесторонняя

37 модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

В связи с этим межгосударственное экономическое сотрудничество вызывает необходимость проведения скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, в том числе гармонизации налогового законодательства как основополагающего инструмента функционирования и развития ЕАЭС.

В Договоре о Евразийском экономическом союзе в разделе XVII «Налоги и налогообложение» отмечается, что «Г осударства-члены определяют направления, а также формы и порядок осуществления гармонизации законодательства в отношении налогов, которые оказывают влияние на взаимную торговлю, чтобы не нарушить условия конкуренции и не препятствовать свободному перемещению товаров, работ и услуг на национальном уровне или на уровне Союза» [1].

Сравнительный анализ налогообложения в государствах-членах Евразийского экономического союза показал, что в Беларуси, Казахстане, Армении и Кыргызстане действует двухуровневая система налогообложения (республиканский, местный уровни); в Российской Федерации - трехуровневая система налогообложения (федеральный, региональный и местный уровни).

В настоящее время структура налогообложения в указанных странах характеризуется значительной степенью унификации: налоговые системы всех стран, входящих в Евразийский экономический союз, предполагают взимание прямых и косвенных налогов. Элементы налоговой системы, порядок исчисления и уплаты налогов, налоговые льготы и освобождение от уплаты налогов, система контроля за налогоплательщиками со стороны налоговых органов также в значительной степени идентичны.

В таблице 1 приведены ставки основных налогов в государствах- членах Евразийского экономического союза в 2015 году [2-6].

Анализ ставок косвенных налогов в государствах-членах ЕАЭС показывает следующее. В каждом из государств существуют свои особенности, зависящие от различных факторов. Так, в Республике Беларусь - самый высокий из всех пяти стран ЕАЭС налог на добавленную стоимость (20 %). В Казахстане и Кыргызстане низкая ставка НДС - 12 %. В Российской Федерации - ставка НДС 18 %.

Таблица 1 - Ставки основных налогов в государствах-членах Евразийского экономического союза

Вид налога
Беларусь
Казахстан
Россия
Армения
Кыргызстан
Налог на добавленную стоимость ( %)
20 (10; 0)
12 (0)
18 (10; 0)
20
12
Налог на прибыль ( %)
18
20 (15; 10)
20
20
10
Налог на доходы физических лиц ( %)
13
5; 10
13
24,4; 26
10
Социальный налог ( %)
34
11 (4,5)
30
Включен в подоходный налог
Налог на имущество
0,1-2
0,1-1,5
2,2
0,1-0,8
0,35; 0,8

Различные ставки НДС в государствах-членах ЕАЭС объясняются, прежде всего, различиями экономических систем (соотношением сырьевой и промышленной составляющей), а также ходом экономических реформ.

Более низкие ставки налога на прибыль в Кыргызстане - 10 % и Беларуси - 18 %, при этом в Российской Федерации, Казахстане и Армении - 20 %. Это стимулирует развитие предпринимательства и привлечение инвестиций в страну.

Ставка подоходного налога с физических лиц в Казахстане («индивидуальный подоходный налог») и Кыргызстане является самой низкой (10 %). В Российской Федерации и Беларуси ставка подоходного налога не зависит от уровня дохода (применяется «плоская» система налогообложения) и составляет 13 %. В Армении сохраняется прогрессивная система налогообложения, ставки по которой значительно выше, чем в других странах ЕАЭС.

В Республике Беларусь в отношении отдельных категорий налогоплательщиков предусмотрены иные ставки указанного налога. Так, например, с доходов, полученных физическими лицами, участвующими в реализации бизнес-проекта в сфере новых и высоких технологий, от резидентов Парка высоких технологий, действует ставка в размере 9 %, а в отношении доходов, получаемых от осуществления предпринимательской (частной нотариальной) деятельности, - 15 %.

В государствах-членах ЕАЭС действуют разные ставки социального налога. Самая низкая ставка социального налога - в Республике Казахстан - от 4,5 до 11 %. В Республике Беларусь функции социального налога выполняют отчисления в фонд социальной защиты населения, размер которых самый высокий среди государств-членов ЕАЭС и составляет 34 %. Кроме того, в Республике Беларусь для работающих граждан установлена дополнительная обязанность по уплате отчислений в пенсионный фонд в размере 1 %. Одновременно с этим, особенностью социального налога (страховых взносов) в Республике Беларусь является то, что администрирование указанного налога осуществляет Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В Российской Федерации в 2010 году был осуществлен переход к системе страховых взносов, которые включают пенсионное, социальное и медицинское страхование, совокупная ставка составляет 30 %.

В Республике Армения с 1 января 2013 г. обязательные социальные выплаты и выплаты индивидуального социального страхования объединены с подоходным налогом в единый подоходный налог с дифференцированной ставкой 24,4 % и 26 % в зависимости от уровня дохода.

Ставки налога на имущество (применительно к Республике Беларусь - «налог на недвижимость») в государствах-членах ЕАЭС имеют дифференцированные значения.

Так, в Республике Беларусь годовая ставка налога на недвижимость составляет от 0,1 % (для физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей) до 2 % (для организаций, имеющих объекты сверхнормативного незавершенного строительства и осуществляющих строительство новых объектов). Для организаций - ставка налога на недвижимость составляет 1 %.

В Республике Казахстан уровень ставок налога на имущество находится в пределах 0,1—1,5 % в зависимости от категорий налогоплательщиков и режима налогообложения.

В Российской Федерации ставки налога на имущество устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 %. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок (в зависимости от категорий налогоплательщиков и/или имущества, признаваемого объектом налогообложения).

Всем налоговым законодательствам государств-членов ЕАЭС присущи общие проблемы, влияющие на активность взаимовыгодных торговых отношений. Одна из таких проблем - это неравномерное распределение налогового бремени хозяйствующих субъектов. Кроме того, наличие некоторых различий в налоговых законодательствах, напрямую или опосредованно влияющих на интеграционные процессы. В частности, полной унификации ставок основных налогов в государствах-членах ЕАЭС пока не наблюдается, поскольку размеры ставок налогов и сборов зависят от уровня экономического развития государств, а также от проводимой налоговой политики каждого из государств и ходом реформ в данной сфере. При этом в Евразийском экономическом союзе может быть применим опыт Европейского союза, где в соответствии с проектом директивы об общеевропейской системе НДС предполагается установление минимально допустимой ставки НДС на пять последующих лет.

Далее рассмотрим индикатор «Налогообложение» по странам Евразийского экономического союза в докладах Всемирного банка Doing Business (Ведение бизнеса), наиболее популярного рейтинга стран мира по показателю создания ими благоприятных условий ведения бизнеса [7].

В докладе «Ведение бизнеса-2016» по показателю «Налогообложение» Республика Беларусь отстает от основных своих торговых партнеров. Наиболее значительных успехов из стран-членов ЕАЭС достиг Казахстан, который находится на 18 месте, затем идет Армения - 41 место, Россия - на 47. Беларусь занимает 63 строчку рейтинга. Значительно отстает по реформам в сфере налогообложения Кыргызстан, который занимает 138 место из 189 стран, участвующих в рейтинге. Хотя Беларусь значительно улучшила свои позиции (5 лет назад занимала 183, последнее месте), и, в первую очередь, благодаря сокращению количества налогов и электронному декларированию, ее позиции по индикатору «Налогообложение» самые низкие среди стран Таможенного Союза (таблица 2).

Таблица 2 - Сравнение показателя «Налогообложения» по странам ЕАЭС в докладах «Ведение бизнеса-2016» (по состоянию на июнь 2015 г.)

Индикатор
Беларусь
Россия
Казахстан
Армения
Кыргызстан
Выплаты, количество
7,0
7,0
7,0
10,0
51
Время, часы
176,0
168,0
188,0
313,0
225,0
Налог на прибыль, % прибыли
11,7
8,9
16,2
19,1
6,4
Налог и выплаты на зарплату, % прибыли
39,0
35,6
11,2
0,0
19,5
Другие налоги, % прибыли
1,1
2,6
1,8
0,8
3,1
Общая налоговая ставка, % прибыли
51,8
47,1
29,2
19,9
29,0

Анализ индикаторов, представленных в таблице 2, показал, что Республика Беларусь имеет самую высокую общую налоговую ставку (51,8) и выплаты на заработную плату (39,0 %) по сравнению с другими участниками Евразийского экономического союза, что обуславливает при прочих равных условиях более высокую себестоимость продукции. Армения имеет нулевой индикатор по выплатам на заработную плату и соответственно самую низкую общую налоговую ставку (19,9 %).

Надо отметить, что значения индикаторов по показателю «Налогообложение» несколько отличается от установленных налоговых ставок и затруднительны для понимания. Например, налог на прибыль в Республике Беларусь составляет 18 %, а расчетный индикатор обозначен 11,7 %. Аналогичная ситуация с данным индикатором и у других стран-членов ЕАЭС. Не ясно, какая прибыль выступает базой для определения налоговых индикаторов. В этой связи для стран Евразийского экономического союза с целью оценки введения бизнеса и определения равенства условий его осуществления, вполне приемлемо разработать свою методику расчета показателя «Налогообложение», основанную на определенном сценарии хозяйственной деятельности с учетом специфики ее осуществления на территории всех стран.

В настоящее время практически во всех 4-х странах (России, Беларуси, Казахстане, Армении) приступили к завершающему этапу создания эффективной налоговой системы - совершенствованию налогового законодательства и налогового администрирования.

Дальнейшее развитие должно быть направлено на:

содействие повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, фирм и компаний государств-членов Евразийского экономического союза путем выравнивания налоговых условий;

недопущение диспропорций, устранение налоговых барьеров, влияющих на развитие экономических связей между государствами-членами ЕАЭС;

соблюдение налогового нейтралитета государств-членов ЕАЭС при одновременном создании равных условий для хозяйствующих субъектов при налогообложении их деятельности;

гармонизацию национальных налоговых законодательств государств-членов ЕАЭС, обеспечение их открытости, простоты и стабильности, совершенствование налогового администрирования.

Заключение

Автор считает, что в данной работе новыми являются следующие положения и результаты: исследованы системы налогообложения государств- членов Евразийского экономического союза, сделан анализ их рейтинга по индикатору «Налогообложение» в докладе Всемирного банка Ведение бизнеса-2016, наиболее популярного рейтинга стран мира по показателю создания ими благоприятных условий ведения бизнеса, разработаны предложения по совершенствованию налоговых систем государств-членов ЕАЭС.

Литература

Договор о Евразийском экономическом союзе // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. - Режим доступа: www.eurasiancommission.org/ru/Pages/default.aspx (дата обращения:

.

Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28165/ (дата обращения: 03.11.2015).

Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) (в ред. 27.10.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: online.zakon.kz (дата обращения: 03.11.2015).

Налоги и сборы Республика Армения // Налоговый вестник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: nalvest.ru (дата обращения:

.

Налоговый кодекс Кыргызской Республики от 17 октября 2008 года №230 (в ред. от 03 августа 2015 года №215) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: sti.gov.kg (дата обращения: 03.11.2015).

Ведение бизнеса - 2016: оценка качества и эффективности регулирования / Doing Business [Электронный ресурс]. - Режим доступа: russian.duincbisinues (дата обращения: 03.11.2015).

Киреева, Е.Ф. Налоговая политика стран-членов Европейского Союза и государств-членов Таможенного Союза: проблемы конкурентоспособности и гармонизации / Е.Ф. Киреева // Белорусский экономический журнал. - 2012. - №4. - С. 57-73.


Русак Елена Степановна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономии предприятий, rnsak_el ena[AT]mail. rn, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, г. Минск, Республика Беларусь,





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ