СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Корпоративная культура как драйвер роста инновационности


КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ДРАЙВЕР РОСТА ИННОВАЦИОННОСТИ

Одним из действенных инструментов повышения эффективности работы предприятия и достижения конкурентных преимуществ в настоящее время является инновационная деятельность. Успешность реализации инновационных проектов напрямую зависит от инновационного потенциала организации и системы управления деятельностью по реализации инноваций. Актуальность исследования влияния на инновационную деятельность существующей корпоративной культуры предприятия и инновационного потенциала каждого сотрудника обусловлена ориентацией современной системы управления инновационной деятельностью на переход к интенсивному повышению инновационной активности за счет повышения эффективности работы каждого субъекта, участвующего в реализации инновационного проекта на всех его стадиях. Целью исследования является анализ понятия «инновационная корпоративная культура», ее характерных особенностей, выделение составляющих инновационного потенциала сотрудника как участника инновационной деятельности на микроуровне и выявление преимуществ формирования и поддержания инновационной корпоративной культуры предприятия.

При переходе на инновационный путь развития предприятие может столкнуться с рядом внутренних барьеров в части управления персоналом, препятствующих любого рода инновационной деятельности.

Традиционно среди таких барьеров выделяют:

приверженность сотрудников классическим методам и способам осуществления производственной или организационной деятельности в

силу привычки и нежелания вносить изменения в устоявшийся режим работы (сопротивление изменениям);

отсутствие системы мотивации со стороны руководства организации, результатом чего является отсутствие инициативы и желания сотрудников генерировать инновационные идеи;

боязнь неудачи или наказания за неэффективные, нерезультативные, приводящие к незапланированному результату идеи и проекты;

недостаток управленческих кадров, учитывающих специфику управления инновационным процессом и способных принимать стратегические и тактические решения в части инновационной деятельности;

отсутствие или неэффективность существующей системы коммуникации на предприятии;

отсутствие у сотрудников необходимых знаний, умений и навыков, неосведомленность о передовых достижениях науки и техники;

неэффективная работа в команде как следствие неблагоприятного психологического климата, персонализма и нежелания или неумения делегировать полномочия.

Из-за укоренившейся на предприятиях консервативной парадигмы организации и управления существенно затрудняются процессы новаторства, генерации идей и внедрения результатов научнотехнического прогресса. Поэтому предприятие, которое поставило своей целью инновационное развитие в постоянно меняющейся среде, должно создавать необходимые для этого условия целенаправленно через формирование инновационной корпоративной культуры, ориентированной на постоянные изменения, поощряющей инициативу, ответственность за деятельность организации и каждого отдельно взятого работника, взаимопомощь в коллективе, творческую активность работников [11].

Различные подходы к толкованию понятия «инновационная корпоративная культура» приведены в табл. Таким образом, можно выделить несколько подходов к определению инновационной корпоративной культуры. Она может рассматриваться как поведенческая система, ценностно-смысловая модель, составная часть корпоративной культуры или самостоятельная индивидуальная культура в рамках конкретного предприятия.

Определение понятия

«инновационная корпоративная культура»

Автор (авторский коллектив)
Термин
Асаул А. Н.[1]
Инновационная корпоративная культура - это система распространенных в компании норм и ценностей, обеспечивающая высокий уровень восприятия, инициации и реализации инноваций

Продолжение таблицы

Йон Хеллевиг [5]
Под инновационной корпоративной культурой подразумевается такая культура, при которой все бизнеспроцессы и системы компании оптимизированы для создания условий труда, позволяющих фирме генерировать новые идеи по созданию новых продуктов и услуг и их выгодному размещению на рынке в поиске решений, направленных на удовлетворение реальных запросов клиентов
Михайлов В.А., Михайлов С.В.[6]
Инновационная корпоративная культура - это корпоративная культура, в которой главной ценностью и основной моделью поведения для большинства сотрудников становится деятельность по созданию и продвижению инноваций
Салихов Б.В. [7]
Инновационная корпоративная культура есть ценностносмысловая модель, детерминирующая созидательногуманистическую направленность корпоративного воспроизводства, осуществляющегося в условиях такого стиля управления, который позволяет непрерывно развивать капитал корпоративных знаний и, одновременно, способствовать наиболее полной творческой самореализации каждой личности и корпоративного сообщества в целом
Гречкин А.А. [3]
Инновационная корпоративная культура - элемент корпоративной культуры, которая отражает восприимчивость людей к новым идеям, их готовность и способность поддерживать и реализовывать новшества во всех сферах жизни, отражает целостную инновационную ориентацию сотрудника и предприятия в целом, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях, навыках и компетенциях, а также образах и нормах поведения.

Независимо от подхода, применяемого к описанию инновационной корпоративной культуры, для нее характерны черты, отличающие ее от других видов культуры предприятия и создающие необходимые условия для генерации идей и их успешного внедрения в производство и коммерциализации.

Формирование временных рабочих групп «под задачу» с учетом особенностей каждого уникального инновационного проекта.

Система мотивации, основанная на удовлетворенности трудом, его соответствии личным интересам, повышении социального статуса, материальном стимулировании, зависящем от конечных результатов.

Совместная работа сотрудников, генерирующих идеи и осуществляющих научный поиск с представителями производственных подразделений (инженерами и технологами).

Гибкость, адаптивность, высокая скорость изменений, незамедлительная реакция на влияние различных факторов и оперативная корректировка хода инновационного процесса.

Участие в принятии стратегических и тактических управленческих решений в части инновационной деятельности всеми заинтересованными сотрудниками независимо от уровня управления.

Планирование и координация обучения персонала, аудит качества и эффективности системы обучения, использование современных эффективных форм обучения [4].

Обязательным условием формирования эффективной инновационной культуры на предприятии является удовлетворение сотрудников ряду требований, предъявляемых для успешного осуществления инновационной деятельности. В первую очередь, это высокий образовательный и профессиональный уровень персонала. Эффект от использования знаний и идей низкоквалифицированного или некомпетентного персонала будет низким, поэтому внедрение новой техники, технологии, продукта, идеи требуют от персонала соответствующего профессионализма. Поэтому на предприятии должна существовать система повышения квалификации, обучения, подготовки и переподготовки кадров. Однако знания, умения и опыт могут быть использованы лишь при наличии желания использовать их для достижения целей организации [10]. Помимо прочего, сотрудник должен обладать рядом качеств, делающих его не просто профессионалом, а инноватором. Совокупность таких качеств формирует инновационный потенциал сотрудника (рис.).

Кроме этого, к ключевым качествам сотрудника, необходимым для эффективного участия его в инновационной деятельности, относятся стрессоустойчивость, стремление к саморазвитию, умение работать в

коллективе, умение работать в условиях ограниченности времени, ресурсов, информации, гибкость мышления и персональная ответственность. Различные комбинации интенсивности проявления всех вышеперечисленных качеств в человеке определяют место участия его как сотрудника в инновационном процессе предприятия.

Согласно [2] следует различать типы инновационных способностей работников:

способные к построению и преобразованию предмета инновационной деятельности;

имеющие способности к организации и созданию условий для инновационной деятельности;

способные к эффективному управлению людьми, задействованными в инновационном процессе.

Привлечение в организацию сотрудников инноваторов с требуемым типом инновационных способностей является важной стратегической задачей, достижение которой будет зависеть от уже существующего уровня инновационной деятельности предприятия. Привлекательность работы в организации с развитой инновационной структурой и опытом реализации крупных инновационных проектов для потенциальных сотрудников дает возможность предприятиям привлекать лучших специалистов в области инноваций и при этом затрачивать меньше средств на их удержание.

Таким образом, для получения значительного положительного эффекта от использования кадровых ресурсов в части инновационной деятельности необходимо выстраивание такой корпоративной культуры, которая базируется, прежде всего, на учете инновационных способностей и инновационном потенциале каждого сотрудника. Это позволит, во- первых, максимально полно использовать знания, навыки, способности, сильные и слабые стороны каждого сотрудника при осуществлении инновационной деятельности, результатом чего будет являться выделение места и роли работника, в которых он будет наиболее эффективен в рамках выполняемых функций. Во-вторых, формирование среды, благо

приятствующей инновационной деятельности сотрудников, послужит основой достижения синергетического эффекта от работы коллектива инноваторов, как единого целого. В-третьих, инновационная корпоративная культура стимулирует создание знаниевой базы, являющейся своего рода фундаментом как для будущих инновационных проектов, так и для принятия стратегических и оперативных управленческих решений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Асаул, А. Н. Организация предпринимательской деятельности / А.Н. Асаул. СПб. : АНО ИПЭВ, 2009. 336 с.

Бондаренко, В.В. Управление формированием инновационной среды в корпоративной культуре организации / В. В. Бондаренко, Ю.М. Шабанов // Известия ПГПУ им. Белинского. 2011. № 24. С. 30 - 33.

Гречкин, А.А. Развитие инновационной культуры промышленных

организаций для их адаптации к рыночным условиям (на примере оборонных предприятий): дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. /

А.А. Гречкин. М., 2002. 184 с.

Иванова, Т.Б. Корпоративная культура и эффективность предприятия: монография / Т.Б. Иванова, Е.А. Журавлева. М.: РУДН, 2011. 152 с.

Йон, Хеллевиг Современная инновационная корпоративная

культура: мат-лы доклада / Йон Хеллевиг // 3-й ежегодный

инвестиционный форум «Инновации для бизнеса». Волгоград, 2010.

Михайлов, В.А. Инновационная корпоративная культура вуза: социологический аспект / В.А. Михайлов, С.В. Михайлов // Мат-лы междунар. науч. конфер. «Регионы Евразии: стратегии и механизмы модернизации, инновационно-технологического развития и сотрудничества», 4 - 5 июня 2013 года, М. С. 45 - 51.

Салихов, Б.В. Корпоративная культура и управленческие основы

формирования «культа» новейших знаний. URL: bvsalikhov.ru/korporativnaya-kultura-i-znaniya.html (дата обращения: 19.10.2015).

Сизова, Е.И. Инновационный потенциал крупных предприятий / Е.И. Сизова // Актуальные проблемы социально-экономических исследований: сб. мат. VII междунар. науч.-практ. конф. Махачкала. 2015. С. 62 - 63.

Сизова, Е.И. Анализ инновационной активности предприятий в зависимости от их величины / Е.И. Сизова // Новое слово в науке и практике: сб. мат. междунар. науч.-прак. конф. СПб. 2014. С. 149 - 150.

Стеклова, О. Е. Формирование инновационной составляющей организационной культуры предпринимательской организации / О.Е. Стеклова. Ульяновск: УлГТУ, 2012. 158 с.

Чернышова, И.Г. Повышение уровня организационного потенциала инновационной корпоративной культуры / И.Г. Чернышова // Психология в экономике и управлении. 2012. № 1. С. 67 - 7


Сизова Евгения Игоревна аспирант Воронежский государственный архитектурно-строительный университет г. Воронеж, Россия





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ