СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Роль менеджмента и культуры инноваций в деятельности современных организаций


РОЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА И КУЛЬТУРЫ ИННОВАЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Современный мир предъявляет организациям огромное количество вызовов, связанных со скоротечностью политического и экономического курса государств, культурными и миграционными факторами. Эффективно реагировать согласно данным вызовам возможно только с помощью повышения инновационной составляющей в деятельности компании. В таком понимании инновационный менеджмент становится основой конкурентоспособности и способствует продолжительности цикла жизни любой компании.

Политика инноваций, как правило, преследует цели максимизации долгосрочных прибылей. И связано это с тем, что в условиях современного мира экономика является крайне нестабильной, а нововведения являются лаконичным способом со стороны компании найти нишу в условиях рынка. «Когда в обществе возрастает темп перемен, экономика постоянства неизбежно уступает место экономике недолговечности» [4, с. 67].

Для применения метода управления инновациями необходимо соблюдения некоторых условий. Во-первых, инновационное управление предполагает увеличение занимаемой компанией доли рынка. Во-вторых, в ходе инновационного управления предполагается активное освоение новых рынков. В-третьих, инноватика предполагает создание особого имиджа, основанного на образе социальной ответственности и приобретении социетального капитала. В-четвертых, инновации касаются моделирования жизненного цикла ассортимента производимой продукции. В-пятых, инновационный метод управления предполагает диверсификацию деятельности фирмы.

Исходя из перечисленных императивов можно суммировать полученные данные в определении: «Инновационная деятельность предприятия - это подготовка и осуществление обновления продукции (услуг) и производства (основных фондов), включая создание новых продуктов и технологий. Инновационная деятельность является основным средством развития предприятия, повышения эффективности производства, обеспечения качества и конкурентоспособности продукции» [2, с. 5].

Стоить отметить, что инновационная деятельность не является специфической характеристикой разработки и научно-технического обеспечения нового продукта, но это возможность введения новых форм маркетинга. Исходя из этого можно вывести комплексное определение инноваций как «целенаправленно проводимых изменений во всех сферах хозяйственной деятельности компании для адаптации к внешней среде с целью достижения долгосрочной эффективности функционирования компании» [5, с. 13].

Данное понимание инновационного менеджмента дает возможность раскрыть его значение в виде управления нововведениями в целом и основанного на использовании присущих менеджменту функций и принципов. К последним можно отнести перманентность и комплексность.

Перманентность в управлении инновациями характеризуется как необходимость создания глобальной инновационной базы, позволяющей поддерживать постоянный интенсивный характер внедрения самих инноваций.

Комплексность заключается в идее использования поддерживающей системы, позволяющей максимизировать рациональность использования преимуществ инновационной базы.

К прочим принципам инновационного менеджмента относятся: обязательное целеполагание и планирование стратегических перспектив инновационного управления; коллегиальность принятия ключевых решений в области инновационной политики организации;

комбинирование централизации при определении финансовой базы и выборе приоритетных направлений детальности с децентрализацией в использовании инновационного маркетинга и методов управления текущими проектами.

Ключевым вопросом в проведении любого рода нововведений является вопрос о целесообразности их применения. Существуют три основных мотива имплементации. Во-первых, компания прибегает к инновациям с целью повышения собственной конкурентоспособности за счет рефлексии вызовов внешней среды. Во-вторых, компания внедряет инновационные технологии для максимизации прибыли за счет удешевления процесса производства или захвата новых рынков. В-третьих, инновации получают распространение как элемент маркетинговой стратегии компании и направлены, в большей степени, на получение определенного имиджа.

Современное состояние экономики позволяет использовать нововведения не только как часть производственного процесса, но и как специфический потенциал возможности продажи товара. Данная отрасль управления нововведениями получила название инновационный маркетинг. Его появление обусловлено возрастанием удельного веса идеи инновационного управления. Рациональное основание маркетинга нововведений зиждется на дефиците ресурсов и необходимости их замены аналогами, либо оптимизации ресурсных издержек в производстве. В общих чертах, инновационный маркетинг представляет собой «технологию использования комплекса маркетинговых мер на протяжении всего жизненного цикла нововведения» [5, с. 38].

Основной качественной характеристикой инновационного маркетинга является идея артикуляции концептом новизны продукта. Сама новизна может варьироваться от технологического превосходства до обременения социетальным капиталом, основанным на социальной ответственности бизнеса. Эффективность привлекательности концепта новизны заключается в том, что, обладая данным ресурсом, компани я- реципиент получает монопольные права на определение экономических позиций своего товара. Кроме того, образ новизны продукта способствует обретению позитивного имиджа компанией производителем.

Эффективное использование любых методик управления нововведениями возможно только с учетом последовательного планирования. А так как инновационная активность ориентируется на получение долгосрочных прибылей, то и планирование должно быть стратегическим. Основной ориентацией такого планирования является создание долгосрочных конкурентных преимуществ, основанных на динамической адаптации к возникающим вызовам внешней среды. Сама система планирования предполагает анализ рынка, целеполагание, разработку альтернативных проектов развития, составление стратегического плана.

При реализации запланированных преференций актуализируется вопрос о методике принятия стратегических решений. Данный процесс в рамках претворения нововведений можно разделить на шесть этапов [5, с. 76]. Первый этап происходит за счет комплексного анализа целевого рынка. На втором этапе анализируются возможности компании. Третий этап предназначен для разработки альтернативных проектов развития. На четвертом этапе производится сметное сопоставление ресурсов, необходимых к затрате при реализации всех проектов развития. На пятом этапе происходит процесс выработки стратегии реализации выбранного проекта. На шестом этапе определяется структура и функции персонала по практической имплементации намеченных перспектив.

Общим императивом выработки стратегии инновационного развития является необходимость обретения технологического лидерства. Это могут быть как технологии совершенствования процесса производства товара, так и технологии совершенствования процесса его продажи. Взаимная корреляция технологических достижений и адекватных вызовам внешней среды управленческих решений позволяет наиболее вероятно обеспечить экономический успех. «Правильно выбранные технологии являются основой успешной инновационной деятельности и фактором долгосрочной конкурентоспособности. Поэтому технологические решения должны включаться в практику разработки стратегических управленческих решений» [2, с. 79].

При построении любой системы управления немаловажно учитывать особенности организационной культуры. В контексте внедрения инноваций и обеспечения инновационного развития имеет смысл говорить о формировании инновационной культуры организации - адаптированном в конкретной организации наборе элементов, который обеспечивает стремление организации к использованию инноваций во всех сферах ее деятельности [1, с. 235].

Инновационная культура организации неразрывно связана со всеми элементами организации и взаимодействиями между ними, ее собственный состав при этом включает следующие элементы:

базовые предпосылки формирования инновационной культуры; инновационная культура конкретного работника и коллектива; инновационная культура конкретного руководителя и руководства; климат организации;

ценности организации, обеспечивающие внедрение инноваций; ценности организации, обеспечивающие внедрение инноваций; ресурсы организации, направленные на инновации; процессы в организации и миссия организации; инновационный потенциал организации.

Помимо этого, на формирование и развитие инновационной культуры организации оказывают заметное влияние такие внешние факторы, как инновационная культура потребителя; инновационная культура других организаций; лоббирование собственных интересов организаций в государственных структурах; политика государства в области инновационного развития и поддержки инноваций; инновационный потенциал государства.

Соотношение и взаимосвязь элементов инновационной культуры организации и влияющих на них внешних факторов представлены на рис. [1, с. 236 - 241].

Чтобы определить наличие направленности на формирование инновационной культуры организации, либо чтобы определить, на каком уровне находится инновационная культура в данный момент, необходимо комплексно рассмотреть наличие элементов инновационной культуры в конкретной организации и определить степень воздействия на организацию каждого из них.

Можно выделить три типа организаций (по критерию ориентации на инновации).

Изначально инновационные. Вновь созданные или давно существующие организации, в которых инновационные ценности провозглашены и принимаются изначально как руководством, так и работниками.

Переориентировано инновационные. Организации, которые находятся на уровне декларирования элементов инновационной культуры или частичного их использования в соответствии с осознанной позицией руководства и коллектива.

Вынужденно инновационные. Организации, которые вынужденно

перешли к культуре инноваций (например, чтобы выжить в условиях кризиса или не потерять клиентов, переманиваемых сильным

конкурентом).

Центральной проблемой управления нововведениями является оценка эффективности инновационной деятельности. Прежде всего, необходимость данной оценки возникает при определении приоритетов финансирования различных структурных подразделений организации. С точки зрения экономической эффективности инноваций, современным трендом является дифференцирование подразделений компании,

децентрализация и разработка новых способов внутреннего управления. 554990000

«Жесткую единообразную структуру фирм необходимо сменить разнообразием организационных устройств. Разделение больших компаний на децентрализованные бизнес-единицы - только полушаг в этом направлении. Следующим шагом для многих предприятий будет создание в полной мере гибкой фирмы» [3, с. 225].

Оценка инновационной эффективности проектов подразумевает два общих подхода: количественный и качественный. Количественный метод оценки характеризуется акцентированием на показателях рентабельности и доходности проекта. Сумма дохода может быть оценена с точки зрения абсолютной оценки доходности проекта в целом.

Абсолютно-сравнительный метод оценивания предполагает

соотнесение плановых и реальных финансовых показателей.

Сравнительная же оценка позволяет сопоставить реализованный проект предложенным альтернативам. Качественный метод отдает предпочтение анализу максимального соответствия реального проекта и заявленных целей. Кроме того, оцениваются предложенные альтернативы ранжирования внутрикорпоративных приоритетов, их способность максимизировать положительные эффекты от инноваций. Центральной категорией данного метода служит руководитель и его способность определять конкурентные преимущества управляемой компании.

Исходя из результатов проведенной оценки эффективности инноваций, выбираются основные направления для инвестиций. Прежде всего, происходит выработка идеи для инвестирования. Затем представленные к инновациям проекты классифицируются в зависимости от типа необходимых вложений. После этого составляется общая смета расходов и рассматриваются точечные альтернативы, способствующие сокращению количества вкладываемых средств. Завершающим этапом для расчета инвестиций в инновации является оценка коммерческих рисков, для чего зачастую используется соотношения результатов моделирования и интуиции инвестора.

Управление нововведениями на современном этапе развития теории управления занимает значимое место с точки зрения анализа возможности конкурентоспособности компаний, в условиях динамично изменяющейся экономики. Проблему конкурентоспособности актуализируют интенсивно идущий технический прогресс, неустойчивость политических преференций на международной арене, а также возрастание роли детерминации мировой финансовой системы в целом со стороны неправительственных факторов.

Существует множество подходов к определению управления нововведениями. Общая стратегия изложения данного понятия характеризуется анализом данного понятия с точки зрения

инновационного менеджмента. Именно управление инновациями является наиболее актуальной и конгруэнтной формой имплементируемых нововведений. При этом необходимо помнить, что само по себе внедрение инноваций ради инноваций не имеет смысла и не приведет к нужным результатам. Справиться со многими проблемами, возникающими в ходе управления инновациями, помогает осознанное формирование и поддержание инновационной культуры в организации на всех уровнях - от руководителя до отдельного работника.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Гайдай, В. О. Элементное построение инновационной культуры организации / В.О. Гайдай // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых: сборник трудов IV Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, 21 апреля 2015 г. Челябинск: Центр оперативной полиграфии «Violitprint», С. 235 - 243.

Воробьев, В.П. Инновационный менеджмент / В. П. Воробьев, В.В. Платонов, Е.М. Рогова. СПб.: Издательство СГУЭиФ, 2004. 115 с.

Тоффлер, Э. Метаморфозы власти / Э. Тоффлер. М.: АСТ, 2009. 668 с.

Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. М.: АСТ, 2008. 558 с.

Хотяшева, О.М. Инновационный менеджмент / О.М. Хотяшева. СПб.: ПИТЕР, 2006. 384 с.


Гайдай Вячеслав Олегович, магистрант Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики г. Санкт-Петербург, Россия Исаков Александр Сергеевич, аспирант Уральское отделение Российской академии наук г. Екатеринбург, Россия





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ