СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Современные инновационные стратегии развития предприятий


СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ:

ВИДЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

В настоящее время для усиления конкурентных преимуществ предприятия разрабатывают и внедряют стратегии инновационного развития. При этом под стратегией чаще всего понимается совокупность принципов, методов, средств и путей действий, используемых для принятия решений, направленных на достижение поставленных целей [2, с. 25].

Анишин В.М. понимает под инновационной стратегию развития инновационной сферы и рассматривает ее как часть общей социальноэкономической стратегии. Более конкретно авторы предлагают определить инновационную стратегию как систему концептуальных установок, вытекающих из долгосрочных целей, определяющих характер распределения ресурсов между траекториями инновационного развития системы, а также их перераспределения при изменении внутренних и внешних условий ее функционирования [1, с. 30].

Мухамедьяров А.М. выделяет особенности стратегий развития: процесс выбора заканчивается установлением общих направлений, обеспечивающих укрепление позиций предприятия; она оказывает помощь в выявлении эффективных путей и возможностей развития; для ее формирования используется обобщенная и не всегда точная информация. Принципы стратегии, которыми предприятия руководствуются в своей инновационной деятельности, охватывают многие ее стороны и используются: 1) при оценке результатов деятельности в настоящем и будущем; 2) определении отношений организации с внешней средой, когда обосновываются конкретные инновационные разработки, место их реализации и пути достижения превосходства над конкурентами; 3) установлении отношений внутри организации (например, отношения между службами НИОКР и маркетинга) и осуществлении оперативной деятельности [2, с. 25].

Окатов Ю. Э. при анализе различных подходов к формированию инновационных стратегий развития приходит к выводу, что в зависимости от того, на каком этапе жизненного цикла находится промышленное предприятие, оно может реализовать революционную, эволюционную или инерционную стратегию развития.

Отмечено, что революционная стратегия развития промышленного предприятия предполагает реализацию комплекса мер, направленных на кардинальное изменение производственно-хозяйственной деятельности предприятия, включающее в себя смену технологии производства, а также значительное изменение качества выпускаемой продукции.

Указано, что содержание эволюционной стратегии развития промышленного предприятия исходит из определения эволюции и эволюционной теории предприятия. Ее реализация предполагает постоянную работу над совершенствованием технологии производства и качества выпускаемой продукции, модернизацию производственных мощностей, активную маркетинговую политику по удержанию текущих рынков и выход на новые рынки сбыта, сокращение программ повышения квалификации сотрудников и их ориентация на поддержание текущего уровня знаний.

При реализации инерционной стратегии развития предприятие производит стандартный продукт, ориентированный на удержание текущих рынков сбыта продукции, проводит текущий ремонт производственных фондов. Каждый вариант стратегии развития промышленного предприятия можно отдельно охарактеризовать по уровню отношения к инновациям. Реализация революционной стратегии предполагает полную ориентацию предприятия на инновации, без внедрения которых в производство невозможно получение положительного эффекта от реализации этой стратегии. Реализацию эволюционной стратегии характеризует умеренное отношение к инновациям. Без них невозможно провести модернизацию производственных мощностей, однако это не является краеугольным камнем, как при революционном сценарии. Инерционная стратегия предполагает нейтральное отношение к инновациям скорее

настороженное, чем позитивное.

Отмечено, что без инноваций невозможно достижение

поставленных целей при реализации революционной и эволюционной стратегии, в некоторых случаях инерционной стратегии. Подчас эти инновации выступают в качестве стержневой опоры стратегии, являются материальным воплощением идеи повышения конкурентоспособности продукции, завоевания новых рынков сбыта. Следует подчеркнуть, что стадия жизненного цикла промышленного предприятия влияет на выбор варианта стратегии развития, следовательно, на уровень востребованности инноваций в производственно-хозяйственной деятельности [3, с. 7]. Мухамедьяров А.М. выделяет такие виды стратегий: наступательная, защитная (оборонительная), промежуточная, поглощающая, имитационная, разбойничья и другие.

Наступательная инновационная стратегия характеризуется высоким уровнем риска и эффективностью. При наступательной стратегии необходима ориентация на исследования (во многих случаях даже на фундаментальные) в сочетании с применением новейших технологий. Этот вид стратегии требует высокой квалификации при разработке нововведений, умения быстро реализовать новшества и способности предвидеть рыночные потребности. Она характерна для крупных объединений и компаний, когда в отрасли доминируют несколько компаний при наличии слабого лидера.

Защитная (оборонительная) стратегия характеризуется невысоким уровнем риска, достаточно высоким уровнем технических (проектноконструкторских и технологических) разработок и определенной завоеванной долей рынка. При защитной стратегии предприятия отличаются высоким уровнем техники и технологии производства, качеством выпускаемой продукции, относительно низкими издержками производства и пытаются удержать свои рыночные позиции.

Промежуточная стратегия характеризуется использованием слабых сторон конкурентов и сильных сторон предприятия, а также отсутствием (на первых этапах) прямой конфронтации с конкурентами. При промежуточной инновационной стратегии предприятия (в основном небольшие) заполняют пробелы в специализации других предприятий, включая доминирующих в своей отрасли.

Поглощающая стратегия (лицензирование) предполагает использование инновационных разработок, выполненных другими организациями. Инновации настолько разнообразны по степени сложности и новизны, что даже крупные объединения (компании), имеющие мощные подразделения по инновационным разработкам (службы НИОКР), не могут осуществлять работы по всему спектру эффективных нововведений. Поэтому многие из них инновационную политику проводят не только на основе использования нововведений, полученных собственными силами, но и с учетом возможностей использовать инновации, разработанные другими. Это означает, что они применяют поглощающую инновационную стратегию наряду с другой (например, с наступательной).

Имитационная стратегия характерна тем, что предприятия при этом используют выпущенные на рынок новшества (продуктовые, технологические, управленческие) других организаций с некоторыми усовершенствованиями и модернизацией. Эти предприятия обладают высокой культурой производства, организационно-технологическим потенциалом, хорошо знают требования рынка, а порой имеют достаточно сильные рыночные позиции. При определенных условиях имитационная стратегия становится очень прибыльной.

Разбойничья стратегия может быть использована в тех случаях, когда принципиальные новшества оказывают влияние на техникоэксплуатационные параметры изделий (например, повышение срока службы, их надежности), выпускавшихся ранее. Распространение принципиальных новше ств приводит к уменьшению размеров рынка последних. Этой стратегией пользуются обычно малые инновационные организации из другой области, но имеющие новые технологии, принципиально новые технические решения по производству уже выпускаемых изделий. Такую стратегию могут выбрать и предприятия из той же области со слабыми до сих пор рыночными позициями, если у них на определенном этапе появляются технологии прорыва. Разбойничья стратегия эффективна лишь на начальных этапах распространения и реализации новшеств.

Кроме этих видов стратегии инновационная стратегия предприятий может быть направлена на создание совершенно нового рынка для реализации принципиально нового продукта (технологии), привлечение специалистов конкурирующих организаций и слияние (иногда поглощение, приобретение) с другими организациями, обладающими высоким научно-техническим потенциалом и инновационным духом. В практической инновационной деятельности имеет место сочетание этих видов стратегии, поэтому важно определение пропорций, на основе которых распределяются ресурсы между этими стратегиями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Аньшин, В.М. Инновационный менеджмент: концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития / В.М. Аньшин, А.А. Дагаев, В.А. Колоколов, Л.Г. Кудинов, Н.В. Ше- любская. М.: Дело, 2007. 584 с.

Мухамедьяров, А.М. Инновационный менеджмент: учеб.пособие / А.М. Мухамедьяров. М.: ИНФРА-М, 2008. 137 с.

Окатов, Ю. Э. Приоритетные подходы к формированию инновационных стратегий развития: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук (08.00.05) / Ю.Э. Окатов, МГТУ им. Н. Э. Баумана. М., 2012. 26 с.


Баландина Ольга Анатольевна аспирант Башкирский государственный университет, г. Уфа, Республика Башкортостан, Россия Янгиров Азат Вазирович , доктор экономических наук, профессор Башкирский государственный университет, г. Уфа, Республика Башкортостан, Россия





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ