СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Анализ с учетом состояния внешней и внутренней среды сельскохозяйственных организаций


АНАЛИЗ С УЧЕТОМ СОСТОЯНИЯ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Управленческий анализ функционирования организации в условиях неопределенности и риска является основой для выбора и реализации управленческих решений, адекватных условиям и требованиям бизнессреды. Этому виду анализа принадлежит главная роль в диагностике кризисных тенденций и разработке антикризисных мероприятий, в предупреждении банкротства и обеспечении стратегической устойчивости бизнеса.

Каждая сельскохозяйственная организация самостоятельно выбирает направления развития, виды выпускаемой продукции, объемы производства, политику сбыта, социальную и инвестиционную политику. Отраслям сельского хозяйства присущи специфические особенности производства: зависимость от природно-климатических условий, что придает сельскому хозяйству неустойчивость; сезонность характера хозяйственной деятельности, что обусловливает колебания в занятости, производстве и предложении продукции сельскохозяйственного происхождения; низкая эластичность спроса на большинство продуктов и так далее; наличие многих специфических моментов в этой сфере деятельности и отношениях с другими отраслями общественного производства обусловливает несовершенство и ограниченность возможностей организации и методики управленческого анализа в сельскохозяйственных организациях.

Управленческий анализ - комплексный анализ внутренних ресурсов и внешних возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем. Он, как правило, представляет собой ситуационный анализ, который складывается из двух основных составляющих: оценки условий отрасли и конкуренции и оценки состояния предприятия. Такой подход позволяет определить стратегическую позицию организации и тенденции ее изменения в зависимости от выбора той или иной стратегии [1, с. 11].

Наиболее успешные организации постоянно вводят прогрессивные новшества во все области деятельности. Собственные исследования и разработки - один из путей к этому. Необходимость исследований и разработок для организаций вызывают обстоятельства, когда исследования и разработки подразумевают вложения, для которых надо найти соответствующий им уровень финансирования; обеспечивают другие стратегии или методы их реализации, касающиеся совершенствования продукции.

В структуре среды организации различают факторы внутренней и внешней среды. Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволило бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе [2].

К внутренней среде организации относятся все факторы, которые находятся в пределах организации и оказывают постоянное и непосредственное воздействие на ее функционирование. С точки зрения функционального подхода выделяют основные области управленческого анализа внутренней среды: маркетинг, производство, финансы, управление персоналом, общее управление. Управленческий анализ внутренней среды направлен на оценку существующего потенциала организации, выявление ее сильных и слабых сторон, конкурентных преимуществ, оценку конкурентной позиции организации и определение проблем, стоящих перед организацией [3].

Целью внутреннего анализа является устранение разногласий между системными и стратегическими задачами организации. Можно представить методику управленческого анализа для сельскохозяйственных организаций. Рекомендуемая методика адаптирована к специфике сельскохозяйственного производства и включает в себя три этапа, представленных на рисунке.

-405130-330708000Основные этапы рекомендуемой методики управленческого анализа, адаптированной к специфике сельскохозяйственного производства (составлено авторами)

Первый этап методики управленческого анализа характеризуется информационным обеспечением стратегического маркетингового анализа и структурой ассортимента производимой продукции. Внедрение системы обеспечения маркетингового анализа можно рассматривать как инновацию, так как этот процесс имеет организационно-техническое решение, новое для большинства предприятий, способствующее совершенствованию управления и продвижению продукции (услуг) и самой организации на рынок. Поэтому при алгоритме формирования маркетинговой информации целесообразно выделить уровни: стратегический, тактический (функциональный) и оперативный. Управленческие решения, направленные на достижение целей долгосрочного характера вырабатываются на стратегическом уровне. На предлагаемом уровне определяются цели, и осуществляется долгосрочное (прогнозное) планирование. Среднесрочные, текущие и оперативно-календарные планы разрабатываются на тактическом (функциональном) уровне и контролируется ход за их выполнением. Сбор первичной информации обо

всех изменениях осуществляется на оперативном уровне, проводится анализ и выработка управленческих решений, направленных на достижение установленных планами целей и задач.

На втором этапе следует проводить управленческий ситуационный анализ (CVP-анализ) сельскохозяйственной организации, который предполагает расчет показателей, важнейшим из которых является точка безубыточности - порог рентабельности (точка критического объема реализации), то есть отношение постоянных затрат к маржинальному доходу на единицу продукции.

А уже на третьем этапе происходит сопоставление сильных и слабых сторон предприятия с возможностями и угрозами рынка, то есть сначала необходимо определить оценочные параметры предприятия, распределить параметры оценки его сильных и слабых сторон, сопоставить сильные и слабые стороны предприятия с возможностями и угрозами рынка [4, с. 60 - 61].

Для возможности решения различных управленческих задач на примере ЗАО «ДРУЖБА» Миллеровского района Ростовской области был проведен маржинальный анализ (табл.).

Исходная информация для маржинального анализа ЗАО «ДРУЖБА» за 2014 г.*

Показатель
Озимые
зерновые
Подсол
нечник
Основное
стадо
Животные на выращивании и откорме
Всего
Сред.
значе
ние
Цена за единицу продукции, тыс. руб. (Ц)
0,68
1,03
1,85
6,07
9,63
-
Количество продукции (К)
23 138
3 309
9 689
891
37 027
-
Выручка от реализации, тыс. руб. (В)
15 899
3 426
17 962
5 410
42 697
-
Совокупные переменные затраты, руб.
(Зпер)
5 813
3 977
7 968
4856
22 614
-
Маржинальный доход, руб. (МД)
10 086
-551
9 994
554
20 083
-
Постоянные расходы, тыс.
Руб. (Зпост)
6 115
5 186
7 298
1518
20 117
-
Прибыль от реализации, тыс.
руб. (Пп)
3 971
-5 737
2 696
-964
-34
-

Продолжение таблицы

Показатель
Озимые
зерновые
Подсол
нечник
Основное
стадо
Животные на выращивании и откорме
Всего
Сред.
значе
ние
Переменные затраты на одно изд-е, тыс. руб.
0,25
1,20
0,82
5,45
-
1,93
Рентабельность от продаж, % (Рп) (с.7/с.3)*100
24,98
-167,45
15,01
-17,82
-
674,56
Норма
маржинального дохода, % (МДм)
63,44
-16,08
55,64
10,24
-
36,35
Себестоимость реализации (совокупные затраты), тыс. руб.(С)
11 928
9 163
15 266
6 374
42 731
-

*Составлено авторами по данным годового отчета ЗАО "ДРУЖБА" Миллеровского района Ростовской области за 2014 г.

Расчет влияния изменения количества реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) на выручку от реализации и прибыль от продаж показал, что если увеличить количество реализованной продукции животных на выращивании и откорме на 9 ц, то выручка от реализации увеличивается на 54,63 тыс. руб., а прибыль от продаж - на 5,59 тыс. руб. Проведенный расчет минимальной нормы маржинального дохода для безубыточного производства (в критической точке) показывает, что если норма маржинального дохода окажется ниже 47,04 %, предприятие станет убыточным. Однако, например, при увеличении количества продаж животных на выращивании и откорме на 9 ц и, соответственно, увеличении выручки от продаж на 54,63 тыс. руб. изменится и минимальная норма маржинального дохода для

безубыточного производства. Расчет критического объема производства показал, что для безубыточной работы организации необходимо реализовать 23 391 ц озимых зерновых, 3 275 ц подсолнечника, 9 824 ц основного стада молочного направления и 936 ц животных на выращивании и откорме.

Если стратегическая цель управления коммерческой организацией - обеспечение ее длительного устойчивого функционирования и повышение стоимости бизнеса, то основной тактической задачей менеджмента является максимизация прибыли. Исходя из этого необходимо постоянное наблюдение за уровнем и динамикой безубыточности деятельности организации и поддержание на должном уровне запаса экономической прочности как важнейшей предпосылки устойчивого функционирования в длительной перспективе [5, с. 166].

На основании проведенного анализа предприятию необходимо проанализировать еще и растущий поток информации, поступающей из внешней среды, отслеживать достижения научно-технического прогресса, внедрять их в работу организации, и на этой основе расширять спектр предлагаемых услуг; использовать в исследовательской работе дополнительные методы сбора и анализа информации (фокус-групп, эксперимента). В случае необходимости улучшать оперативное управление, увеличивать объемы продаж и оптимизировать затраты за счет возможностей маневрирования ресурсами предприятия и другие.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Акмаева, Р.И. Стратегический управленческий анализ / Р.И. Акмаева // Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2013. С. 11 - 12.

Гудий, Ю. С. Среда организации - внешняя и внутренняя. URL: www.nbene.narod.ru/ (дата обращения: 23.11.2015).

Бабанова Ю.В. Стратегический менеджмент. URL: www.std72.ru (дата обращения: 23.11.2015).

Иванов, П.В. Современный стратегический анализ / П.В. Иванов. Ростов н/Д.: Феникс, 2014. С. 60 - 61.

Казакова, Н.А. Маркетинговый анализ / Н.А. Казакова. М.: ИНФРА-М, 2014.


Шейхова Марина Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, Юрченко Юлия Витальевна, магистрант, Донской государственный аграрный университет, Ростовская область, Россия





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ