СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Факторы развития творческой личности


ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Уколова Любовь Ивановна д-р пед. наук, профессор кафедры вокала и хорового дирижирования Института культуры и искусств Г АОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Аннотация: в статье рассматривается вопрос творческого развития детского голоса в системе дополнительного образования. Отдельное внимание уделено влиянию музыкального образования как неотъемлемой части педагогического процесса, направленного на развитие духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Ключевые слова: образовательный процесс, духовно-нравственное воспитание, музыкальное образование, музыка, классический вокал, интегрированный подход, вокальное искусство, креативность.

Творческое развитие детей и юношества является одной из важных проблем, как в сфере педагогики, так и в сфере художественной культуры. В этой связи важная роль отведена государственным учреждениям дополнительного образования детей. Задачу развития творческого потенциала подростка можно решить в системе дополнительного образования детей путем создания комплекса педагогических условий, обеспечивающих активизацию креативных ресурсов личности средствами искусства.

Ученые, психологи, педагоги раскрывают искусство как явление многозначное, сложное. Вокальное искусство - одно из многочисленных форм педагогического воздействия, влияющих на развитие творческого потенциала подростка. Существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Более того, реализация творческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психически нормальным. Лишить человека такой возможности означает вызвать у него невротические состояния. Некоторые психоневрологи видят сущность психотерапии в излечении неврозов путем пробуждения творческих стремлений человека. М. Зощенко в своей автобиографической повести рассказывает о том, как он благодаря творчеству излечился от депрессии.

Взгляд на креативность как универсальную черту личности человека предполагает определенное понимание творчества. Творчество предполагается как процесс создания чего-либо нового, причем процесс незапрограммированный, непредсказуемый, внезапный. При этом не принимается во внимание ценность результата творческого акта и его новизна для большой группы людей, для общества или человечества. Главное, чтобы результат был новым и значимым для самого «творца». Самостоятельное, оригинальное решение школьником задачи, имеющей ответ, будет творческим актом, а самого его следует оценивать как творческую личность.

Согласно этой точке зрения, человека следует считать творческой личностью, или творцом. Подобная позиция связана с другим пониманием природы творчества. Здесь помимо ^запрограммированного процесса создания нового, принимается во внимание ценность нового результата. Он должен быть общезначим, хотя масштаб его может быть различным. Важнейшей чертой творца является сильная и устойчивая потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества, видя в нем главную цель и основной смысл своей жизни.

Существуют профессии - их называют «творческими профессиями» - где от человека требуется, как необходимое качество быть творческой личностью. Это такие профессии, как актер, музыкант, изобретатель и др. Тут недостаточно быть «хорошим специалистом». Необходимо быть творцом, а не ремесленником, даже очень квалифицированным. Разумеется, творческие личности встречаются и в других профессиях - среди педагогов, врачей, тренеров и т. д.

Многим людям, даже творчески одаренным, не хватает творческой компетентности. Можно выделить три аспекта такой компетентности. Во-первых, насколько человек готов к творчеству в условиях многомерности и альтернативности современной культуры. Во-вторых, насколько он владеет специфическими «языками» разных видов творческой деятельности, набором кодов, позволяющих ему определять информацию из разных областей и перевести на «язык» своего творчества.

Третий аспект творческой компетентности представляет собой степень овладения личностью системой «технических» навыков и умений (например, технологией живописного ремесла), от которой зависит способность осуществить задуманные и «придуманные» идеи. Разные виды творчества (научного, поэтического и др.) предъявляют разные требования к уровню творческой компетентности.

Невозможность реализовать творческий потенциал из-за недостаточной творческой компетентности породило массовое любительское творчество, «творчество на досуге», хобби. Эти формы творчества доступны практически всем и каждому, людям, утомленным монотонной или сверхсложной профессиональной деятельностью. Творческая компетентность - это всего лишь условие проявления креативной способности. К таким жеусловиям относятся наличие общих интеллектуальных и специальных способностей, превышающих средний уровень, а также увлеченность выполняемой задачей. В чем же заключается сама креативная способность? Практика творческих достижений и тестирования подводит к выводу, что психологическую основу креативной способности составляет способность творческой фантазии, понимаемой как синтез воображения и эмпатии (перевоплощения). Потребность в творчестве как важнейшая черта творческой личности есть не что иное, как постоянная и сильная потребность в творческой фантазии.

Что же побуждает творческую личность постоянно обращаться к творческой фантазии? Что является ведущим мотивом в поведении творческой личности? Ответить на эти вопросы - значит подойти к пониманию сущности творческой личности.

Список литературы

Грибкова О.В. Творческая самореализация личности будущего учителя музыки как педагогическая проблема // Педагогика искусства. - 2010. - №4. - С. 99-104.

Уколова Л.И. Влияние культурно-образовательной среды на процесс воспитания растущего человека // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - №6. - С.274-276.

Уколова Л.И. Самоконтроль в профессиональной подготовке учителя музыки: автореферат дис. ... канд. пед. наук. - М., 1991.

Цзян Шанжун. Влияние духовно-певческого образования на формирование русской вокальной школы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №4-4. - С. 146-149

Цзян Шанжун. Коммуникативное воздействие как профессионально важное качество педа- гога-вокалиста // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. - 2015. - №2 (3). - С. 143-14


Цзян Шанжун (КНР) доцент кафедры вокала и хорового дирижирования Института культуры и искусств Г АОУ ВО «Московский городской педагогический университет»





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ