СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Проблема вокального развития студентов-музыкантов в образовательном пространстве


ПРОБЛЕМА ВОКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация: данная статья раскрывает проблему необходимости вокальной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов вузов. Показана необходимость обучения пению студентов, не обладающих выраженными вокальными данными, каковые составляют основной контингент музыкальных факультетов, приведение их певческого аппарата на уровень, необходимый им для дальнейшей профессиональной работы в качестве учителя музыки, выявление и развитие у них певческих способностей.

Ключевые слова: вокальная подготовка, студенты, содержание обучения, вокальная техника, вокальное развитие, методы, мотивация учебной деятельности, учитель музыки, профессиональная подготовка.

Еще с древнейших времен пение являлось частью священнодействия. Г о- лос, как универсальный человеческий инструмент, богатый интонационными и тембровыми красками, был единственным выразителем душевного состояния человека. Пение было звуковым проявлением человека во всех его жизненных обстоятельствах. Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей музыки в классе вокальной подготовки является содержанием научных работ И.Ю. Алиева, Е.А. Баженовой, О.Я. Клиппа, М.М. Мяк и- шевой, И.В. Сокериной и др.

Современная отечественная вокально-педагогическая школа, имея многовековой путь развития, органично сочетает в себе опыт вокального обучения отечественных педагогов-музыкантов и лучшие образцы общеевропейской традиции академического сольного пения, ее многостилевые особенности. Начало такому профессиональному единению было положено в первой половине XIX века М.И. Г линкой, А.Е. Варламовым, Г.П. Ломакиным, а затем продолжено в деятельности первых профессоров пения Санкт-Петербургской (1862 г.) и Московской (1866 г.) консерваторий.

В работах ряда авторов второй половины XIX века содержатся важные замечания о неразделенности музыкального слуха и голоса в пении и первостепенном значении в певческом обучении качества вокализации (С. Мирополь- ский, А. Никольский и др.), о важности развития внутреннего музыкального слуха (И. Иванова, П. Мироносицкий и др.). В работах указывается важность музыкально-слухового внимания для музыкально-слухового развития в целом, высказываются предположения о наличии слухомоторной голосовой связи (Н. Брянский), делаются попытки перенести метод экспериментального исследования в область певческого обучения (А. Маслов).

Начиная с рубежа XIX-XX вв. в отечественной вокальной педагогике намечается тенденция в осмыслении теории и методики обучения пению. Указанная тенденция нашла свое отражение в исторических трудах К.М. Мазурина, В.А. Багадурова, Д.Л. Локшина, И.К. Назаренко, А.С. Яковлевой, К.Ф. Никольской-Береговской; ей посвящены историко-теоретические и теоретикометодические работы таких исследователей, как Л. Джиральдони, Д.Л. Аспе- лунд, Л.Б. Дмитриев. Проблема певческой фонации в контексте освещения вопросов вокальной педагогики раскрывается в естественно-научных исследованиях Ф.Ф. Заседателева, Л.Д. Работнова, А.М. Егорова, В.П. Морозова, Г.П. Стуловой. Научные основы обучения пению выявляются и констатируются на различных уровнях вокальной педагогики и смежных с ней наук - общей педагогики, философии, психологии, физиологии, акустики, фониатрии и др.

Изучение и анализ посвященных указанной проблеме научно-педагогических исследований рубежа XIX-XX вв. - до 60-80 гг. XX-го столетия позволяет выявить основные тенденции в разработке проблемы обучения сольному пению, ее методической составляющей. Одна из таких тенденций - применение естественнонаучных методов в познании содержания и основ вокальнопедагогического процесса, обосновании методов вокального обучения, а также в изучении различных свойств и характеристик процесса фонации в пении.

Следующая тенденция, которую можно выделить как одну из ведущих в музыкальной педагогике, и, в частности, в методике вокального обучения - это применение эмпирического метода.

Эмпирический метод обучения является непременной составляющей вокальной школы, что и обеспечивает преемственность профессионального опыта в вокально-педагогическом процессе от учителя к ученику. Этот метод оснащает молодого певца системой способов и приемов познания, развития и творческого становления - совершенствования - в собственной профессиональной деятельности, сущностно основывает оформление творческого метода работы, как в искусстве пения, так и в вокальной педагогике. Это обстоятельство дает повод считать эмпирический метод сущностной основой творческой организации системы вокально-педагогического процесса в деятельности педагога-вокалиста.

Исторический педагогический опыт свидетельствует, что за опору своей практической деятельности педагоги-эмпирики брали научные основы постановки голоса и руководствовались основными принципами воспитания певцов. Доминирующими принципами Л.Б.

Дмитриев называет:

принцип единства технического и творческого развития;

индивидуальный подход к ученику;

принцип постепенности и последовательности в обучении.

Принцип единства технического и творческого развития сводится к тому, что художественное развитие и развитие вокальной техники должны идти параллельно в тесной взаимосвязи. Техника вокала, или как ее называют «постановка голоса», не может опережать художественное исполнение, оставляя процесс исполнительского мастерства на более поздний период, поскольку главной ошибкой будет оторванность технической стороны от стороны музыкальной. Также ошибкой является обратный подход, при котором мало внимания уделяется вокальной технике, но все внимание сосредоточено на артистической стороне.

Индивидуальность каждой личности, ее сложность и неоднозначность, физиологические особенности и особенности нервной системы обучающегося диктуют соответствующий подход к его вокальному развитию. В любой учебной работе, а особенно - в музыкальной, учащийся (студент) может достичь высоких результатов, идя к ним различными путями, используя свой индивидуальный стиль работы.

В связи с вышеизложенным важным моментом в образовательном процессе является понимание выработки у учащегося именно индивидуального стиля в обучении. Это понимание требует иного отношения к его действиям: преподавателю важно не «подправить природу», а суметь самому «раствориться в ученике». Известные случаи в музыкальной педагогике, когда великолепные крупные музыканты не могут стать хорошими педагогами, как раз и являются свидетельством неспособности или неготовности к подобному «жертвенному» акту.

Рассказывая о своем педагоге А.Я. Штримере, Даниил Шафран замечает: «.. .в том-то и состоит гибкость педагога, чтобы приобщение к нужному, верному, целесообразному, апробированному и т. д. шло бы не за счет подавления индивидуальности. В погоне за «безгрешностью» подчас затормаживаются, а то и нейтрализуются индивидуальность и субъективное ощущение музыки» [8, с. 123].

Опыт мастеров-педагогов убедительно показывает, что не существует универсальных приемов и методов, которые подходили бы каждому ученику в различных учебных ситуациях. Каким бы путем не шел педагог в формировании певческих основ, он всегда вынужден преломлять свои методы согласно индивидуальности ученика.

Принцип постепенности и последовательности в вокальном обучении отталкивается от общепедагогического принципа «от простого к более сложному». Он имеет психолого-физиологические обоснования, и призывает к тому, чтобы каждый педагог-вокалист старался применять свой метод обучения путем постепенного усложнения как вокально-технических упражнений, так и исполнительских требований.

Формулируя основные принципы воспитания первоначальных вокальных навыков, мы приходим к общепринятому в дидактике принципу: необходимо вначале установить аналогию уже с известным учащемуся положением, а в дальнейшем провести коррекцию в сторону специфики вокальной работы как особой формы музицирования. И только если формирование специфического навыка требует выработки новых временных связей в сознании ученика, новой дифференциации тонких психологических раздражителей или значительной перестройки уже сложившихся связей, возникает необходимость в применении специальных и достаточно длительных профессиональных упражнений.

Итак, общедидактический принцип «от простого к более сложному» является одним из доминирующих принципов и в процессе воспитания певцов.

Необходимо заметить, знакомство с принципами творческой организации деятельности не дает повода считать, что научно-исследовательский и эмпирический методы находились в процессе становления вокальной педагогики во взаимоисключающем противоречии. Напротив: искусство пения и вокальная педагогика в лице лучших представителей развивалась по определенным законам, существо которых составляет именно художественно-эмпирический метод творческой организации педагогического процесса. Педагоги-ученые, занимавшиеся естественно-научным исследованием процесса фонации в пении и обоснованием опорных моментов вокальной методики определяли эмпирический метод как непременное условие передачи профессионального опыта, творческого совершенствования вокально-педагогического процесса (Д.Л. Аспелунд, А.М. Егоров, Л.Б. Дмитриев, В.П. Морозов).

Деятельность Д.Л. Аспелунда - педагога-ученого представляет значительный вклад в научное обоснование ряда вокально-методических положений, обобщение данных науки о голосе, разработку вопросов психологии пения, теоретических вопросов вокальной педагогики. Д.Л.

Аспелунд формулирует два важных принципа, которые обосновывают эффективность вокально-педагогического процесса:

принцип простоты построения практической методики;

принцип цельности и нерасчленимости функционирования голоса в процессе фонации.

Эти два принципа, по мнению Д.Л. Аспелунда, и должны составлять методическую основу деятельности педагога. Вопросам теории методов развития певца и его голоса посвящена значительная часть труда этого педагога-иссле- дователя.

Ученый четко классифицирует специальные художественно-дидактические методы вокальной педагогики:

метод подражания;

фонетический метод;

концентрический метод;

метод воздействия художественно-педагогическим репертуаром;

метод мысленного пения.

Вокальная техника трактуется Д.Л. Аспелундом как действенное средство оформления профессиональной готовности студента к художественно-оправданному (осмысленному) воплощению музыки как искусства интонируемого смысла (Б.В. Асафьев) в исполнительски-интонируемом вокальном образе. Ученый отмечает взаимосвязь между свободой проявления творчества певца и уровнем его вокально-технической оснащенности как принципиальную.

Последнее положение сущностно обосновывает цельность единства художественной и технической сторон в вокальном исполнении, служит принципиальным основанием теории методов вокальной педагогики. Представленная в методической системе ДЛ. Аспелунда интеграция теоретических, методических и практических аспектов творческой организации процесса развития певца и его голоса определяют труд ученого как уникальный вклад в историю теории и методики вокально-педагогической мысли.

К 60-90 гг. XX-го столетия повысился интерес к исследованиям в области биоакустики и фониатрии, которые существенно дополняют и вносят ясность в раскрытие содержания теории и методики вокальной педагогики, а также психологических аспектов пения и профессиональной деятельности педагога- вокалиста. Среди наиболее значимых исследований данной области - исследования Л.Б. Дмитриева и В.П. Морозова. Важная особенность означенных работ состоит в том, что авторы не ограничивали рассмотрение вокально-педагогических проблем изучением голоса в процессе фонации, но научно обосновывая отдельные вокально-методические положения, стремились при помощи естественных и точных наук помочь педагогам-вокалистам найти ответы на животрепещущие вопросы теории, методики и практики.

Примечательными для методического аспекта вокальной педагогики представляются исследования В.П. Морозова, связанные со значением эмоциональной сферы в пении. Значительное внимание в его работах уделяется вопросам эмоциональности, ее значении как фактора художественного выражения, а также художественной выразительности «омузыкаленной речи» в пении.

Характеризуя пение как «омузыкаленную речь», В.П. Морозов делает акцент на эмоциональной сфере певческого процесса как непременном условии, обеспечивающем художественность выражения в пении. Ученым сформулированы определения понятий «эмоциональная выразительность», «эмоциональное восприятие» и «эмоциональное выражение» певца, проанализирована их взаимосвязь как составляющих единого творческого процесса. При этом развитие собственно голосовых характеристик - вокальных данных - рассматривается В.П. Морозовым не как самоцель, но как основное средство художественного выражения в пении.

Значительный вклад в теорию и методику вокальной педагогики внес отечественный ученый, искусствовед и вокальный педагог Л.Б. Дмитриев. Центральное исследование Л.Б. Дмитриева представляет монографию «Основы вокальной педагогики» (1968 г.), ставшая, наряду с работами В.П. Багадурова, Д.Л. Аспелунда, В.П. Морозова теоретическим и методически значимым осмыслением и обобщением научно-исследовательских оснований методики обучения вокальной подготовке. Этот труд Л.Б. Дмитриева предметно раскрывает естественнонаучные и психологические основания процесса фонации в пении, а также сам педагогический процесс - применение вокально-дидактических методов в работе с вокалистами. Последовательно раскрывая основы вокальной методики, ученый выводит результаты научно-исследовательской работы на уровень вокально-педагогической теории, методики и практики.

Специфика индивидуальной вокальной подготовки учителя музыки общеобразовательной школы раскрывается в диссертационном исследовании А.Г. Менабени, где автор рассматривает достаточно широкий круг проблем. Среди освещаемых ею вопросов: особенностей отбора и использования учебного музыкального материала в условиях индивидуальной вокальной подготовки будущего учителя музыки общеобразовательной школы; формирование специальных навыков исполнения школьно-вокального репертуара (пение под собственный аккомпанемент, исполнение песен и попевок с дублированием мелодии на инструменте одной рукой и дирижированием - другой). Также автор рассматривает особенности пения без сопровождения при индивидуальном вокальном обучении и вопросы самостоятельной работы студентов при обучении в классе вокальной подготовки на музыкально-педагогическом факультете вуза.

В особенностях отбора и применения учебного материала при индивидуальной вокальной подготовке будущего учителя музыки общеобразовательной школы А.Г. Менабени указывает на такую характерную особенность контингента студентов-музыкантов, как разрыв между вокально-техническим и общим музыкальным уровнем их развития. Несмотря на то, что учебный материал должен соответствовать индивидуальным данным учащегося, как в техническом, так и в содержательном плане, автор исследования особенную значимость придает все же художественной составляющей педагогического репертуара. А.Г. Менабени верно указывает на то, что зачастую вокально-технические возможности студента музыкально-педагогического факультета ниже его общей музыкальной подготовки и общего развития.

Одним из основных звеньев профессиональной ориентации студентов музыкально-педагогических факультетов является вокальный репертуар, значительной составляющей которого являются произведения детской вокальной музыки. Разработке специальной методики освоения этих произведений студентами музыкального факультета посвящено диссертационное исследование Л.Я. Пашкиной. Она справедливо полагает, что изучение в классе вокальной подготовки произведений детской вокальной музыки способствует формированию навыков общения студентов с детской аудиторией. Причем не только в общепедагогическом и исполнительском аспектах, но также и в методическом, который включает в себя специальный анализ детской песни.

Тема совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины «Вокальная подготовка» составила содержание диссертационного исследования Е.А.

Баженовой, где среди условий повышения эффективности процесса профессиональной подготовки будущих учителе музыки предлагаются следующие:

введение в учебный план музыкальных факультетов педагогических вузов спецкурса «Профессиональная подготовка будущих учителей музыки на основе дисциплины «Вокальная подготовка»;

создание индивидуально-исполнительских и дидактических фондов из произведений, изученных в классе вокальной подготовки: музыкально-теоретическое, вокально-техническое и методическое обеспечение репертуара.

Таким образом, вокально-педагогическая подготовка будущих учителей музыки осуществляется целым рядом предметов, но резервы класса вокальной подготовки при этом используются недостаточно полно. Очевидна необходимость поиска некоей совокупности благоприятных условий, оптимальных принципов построения занятий, способствующих интенсификации и оптимизации процесса обучения студентов в классе вокальной подготовки, формирование и развитие их вокальных данных и певческой культуры в целом.

Список литературы

Алиев И.Ю. Теоретико-методологические основы профессиональной деятельности педа- гога-вокалиста: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Алиев Игорь Юльевич. - М., 2003.

Аспелунд Д. Развитие певца и его голоса / Д. Аспелунд. - М. - Л.: Музгиз, 1952.

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. - М.: Музыка, 2007.

Менабени А.Г. Вокальные навыки / Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете / А.Г. Менабени. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985.

Морозов В.П. Вокальный слух и голос / В.П. Морозов. - М. - Л.: Музыка, 1965.

Морозов В.П. Тайны вокальной речи / В.П. Морозов. - Л.: Наука, 1967.

Сокерина И.В. Становление личностно-профессиональных качеств будущего педагога музыканта (в процессе вокальной подготовки студентов вуза): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Сокерина Ирина Владимировна. - М., 2011.

Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: пособие для учащихся муз. отд. педвузов и конс. / Г.М. Цыпин. - М.: Интерпракс, 1994. - 374 с.


Фролова Елена Михайловна доцент кафедры вокала и хорового дирижирования Института культуры и искусств Г АОУ ВО «Московский городской педагогический университет»





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ