СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Музыкальная культура в пространстве мира музыки


МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ПРОСТРАНСТВЕ МИРА МУЗЫКИ

Цзян Вэйцзян (КНР) аспирант кафедры вокала и хорового дирижирования Института культуры и искусств Г АОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Аннотация: в данной статье ведутся поиски роли музыкальной среды в образовательном процессе, путей воспитания духовной культуры растущего человека, ценностно-смыслового постижения окружающей действительности, процессы духовного развития учащихся различных возрастных групп.

Ключевые слова: педагогика музыкального образования, духовное развитие учащихся, гармоничная музыкальная среда, мировоззрение педагога-му- зыканта, системно-целостное понимание личности.

Пространственная природа искусств и их взаимодействие в определенным образом организованной среде находились в поле зрения таких творцов как А. Дункан, М. Чюрленис, А.С. Скрябин. Необходимо отметить, что в области осмысления роли художественной среды в образовательном процессе наиболее разработанной является та часть исследований, которая касается пространственной природы изобразительного искусства.

С точки зрения теории полихудожественного развития, разработанной Б.П. Юсовым, определенным образом организованная среда позволяет максимально развивать у детей поле пространственного воображения: широту, объем пространственных представлений, фантазию, что, в свою очередь, является непременным условием развития творческого потенциала ребенка.

Большой вклад в изучение этой проблемы был сделан проф. Л.Г. Савенковой, которая в своих исследованиях сближает понятия пространства и среды и разрабатывает перспективный подход к преподаванию изобразительного искусства в школе с позиций предметно-пространственного подхода.

Д.Б. Кабалевский, обширное педагогическое наследие которого до сих пор еще недостаточно осмыслено, рассматривал музыку как одно из важнейших средств создания художественной среды, активно влияющей на развитие школьников, рассматривая музыку «как часть всей духовной культуры человека» [2,9]. Цели же музыкального образования Кабалевский связывал с формированием музыкальной культуры в пространстве мира музыки.

В логике авторской концепции особенно значимо учитывать такое важное качество педагогически организованной музыкальной среды, как способность оказывать адаптационное и реабилитационное воздействие на слушателей. Анализ этого аспекта педагогически организованной музыкальной среды показывает, что к терапевтическим, адаптационным, релаксационным возможностям музыки обращались еще в античном мире.

Так, по Аристотелю, сострадание во время восприятия трагедии способствовало очищению духа (катарсис). К музыке зачастую относились как к лекарству, способному улучшить состояние больного.

Г у у у у

Современная психолого-педагогическая наука активно использует терапевтические свойства музыки. Успешно развивается такое направление как арттерапия. Воздействие музыки широко используется при лечении соматических и психоневрологических заболеваний, корректировании поведенческих расстройств и в разнообразных методиках, направленных на развитие детей с дифференцированным уровнем интеллектуального развития.

Исследователями доказано, что применение музыкотерапии эффективно для снятия психического напряжения, коррекции психических и двигательных нарушений, для накопления ребенком необходимого позитивного опыта и ярких положительных эмоций.

Так, польским педагогом М. Янушевской-Варых определена «необходимость формирования и развития способности к переживанию и выражению, создания поводов для пения и музицирования, слушания музыки, для игр и развлечений под музыку, для творческой музыкальной деятельности и радости» [9, с. 10-11].

Вопросы организации музыкальной среды привлекают внимание современных исследователей, которые в своих трудах детально рассматривают отдельные аспекты этой проблемы.

Так, например:

Р.А. Куренкова рассматривает феноменологический аспект музыки, согласно которому «описание музыкального феномена неотделимо от описания человеческого опыта погружения в «звуко-временной поток» музыки» (Куренкова Р.А. Феноменология и музыка: скрещивание педагогических перспектив // Эстетический опыт личности как условие освоения культуры в образовательном процессе школы и вуза. - М.: ИХО РАО, ВГПУ, 2003. - С. 35);

Э.П. Костина считает, что музыкальная среда является действенным средством успешного взаимодействия учреждений дополнительного образования с семьей [Материалы конференции «Взаимосвязь семейного и общественного воспитания». - Н. Новгород: НИРО, 2004];

Е.В. Майорова рассматривает процесс формирования творческой активности школьников в определенным образом организованной среде [материалы конференции «Инновации в системе регионального образования. Методология, теория, практика». - Н. Новгород: НГПУ, 2005];

Н.Н. Яковлева, исследуя проблемы эстетической среды детского коллектива считает, что «современная эстетическая среда, включающая реципиента в мир духовных ценностей, в эстетические отношения, ставит его в ситуацию оценочной деятельности по отношению к целостной образной системе, художественной условности» [Яковлева Н.Н. Методологические проблемы педагогики эстетической среды детского коллектива // Педагогика эстетической среды: теория и опыт. - Минск: Национальный институт образования Республики Беларусь, ИХО РАО, 2002. - С. 41].

Таким образом, современными исследователями выявлен и описан ряд существенных признаков педагогической музыкальной среды, доказано ее влияние на процессы духовного развития учащихся различных возрастных групп.

Между тем, сложность и, одновременно, актуальность поставленных авторами задач обусловлена наличием проблем в становлении духовной культуры подрастающего поколения, которое испытывает глубокий кризис ценностей и утрату духовно-нравственных ориентаций. В соответствии с этим содержание музыкально-педагогического образования должно быть направлено на развитие и формирование в подрастающем поколении национальных и общечеловеческих ценностей, способствующих самоопределению личности в мире культуры и ее творческому проявлению.

Таким образом, высвечивается важнейшая задача подготовки специалистов, способных к организации становления и развития духовной культуры школьников. В сочетании определяющего значения педагогически организованной музыкальной среды и важности философской категории духовной культуры растущего человека в сочетании с необходимостью подготовки специалистов - преподавателей музыки, знающих о значении педагогически организованной музыкальной среды и готовых к ее созданию.

Список литературы

Грибкова О.В. Историко-культурный аспект подготовки педагога-музыканта // Образовательная среда сегодня: стратегия развития. - 2015. - №2(3). - С. 131-134.

Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1988. - С. 9.

Левина И.Д. Некоторые аспекты социализации и воспитания студентов в системе высшего педагогического образования // СОТИС - Социальные технологии, исследования. - 2013. - №5 (61). - С. 31-36.

Овакимян Е.Ю. Психолого-педагогические аспекты взаимодействия педагога со студентами на практических занятиях // Вестник науки и образования. - 2015. - №7 (9). - С. 79-81.

Сокерина И.В. Практическое изучение эффективных методов обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности студентов, как компонента учебного процесса // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №4-4. - С. 127-131.

Уколова Л.И. Воспитание духовной культуры растущего человека // Педагогика искусства. - 2006. - №1. - С. 27-30.

Уколова Л.И. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. - М., 2008.

Уколова Л.И. Формирование духовной культуры молодого поколения // Искусство и образование. - 2008. - №2. - С. 62-67.

Янушевска-Варых М. Развивающие возможности музыки в обучении детей разного интеллектуального уровня: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2006. - С. 10-11.


Уколова Любовь Ивановна д-р пед. наук, профессор кафедры вокала и хорового дирижирования Института культуры и искусств Г АОУ ВО «Московский городской педагогический университет»





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ