СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Педагогический потенциал искусства


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСКУССТВА

Цзян Шанжун

доцент кафедры вокала и хорового дирижирования Института культуры и искусств Г АОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Ван Цзин (КНР)

аспирант кафедры вокала и хорового дирижирования Института культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Аннотация: в данной статье ведутся поиски путей воспитания духовной культуры растущего человека, ценностно-смыслового постижения окружающей действительности и самого себя, духовной культуры личности в процессе музыкально-педагогической деятельности.

Ключевые слова: педагогика музыкального образования, духовность, гармоничная музыкальная среда, мировоззрение педагога-музыканта, системноцелостное понимание личности.

Искусство - необходимая часть жизни человечества. Именно с искусством связана проблема духовности, необычайно остро стоящая в нашем обществе. С этим связаны и поиски путей воспитания духовной культуры растущего человека, обращение к данной проблеме уже в самом начале его пути. Духовность противоположна обыденности, повседневности. Она проявляется в обращенности человека к высшим ценностям, к идеалу, в сознательном стремлении усовершенствовать себя.

Так же, как и культура, духовность не укладывается в пределы эмпирики. Духовность возвышает человека над повседневностью, над эмпирией, внутренне освобождает его от материальных, социальных, психических зависимостей. Однако это освобождение не должно переходить в свою крайнюю форму - форму эскапизма (ухода), что может привести к утрате одухотворенности. Эмпирия, осуществляющаяся в пространстве культуры столь же необходима человеку, как и внутренняя свобода.

Качество внутренней свободы присуще только одухотворенному человеку, осознающего свою свободу, как возможность своей же творческой самореализации. Творчество создает культурные ценности и представляет собой проявление духовных сил и способностей человека. Этот процесс происходит в полной мере только внутри культурной среды, и, таким образом, область образования, как никакая другая нуждается в педагогической организации этой среды.

Одним из базовых свойств музыки является ее способность создавать полимодальную динамическую среду, обладающую специфическими (пространственными, временными, психологическими и педагогическими) параметрами, оказывающими сильное формирующее и воспитательное воздействие на человека. Вопросы воздействия музыкальной среды рассматривались такими учеными, как Б.В. Асафьев, Л.А. Баренбойм, З. Кодаи, К. Орф, Р. Штайнер и др., однако современность, с ее контрастными, подчас противоречивыми проявлениями и тенденциями ставит все новые вопросы на пути решения этих задач.

Особенностью воздействия музыкальной среды на человека является ее уникальная способность проникновения во внутренний мир слушателя. «Именно музыка, минуя сознание человека, напрямую воздействует на его подсознание. Вот почему гармоничная музыкальная среда является важнейшим фактором воспитания души, формирования психического и физического здоровья народа, особенно детей. И, в первую очередь, песенная традиция, как самая древняя форма музыкального развития человека» (Базарный В.Ф. Повернись, Россия, сердцем к детям // Советская Россия. - №136. - 23 октября 2004 г.).

Формирование музыкальной культуры человека с помощью определенным образом организованной среды происходит, в том числе, и в процессе последовательного накопления опыта восприятия музыкальных произведений высокого искусства, начиная с раннего детства. Б.В. Асафьев, подчёркивая связь музыкальных и речевых интонаций, указывал, что через интонацию музыка, подобно речи, раскрывает все богатство и разнообразие эмоционально-смыслового содержания звучащего мира.

Педагогика музыкального образования тесно взаимосвязана с другими науками, в частности, с философией, психологией. Необходимо отметить, что философия и педагогика - древнейшие, уникальные области духовно-творческой практики человека. Педагогика музыкального образования на всех этапах своего развития, так или иначе, обращалась к философии и использовала накопленный ею опыт для осмысления и решения собственных проблем.

Подобное наблюдалось и в философии, представители которой порой вплотную приближались к проблемам теории и практики музыкального образования, обогащая, таким образом, и методологию науки и ее практику (Платон, Аристотель, Боэций, Г.В.Ф. Гегель, П.А. Флоренский и др.).

Результатом взаимодействия философии и педагогики музыкального образования может и должно стать главное - выработка таких знаний, которые станут основой осмысления и решения актуальных проблем музыкального образования.

В последнее время взаимодействие педагогики музыкального образования и философии наполняется новым содержанием, в котором доминирующее значение приобретает проблема формирования мировоззрения личности (педагога, ученика). При осмыслении сущности данного феномена педагогика музыкального образования опирается, прежде всего, на выдвигаемое философией системно-целостное понимание личности и ее важнейшей духовно-нравственной константы - мировоззрения.

Согласно этой методологической позиции, мировоззрение педагога-музы- канта предстает как особая форма сознания его целостной личности, его одухотворенного разума, как способ и результат освоения им ценностей своего жизненного и профессионального бытия.

Мировоззрение педагога-музыканта обусловливает специфику профессионального взаимодействия с ведущими субъектами художественно-педагогического процесса - с музыкой и с учащимися. Многообразие проявлений и специфический (прежде всего, эмоционально-эстетический, личностно-творческий) характер этого взаимодействия свидетельствуют, в свою очередь, о таком содержательном свойстве мировоззрения педагога-музыканта, как динамичность, или подвижность.

Исходя из этого, мировоззрение педагога-музыканта правомерно рассматривать как состояние-процесс, отличающийся своим духовно-эстетическим содержанием (эмоциональной наполненностью и творческой экспрессией) и направленный на ценностно-смысловое постижение окружающей действительности и самого себя.

Для музыкальной педагогики проблема формирования личности учителя- музыканта определяется спецификой всей его практической деятельности.

Необходимость духовного возрождения нашего общества как никогда назрела и стоит одной из главных задач перед исследователями, педагогами, учителями музыки в школах. О необходимости обращения к духовной сфере воспитания подрастающего поколения писали в своих трудах Д.Б. Кабалевский, Д.С. Лихачев, Б.М. Неменский.

Так, Д.С. Лихачев отмечал, что для человека «важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности» (Лихачев Д.С. Прошлое - будущему: статьи и очерки. - Л.: Наука, 1985. - С. 574).

В рамках музыкального образования урок музыки - важный компонент становления духовной культуры личности. Общим содержанием и задачей музыкального образования во всех его формах является освоение музыкальных ценностей, приобщение к миру музыки во всех его аспектах с целью гармонического развития личности, формирования духовной культуры, эстетической стороны мировоззрения. Однако эффективность уроков музыки зависит не столько от программ и методик, методов и приемов, сколько от личности самого учителя музыки, его профессионального мастерства, его духовного совершенства.

Особенностью музыкально-педагогической деятельности является ее универсальность, определяемая многогранностью знаний, умений и навыков учителя-музыканта, который должен вести педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую и исследовательскую работу, всей своей деятельностью стремящегося к созданию педагогически организованной музыкальной среды, способной оказать комплексное формирующее воздействие на духовную сферу подрастающего поколения. При этом задача педагога-исследователя состоит в том, чтобы осмыслить, обобщить и определить новые пути и методы на базе исторических национальных корней для развития новой модели музыкального образования XXI века.

Список литературы

Грибкова О.В. Историко-культурный аспект подготовки педагога-музыканта //Образовательная среда сегодня: стратегия развития. - 2015. - №2(3). - С. 131-134.

Левина И.Д. Значение социокультурной среды вуза в профессиональном становлении будущего специалиста // Профессиональная подготовка специалистов социальной сферы: проблемы и перспективы.

Овакимян Е.Ю. Психолого-педагогические аспекты взаимодействия педагога со студентами на практических занятиях // Вестник науки и образования. - 2015. - №7 (9). - С. 79-81.

Сокерина И.В. Практическое изучение эффективных методов обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности студентов, как компонента учебного процесса // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №4-4. - С. 127-131.

Уколова Л.И. Музыкальное образование как фактор духовно-нравственного воспитания в русле укрепления культуры нации // Образование и наука в современных условиях. - 2015. - №4 (5). - С. 135-138.

Уколова Л.И. Духовно-нравственное воспитание студентов средствами хорового исполнительства. //Педагогика искусства. - 2007. - №1. - С. 78-80.

Уколова Л.И. Воспитание духовной культуры растущего человека // Педагогика искусства. - 2006. - №1. - С. 27-30.

Уколова Л.И. Влияние культурно-образовательной среды на процесс воспитания растущего человека // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - №6. - С. 274-276.

Уколова Л.И. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека: дис. ... д-ра пед.: 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. - М., 2008.


Уколова Любовь Ивановна д-р пед. наук, профессор кафедры вокала и хорового дирижирования Института культуры и искусств Г АОУ ВО «Московский городской педагогический университет»





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ