СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Леопольд ауэр. главные педагогические принципы


ЛЕОПОЛЬД АУЭР. ГЛАВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Кузнецов Андрей Аркадьевич аспирант кафедры вокала и хорового дирижирования Института культуры и искусств Г АОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Аннотация: в статье дается краткий обзор жизненного пути Леопольда Ауэра, рассматривается его деятельность как педагога, воспитавшего не одно поколение великих скрипачей, а также принципы, которые он использовал в качестве основы для своего педагогического метода.

Ключевые слова: педагогика, музыка, скрипка, русская скрипичная школ, Леопольд Ауэр.

Леопольд Ауэр является основоположником Русской скрипичной школы. Австро-венгр по происхождению, именно он стал праотцом выдающихся русских (советских) скрипачей. Именно он заложил в систему воспитания скрипачей те педагогические принципы, которые позволили взрастить не одно поколение блестящих скрипачей 20 века, колыбелью которых была русская скрипичная школа. Самые яркие ее представители - Яша Хейфец, Мирон Полякин, Ефрем Цимбалист, Михаил Эльман, Андреас Зейдель, Борис Сибор, Лев Цейтлин.

Первым педагогом был первый скрипач маленького оркестра, который по воскресениям и праздничным дням играл в католической церкви небольшого города, где родился Ауэр. Примерно через 2 года родители отправили маленького Ауэра в Будапешт к профессору Ридлею Конэ. Затем в 1857-1858 годах он обучался в Вене у Якоба Донта. Завершил Ауэр свое образование в Г анно- вере у Иозефа Иоахима в 1863-1864 годах. Несмотря на кратковременность занятий с Иоахимом, они сильно повлияли на дальнейшую жизнь и деятельность Ауэра.

Завершив курс обучения, Ауэр уехал в Лейпциг, где состоялся его дебют с Ф. Давидом, педагогом Иоахима, в прославленном зале Гевандхауза. После этого перед ним открылись блестящие перспективы. Подписав контракт на место концертмейстера, Ауэр уезжает в Дюссельдорф, где работает вплоть до начала австро-прусской войны. Затем на некоторое время он переселяется в Гамбург, где исполняет обязанности концертмейстера оркестра и квартетиста.

Здесь он неожиданно получает приглашение занять место первого скрипача во всемирно известном Квартете братьев Мюллер. Один из них заболел, и они были вынуждены обратиться за помощью к Ауэру, чтобы не потерять уже запланированных концертов. В квартете Ауэр работает уже вплоть до отъезда в Россию. В мае 1868 года в Лондоне Ауэр участвует в цикле камерных концертов, устроенных лондонским обществом «Musical Union». Здесь он знакомиться с А. Рубинштейном, пианистом из Петербурга. Эта встреча и была тем обстоятельством, которое непосредственно послужило причиной приглашения Ауэра в Петербург. Несколько месяцев спустя Н. Заремба заключает с ним контракт на 3 года на должность профессора по классу скрипки и солиста Русского Музыкального Общества. И вот, в сентябре 1868 года Ауэр прибывает в Петербург.

В России Ауэр прожил почти полвека. С первого же дня пребывания здесь его полностью захлестывает бурная художественная жизнь России тех лет. Именно здесь Ауэр сформировался окончательно как исполнитель и как педагог. Он вел многостороннюю и кипучую музыкальную деятельность: постоянно гастролировал в качестве скрипача и дирижера по России и зарубежным странам, одновременно он был профессором скрипичного класса и руководил классом квартетного ансамбля в Петербургской консерватории, выступал в сонатном ансамбле с А. Есиповой, в трио с Есиповой и А. Вержбиловичем, а также в 1872-1908 годах был придворным музыкантом и солистом оркестра балета Мариинского театра.

За годы своей жизни он воспитал более трехсот учеников. Своих учеников он именно воспитывал, уделяя большое внимание разностороннему развитию музыкальной личности в каждом из них. Ауэр не просто обучал техническим приемам исполнения, как делают в наше время многие педагоги, но на первое место он ставил музыкальное содержание разучиваемого произведение, смысл, заложенный композитором. Достижение убедительной и продуманной интерпретации было одном из главных целей, которую он преследовал в процессе работы с учеником.

Вот что пишет Ауэр в своей книге:

«Я никогда не стремился формировать моих учеников согласно своим собственным узким эстетическим воззрениям, но только учил их широким, общим принципам вкуса, на основе которых мог бы развиваться их индивидуальный стиль» [1, с. 13].

Прочитав эти строки мы, можем понять, насколько этот великий педагог ставил музыкальное содержание произведения выше технической его стороны, решение технических проблем было тесно связано с идейно-смысловым содержанием.

То время, когда Ауэр начал свою педагогическую деятельность, те веяния и моды, царившие в музыкальной атмосфере, очень похожи на современное положение дел в музыкальном мире и скрипичном исполнительстве в частности. Ауэр столкнулся с тем, что, как и в наше время, во второй половине XIX века делался сильный упор на развитии техники скрипача, то есть беглости пальцев, умении исполнить технически сложное произведение в максимально быстром темпе с виртуозным владением штрихами. В педагогике его времени делается упор на механизацию, вырабатывается новая методика преподавания на основе этого. Преподавание сосредоточивается главным образом на различных способах развития пальцев. В связи с этим широко распространяется специальная инструктивная литература. Из-за этого складывается новое понимание виртуозности, так как работа над техникой и работа над музыкой стали пониматься как легко разъединяемые процессы. Качество исполнения начинает рассматриваться не с точки зрения выявления индивидуальности артиста, а с точки зрения суммы определенных приемов и спортивных достижений.

Но педагог Ауэр, как мы видим, считал совершенно иначе. И он своим методом достиг небывалых высот в преподавании игры на скрипке.

Ауэр считал, что скрипач должен проникать в дух произведения:

«Общение между духом музыки и исполнителем должно быть непосредственным: оно не должно осложняться попыткой исполнителя выразить музыку с помощью ряда чужих приемов» [1, с. 100].

Основываясь на музыкальной стороне в воспитании скрипача, Ауэр ни в коем случае не считал, что не нужно уделять внимания техническим аспектам исполнения, проблеме решения технических трудностей при игре на скрипке. И здесь гениальный педагог также отличился от принципов и шаблонов своего (а также нашего) времени. Он разрабатывает индивидуальный подход к каждому ученику. Учитывается все: художественные вкусы, темперамент, умственные способности, нервная система, строение рук и пальцев и другие факторы, которые влияют на процесс обучения ученика.

Один из его учеников П.

Долгов пишет об этом:

«При изучении технических приемов Леопольд Ауэр учитывал индивидуальность ученика, принимал во внимание особенности природного механизма его рук. Он считал нормальными такие приемы, при которых наиболее естественно и свободно достигаются наилучшие результаты».

Из этих строк мы можем понять, что Ауэр отдавал технической стороне далеко не последнее место в воспитании скрипача. Техника не была изолированной частью его педагогики, но была неразрывно связана с музыкальной стороной. Также одним из самых важных факторов он считал психологический.

В книге «Моя школа игры не скрипке» он пишет:

«Еще никогда не придавали достаточного значения психологической работе, мозговой активности, контролирующих работу пальцев. Между тем, если данное лицо не способно к тяжелому умственному труду и длительной сосредоточенности, то сложный путь к овладению столь трудным инструментом, как скрипка, является простой потерей времени» [1, с. 30].

Ауэр считал, что скрипач должен был обладать устойчивой нервной системой, чтобы выходить на сцену. В своей «Школе игры на скрипке» этой теме посвящена целая глава - «Нервы и игра на скрипке».

Сегодня нам необходимо отнестись к процессу воспитания скрипачей с большой серьезностью и ответственностью, и, вместе с тем нужно отойти от принципа изолированности различных задач в обучении скрипача, но подчинить все средства воспитанию разностороннего Музыканта с большой буквы, как это делал великий педагог Леопольд Ауэр.

Список литературы

Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики. - М.: Музыка, 1965.

Ауэр Л. Среди музыкантов. - Л.: Изд. М. и С. Собашниковых, 1927

Раабен Л.Н. Жизнь замечательных скрипачей. - М.: Музыка, 1967.

Сокерина И.В. Педагогические условия эффективного становления личностно-профессиональных качеств педагогов-музыкантов // Внешкольник. - 2011. - №6 (147). - С. 61-62.

Уколова Л.И. Адаптационные и реабилитационные функции педагогически организованной музыкальной среды // Педагогика искусства. - 2008. - №2. - С. 54-77.

Уколова Л.И. Формирование духовной культуры молодого поколения.// Искусство и образование. - 2008. - №2. - С. 54-57.


Уколова Любовь Ивановна д-р пед. наук, профессор кафедры вокала и хорового дирижирования Института культуры и искусств Г АОУ ВО «Московский городской педагогический университет»





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ