СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Важность репертуарной политики в детском хоровом коллективе


ВАЖНОСТЬ РЕПЕРТУАРНОЙ ПОЛИТИКИ В ДЕТСКОМ ХОРОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Еремина Дарья Александровна аспирант кафедры вокала и хорового дирижирования Института культуры и искусств Г АОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Аннотация: в статье раскрывается значение хорового искусства, которое играет значительную роль в формировании духовной культуры, нравственных качеств личности, ее творческого потенциала. Также уделено внимание работе с хором, которое построено на активной деятельности самих учащихся, благодаря чему наиболее интенсивно развиваются способности детей. Отдельно говорится о реализации педагогической технологии подбора музыкального репертуара.

Ключевые слова: хоровое искусство, репертуар хора, охрана детского голоса, развитие музыкального вкуса, новые педагогические технологии, национально-патриотическое и гражданственное воспитание, воспитательные возможности хорового пения, национально-патриотическое воспитание.

В последнее время в современном образовании уделяется большое внимание хоровому искусству, так как оно играет значительную роль в формировании духовной культуры, нравственных качеств личности, ее творческого потенциала. В современный период хоровое пение является наиболее доступной и эффективной формой приобщения детей к музыкальному искусству, а также самой надежной основой интенсивного развития музыкальных способностей детей. Хоровое пение дает возможность каждому ребенку проявить свои способности, независимо от уровня подготовки и его природных данных.

В хоровом пении в качестве музыкального инструмента выступает человеческий голос, пользоваться которым могут почти все дети. Оно построено на активной деятельности самих учащихся и благодаря этому наиболее интенсивно развивает их способности. К.Д. Ушинский писал: «Какое это могучее педагогическое средство - хоровое пение. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному пению. Несколько отдельных чувств песня сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильное чувствующее сердце» [1].

Участвуя в хоровом пении, дети становятся соавторами музыкального произведения. Передавая образ песни, они обогащают его собственными впечатлениями о жизни. Успешная работа хора во многом зависит от правильного выбора направленности репертуарной политики. Дирижёр хора должен особенно тщательно подготовиться, обратив внимание на все детали. Руководители детских хоровых коллективов в первую очередь должны стремиться при подборе репертуара к тому, чтобы каждое произведение оставляло в душах юных исполнителей добрый след.

Репертуар хора - это его «золотой фонд». Его выбор играет огромную роль в музыкальном образовании и в эстетическом воспитании участников хорового коллектива, в повышении их вокально-хорового мастерства, в развитии музыкального вкуса исполнителей и слушателей.

Концертная хоровая программа должна быть разнообразной, доступной для исполнения и восприятия, богатой исполнительскими красками, нести в себе учебно-исполнительские и высокохудожественные задачи.

При выборе репертуара следует обратить на следующие факторы:

Необходимо помнить об охране детского голоса. Произведение должны быть доступными (доступность диапазона, вокальные возможности исполнения).

Соответствие возрасту.

Занимаясь музыкальным воспитанием детей, нельзя забывать о психологических и возрастных закономерностях развития воспитанников. Возрастные новообразования предопределяют расстановку новых акцентов в содержании, методах и приемах педагогических технологии.

Очень важно, чтобы детям было понятно и интересно то, что они поют. Наряду с музыкой огромное значение имеет текст. Хормейстеру важно знать задевает ли он струны детских сердец или поется равнодушно.

Разнообразие репертуара по характеру, содержанию и жанрам, систематически подобранным с учетом возрастных особенностей, чтобы каждая песня закрепляла уже освоенные навыки, способствовало движению хора вперед в приобретении новых хоровых навыков.

Художественная ценность произведений. Выбирая произведения для разучивания, руководитель должен думать, прежде всего, об их художественной ценности. Проще всего дело обстоит с классикой и народной музыкой. Они уже прошли свою проверку временем. Что же касается сочинений, созданных сравнительно недавно, тут оценки носят чаще всего субъективный характер. Выбор репертуара во многом зависит от художественного вкуса руководителя.

Воспитательно-патриотический фактор. Воспитательные возможности хорового пения огромны. Они определяются воздействием на человека единства слова и музыки в песне, самой природой певческого звучания, вызывающего сильные эмоции. Хоровая деятельность это - коллективное творчество и это надо использовать руководителю, как психологическое воздействие на эмоциональную сферу детей.

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Музыка - могучий источник мыслей. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Она, музыка, - ни с чем не сравнимое средство воспитания творческих сил разума»

Жизнь ребенка должна быть сосредоточена не только на развитии его музыкальных способностей, но и на формировании духовности, его внутренней культуре, а также гражданской позиции, при этом цель, которая ставится перед детским хоровым коллективом - это содействие разностороннему развитию подрастающего поколения.

Национально - патриотическое воспитание формирует в детях чувство любви к Родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за свой народ. Гражданское воспитание - это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни восполнить в последующие годы весьма трудно.

Именно хоровая деятельность дает возможность юному исполнителю участвовать в значительных культурных событиях города, страны.

Список литературы

Жданова Т.А. Организация учебного процесса в детском хоре. - М.: Радость, 2011.

Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. - М.: Скрипторий 2003, 2010.

Осеннева М.С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом / М.С. Осен- нева, В.А. Самарин, Л.И. Уколова. - М.: Академия, 1999.

Уколова Л.И. Адаптационные и реабилитационные функции педагогически организованной музыкальной среды // Педагогика искусства. - 2008. - №2. - С. 54-77.

Уколова Л.И. Духовно-нравственное воспитание средствами хорового исполнительства. // Педагогика искусства. - 2007. - №1. - С. 78-80.

Уколова Л.И. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. - М., 2008.


Уколова Любовь Ивановна д-р пед. наук, профессор кафедры вокала и хорового дирижирования Института культуры и искусств Г АОУ ВО «Московский городской педагогический университет»





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ