СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Музыкальное образование в единстве с наукой в современном социуме


МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЕДИНСТВЕ С НАУКОЙ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ

Егорова Наталия Александровна аспирант кафедры вокала и хорового дирижирования Института культуры и искусств Г АОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Аннотация: в статье раскрываются понятия науки и образования, рассматривается связь между ними. Отдельное внимание уделено влиянию музыкального образования, как неотъемлемой части педагогического процесса, направленного на развитие духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Ключевые слова: наука, образование, образовательный процесс, духовнонравственное воспитание, музыкальное образование, музыка, эстрадный вокал, интегрированный подход.

Наука и образование с давних времен неотделимы друг от друга. Наукой принято называть теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований. Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков либо по их совершенствованию.

Целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходит передача ученикам накопленного предшествующими поколениями опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий.

В прямом смысле слова, наука - это то, чему можно научить или научиться, то есть передать знание и умение. Образовательный процесс - это процесс передачи и получения знания и умения. А создание нового знания и умения - это процесс фундаментального исследования. Такие качества как доброта, творческое отношение к делу, самоотдача, должны быть развиты в процессе обучения, итогом которого является формирование целостной личности. Необходимо научить молодое поколение применять весь арсенал современных научных методов для достижения требуемых результатов в конкретной области, легко адаптируясь при этом к меняющемся условиям. Эта задача может быть решена только на базе прочного фундаментального образования. Россия может иметь достойное будущее лишь на пути сохранения и развития образования и создания новых совершенных технологий. Всесторонняя образованность населения - главная опора науки. Фундаментальная наука отвечает этому условию.

Задача системы образования сегодня - не только в формировании индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и в развитии духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества, так как самая главная составляющая идея образования и науки - воспитать духовно-нравственную личность всеми возможными способами и методами.

Всё это в полной мере относится к области художественно-эстетического воспитания и образования, включая профессиональное музыкальное образование. В области музыкального воспитания школьников отечественная педагогика к середине XX века приумножила опыт предшественников, таких как К. Орф, В.Н. Шацкая, К.Д. Ушинский, В.Н. Сухомлинский. Возникла необходимость в создании единой, обобщающей концепции. Такая концепция была разработана в 70-х годах XX века группой молодых ученых под руководством известного композитора и общественного деятеля Д.Б. Кабалевского. Именно ему принадлежит заслуга в педагогическом осмыслении и методичном воплощении идеи выделения песни, танца, марша, как фундамента его концепции. Новаторство Д.Б. Кабалевского состоит в том, что он открыл такое содержание и логику тематизма, которое вытекает из особенностей усвоения музыки. Существующая в России система музыкального воспитания школьников, разработанная Д.Б. Кабалевским, построена на признании ведущей роли восприятия музыки.

Методическая система ДБ. Кабалевского выступает основой педагогики XX в., поскольку вобрала идеи его предшественников и основывается на прочном методологическом фундаменте современных наук: музыковедения, педагогики, психологии, социологии и т. д.

Интеграционные процессы в школе привели к тому, что преподавание многих школьных предметов не обходится без искусства (т.е. обучение опирается не только на принципы общей дидактики, но и на принципы педагогики искусства), наблюдается тенденция осуществления образования в единстве принципов и методов преподавания основ науки и искусства. Эта инновационная тенденция позволяет сформировать у детей целостную картину мира в гармонии с абстрактнологическим и образным мышлением.

В настоящее время сужается реальное пространство музыкальной культуры, снижается роль ее влияния на массовое сознание. Существует ряд причин объективного и субъективного характера, объясняющих подобное положение вещей. Г лавная причина в том, что во время стремительного прогресса современных информационных технологий, когда открытыми оказались границы между государствами, национальными общностями и регионально-территориальными объединениями, в Россию хлынул с Запада мощный поток поп-культуры, которому, как, оказалось, невозможно было поставить какие-либо преграды. Парадигма массового молодежного сознания в сфере музыкальной культуры выглядит сегодня на западный манер; вкусы, увлечения, потребности, музыкальные интересы значительных групп населения, особенно городской молодежи, во многом заимствуются извне. Вектор ценностных ориентаций и вкусовых пристрастий явно направлен в сторону развлекательного псевдоискусства; никаких иных целей, кроме развлечения музыкальный «поп-арт» перед собой не ставит.

Музыкальное образование, как мы уже говорили, непосредственно воспитывает духовно-нравственную культуру личности. Но чтобы воспитать детей подросткового возраста, нужно находить наиболее доступные для них пути воплощения этого воспитания в жизнь. В подростковом возрасте особое внимание детей уделяется популярной эстрадной музыке. Поэтому развитие творческих способностей учащихся, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров возможно благодаря интегрированному подходу в обучении эстрадному вокалу в единстве с классическим.

Основной целью обучения эстрадному вокалу является выявление и реализация творческих исполнительских возможностей подростка, практическое овладение вокальным эстрадным мастерством для концертной и дальнейшей профессиональной деятельности и оказывать влияние на формирование музыкальных предпочтений учащихся.

Наше глубокое убеждение, что, собрав воедино научные знания и образовательный процесс, разработав и применив методику интегрированного подхода к обучению - все это в комплексе даст нам возможность воспитать высокоинтеллектуальную личность.

Образование представляет собой необходимую ступень социализации личности. Образовательный процесс нацелен на подготовку новых и новых поколений, обеспечивающих неуклонное развитие человеческой цивилизации. Образование носит интегративный характер, его нельзя сводить только к деятельности учебных заведений: оно пронизывает процесс всей жизнедеятельности людей.

Роль науки в образовании заключается в том, что она охватывает все компоненты образовательного процесса: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы. Основными единицами образовательной матрицы выступают научные смыслы, которые включают личность обучаемого в реальный процесс жизнедеятельности.

Список литературы

Голубинцев В.О. Философия науки / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. - 2-е изд. - Ростов-н/Д, 2008. - С. 21, 470, 475.

Грибкова О.В. Качество как базовый принцип и критерий эффективности организации профессиональной подготовки студентов в современном вузе // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - №8. - С. 142-148.

Грибкова О.В. Управление социально-педагогическими системами // Учебно-методический комплекс. - М., 2008

Левина И.Д. Дополнительное образование, как доминирующий фактор создания творческой личности в современной социально-экономической ситуации // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. - Уфа, 2015. - С. 246-250.

Сокерина И.В. Практическое изучение эффективных методов обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности студентов, как компонента учебного процесса // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №4-4. - С. 127-131.

Уколова Л.И. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. - М., 2008.

Уколова Л.И. Влияние культурно-образовательной среды на процесс воспитания растущего человека // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - №6. - С. 274-276.


Уколова Любовь Ивановна д-р пед. наук, профессор кафедры вокала и хорового дирижирования Института культуры и искусств Г АОУ ВО «Московский городской педагогический университет»





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ