СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Развитие метапредметных компетенций на уроке музыки


РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКЕ МУЗЫКИ

Долгопольский Лев Львович аспирант кафедры вокала и хорового дирижирования Г АОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Аннотация: данная статья основана на некотором опыте работы в образовательном учреждении. Актуальность проблемы связана с реализацией государственного заказа в области образования, потребностей общества. В статье проведен анализ требований ФГОС к результатам образования, в частности требований к предмету «Музыка».

Ключевые слова: Метапредмет, метапредметность, компетенции, ФГОС, Музыка.

Основная черта современного мира - это ускоренное по сравнению с прошлым движение социальных процессов. Общество развивается: растут наши знания, значителен прогресс современных технологий.

К образовательной системе предъявляются новые требования:

формирование российской гражданской идентичности обучающихся;

сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения образования на родном языке, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

доступность получения качественного образования;

преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования;

духовно-нравственного развитие, воспитание обучающихся и сохранения их здоровья;

развитие государственно-общественного управления в образовании;

- формирование содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом [4].

Большую роль в реализации данных требований играют метапредметные компетенции.

Метагоедметный подход в образовании был разработан для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. «Введение метапредметного подхода в образовании - попытка осторожно, постепенно, без всяких резких революционных реформ развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам, вызовам уже не XVII, а именно XXI века [2].

Термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни, первым об этих понятиях говорил еще Аристотель. В отечественно педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов [1].

В настоящее время нет четкой трактовки данного понятия.

У Ю.В. Громыко под метапредметным содержанием образования понимается деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета.

По мнению М.М. Поташника и М.В. Левита, метапредметные компетенции определяются как овладение основными универсальными учебными действи- ями:регулятивными, коммуникативными и познавательными [3].

Хуторской А.В.

выделяет следующую классификацию метапредметных компетенций:

ценностно-смысловые компетенции;

общекультурные компетенции;

учебно-познавательные компетенции;

информационные компетенции;

коммуникативные компетенции;

социально-трудовые компетенции;

компетенции личностного самосовершенствования [5].

Данные компетенции должны привести к определенным метапредметным результатам.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт трактует понятие метапредметных результатов следующим образом: Метапредметные результаты образовательной деятельности - это способы, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов [4].

Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты: уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных; владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, умениями организации собственной учебной деятельности, основными универсальными умениями информационного характера, информационным моделированием как основным методом приобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося, а также обеспечить преемственность всех ступеней образования.

В отношение музыки ФГОС ставит перед учителем следующие задачи:

формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);

воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса [4].

Можно привести много примеров, когда разговор о музыке на уроках выходит за пределы музыки и оставляет след в душе ученика, формирует его убеждения, вооружает школьников системой опорных знаний, умений и способов деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшей адаптации в обществе, что способствует, в конечном итоге, успешности человека в жизни.

Таким образом, развитие метапредметных компетенций на уроках музыки является актуальной задачей в рамках реализации государственной политики в области образования.

Список литературы

Глазунова О.С. Метапредметный подход. Что это? // Учительская газета 2011. - №9 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ug.ru/article/64

Громыко Н. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов // Учительская газета. - 7 сентября 2010 г.

Поташник М.М. Как помочь учителю в освоении ФГОС: методическое пособие / М.М. Поташник М.В. Левит. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 320 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).

Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2009. - №2. - С. 58-64.

Уколова Л.И. Духовно-нравственное воспитание студентов средствами хорового исполнительства // Педагогика искусства. - 2007. - №1. - С. 78-80.

Уколова Л.И. Музыкальное образование как фактор духовно-нравственного воспитания в русле укрепления культуры нации // Образование и наука в современных условиях. - 2015. - №4 (5). - С. 132-135.


Уколова Любовь Ивановна д-р пед. наук, профессор кафедры вокала и хорового дирижирования Института культуры и искусств Г АОУ ВО «Московский городской педагогический университет»





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ