СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Преемственность музыкально-игровых приемов на уроках музыки в начальной и средней школе


ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация: в данной статье рассматривается процесс преемственности музыкально-игровых приемов в начальной и средней школе на уроках музыки. Апробация привлечения музыкально-игровых приемов основана на более глубинном понимании сути игровой деятельности. Эта игровая деятельность является средством творческого обучения как младших школьников, так и подростков, в процессе которой происходит раскрытие и дальнейшее развитие музыкальных способностей учащихся.

Ключевые слова: музыкально-игровые приемы, возрастные этапы, ведущая деятельность, психотехнические приемы, коллективные формы деятельности, коммуникация, социализация в среде сверстников, системы отношений.

Для наиболее полного, гармоничного развития школьников, для расширения знаний, кругозора и обогащения внутреннего мира большое значение имеет приобщение к искусству. В рамках школьной программы - это уроки музыки, где музыка является обязательным предметом учебного цикла. Если основные общеобразовательные дисциплины, такие как математика, языки, история, способствуют формированию умственных способностей, то музыка воспитывает внутренний мир, сердце и душу ребенка. Формирование музыкальной культуры каждого ребенка, как неотъемлемой части музыкальной культуры общества, приобретает сегодня особую остроту и является весьма актуальной.

К сожалению, музыка постепенно уходит из жизни школы, не только из средней, но даже из начальной. Ее часы занимают математика, языки, компьютер и вообще все, что угодно. Волнуются только те педагоги, которые сердцем чувствуют, что дети, выросшие без музыки, какие-т о не такие, их жесткость, безразличие, неумение С опереживать, Сочувствовать, Сострадать щемит сердца. Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой очень эффективны для общего развития ребенка. При формировании музыкальных способностей школьников закладывается не только фундамент для того чтобы он мог с легкостью петь и играть на музыкальных инструментах, но и создает возможность для быстрого обучения иностранным языкам, танцам, учебе в общеобразовательной школе. Музыка развивает кругозор, дает определенные знания, умения, оказывает огромное воздействие на формирование и становление личности, как младшего школьного возраста, так и подросткового. Каждый возрастной этап имеет свои особенности, проходит ряд процессов, в результате чего личность поднимается и развивается на следующем уровне. Чтобы младший школьник, и тем более подросток откликался на звуки музыки, сам тянулся к поистине прекрасной, высокохудожественной классической музыке, чтобы отел узнать и узнавать, слушать и слышать, ему необходимо понимать музыку, ее музыкальный язык. Для этого нужны определенные знания, основа. Когда у ребенка появляется определенный объем знаний и впечатлений, ориентиры в мире музыки, тогда он начинает понимать ее, ценить, у него формируются свои музыкальные предпочтения.

Приобретая год за годом новые музыкальные знания младший школьник, а в будущем уже учащийся средней школы, пребывая в прекрасном мире музыки, стремится самостоятельно обогащать свои музыкальные впечатления. Активному вхождению в процесс обучения способствует использование игровых приемов и методов, которые включают в работу школьников любых возрастов немедленно и с большим желанием. Эти приемы и методы применяются во всех видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, игре на ДМИ, импровизации, вызывая положительные эмоции. Они помогают детям войти в мир музыки, вслушиваясь в нее и получая удовольствие от общения со звуками. Вопрос остается в том, как правильно ввести ребенка в мир большой музыки и сохранить интерес общения с ней. Интерес являются той движущей силой, которая сохраняет познавательную активность ребенка. На это указывал, в частности и доктор Судзуки, который давал уроки скрипки совсем маленьким детям, строя обучение на их заинтересованности. Г лавный принцип метода Судзуки - вызвать интерес, а это, как считает доктор, - лучшее побуждение. Если у ребенка возникает интерес к музыке, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания учителя. Вызвать интерес ребенка к предмету обучения - это и есть лучший педагогический метод. Интерес - это толчок ребенка в мир музыки, то, благодаря чему он начинает познавать этот мир, чему способствует использование игровых приемов. Использование игры на уроках музыки является эффективным средством формирования личности младшего школьника и подростка, его морально- волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир, что является необходимым особенно в подростковом возрасте. Советский педагог В.А. С у- хомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [10, с. 105].

В настоящее время игра - самый востребованный вид психологической работы с подростками. Игрой называют и психотехнический прием, с помощью которого можно не просто настроить детей на работу в группе, структурированное действие по правилам, а непосредственно вести сами уроки, обучать школьников.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. Решению вопросов, связанных с наиболее гармоничным развитием личности ребенка способствуют сюжетно - ролевые, творческие игры, с целью развития творческого воображения ребят при создании игрового замысла, формирования культуры их взаимоотношений, влияния окружающей жизни, литературных произведений, изобразительного искусства, образа, различных наблюдений на тематику игр, выбор и использование ролей. В настоящее время необходимо показать значение творческих игр, игровых методов в развитие детей, раскрытия их внутреннего мира, внутреннего потенциала, а в связи с этим и успешного обучения не только музыки и других предметов, но и развития вообще.

К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «.. .Самостоятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое» [8, с. 232]. Ту же мысль высказывает А.М. Горький: «Игра-путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» [6, с. 145]. В игре формируются все стороны личности учащегося младшей и средней школы, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития, этим и объясняется огромное значение преемственности применения игровых методов на уроке музыке в разных возрастных категориях, которые являются своеобразным толчком в овладение новыми знаниями, умениями, навыками.

Таким образом, можно сделать вывод, что настоящее исследование подтверждает значение игровых приемов и методов и их преемственность в развитие ребенка и формирование его личности на разных возрастных этапах, оценивая их в качестве средства музыкального обучения.

Список литературы

Абдуллин Э.Б. Методология педагогики музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Э.Б. Абдуллин. - М.: Гном, 2010. - 416 с.

Аникеева Н.И. Воспитание игрой: книга для учителя [Текст] / Н. И. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.

Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. - М.: Академия, 2002. - 416 с.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М. - Воронеж, 1995. - 352 с.

Выготский Л.С. Педология подростка [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. соч. в 6 т. Т. 4. - М.: Педагогика, 1984. - С. 246.

Горький А.М. О молодежи [Текст] / А.М. Горький. - М., 1949.

Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя [Текст] / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 252 с.

Крупская Н.К. Пед. соч. [Текст] / Н.К. Крупская. - М., 1959.

Надолинская Т.В. Игры - драматизации на уроках музыки в начальной школе [Текст] / Т.В. Надолинская. - М.: Владос, 2003. - 230 с.

Сухомлинский, В.А. Избр. пед. соч [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М., 1979.

Театр, где играют дети: учеб. метод. пособие [Текст] / под ред. А.Б. Никитиной. - М.: Вла- дос, 2001. - 416 с.

Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М.: Моск. психол.-социал. ин-т: Флинта, 1997. - 158 с.

Хейзинга Й. Homo ludens: опыт определения игрового элемента культур [Текст] / Й. Хейзинга; перевод Д. Сильвестрова. - СПб.: Издательство Ивана Сильвестрова. - 592 с.

Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] / Э.Г. Чурилова. - М.: Владос, 2004. - 160 с.

Эльконин Д.Б. Возрастные особенности младших подростков [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1967. - 360 с.

Эриксон Э. Детство и общество [Текст] / Э. Эриксон. - СПб.: АСТ, 1996. - 592 с.


Степанова Мария Владимировна аспирант кафедры музыковедения, музыкального образования и инструментального исполнительства Института культуры и искусств Г АОУ ВО «Московский городской педагогический университет»





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ