СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Проблема «звуковысотного» интонирования в педагогике вокала


ПРОБЛЕМА «ЗВУКОВЫСОТНОГО» ИНТОНИРОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ ВОКАЛА

Уколова Любовь Ивановна д-р пед. наук, профессор кафедры вокала и хорового дирижирования Института культуры и искусств Г АОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Аннотация: в статье рассматривается вокальная интонация обучаемых, как одна из главных задач, достойных внимания педагога-вокалиста, предлагается работа над полноценным по тембру и интонационно точным звуком, высвечиваются проблемы организации вокального репертуара.

Ключевые слова: педагогика музыкального образования, профессиональная деятельность, индивидуальные занятия по сольному пению, чистота вокальной интонации, категория вокальной эстетики, проблемы организации музыкального репертуара.

Вокальная интонация всегда была и остаётся предметом пристального внимания вокальных педагогов и хормейстеров. Тезис о том, что пение как сольное, так и хоровое должно быть интонационно чистым, является незыблемым. Противоречия возникают в тот момент, когда встаёт вопрос о способах достижения чистой вокальной интонации.

Есть два взгляда на эту проблему, которые методически друг друга исключают:

одни педагоги считают, что изначально пение должно быть интонационно чистым, чего бы это не стоило исполнителю. И само по себе чистое пение способно сформировать правильные вокальные навыки;

другие полагают, что вначале нужно сформировать весь комплекс вокальных навыков, сделать процесс пения удобным для исполнителя. Такое органичное пение обеспечит чистоту вокальной интонации.

Первый подход больше характерен для хоровой среды. Это обусловлено тем, что состав хоровой партии по уровню вокальной подготовки является далеко не однородным. При этом общая интонация в партии должна быть выстроена. В результате хормейстеры вынуждены применять методический подход - «интонация любой ценой». Те исполнители, которые не владеют органичным комплексом вокальных навыков, вынуждены искусственно подтягивать или опускать свои звуки. Тембр голосов таких певцов становится неестественным. Если подобные голоса в партии количественно преобладают, то оставшееся меньшинство «умелых» певцов вынуждены в интересах единообразия звучания партии подстраивать свои голоса. Такое «подстроенное» пение приводит к быстрой усталости и тембральной неполноценности голосов всех участников хоровой партии.

Второй подход к проблеме чистоты вокальной интонации больше характерен для сольного пения. Формирование комплекса вокальных навыков чаще всего длительный процесс, исчисляемый годами. Он включает в себя привыкание к правильному природному звуку голоса в разных его регистрах, освоение координации вокального дыхания и ещё многие навыки и знания, относящиеся к категории вокальной эстетики. Речь идет о том, что вокалист способен предслышать и воспроизвести звук полноценный по тембру и интонационно точный.

Противоречие хорового и сольного вокала - это проблема, которая касается тех вокалистов, которые ввиду различных обстоятельств вынуждены петь как в хоре, так и соло. Проблема имеет, прежде всего, субъективную составляющую, когда вокалист испытывает некоторое неудобство при перестроении с хорового пения на сольное и наоборот. В некотором смысле такая модель касается студентов музыкального направления института культуры и искусства ГАОУ ВО Московского городского педагогического университета, где в учебной программе есть и дирижёрско-хоровая подготовка, и индивидуальные занятия по сольному пению. Для будущих школьных учителей музыки обе дисциплины необходимы в их дальнейшей профессиональной деятельности. Знания и навыки наших выпускников по организации хоровых коллективов в системе школьного и дополнительного образования - важнейший и самый востребованный элемент их профессиональной деятельности, а также показатель их профессиональной подготовки. С другой стороны, каждый учитель музыки обязан владеть навыками сольного пения, поскольку голос учителя, владеющего вокальной координацией и как следствие этого красивым голосом, прививает школьникам хороший вкус. Необходимо отметить, что вокальные навыки учителя являются фундаментом его голосового здоровья и профессионального долголетия.

Таким образом, мы приходим к осознанию некоторого «конфликта» хорового и сольного вокала. Он может существовать как субъективное состояние певца, которому приходится в силу разных обстоятельств петь как соло, так и в хоре. Степень его выраженности у разных певцов различна. Есть такие вокалисты, которые успешно поют и в хоре и могут полноценно исполнять сольные вокальные партии. Но таких не много. В основном же музыканты-вокалисты позиционируют себя либо как солисты, либо как хоровые певцы. И это не случайно, так как процесс перестроения манеры пения не является простым. Хоровой певец, находясь в партии должен делать всё, чтобы его голос не выделялся среди голосов всей партии. Таким образом, привычка постоянно «прибирать» свой голос создаёт такой стереотип (навык) вокальной звуковой эмиссии, который является недостаточным для сольного пения. Другая причина связана с потерей индивидуального тембра. Постоянная необходимость выстраивать в партии единую тембровую окраску, чаще всего не всегда свойственную каждому из участников данной хоровой партии.

В чём же проблема, в чём различие хорового вокала и сольного. Почему так не просто хоровому певцу исполнять сольные партии. По моему мнению, есть два уровня понимания данной проблемы. Если рассуждать, не углубляясь, то первая причина заключается сила звука голоса. Хоровая практика заставляет производить вышеперечисленные манипуляции с голосом и это объективная необходимость. Звучание хора должно быть тембрально единообразным и, несомненно, интонационно точным и гармонически выстроенном.

Есть более глубокий уровень рассуждений о разнице хорового и сольного вокального интонирования. Хотя это условное сопоставление, так как проблема, о которой я хочу сказать есть и у солистов. Самым существенным на этом уровне является представление об интервалах, а следовательно, и способ интонирования интервалов. Когда вокалист смотрит в ноты, то у него возникают визуальные впечатления от нотной записи вокального произведения, которые вступают в противоречие со звучанием реального голоса. Ноты являются графическим изображением музыки. Ноты на нотном стане сменяют друг друга в вертикальном направлении: одни из них написаны выше, а другие ниже. И в сознании всех музыкантов утвердились понятия о звуках, которые они обозначают теми же словами «высокие» и «низкие». Инструменталисты эту проблему не замечают, так как на фортепианной клавиатуре высокие звуки справа, а низкие слева, на баяне низкие звуки вверху клавиатуры, а высокие - внизу. Для многих вокалистов эти понятия становятся роковыми. Дело в том, что в физиологии образования вокального звука отсутствует вертикальность. Однако огромное число вокалистов, если не сказать все, но в разной степени привязанности к этой проблеме, интонирование интервалов мыслят вертикально. Многие певцы демонстрируют это глазами, подбородком, вытягиванием шеи и так далее. Визуальные впечатления от написанных интервалов переносятся на голос, и каждый старается в голосе соблюдать визуальную пропорцию интервалов. Этим страдают и солисты, но реже. Такой способ пения нотного материала чаще встречается в хоре. Поэтому я условно сопоставляю хоровое и сольное интонирование. Я назвал бы его формальным вокальным интонированием. Субъективными признаками такого способа пения являются расширенные интервалы, в связи с чем, чем шире интервал, тем он труде достигается. Объективно мы можем слышать тембральную неестественность голоса особенно при переходе из одного регистра в другой, и в ряде случаев потерю тональности и очень часто в сторону завышения (особенно у первых голосов). Конечно, наблюдаем характерные движения тела и мимики. Следствием всего этого становится быстрая утомляемость голосового аппарата.

Хоровая подготовка студентов складывается из индивидуальных занятий по технике дирижирования и групповых занятий, включающих в себя семинары по теории хорового искусства и пение в студенческом хоре. Пение в хоровом коллективе

Хоровое пение содержит в себе специфические вокальные проблемы организации музыкального репертуара:

постоянно и быстро обновляющийся репертуар;

вокалист хора не может сам выбирать себе репертуар;

нотный материал, который он получает часто интонационно не удобный со сложными метроритмическими фигурациями;

большое количество гармонических диссонансов, свойственных современной хоровой музыке;

хормейстер вместе с композитором ставит сложные проблемы звуковой динамики;

сроки работы над хоровым произведением иногда слишком короткие и не позволяют отработать его в репетиционном режиме.

Вокалист солист свободен от части этих проблем:

выбор и обновление репертуара происходит при его прямом участии;

сложность произведений солист выбирает сам;

выбор музыкальных нюансов и динамики звука также зависят от возможности исполнителя.

Такие, казалось бы, организационные факторы, в конечном счете, очень влияют на вокальное здоровье исполнителя.

Но сегодня мне хотелось бы поговорить о проблемах тех, кому приходится петь и в хоре и соло. То есть о конфликте хоровой и сольной манеры внутри одной личности.

Какие действия хормейстера усугубляют вокальные проблемы:

Неожиданные изменения тональности произведения. (Мышечная система голосового аппарата привыкает к тональности, в которой произведение отрабатывалось на репетициях).

Сдача партии без звучания соседних голосов. Звук голоса не является точкой. Звук голоса - это зона, в пределах которой обертоновый ряд формируется в зависимости от того, какое положение занимает этот голос в аккорде (верхнее среднее или нижнее).

Вопрос о точности вокальной интонации - в хоровом и сольном пении не вызывает у дирижёров и вокальных педагогов сомнений: вокальное интонирование должно быть точным. Однако подход к достижению этой точности в хорах и на уроке по сольному пению разный. В хоре можно часто услышать от дирижёра требование достать ту или другую ноту любой ценой. Вокальный педагог в классе добивается точного интонирования звуков через вокальную физиологию, ставит впереди всего физическое удобство пения, и таким образом точность интонации возникает как следствие правильного пения.

Список литературы

Грибкова О.В. Средства аудиовизуального контроля студентов в процессе хормейстерской практики // Культурная жизнь Юга России. - 2009. - №1. - С. 43-46.

Новиков С.Б. Вокальная подготовка будущих учителей пения на начальной этапе // Искусство и образование. - 2011. - №4 (72). - С. 26-32.

Уколова Л.И. Дирижирование: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / Л.И. Уколова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 208 с.

Уколова Л.И. Адаптационные и реабилитационные функции педагогически организованной музыкальной среды // Педагогика искусства. - 2008. - №2. - С. 54-77.

Уколова Л.И. Духовно-нравственное воспитание средствами хорового исполнительства // Педагогика искусства. - 2007. - №1. - С. 78-80.

Уколова Л.И. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека: Дис. ... д-ра пед.: 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. - М., 2008.

Уколова Л.И. Влияние культурно-образовательной среды на процесс воспитания растущего человека // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - №6. - С.274-276.

Ушакова О.Б. Хоровой класс как творческая лаборатория в процессе подготовки педагога- музыканта // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №10. - С. 253-256.


Новиков Сергей Борисович доцент кафедры вокала и хорового дирижирования Института культуры и искусств Г АОУ ВО «Московский городской педагогический университет»





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ