СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Осмысление нравственно-культурных традиций в современных условиях


ОСМЫСЛЕНИЕ НРАВСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Грибкова Ольга Владимировна научный руководитель, профессор кафедры вокала и хорового дирижирования Института культуры и искусств Г АОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы развития нравственности детей и молодежи. проведен анализ различных педагогических концепций, в основе которых - воспитание в детях моральных ценностей посредством профессиональных навыков. Сформулирована и аргументирована авторская позиция относительно путей разрешения проблем нравственного развития подрастающего поколения средствами музыкально-педагогического искусства.

Ключевые слова: нравственность, нравственное воспитание, моральные ценности, философия, образование, педагогика, педагогические концепции, дети, молодежь, искусство, музыка, профессиональное образование, музыкально-педагогическое образование.

Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное.

Виссарион Григорьевич Белинский

В настоящее время особенно актуальной становится идея нравственного воспитания детей и молодежи. И это не удивительно: ведь именно в раннем возрасте закладываются моральные ценности и жизненные основы. Педагоги различных специальностей и направлений разрабатывают и создают новые педагогические школы, основой которых выступает идея нравственного воспитания. Вместе с тем, педагогические концепции, разработанные ранее становятся все более популярными именно сегодня.

Так что же такое нравственность? Какова связь нравственности с культурой? Находит ли нравственность отражение в искусстве? Как образование может способствовать развитию нравственности в человеке?

Понятие нравственности в нашей жизни встречается в самых различных аспектах: социальных, культурных, философских, религиозных, духовных.

Так что же такое нравственность?

Впервые слово «нравственность» возникло в 18 в. как русский вариант западных слов этика, мораль. Русское слово «нравственность» в своем составе имеет корень «нрав» (или «норов») и по сути является сводом правил и норм поведения как общества в целом, так и отдельной личности.

Чтобы подробнее разобраться в данном понятии мы рассмотрим несколько определений нравственности, а также высказывания и афоризмы о нравственности самых различных деятелей.

Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами (словарь Ожегова);

Нравственность - один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса. Заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом. Добровольность и самодеятельность согласования отличают всякое явление нравственности. Нравственное чувство является, по Канту, «некоторой ощущаемой зависимостью частной воли от общей». Сущность нравственности является предметом этики (философский словарь).

Вильгельм фон Гумбольт утверждал, что нравственность возникла вместе с пороком.

По мнению Жан-Жака Руссо, один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста - это не делать никому зла.

Марк Аврелий говорил, что, если кто его оскорбил - это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня же свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе.

Также Марк Аврелий считал, что совершенство нравов в том, чтобы проводить каждый день так, как если б он должен был быть последним: без тревоги, без трусости, без притворства.

Иммануил Кант в своих работах писал, что нравственность заложена в характере.

Поль Анри Тири Гольбах высказывал мысль о том, что нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений.

Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждений, констатирует Ян Амос Коменский.

Фридрих Шиллер подчеркивает особую роль закона, обращая наше внимание на то, что чем случайнее нравственность, тем необходимее позаботиться о законности.

В противоположность Иммануилу Канту Джон Локк считает, что нравственные правила не врождены, следовательно, они нуждаются в доказательствах.

Поль Анри Тири Гольбах также считает, что говорить о врожденности нравственных идеалов - это все равно что утверждать, будто человек способен читать, не зная еще букв алфавита.

Изучив множество цитат относительно понятия нравственности, хочется выделить некоторые общие идеи, замеченные практически во всех высказываниях:

Нравственность противопоставляется злу (к вопросу о границах добра и зла).

Нравственность является основой для взаимоотношений людей между собой (добро и уважение друг ко другу как основа взаимодействия и жизни на Земле).

Нравственность должна быть не только внешним поведением, но и внутренним побуждением (нравственность, как внутренняя потребность человека).

Но также есть и два противоположных друг другу лагеря, которые можно заметить:

Нравственность - как данность («нравственный закон»).

Нравственность - приобретенное качество.

Так что же такое нравственность: свод законов или некоторых моральных устоев, появившихся под влиянием сложившейся модели поведения в обществе или некая данность (как у Канта «нравственный закон»)?

Как мне кажется, тут возникает проблема правильного понимания терминов. Нравственность зачастую отождествляется с совестью. Так ли это? Можно ли поставить между этими словами знак равенства или одно вытекает из другого? (нравственность из совести). Этот вопрос носит философско-богословский характер и требует глубокого осмысления... В ходе написания данной статьи в целях эксперимента был проведен небольшой социологический опрос среди участников молодежного хора храма святителя Николая на Т рех Горах. Интересен тот факт, что сколько бы времени не проходило, а вопрос о нравственности вызывает все те же споры и суждения.

Вот несколько высказываний:

Участник соц. опроса 1:

«.Вы сейчас от нашей и европейской нравственности, в основном отталкиваетесь, как мне кажется. У каннибалов с каких-нибудь островов она, наверное, тоже есть. Но в нашем понимании она не будет нравственностью. (Вывод: среда обитания имеет значение)».

Участник соц.

опроса 2:

«Нравственность - оценочное понятие, вряд ли она может быть врождённой, так как быть нравственным - это осознанное поведение».

Участник соц.

опроса 3:

«Нравственность, как и Чистота души в человеке с рождения. Только в разных жизненных ситуациях (например, при воспитании) можно об этом забыть и всё растерять. Хотя где-то в глубине души её росточки будут жить... Наш народ всегда обладал высокой нравственностью. Однако сейчас, с приходом современной либеральной культуры, все наши нравственные корни, чтимые веками, стали забываться. Хоть и заложены в нас, они могут не проявляться. Как скрытая непроявленная генетическая болезнь. Только хорошая».

Участник соц.

опроса 4:

«Нравственность - это здоровье души. Нравственный человек никогда не считает, что он нравственный, он просто живет в соответствии со своими ощущениями добра и зла, и безнравственные поступки не совершает не потому, что они такие, а потому что ему от этого некомфортно, плохо на душе».

На основе этого небольшого исследования можно прийти к выводу, что разговор о нравственности является тем самым «вечным вопросом», и поиск «первоначала» морального закона будет не один раз являться основой для будущих исследований в самых различных сферах человеческой жизни.

Для себя мы можем вывести определение, что нравственность возникает в результате интеграции «врожденного нравственного закона» и моральных устоев и норм, сложившихся в конкретном обществе.

По мнению Аристотеля, природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах.

В связи с этим хочется особенно выделить значимость нравственного воспитания школьников. Ведь именно в детстве закладывается тот самый «иммунитет к жизни», который будет в дальнейшем способствовать развитию полноценной и нравственно-духовной личности.

Многие педагогические деятели различных времен отмечали ценность нравственного воспитания школьников и акцентировали свое внимание на том, что профессиональная деятельность является лишь средством, «инструментом» нравственного образования.

Ян Амос Коменский ставил в основу своего учения принцип «природосообразности». «Это общенаучный принцип рационального знания, который оформлялся в научном сознании в ходе исследования природного мира. В трактовке Коменского принцип природосообразного воспитания многозначен, ибо требует учитывать и универсальные законы природы, и законы природы человека, и законы природы самого воспитания» [2].

По мнению Коменского, человек - это сложный мир, «микрокосмос», в котором постоянно происходит борьба доброго и злого начал, благонравия и поЕ

оков. В этой «войне» желания и страсти зачастую начинают управлять волей.

[ели и задачи нравственного воспитания - направить «свободную волю» к «истинно человеческому»: разуму, нравственности, добродетелям.

Выдающийся советский педагог-новатор Василий Александрович Сухом- линский отмечал огромную значимость нравственного воспитания с точки зрения взращивания «эмоциональной культуры» подрастающего поколения.

Василий Александрович в своих работах использовал не только анализ психологических феноменов и механизмов развития личности, но и оперировал весьма необычными понятиями для официальной педагогики, такими как совесть, чувство собственного достоинства, честь, гордость, благородство, доверие, нежность, чуткость, сострадание, нравственная красота, эмоциональная культура и т. д.

«Чувства - плоть и кровь моральной убежденности, принципиальности, силы духа. Вот почему тропа от морального понятия к нравственному убеждению начинается с поступка, по действию, насыщенной глубокими чувствами» [6, с. 124].

Ключевая идея выдающегося педагога - единство эмоционального и нравственного воспитания.

«Воспитывать чувства - это не значит говорить о чувствах или учить переживать так, как учат знать... Если искусственность, нарочитость в воспитании вообще недопустимы, то в воспитании эмоциональной культуры они особенно вредны» [6].

По мнению Сухомлинского, личные переживания и эмоции являются субъективным психологическим фактором, который способствует переосмыслению внешних социальных ценностей во внутренние, делая их личностно значимыми.

Музыка - это вид искусства, наиболее из всех оказывающий прямое воздействие на эмоциональную сферу человека. Это лишний раз подтверждает значимость музыкального образования в целях нравственного воспитания личности ребенка.

Особое внимание музыкально-педагогическому искусству уделил выдающийся педагог, общественный деятель и композитор Дмитрий Борисович Кабалевский.

«Педагогическая концепция Кабалевского заключается в осознании необходимости массового воспитания школьников средствами музыки с опорой на связь музыки как искусства с музыкой как учебным предметом. Основной целью этого воспитания Кабалевский, уверенный в том, что «прекрасное пробуждает доброе», видел сближение детей с искусством, являющимся неисчерпаемым источником духовного обогащения человека» [8].

«Дмитрий Борисович Кабалевский настаивал на том, что на первом месте в системе эстетического воспитания школьников должны стоять эмоции, переживания, вызванные определенным образом организованной музыкальной средой, в которую погружаются ученики. «Обучение музыке должно исходить из других, отличных от понятийных, детерминант, а именно из чувств, переживаний. И первым в системе школьного обучения осознал это Д.Б. Кабалевский. Он попытался школьный урок «вывести из предметности» и вернуть в лоно искусства. Не наивность двигала такими педагогами, как Д.Б. Кабалевский, когда они предлагали хоть час в неделю, но прожить по-иному. Здесь твердое убеждение, что, став другим хоть на час, можно со временем качественно переродиться» [5].

Итак, на основании изученного материала мы можем сказать, что музыкальное образование должно быть обязательным в современной школе, ведь музыка объединяет в себе различные стороны и грани человеческой жизни - это и нравственность, и вкус, как нравственная категория; история, культура и, конечно же, духовность.

В связи с этим хочется лишний раз подчеркнуть роль и особое значение музыкально-педагогического образования будущих учителей музыки.

«Подготовка учителей музыки имеет в истории педагогики свои глубокие основания и отличается целым рядом специфических особенностей, свойственных только данному направлению педагогики искусства» [3].

Сложность профессии педагога-музыканта заключается в постоянной работе над развитием не только узкопрофессиональных, но и сугубо педагогических качеств. Особая связь музыкального искусства с жизнью превращает данный предмет не только в обучение ремеслу, но и взращиванию нравственнодуховных качеств в личности подрастающего поколения.

«Необходимость совершенствования образовательной практики в современной России актуализирует потребность в педагоге-музыканте как личности творческой, способной к продуктивному общению с подрастающим поколением. В условиях глобализации перед профессиональным образованием в целом, стоит задача повышения его качества, предполагающая результатом высокий профессиональный уровень компетентности выпускников педагогических вузов» [4].

Музыкально-педагогическое направление в сфере высшего музыкального образования уже само по себе является инновационным и полностью соответствует современным запросам образовательной системы. Хочется надеяться, что данные позитивные изменения в системе музыкально-педагогического образования будут способствовать росту и развитию нравственно-культурных ценностей нашей страны.

Список литературы

Адольф А. Что такое школа по воззрениям Коменского. - М., 1991.

Альт П. Прогрессивный характер педагогики Коменского. - М., 1979 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: reftrend.ru/686994.html

Грибкова О.В. Роль компетентностного подхода в становлении профессиональной культуры педагога-музыканта // Среднее профессиональное образование. - 2010. - №8. - С. 14-15.

Грибкова О.В. Технология профессионального становления студентов в условиях музыкально-образовательной среды в педагогическом вузе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №8-2. - С. 85-89.

Перепелица А.Д. Музыкальная культура и кризис эмоций // Вопросы психологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.voppsy.ru/issues/1990/903/903121.htm).

Сухомлинский В.А. Избр. пед. сочинения: В 3-х т. Т.1. - М.: Педагогика, 1979. - 584 с.

Сухомлинский В.А. Избранные произведения. В 5-ти т. Т. 1. - М.: Просвещение, 1976. - 639 с.

Уколова Л.И. Педагогическое воздействие музыкального воспитания в творчестве выдающихся педагогов-музыкантов как фактор духовного совершенствования, нравственных поисков // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №4-4. - С. 135-138.

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.aforism.su/46_2.html

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: reftrend.ru/686994.html

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.info-library.com.ua/libs/stattya/2265- kontseptsija-moralnogo- vihovannja-v-suhomlinskogo.html

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: elibrary.ru/download/27632729.pdf


Найдина Мария Михайловна аспирант кафедры вокала и хорового дирижирования Института культуры и искусств Г АОУ ВО «Московский городской педагогический университет»





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ