СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Фонетический метод в развитии детского голоса


ФОНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД В РАЗВИТИИ ДЕТСКОГО ГОЛОСА

Аннотация: в статье рассматривается наиболее распространенный и эффективный в вокальной педагогике метод обучения - фонетический, который позволяет опереться на речевой опыт обучающихся пению, привлечь хорошо организованные, четкие речевые стереотипы.

Ключевые слова: фониатрия, детский голос, голосовой аппарат, губные согласные, язычные согласные, небные согласные, сдержанный выдох, тембр голоса, артикуляционный аппарат, певческая форманта, звонкие и глухие гласные, сонорное пение.

Голоса детей семи-восьми лет отличаются в основном только по объему диапазона. Он немного расширяется вверх, охватывая первые тоны второй октавы. Изменения в голосах заметны между детьми девяти и десяти лет. Но в целом для школьников начальных классов характерно фальцетное голосообразование. Дыхательные мышцы у них еще слабые, емкость легких мала, потому и сила голоса меньше, чем у более взрослых ребят.

До 9-10 лет у большинства детей при пении голосовые складки колеблются только своими эластичными краями и полностью не смыкаются, голосовые мышцы развиты недостаточно, диапазон голоса ограничен. В этом возрасте детские голоса имеют приблизительно одинаковый диапазон в пределах первой октавы. Голоса детей этого возраста особенно легки, прозрачны, но бедны обертонами. Голоса мальчиков и девочек мало отличаются по характеру звучания. Поэтому для учащихся начальных классов подходит единая фонетическая методика.

Извлечение правильных звуков, в том числе, зависит от правильно певческого положения головы и корпуса. Нередко начинающие петь дети, при пении принимают неестественное положение: напрягают мышцы шеи и лица, поднимают плечи, сутулятся. Всякое ненужное сокращение мышц тела вызывает ответное излишнее напряжение мышц голосовых органов. Поэтому звук получается напряженным.

Таким образом, педагогической задачей первых вокальных уроков является снятие напряжения с мышц тела и установление певческого положения головы и корпуса.

Активность определенных групп вдыхательных мышц предопределяет работу соответствующих этой группе мышц, обеспечивающих выдыхание. Так, если вдох осуществляется при помощи движения (выпячивания) брюшной стенки при покое грудной клетки, то и выдох будет происходить за счет движений диафрагмы и мышц живота. То же и при вдохе, взятом в верхний отдел грудной клетки - выдох в этом случае будет осуществляться в основном мышцами этой области. Вдох можно регулировать сознательно и потому его организации нужно уделить особое внимание.

После изживания вредных привычек при вдохе необходимо добиться бесшумного, спокойного и достаточно глубокого вдоха, характерного для нижнереберно-брюшного дыхания.

Следующей педагогической задачей является организация нужной атаки звука. Надо постараться добиться от ученика, чтобы атака была четкой, поющий брал звук сразу, без «въезда» и призвуков, как бы «сверху». В этом может помочь упражнение на стаккато. Взятие звука «сверху» связано с установкой ротоглотки в положение полузевка. Обычно учащегося просят сделать зевательное движение во время вдоха и с этим ощущением начинать петь.

Певческий зевок должен быть организован так, чтобы значительное сокращение мягкого нёба, которое необходимо для певческого голосообразования, не сочеталось с таким же расширением глотки. Поэтому установку ротоглотки во время пения лучше ассоциировать с ощущением легкого зевка.

Следующим новым элементом, характерным для пения является соединение вдоха с зевком. Эта связь должна быть как можно быстрее налажена и стать привычной.

В начале обучения правильно организованные вдох и атака звука являются моментами первостепенной важности, так как они во многом определяют характер звучания.

Вместе с подачей звука осваивают умение выпевать, тянуть звук в приблизительно равной, не выше оптимальной (наиболее удобной) силе звука (mezzo forte). Тем самым прививают элементарные навыки равномерного выдоха, дыхательной опоры и основанный на нем навык кантиленного пения. С этой целью используют примитивные упражнения на легато при нескольких близко лежащих звуках.

Уже на первых уроках нужно обострить слуховое внимание ученика к изменениям в тембровой окраске певческого звука. Конечно, сначала учащийся будет определять самые общие свойства звука, такие как округленный и неокругленный звук, место его наибольшего резонирования. 3атем слуховое восприятие и оценки станут все более усложняться.

Например, учащийся сумеет уже определить, достаточно или чрезмерно округлен звук (степень его округления), как он звучит - на высокой или низкой позиции, ярко ли и т. п.

Наиболее распространенным и эффективным в вокальной педагогике является специальный метод обучения - фонетический, который позволяет опереться на речевой опыт обучающихся пению, привлечь хорошо организованные, четкие речевые стереотипы.

Это весьма существенно, если учесть, что певческая фонация, хотя и резко отличается от речевой, но формируется на ее основе.

При певческом обучении детей фонетический метод особенно ценен. Он основан на активной работе артикуляторных органов - части голосового аппарата, наиболее подчиненной сознанию ребенка.

Для обучения певческому искусству большое значение имеет разница между гласными и согласными звуками.

Гласные звуки зарождаются в гортани при взаимодействии, голосовых складок и дыхания. Образовавшиеся при этом звуковые волны изливаются через ротоглоточный канал свободно.

Гласные звуки имеют ясно выраженный основной тон и потому могут петься. Кроме того, пение связано с распевом, т. е. с непрерывно льющимся звуком. Образование гласных происходит при непрерывном потоке звуковых волн. Все это говорит о том, что гласные являются основой пения.

Воспитание певческого голоса начинается с работы над формированием вокальных гласных. На этих звуках вырабатываются все основные вокальные качества голоса. От вокально правильного формирования гласных зависит художественная ценность певческого голоса.

Образование гласных звуков связано с присутствием и усилением определенной, различной для каждого гласного звука области обертонов, называемой формантой гласного звука. Г ласные могут иметь до 5 таких формант, но среди них две наиболее важные. Это «а» и «и». Чем выше форманта гласного, тем звучнее гласный. По этому признаку основные гласные звуки нашей речи делятся на звонкие и глухие.

Верхние форманты гласных «и» и «э» самые высокие из всех формант гласных, поэтому эти гласные отличаются набольшей звонкостью - звонкие гласные.

Г ласный «а» занимает среднее положение, а гласные «о» и «у» относятся к глухим гласным. Однако , при звуке они округляются, или притемняются, т. е. все гласные приобретают общую форманту, близкую по звучанию к гласному «о».

Оба эти приема - округление звонких гласных и приближение глухих гласных к звонким - выравнивают певческие гласные по звучанию и объединяются под общим названием нейтрализации гласных в пении.

Высокая певческая форманта придает звонкость, «полетность», собранность, «металл», «близость» голосу. Она соответствует области наибольшей чувствительности нашего уха, хорошо воспринимается им с дальних расстояний и потому обусловливает важное качество певческого звука - «полетность», т. е. делает голос хорошо слышимым на дальнем расстоянии вне зависимости от силы звука.

У лиц с хорошо поставленными голосами при пении всех гласных работа гортани характеризуется постоянством, стабилизируется, вход в нее сужен и прикрыт надгортанником - положение, близкое к артикуляции речевого «а».

При пении существенно изменяются размеры и объем ротоглоточной трубки. Она удлиняется или укорачивается в зависимости от певческого положения гортани. Полости ее расширяются, значительно увеличивается объем ротовой полости за счет опускания нижней челюсти, дна рта и поднятия мягкого нёба.

Постоянно расширенный нижний отдел глотки (гипофарингс), находящийся непосредственно над гортанью, и поднятое мягкое нёбо создают акустические возможности для округления гласных. Таким образом, преобразованная полость ротоглоточного канала превращается в рупор, во много раз увеличивающий силу голоса. Выходным отверстием (устьем) этого рупора является рот. Известно, что чем больше устье рупора, тем лучше звук льется в пространство.

Акустический строй (форманты) гласных звуков и особенности их образования существенно влияют на звучание певческого голоса. Таким же свойством обладают и согласные.

Согласные делятся на глухие (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ) и звонкие (б, в, г, д, ж, з, л, м, гг, р). Глухие, «безголосые», согласные образуются без участия голосовых складок от колебания выдыхаемого воздуха и состоят из одних шумов. Звонкие, «голосовые», согласные образуются из ротовых шумов и голоса. В них достаточно ясно выражен основной тон (высота звука).

При преобладании голоса над шумом возникают так называемые сонорные согласные, или полугласные (л, м, н, р). Если же шум превалирует над голосом, то образуются остальные звонкие согласные (б, в, г, д, ж, з).

Активное произношение согласных вызывает усиленное сокращение мышечных стенок ротоглотки, превращая ее тем самым в резонатор с относительно твердыми стенками, отчего увеличивается звонкость гласных при пении.

Вот почему чем более четко произносятся согласные, тем ярче звучит го- лос.Один и тот же гласный меняет свое окончание в зависимости от следующего за ним согласного. При переходе с согласного на гласный установка губ, языка, мягкого нёба для гласного подготавливается уже при звучании предшествующего согласного. А следующий за согласным гласный как бы сохраняет отпечаток артикуляциониого уклада предыдущего согласного.

При этом учитываются следующие особенности образования согласных звуков:

участие голоса (глухость или степень звонкости согласных звуков)

место образования - уклад (передний, средний, задний);

положение артикулирующих органов и степень их напряжения;

активизация участвующих органов;

напор воздушной и звуковой струи.

В каждом отдельном случае в зависимости от сочетания этих свойств отбирают полезный согласный звук для соединения с последующим гласным. В вокальных упражнениях в основном применяются звонкие согласные, так как на этих звуках работают голосовые складки, и они имеют высоту звучания.

Согласные звуки в зависимости от того, какие органы участвуют в их образовании, делятся на:

губные (лабиализированные) (б, м, п);

язычные (д, л, р, т, ц, ч’);

нёбные (м, н).

Сонорные согласные «л», «м», «н», «р» как полугласные могут вокально звучать, поэтому имеют исключительно важное значение для певческого голосообразования и широко применяются в вокальных упражнениях. Они помогают найти головное резонирование.

В качестве упражнений для развития певческого аппарата можно предложить пение на сонорный (лат. sonorus - звучный, шумный) согласный звук «м» («мычание»), которое осуществляется при сомкнутых губах с несколько опущенной нижней челюстью, с ощущением небольшого зевка. Это упражнение исполняется на среднем участке диапазона. Оно настраивает на головное звучание, но приносит пользу только тогда, когда при нем возникают правильные резонаторные ощущения, а именно, когда поющий хорошо ощущает вибрацию (дрожание) тканей носа.

При работе с детьми в случаях применения вокальных упражнений без словесного текста следует (особенно в начале обучения) избегать пения только на гласные. Из-за большой вялости артикуляционного аппарата и часто встречающейся у детей атонии (вялого смыкания) голосовых складок полезнее брать слоги с сонорными (м, н, л, р), взрывными (д, 6, п) и такими согласными, как «з», «к», «г», а также сольфеджирование.

С целью активизации мягкого нёба и преодоления чрезмерно плоского, «белого» звучания в упражнениях для детей широко применяют слоги «ку» и «гу». Для округления звука и достижении собранного звучания рекомендуются слоги «ду», «да», «лё», «мо». Звонкому светлому звучанию способствуют слоги «ди», «зи», «ми», «ли», «ля».

В научно-методической литературе навыкам верного звукообразования, в том числе с помощью фонетического метода, уделяется большое внимание. Обучение пению с помощью целенаправленного использования фонетического метода даст положительный результат тогда, когда будет основываться на полной изученности у детей младшего школьного возраста особенностей их физиологического развития. Фонетический метод обучения пению органично связан с принципами вокальной педагогики, удобен своим комплексным воздействием на голосовой аппарат ученика. Отдельными его приемами, определенной системой упражнений можно устранить те или иные недостатки звукообразования: тусклое, «сиплое» форсированное звучание и формировать лучшие голосовые качества. Причем можно подобрать фонетический материал таким образом, чтобы тренировать голосовой аппарат, целенаправленно отрабатывая приемами: точные движения различных его органов (языка, губ, мягкого неба), зная их особенности,

Устраняя недостатки, имеющиеся в звукообразовании ученика, педагог обычно эмпирически подбирает фонетический материал, способный воздействовать на голос в нужном направлении. В процессе обучения тщательно подбирается и музыкальный материал, отбираются также методы показа, способы объяснения. В данной статье автор пытался обобщить свой личный опыт, а также опыт других преподавателей, содержащийся в специальной литературе, а также в открытом доступе.

Список литературы

Агапова И.А. 30 музыкальных занятий / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - М., 2002.

Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи // Развитие детского голоса. - М.: АПН РСФСР, 1963.

Алмазов Е.И. Анатомо-физиологические предпосылки для правильного развития детского голоса // Тезисы IV научной конференции по вопросам развития музыкального слуха, певческого голоса и музыкального воспитания детей / НИИХВ АПН СССР. - М., 1972.

Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М: Прометей; МПГУ им. В.И. Ленина, 1992. - 76 с.

Струве Г.А. Школьный хор. - М.: Просвещение, 1981. - 136 с.

Шацкая В.Н. Развитие детского голоса. - М., 1963. - 187 с.

Шацкая В.Н. Детский голос (Экспериментальные исследования). - М.: Педагогика, 1970. - 213 с.


Мерабова Каринэ Сергеевна аспирант кафедры вокала и хорового дирижирования Института культуры и искусств Г АОУ ВО «Московский городской педагогический университет»





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ