СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Проблемы развития полифонического слуха на начальном этапе обучения в дмш


ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИФОНИЧЕСКОГО СЛУХА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ДМШ

аспирант кафедры музыкального образования, музыковедения и инструментального исполнительства Института культуры и искусств Г АОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Аннотация: Данная статья раскрывает специфику полифонического слуха, характерные особенности его развития в современном обществе и объясняет необходимость в поиске новых решений в области дополнительного образования, опираясь на сложившийся опыт музыкальной педагогики.

Ключевые слова: полифонический слух, педагогические возможности, полифонический репертуар, начальный этап обучения, гармоническое развитие музыканта, учащиеся.

Под полифоническим слухом Г.М. Цыпин понимает «музыкальный слух в его проявлении по отношению к фактуре, образованной как минимум двумя голосами...» [3, с. 58]. А.Г. Каузова определяет полифонический слух «как особо сложную, но единую способность, направленную на целостное восприятие специфических свойств полифонической музыки и полифоничности как общего и существенного свойства многоголосия» [2, с. 79].

Проблема развития полифонического слуха на начальном этапе обучения фортепианного искусства всегда была актуальна, особенно и наиболее остро выражена в современной действительности. Изучение полифонической музыки - необходимое, важное условие гармонического развития музыканта любой специальности, но в большей мере пианиста (т.к. природа фортепианной музыки полифонична).

В современном обществе человек с ранних лет сталкивается с навалившемся на него потоком информации, в котором сложно найти действительно необходимое для реального развития и будущего самоопределения. Растет сфера развлечений массового потребления, где создается эффект легкой доступности музыкального образования и снижается уровень музыкальной культуры. Создается ощущение мнимой свободы выбора и формирования всемогущего человека, хотя в реальности с самого рождения атрофируется даже желание что-либо познать, найти и научиться. Информационная загруженность такова, что теряется ценность истинного саморазвития и самообразования. Уже поступая в музыкальную школу, ученик готов быть признанным музыкантом, но не готов трудиться. И в большей мере это касается именно полифонической музыки, т.к. природа полифонических произведений такова, что без активного участия интеллекта выразительное ее исполнение невозможно.

Выход из сложившихся противоречий видится в разработке новых методик, инновационных решений. В поиске педагога нового творческого союза с учениками, где большое значение имеет самореализация обучающихся, их самовыражение, их желание и стремление познать, понять и научиться владеть инструментом, творчески самовыражаясь.

Создание необходимых условий для разрешения вышеизложенных задач следует осуществлять в рамках дополнительного образования с первоначальных шагов обучения вне зависимости от того возраста, в котором ученик стал обучаться игре на фортепиано. И именно полифонические произведения и работа над ними помогают учащимся в музыкальном воспитании, в определении ценностных ориентиров, в формировании музыкального вкуса и культуры. Полифония - незаменимый материал для развития музыкального мышления и воспитания инициативы, самостоятельности ученика. Полифония является ключом к пониманию разных музыкальных стилей. Многие сложности и препятствия стоят на пути к выразительному и стилистически верному исполнению полифонической музыки, невозможному без прочного усвоения основ теории полифонии, без знания закономерностей и свойств полифонической музыки, исполнительских традиций. И, конечно же, невозможным становится освоение полифонической музыки без хорошо развитого особого - полифонического слуха. Развитием которого необходимо заниматься неразрывно с целостным формированием музыканта с первоначальных шагов обучения.

Организованные занятия фортепианной игрой заключают в себе уникальные возможности для развития полифонического слуха, так как певцы, исполнители на других инструментах всегда стеснены рамками музыкального одноголосия. Исполнители на струнных смычковых инструментах в принципе способны играть элементы многоголосия, однако их возможности более скромны, нежели у пианистов, что, естественно, накладывает отпечаток и на их репертуар. Любой тематически развитый голос в полифоническом произведении индивидуален. Подчеркнуть эту индивидуальность, не дать ей стушеваться, затеряться среди других - одна из главных пианиста (органиста).

Анализ педагогических возможностей полифонического репертуара в области слухового воспитания учащихся целесообразно вести через сравнительную характеристику развивающего потенциала различных складов музыки, системной организации музыкально-выразительных средств и упорядочения различных музыкальных педагогических методик. Большинство детей предпочитает слушать и исполнять многоголосные произведения, в которых ярко выделяется одна мелодия как бы освобождаемая слухом от остальной фактуры. В действительности это так: мелодия как музыкально-художественная система интегрирует такие компоненты музыкальной речи как звуковысотность, ритм, лад, тембр и т. п., и сама по себе способна воплотить музыкальный образ.

Но в многоголосном произведении мелодия выступает лишь как элемент более широких систем, отражающих усложненный уровень организации музыкально-выразительных средств. Большинство детей сначала воспринимает многоголосное произведение гомофонно-гармонического склада как мелодию плюс фон, не имеющий особого художественного смысла. Его исполнение протекает благополучно благодаря двигательному автоматизму, что создает у педагога ощущение мнимой доступности такой музыки, в отличие от чистой полифонии.

Логика рассуждений приводит к выводу, что если неопытный слушатель легче воспринимает мелодическое, а не гармоническое начало музыки, то полифония, основывающаяся на сочетании именно мелодических линий, должна быть более доступной для детей разновидностью многоголосия.

Для полноценного усвоения многоголосной музыки определяющее значение имеет дифференцированное восприятие составных сторон ее фактуры. Очевидно, что в содержание начальных этапов музыкального обучения, в первую очередь должен быть введен материал, где многоголосие представлено в наиболее доступном для дифференцированного слышания виде, т.е. чисто полифонические произведения.

Мнения об их недоступности несостоятельны и опровергаются такими авторитетными исследователями, как Б. Асафьев, И. Браудо, А. Островский, З. Ринкявичус, А. Каузова. Например. Б. Асафьев утверждал необходимость «усвоения полифонического рисунка прежде колоннады гармоний» [1, с. 86].

Снимая мнимые предубеждения в отношении повышенной сложности полифонии для начинающих, растет роль содержания и качества преподавания музыки данного склада. Более того, считается, что сами трудности исполнительского освоения полимелодической фактуры оборачиваются преимуществами в области слухового восприятия юных музыкантов. Безрезультатность механической тренировки в расчете на самопроизвольное запоминание, невозможность бездумного копирования вынуждают и педагога искать особые пути решения создавшихся проблем. Такие, как: педагогическое творческое лидерство и новаторство, педагогический рост и постоянное развитие в сотворчестве с учениками, систематизация творческих заданий с включением экспериментов в педагогической деятельности, поиск и использование тех методов и приемов, которые способствуют созданию на уроке необходимой атмосферы творческой заинтересованности и активности. Именно это поможет раскрыть состояние проблемы и помочь развитию полифонического слуха в классе фортепиано на начальном этапе обучения.

Список литературы

Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л., 1973.

Каузова А.Г. Музыкальный слух / А.Г.Каузова // Теория и методика обучения игре на фортепиано/ под общ. ред. А. Каузовой, А. Николаевой. - М.: ВЛАДОС, 2001.

Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано / Г.М.Цыпин. - М.: Просвещение, 1984.


Куликова Мария Анатольевна





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ