СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Образовательная деятельность современных библиотек как форма досуга


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ БИБЛИОТЕК КАК ФОРМА ДОСУГА

Аннотация: в статье рассматривается вопрос о роли библиотек в современном обществе, их значимости, а также, работа библиотеки по привлечению детей к чтению, развитие творческих способностей, в рамках проекта «Дорогами сказок».

Ключевые слова: библиотека, досуг, творческие способности, развитие, просветительство, книги, чтение, проект «Дорогами сказок».

Основополагающую роль в развитии нашей цивилизации сыграла книга. Благодаря книге слово обрело подлинную мощь. Как средство передачи и хранения информации книга служит социально-экономическим ресурсом, средством накопления знания и опыта [8]. Существуют определённые опасения, что в эпоху распространения «цифровой» культуры и новых технологий библиотека утратит свое значение.

Однако и информационные технологии, и библиотеки поддерживают человеческую память, выполняя одну и ту же функцию. Библиотека является посредником между читателем и текстами другой культуры, языка, истории, общества, обеспечивая доступ к знаниям, она играет важную роль в просвещении и самообразовании. Библиотеки могут и должны стать своего рода фильтром информационного потока, отсеивая всё незначительное, пустое и, наоборот, привлекая внимание ко всему важному, ценному и интересному. Из библиотечных методов расширяющих диапазон знаний школьников, можно назвать саму организацию библиотечной среды, в которой представлена вся мировая культура в её системной классификации. Систематизированные книжные фонды создают в глазах посетителя наглядный универсальный образ знаний. Раскрывая эти богатства путём книжных выставок, тематических обзоров, устных форм информирования, экскурсий по библиотеке и других сре дств приобщения к знаниям, в число которых входит и Интернет, библиотека раздвигает границы образования школьников [10].

Таким образом, педагогическая функция является ведущей в библиотечной деятельности.

Образовательная функция библиотеки включает совокупность видов деятельности, направленных на обеспечение духовного воспроизводства общества. Во все времена главным способом педагогического воздействия на пользователя библиотеки была книга. Книга учит думать чувствовать, понимать, логически мыслить, развивает память, увеличивает словарный запас, одним словом развивает интеллект. Оказывая эмоциональное воздействие на читателя, художественная литература воспитывает личность. Нравственное воспитание человека происходит благодаря сопереживанию героям произведения, попытке ответить на главные вопросы.

Поскольку библиотеку посещают не только взрослые, но и дети не знакомые с основами библиотечно-библиографической грамотности традиционными стали экскурсии в ходе которых происходит пер-вое знакомство с библиотекой. Библиотечные работники превращают эти мероприятия в костюмированный спектакль, сказку, путешествие, игру.

Для учащихся начальной и средней школы прово-дятся уроки библиотечно-библиографической грамотности по специ-альным программам. На них ребята узнают, как пользоваться каталогом, справочной литературой, как составлять библиографические списки.

Одно из традиционных направлений педагогической деятельности библиотеки - просветительство, которое способствует повышению культурного уровня детей, расширению их кругозора. Для этого проводятся различные массовые мероприятия, такие как тематические вечера, беседы, интеллектуальные игры и конкуры.

Мероприятия, способствующие патриотическому воспитанию посвящены истории России, памятным датам и событиям, которые знакомят читателей с историей и культурой нашей страны. Среди наиболее распространенных - беседы о Великой Отечественной войне, лекции, посвященные людям, оставившим след в истории России (Сергий Радонежский, Александр Невский, Александр Суворов), фольклорные и народные праздники (Масленица, Рождество, День Семьи, любви и верности), краеведческие беседы.

Особая роль отводится мероприятиям, связанным с экологией. На них участники получают информацию о проблемах окружающей среды. В интерактивной форме дети учатся правильно вести себя в лесу, общаться с животными и птицами, знакомятся с основами безопасности жизнедеятельности. Проводятся мероприятия к экологическим датам - День Земли, День моря, День защиты животных, День птиц и т. д.

Эстетическому развитию способствуют мероприятия, посвященные творчеству поэтов и композиторов. Это литературно-музыкальные гостиные, вечера романсов, часы поэзии, а также виртуальные экскурсии по залам музеев (Эрмитаж, Третьяковская галерея). Все досуговые мероприятия без исключения сопровождаются медиа-презентацией и книжно-иллюстративными выставками. Так как главная задача библиотечных мероприятий - приобщение к чтению.

Кроме того, работая в тесном контакте со школой, библиотеки участвуют в учебном процессе: делают подборки необходимой литературы, оформляют книжные выставки по теме уроков, составляют библиографические списки, разрабатывают отдельные уроки в помощь учебной программе по литературе, истории, краеведению, мировой художественной культуре.

Для проведения мероприятий библиотеки тесно сотрудничают с досуговыми учреждениями культуры. Проект «Дорогами сказок» осуществляется на базе МБОУ Школа №17 и Салтыковская гимназия. Целью проекта является привлечение детей к чтению, развитие творческих способностей школьников, расширение их кругозора.

В течение года ребята знакомятся с авторскими сказками, биографиями писателей. Все мероприятия включают в себя лекцию с презентацией и игровой блок с викторинами и подвижными играми. В течение года были проведены такие мероприятия, как «Товарищам детям» (Б. Заходер), «Имя, знакомое с детства» (С. Маршак), «Любимых детских книг творец» (С. Михалков), «В стране Чукокара (К. Чуковский), «Новые встречи со старыми сказками» (Ш. Перро), «Автор одной сказки» (П.П. Ершов), «Я в гости к Пушкину спешу», «Жила-была сказка»: Литературный праздник, «Сказками увенчан, как цветами» (Г-Х Андерсен), «Детские и семейные сказки» (Братья Г римм). Был проведен конкурс «Моя любимая книга, моя любимая сказка», в этом году посвященный творчеству Ре- дьярда Киплинга. Дети рисовали иллюстрации к выбранному произведению и представляли театрализованный отрывок из любимой сказки автора. Конкурс проходит ежегодно и посвящён писателю-юбиляру.

Для школьников постарше регулярно проходят мероприятия, посвященные юбилеям писателей и поэтов, памятным датам истории, экологические программы. Целью этих мероприятий является опять же привлечение к чтению, расширение кругозора, развитие чувства патриотизма. К сожалению, многие школьники старших классов не знают таких известных фамилий как Симонов, Твардовский, Друнина. А если и слышали, то не знакомы с произведениями этих авторов. Задача библиотеки восполнить этот пробел, рассказать и заинтересовать ребят чтением, историей, поэзией. Литературно-музыкальные гостиные, посвященные творчеству поэтов, позволяют учащимся в форме праздничного вечера познакомиться с поэзией, музыкой.

В основе общения с читателем лежит психологическая составляющая профессии библиотекаря. Главная цель любого библиотекаря - воспитание читателя как личности посредством книги. Именно библиотекарь является первым звеном в привлечении детей к чтению, а миссия библиотекаря - воспитать у ребенка любовь к чтению, желание познать новое. И здесь одним из определяющих факторов является характер библиотекаря - его эрудиция, начитанность, умение общаться с людьми разного возраста и социального положения. Для библиотекаря сегодня одинаково важно уметь организовать работу кружка, клуба по интересам, написать сценарий, создать рекламный продукт и подготовить электронную презентацию [7].

Во всём мире сейчас происходит тенденция перехода библиотек на новый уровень. Библиотеки уже давно не работают только на хранение и выдачу книг. Они становятся культурными и досуговыми центрами, куда можно придти не только почитать, но и отдохнуть. Например, в библиотеках Германии практически нет читальных залов. Весь фонд открыт для читателей. Наряду с книгами есть большое количество электронных носителей, которые доступны всем желающим. Библиотеки просторны и оборудованы зонами отдыха, где можно почитать, а в детской библиотеке и сделать уроки. Немецкими учеными доказано, что чем больше дети пользуются компьютерами, тем хуже их результаты в учёбе.

Во Франции некоторые мероприятия проводятся в городских парках. Библиотекари привозят книги на тележках, расставляют их, проводят обзоры и чтения вслух. У нас в стране такие мероприятия также стали популярны в последнее время - это летние читальные залы. Библиотеки выходят в парки и скверы, представляют книжно-иллюстративные выставки, проводят мероприятия.

Во всём мире широко известны финские публичные библиотеки. Удивляют размеры библиотечного пространства, уровень компьютеризации и высокая посещаемость. Там библиотека - это место для встреч, где можно воспользоваться всем необходимым. Очень часто она занимает один из этажей торгового центра.

Подводя итог, следует еще раз подчеркнуть, что библиотека - сложное образование, она выступает как социальный институт, нацеленный на осуществление целого ряда внешних функций: информационной, педагогической, мемориальной, рекреационной и других. Книги и чтение - это не только источник образования, но и средство, помогающее жить и основная задача библиотек - помочь юным читателям получать из книг не только знания, но и жизненные навыки. Как говорил Герман Гессе «Чтение должно не развлекать, но, напротив, заставлять нас думать, не утешать нас сладкими речами, но помогать нам бороться за высокие и благородные идеалы» [11]

Список литературы

Аклина М.И. Публичные библиотеки: тенденции обновления / М.И. Аклина // Библиотековедение. - 2001. - №2. - С. 17.

Библиотеки за рубежом: Европа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //www.ivobdu.ru/content/view/1949/239/

Володин Б.Ф. Научная библиотека в контексте научной, образовательной и культурной политики : исторический опыт Г ермании / Б.Ф. Володин. - Рос . нац. б-ка, 2002.

Гончаров С.3. Аксиологические и креативно-антропологические основы воспитания / С.З. Гончаров // Экономика и культура: межвузов. сб. - Екатеринбург, 2003. - С. 255-275.

Кубанёва Л. В. Роль школьной библиотеки в воспитании обучающихся. / Л.В. Кубанёва [Электронный ресурс]. - Режим доступа: olimshcool.ucoz.ru/index/biblioteka/0-12

Левина И.Д. Некоторые аспекты социализации и воспитания студентов в системе высшего педагогического образования // СОТИС - социальные технологии, исследования. - 2013. - №5 (61). - С. 31-36.

Ловкова Т.Б. Библиотека как центр досуга: учебно-методическое пособие / Т.Б. Ловкова. - М.: Либерея-Бибинформ, 2009. - 104 с.

Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета. - М.: Традиция, 2001. - 280 с.

Потапкина Е.В. Роль социально-культурной среды вуза при становлении личности студента // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2015.

Тихомирова И.И. Библиотечная педагогика, или Воспитание книгой: учебно-практическое пособие для библиотекарей, работающих с детьми / И.И. Тихомирова. - СПб.: Профессия, 2011. - 384 с.

Человек читающий. Homo legens. Писатели ХХ века. О роли книги в жизни человека и общества / С ост. С.И. Бэлза. - М.: Прогресс, 1990. - 720 с.


Красюкова Елена Юрьевна магистрант кафедры социокультурной деятельности Института культуры и искусств Г АОУ ВО «Московский городской педагогический университет»





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ