СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Особенности вокальной подготовки будущих учителей музыки в современной школе


ОСОБЕННОСТИ ВОКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Новиков Сергей Борисович, доцент кафедры вокала и хорового дирижирования Института культуры и искусств Г АОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Аннотация: в данной статье рассматриваются музыкальные занятия в классе вокальной подготовки как воспитательное воздействие на подрастающее поколение. Авторами утверждается, что владение вокальным голосом является одним из важнейших профессиональных навыков, которые требуются для работы в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: педагогика музыкального образования, воспитание вокальных навыков, координационно-тренировочный компонент, оптимальный резонанс, правильная мышечная координация.

Предметы, связанные с музыкой в школьной программе и в частности пение, кроме образовательной функции, имеют большое воспитательное воздействие на подрастающее поколение. Патриотизм нравственность, музыкальноэстетический вкус и художественное воображение - вот те качества, которые прививает музыка. В музыкальных занятиях и, особенно в хоровом пении находит своё воплощение основополагающий принцип педагогики: воспитывающее обучение. Такой подход позволяет по достоинству оценить место урока пения в программе общеобразовательной школы.

В таком контексте вокальная подготовка учителей пения вырастает до масштабов государственной важности.

В современных условиях подготовка учителей музыки проводится в педагогических вузах, одним из которых является Г АОУ ВО Московский городской педагогический университет. Структурное подразделение, где осуществляется обучение будущих школьных учителей музыки, называется институт культуры и искусств.

Воспитание вокальных навыков здесь и в других подобных образовательных учреждениях имеет свои специфические особенности. Если для будущих профессиональных певцов, студентов консерватории, вокал это профилирующий предмет и наличие вокальной одарённости является обязательным, то для студентов музыкально-педагогических факультетов педагогических университетов владение голосом является одним из многих профессиональных навыков, которые требуются для работы в современной общеобразовательной школе. В соответствие с требованиями Федерального образовательного стандарта наряду с освоением навыков владения музыкальным инструментом и дирижирования, они должны получить знания о профессиональном голосообразовании и основах вокальной методики. Однако на музыкальное направление педагогических университетов приходят учиться молодые люди, имеющие не только разный уровень вокальных способностей, но, что более существенно, имеющие разный уровень физиологической зрелости голосового аппарата. Средний возраст студентов 1 курса института культуры и искусств Московского городского педагогического университета за период 2013-2015 годы составляет 18,1 лет. Из них 38,5% составляют студенты в возрасте до 17 лет. Эти цифры показывают, что почти половина первокурсников имеют возраст, когда в недалёком времени произошли возрастные физиологические изменения голоса, называемые мутацией. В этот период детские легкие голоса мальчиков и девочек меняют диапазон и тембровую окраску звучания. Изменяются форма и размеры гортани, а также длинна и мышечная масса голосовых связок Е.И. Алмазов,М.С. Грачёва. Кроме того, в процессе роста тела изменяются его формы и мышечная масса: увеличивается объём грудной клетки, а также мышечная масса брюшной стенки и диафрагмы. Увеличивается и сила мышц. В результате этих изменений молодой человек получает новые анатомо-физиологические «координаты» для извлечения звука. Вопрос о безусловной преемственности детских вокальных навыков можно бы оставить открытым. Формирование «взрослого голоса» по сложности и многообразию задач сравнимо с первичной вокальной подготовкой детей. Практика показывает, что зеркальный перенос прежних детских навыков и ощущений невозможен. Подтверждением тому могут служить творческие судьбы детей, бывших «звёздочками» детского вокального исполнительства: Робертино Лоретти в Италии и Серёжа Парамонов в России. Они не стали вокальными звёздами в своей взрослой жизни. Развитие у студентов «взрослого» голоса требует в разной степени длительного промежутка времени и особых педагогических приёмов и методик. Занятия необходимо проводить с осторожностью, внимательно соблюдая принципы постепенности и последовательности. Иначе говоря, процесс обучения нужно начинать почти заново.

Основными техническими компонентами педагогики вокала для будущих учителей музыки так же, как и для будущих профессиональных певцов, являются достижение оптимального резонанса и правильной мышечной координации. В.П. Морозов пишет: ... «мышечное неудобство при пении - грозный сигнал неправильности вокальной техники». Мышечное неудобство, которое больше касается координации дыхания, грозит будущим школьным учителям пения быстрой утомляемостью голоса и развитием профессиональных заболеваний.

В начальном периоде вокальной подготовки целесообразно выделить предварительный координационно-тренировочный этап. В рамках такого этапа упражнения, направленные на формирование правильного координационного стереотипа вокального дыхания и основ воспроизведения академического вокального звука могли бы обеспечить хороший базис для вокального здоровья студентов во время дальнейшего обучения в вузе и будущей успешной профессиональной деятельности учителя пения в школе.

Но при всей своей привлекательности и рациональности, идея координационно-тренировочного этапа вокальной подготовки в идеальном воплощении в рамках учебной программы трудно выполнима. Студенты с первого курса должны заниматься хоровой деятельностью, самостоятельно петь хоровые партии в процессе освоения навыков дирижирования, петь на занятиях по сольфеджио. Поэтому в условиях реальной учебной программы можно говорить не о координационно-тренировочном этапе, а о координационно-тренировочном компоненте, как необходимом элементе каждого занятия по сольному пению.

С.П. Юдин утверждал, что для каждого вокалиста педагогические приёмы могут быть разными, но «правильный механический принцип для всех голосов - мужских и женских - всегда один и тот же».

Если мы принимаем термин «механический», то предполагается, что целостный процесс условно можно разъять на отдельные его элементы.

Одним из таких элементов является фонационное дыхание. Тренировка стереотипа дыхания без эксплуатации неокрепшего и не всегда правильно настроенного голоса студента также может дать хорошие результаты. Важно выбрать правильную модель тренировки и обозначить перечень задач, которые мы хотим решить. Подбор тренировочных упражнений должен базироваться на знании педагогом анатомо-физиологических основ фонационного дыхания. Главное его отличие от физиологического дыхания является процесс активного фонационного выдоха (Л.А. Ярославцева, Л.Б. Дмитриев). Идея моделирования фонационного выдоха состоит в следующем. Если смыкание голосовых связок служит главным условием включения активного выдоха, то любой духовой инструмент может служить как модель смыкания голосовых связок и требует также активного выдоха.

Если студенту-вокалисту предложить выдувать воздух в простейший духовой инструмент - язычковый камертон, то мы получим модель фонационного выдоха, но без участия голосовых связок. В условиях такого моделирования, не остерегаясь перегрузить голосовые связки, появляется возможность тренировать все важнейшие элементы певческого дыхания: ровность, непрерывность и продолжительность. Иногда в начальном периоде вокальной подготовки подобные инструменты могут вызывать излишнее напряжение выдыхательных мышц. Облегчённым вариантом может служить удлиненное воспроизведение буквы «с».

При формировании академического вокального звука студент должен услышать этот звук. Преподаватель обязан дать студенту послушать образцы вокальной классики, представить ему вокальный эталон академического пения. Чем богаче фонотека вокального педагога, тем лучше конечный результат. Нельзя переоценить совместное посещение вокальных концертов с последующим обсуждением и обменом мнениями. Наконец, голос вокального педагога должен быть эталоном академического пения. Иногда исполнение произведения в классе производит больший эффект, чем подробные словесные объяснения исполнительских задач.

Возвращаясь к фразе В.П. Морозова о «мышечном неудобстве», фонационное моделирование позволяет студенту под наблюдением педагога тренировать такой стереотип координации дыхания, при котором появляется ощущение мышечного комфорта, а вокальный эталон помогает студенту в освоении навыков академического пения.

Список литературы

Алмазов Е. И. О возрастных особенностях голоса дошкольников, школьников и молодёжи // Научная конференция по вопросам вокально-хорового воспитания детей подростков и юношества. - М., 1961. - C. 12-14.

Грачёва М.С. Материалы о возрастных особенностях морфологии и иннервации гортани и мягкого нёба // Научная конференция по вопросам вокально-хорового воспитания детей подростков и юношества. - М., 1961. - C. 43-45.

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2004. - 368 с.

Емельянов В.В. Методика координационно-тренировочного этапа вокальной подготовки будущих учителей музыки в педагогическом вузе: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005.

Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. - М.: ИП РАН МГК им П.И. Чайковского, 2002. - 496 с.

Новиков С.Б. Вокальная подготовка будущих учителей пения на начальном этапе // Искусство и образование. - 2011. - №4 (72). - С. 26-32.

Уколова Л.И. Влияние культурно-образовательной среды на процесс воспитания растущего человека // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - №6. - С.274-276.


Забелок Елена Борисовна, доцент кафедры вокала и хорового дирижирования Института культуры и искусств Г АОУ ВО «Московский городской педагогический университет»





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ