СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


К вопросу об отличительных особенностях церковной хоровой музыки


К ВОПРОСУ ОБ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ЦЕРКОВНОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ

Аликина Екатерина Владимировна научный руководитель, доцент кафедры вокала и хорового дирижирования Института культуры и искусств Г АОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Аннотация: статья посвящена некоторым отличительным особенностям церковной хоровой музыки и противоречиям, существующим между понятиями «богослужебная музыка» и «духовная музыка».

Ключевые слова: хоровая музыка, богослужебная музыка, церковное пение.

Исполнительская хоровая школа как художественное направление сложилась в России к концу XIX века. Традиции церковного пения, как неотъемлемой части национальной культуры способствовали выработке стройной идейнохудожественной системы.

В России до XIX в. слово «хор» вызывало прежде всего представление о церковном хоре. Ярким примером такого хорового коллектива, была деятельность Придворной певческой капеллы, олицетворявшей высочайший уровень исполнительства, но, при этом, исполнявшей преимущественно церковный обиходный репертуар. К концу XIX в. ведущее место в России занял Синодальный хор, исполнительская деятельность которого не ограничивалась только церковной музыкой. Новым явлением в композиторской школе стало стирание стилевых граней между церковными и светскими произведениями, в обогащении музыкального языка вокально-хоровыми красками, в привнесении в церковную музыку эмоционально окрашенных интонаций. Произошло смешение церковного пения со светским, для которого в большей степени существуют художественные законы музыкального искусства, но менее важны специфические законы исполнения духовной музыки, как сольной, так и хоровой. Исторический ход развития русского певческого искусства по пути чрезмерного увлечения новым композиторским стилем, имел следствием потерю сознания сущности духовного пения - автономной области певческого искусства. Это повлекло за собой стирание границ между понятиями «музыка» и «церковное пение». Тогдашние современники склонны были именно противопоставлять «музыку» и «церковное пение», несмотря на то, что оба понятия относились к церковной службе. Словом, «музыка», как известно, нередко обозначают как мирское музицирование, так и пение в церкви. Святыми отцами русского православия такое уподобление данных понятий вплоть до середины XVII в. категорически не допускалось. И в этом отношении оно выступало в качестве оппозиции по отношению ко всей мирской музыке, будь то пение или игра на музыкальных инструментах.

Понятия «богослужебное пение» и «музыка» противопоставлялись в христианском понимании, как показывают исследования В.И. Мартынова, и по своему внутреннему смыслу, и по происхождению, и по своим причинам, целям, условиям существования, средствам выражения [6, с. 94-98] «Противопоставление богослужебного пения и музыки на Руси... можно свести к противопоставлению принципа распева и принципа концерта, олицетворяющие различные типы организации мелодического материала в богослужении. Если мелодический материал, организованный на основе принципа распева, задавал единый священный ритм молитвенного дыхания, то есть, создавал непосредственное условие молитвы, то мелодии, организованные на основе принципа концерта, воссоздают игру чувств, сопровождающих молитву, то есть изображают то именно чувство, которое подразумевается в каждом конкретном слове богослужебного текста», - пишет В.И. Мартынов. В результате нарушается единообразие и порядок мелодического чина и возникает» мелодическое бесчиние».

Противоречия между понятием «богослужебное пение» и «музыка» актуальны и по нынешний день. Так, например, в предисловии к «Божественной литургии» для смешанного хора без сопровождения митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) пишет: «Несоответствие между музыкальным оформлением и внутренним содержанием богослужения характерно (и) для самих музыкальных произведений, входящих в репертуар многих церковных хоров. Некоторые композиторы XIX века, не будучи священнослужителями, не могли проникнуть в дух православного богослужения «изнутри алтаря», и поэтому их музыка иногда не соответствовала исполняемым словам или совершаемым литургическим действиям». Там же: «Пение за литургией должно отличаться особой духовной проникновенностью и быть максимально далеким от тех образцов концертной, светской музыки, которые иной раз исполняются в храмах Русской Православной церкви» [8, с. 3-4].

Г лавным признаком духовной хоровой музыки, отличающим его от светской хоровой музыки, является не музыка как вид искусства, а ее совершенно особенная, самобытная эмоциональная наполненность. Под церковным пением подразумевается особый музыкальный способ передачи богослужебных текстов. Они произносятся или в форме возгласов, или в форме чтения нараспев, или же в форме более или менее мелодически развитой, - то есть в форме пения.

Отсюда граница между пением церковным и светским. Церковное пение зависит в первую очередь от общих литургических законов.

Формирующими факторами здесь являются:

1) богослужебный текст (то есть слово), 2) богослужебный чин и 3) музыкальный элемент. Музыка способствует здесь более ясному выражению смысла и характера текста. Текст первичен, и музыка не может доминировать над словом, так как в этом случае теряется конкретность мыслей, которые заключаются в тексте и определяют звуковое оформление. Оторванная от слова музыка (независимо от типа и качества исполнения) теряет свою смысловую значимость и сохраняет только свою эмоциональную окраску, не определяемую словами.

Концепция «богодухновенного пения», получившая свое развитие в трудах Отцов Церкви, была принята и в Древней Руси после обращения ее к христианству. В опоре на нее православная музыкальная педагогика формировала у русского человека соответствующее отношение к богослужебному пению как к пению «божественному» по своему происхождению и внутреннему смыслу. Цель его - истинное восхождение к Богу в молитве и в исполнении божественной воли. Главным в богослужебном пении считалось созерцание божественного порядка и следование ему. При этом, как показывает исследование протоиерея Б. Николаева, оно отражало такие свойства Православной Церкви, как православное единство, святость, соборность, верность апостольскому учению [9, с. 15-24].

Позицию эту разделяли и Святые отцы Русской Православной Церкви, которые, следуя византийским традициям, рассматривали духовную музыку, как органичную часть богослужения. Причем в русской православной службе, как замечает И. А. Г арднер, роль богослужебного пения несравнимо большая, чем в католической церкви. Свидетельством этого, по мнению исследователя, является отсутствие на Руси так называемой «тихой обедни» («тихой мессы»), т. е. Литургии без пения. Поэтому духовная музыка Русской Православной Церкви, по словам исследователя, есть не что иное, как «одна из форм самого богослужения». И не случайно в старину, как замечает ученый, русские называли богослужение «пением» и считали, что «идти на богослужение» - это то же самое, что «идти на пение» [2, с. 61].

В отличие от богослужебного пения в музыке прежде всего видели ее «богоборческую сущность», иными словами - безбожие. Ибо, как поясняет данную позицию В.И. Мартынов, целью музыки является уже не служение Богу, а «самоуслаждение души».

Принятый ныне термин «музыка», как известно, греческого происхождения. В отечественной музыкальной культуре этот термин в разные исторические периоды имел различное содержание. В Древней Руси он, как правило, обозначался словом «мусикия», и лишь иногда в отдельных относительно поздних источниках можно встретить слово «мусика».

Будучи неразрывно связанным со словом, духовная музыка отличается от светской музыки своими формами и теми художественными законами, которые в нем действуют. Эти законы могут совпадать с общемузыкальными, но могут и не совпадать; с другой стороны, далеко не все законы светской музыки приложимы к духовной музыке.

Понятиями «духовная музыка» и «церковное пение», отнюдь не тождественны. Можно сказать, что церковное пение - это сугубая принадлежность храмового богослужебного пения, а духовная музыка-это вид музыкальных произведений не только для храмового, но и для концертного исполнения. Возможности интерпретации духовной музыки, как более широкого понятия, предполагают большую свободу для исполнителя. Здесь уместны вопросы трактовки сочинения, допускается эмоциональное исполнение духовных сочинений, использование различных хоровых и ансамблевых приемов. Исполнительская трактовка предполагает глубину и эмоциональность выразительных красок, яркость тембровой и динамической палитры. Тем не менее, при исполнении важно осознавать первичность духовного слова, его высокий смысл. Василий Кесарийский, Византийский писатель IV века писал: «Пусть язык твой поет, а ум прилежно размышляет над смыслом песнопения, дабы в пении участвовал твой дух и твой ум».

Педагогический поиск и интерес к изучению духовной музыки способствует тому, что она прочно вошла в репертуар профессиональных коллективов, учебных хоров музыкальных образовательных учреждений, детских хоровых студий и самодеятельных коллективов. И, несмотря на разницу подходов к предназначению и исполнению духовной музыки важно одно: духовная музыка звучит сегодня в храмах и в стенах концертных залов, являя собой источник духовно-нравственного обновления, приобщения к русской национальной культуре, воспитывая ум и дух подрастающего поколения.

Список литературы

Аликина Е.В. Интеллектуализация учебного процесса в хоре // Искусство и образование. - 2009. - №5. - С. 136-142.

Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: Сущность. Система. История. - Сергиев Посад, 1998. - Т. 1.

Грибкова О.В. Теория и практика формирования профессиональной культуры педагога-му- зыканта: автореферат дис. ... д-ра пед. наук / Московский городской педагогический университет. - М., 2010.

Грибкова О.В. Формирование профессиональной культуры будущего педагога-музыканта на основе компетентностного подхода // Педагогика искусства. - 2009. - №4. - С. 91-95.

Живов В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения как способ интенсификации обучения в классе дирижирования (на музыкально-педагогическом факультете пединститута: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1978.

Мартынов В.И. История богослужебного пения. - Сергиев Посад, 1994.

Мещерина Е.Г. Духовно-эстетические основания музыкального искусства средневековой Руси дис. ... д-ра филос. наук. - М., 2001.

Митрополит Волоколамский Иларион. Божественная литургия. - М., 2006.

Николаев Б., протоиерей. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения: Опыт исследования мелодии и нотации русского православного церковного пения со стороны церковно-богослужебной. - Иосифо-Волоцкий монастырь, 1995.

Уколова Л.И. Музыкальное образование как фактор духовно-нравственного воспитания в русле укрепления культуры нации // Образование и наука в современных условиях. - 2015. - №4(5). - С. 132-135.


Гончарова Оксана Петровна магистрант кафедры вокала и хорового дирижирования Института культуры и искусств Г АОУ ВО «Московский городской педагогический университет»





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ