СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Детские оздоровительные лагеря в россии: от истоков к современности


ДЕТСКИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЛАГЕРЯ В РОССИИ: ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ

Института культуры и искусств Г АОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Шляпина Елена Дмитриевна аспирант кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств Г АОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Аннотация: в статье рассматривается история и предпосылки создания детских оздоровительных лагерей в России. Отдельное внимание уделено советскому периоду и деятельности пионерской организации в СССР, а также организации досуга в современных лагерях Подмосковья.

Ключевые слова: детские оздоровительные лагеря, досуг, анимация.

В отечественной педагогике проблема организации отдыха, оздоровления и досуга детей и подростков всегда была ключевой. Вопросы творческой, интеллектуальной, социальной и экономической самореализации подрастающего поколения всегда являлись одной из главных стратегических задач развития страны [2, с. 293].

Подрастающее поколение нуждается в грамотно организованном досуговом пространстве, где в свободное от учебы время ребенок сможет проявить свою индивидуальность, реализовать свои умения и творческий потенциал, найти друзей и единомышленников, отдохнуть и отвлечься от повседневных проблем [8, 51-52].

Правильно организованный досуг в подростковом возрасте, по мнению Е.И. Григорьевой, является одним из главных факторов интеллектуального и физического развития, что способствует последующей социализации юной личности [4, с. 68].

Собрать воедино триаду «отдых-оздоровление-досуг» позволяют детские оздоровительные лагеря, которые способствуют не только общему оздоровлению организма за счет пребывания на свежем воздухе, здорового питания и активных мероприятий, но и удовлетворению возрастных и индивидуальных потребностей детей в разнообразной творческой деятельности.

Согласно Федеральному закону от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» отдых детей и их оздоровление - это «совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни» [11].

Основная цель детских оздоровительных лагерей - оздоровление детей и подростков, а также содействие образовательному, культурному и духовному развитию личности.

На протяжении истории развития человеческого общества организация досуга детей и подростков подвергалась серьезным изменениям, менялись взгляды и подходы, долгое время основные виды досуговой деятельности полностью зависели от уклада жизни общества в целом.

Так, на ранних стадиях развития социума организацию досуга детей и подростков не выделяли в отдельную сферу, деятельность носила в основном трудовой характер и являлась частью воспитательного процесса. Ярко выраженный интерес к теме организации досуга подрастающего поколения заметен у философов Древней Греции. Так Платон и Аристотель выделяют досуг как ценность, как потребность участвовать в народных гуляниях, празднованиях. В своем труде «Политика» Аристотель отмечает роль досуга относительно становления и формирования юной личности: «Вряд ли кто будет сомневаться в том, что законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этот предмет находится в пренебрежении, и сам государственный строй терпит оттого ущерб» [6].

В России досуговая деятельность берет своё начало в истории массовых празднеств и зрелищ, становление которых в свою очередь уходит в глубь веков. В плане своего исторического развития российская анимация прошла собственный своеобразный путь. На Руси досуговая деятельность выражается в самобытной культуре, в обычаях и традициях, притчах, ритуалах, былинах, сказаниях и пр. Принятие на Руси христианства привнесло серьезные изменения в сферу досуга - языческие ритуалы искоренялись, насаждались религиозные обряды и празднества. Такое переплетение язычества и православия нашло свое отражение в русской культуре праздника - взять хоть ни на что не похожую, самобытную и уникальную, русскую Масленицу. Одновременно с этим, основываясь на византийских традициях, на Руси развивается зодчество и живопись, распространяется грамота, появляются первые образцы древнерусского книгописания [3].

Деятельность Петра I положила начало серьезным изменениям досуговой сферы, добавив в анимацию светской роскоши и масштаба. Первые дискуссионные клубы, ассамблеи, культура массовых праздничных гуляний, распространение грамотности и культуры чтения - все это привнесло в русскую культуру свежий европейский дух и перенесло анимационную деятельность на новый уровень.

Особое место в истории становления досуга в России занимает семидесятилетний советский период, который изменил сферу культуры до неузнаваемости - сильнейшая идеология, повсеместное приобщение к грамотности, повышение уровня жизни общества, распространение самодеятельного народного творчества, развитие внешкольного образования.

Известный деятель народного образования прошлого века В.И. Чарнолус- кий говорит о том, что внешкольное образование - это целостная работа различных образовательных учреждений, которые ставят перед собой цели эстетического и интеллектуального развития населения [7].

Внешкольное образование возникает в России в конце XIX века и прослеживается в работе клубов по интересам, мастерских, первых летних оздоровительных лагерей-колоний и детских обществ. Один из первых таких детских клубов был организован Московским педагогом-экспериментатором и сторонником педагогики сотрудничества С.Т. Шацким. В 1909 им было создано общество «Детский труд и отдых» - по своей сути детский сад для малообеспеченных, функционирующий на основе самоуправления, в 1911 году создана одна из первых детских летних трудовых колоний «Бодрая жизнь».

В 1917 году четко определена роль и перспектива развития внешкольного образования, при Народном комиссариате РСФСР создается отдел, занимающийся внешкольным образованием, и уже в 1918 году начинает свою работу первая внешкольная организация. Одновременно организуется внеклассная работа в школе, происходит организация отдыха детей в каникулярный период, растет численность Дворцов пионеров и Станций юных туристов [1].

В СССР функционировало до 40 тысяч пионерских лагерей, где ежегодно отдыхало около 10 миллионов детей. С пионерами в детских лагерях в Советском Союзе работали пионерские вожатые, руководители пионерской дружины или отряда в школе.

Смены в пионерских лагерях организовывались для пионеров и октябрят от 7 до 15 лет, с 1 по 9 класс на период школьных каникул, а некоторые из лагерей были открыты для детей в течение всего года [5].

Среди разнообразия пионерских лагерей можно выделить следующие типы: загородные, санаторные (для ослабленных и больных детей), городские (дневные), колхозные, оздоровительные, спортивные, военно-спортивные, туристские, профильные (юных техников, натуралистов и др.), лагеря труда и отдыха.

Самые крупные из пионерских лагерей:

Всесоюзный пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Артек» (Крымская область, УССР);

Всероссийский пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Орленок» (Краснодарский край, РСФСР);

Всесоюзный пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Океан» (Приморский край, РСФСР);

Республиканский пионерский лагерь «Зубренок» (Минская область, БССР).

После распада СССР часть бывших пионерских лагерей были преобразованы в детские оздоровительные лагеря, многие пионерские лагеря прекратили свое существование полностью или в качестве места отдыха для детей.

В связи с отказом от советской идеологии сейчас активно идет поиск новых форм отдыха, но, по мнению С.А. Шмакова, потеряно организующее начало воспитательной работы. Автор предлагает сохранить структурные традиции пионерии - построение и самоуправление детских временных коллективов, организаторскую деятельность и наполнить досуг новым содержанием [9].

Детские оздоровительные лагеря имеют преимущества перед другими формами внешкольной работы с детьми. Во-первых, это проживание детей отдельно от привычной домашней среды в группе сверстников. Также ребята привыкают к самостоятельности, самообслуживанию и работе в коллективе, ежедневно укрепляя свое здоровье в тесном контакте с природой. Все это помогает развиваться и раскрываться как личности.

Наличие достаточно большого числа видов деятельности, возможность их свободного выбора и составление индивидуальной программы в сочетании с четким определением количества обязательных занятий и распорядка их посещения создают удачную комбинацию индивидуального и коллективного подхода в организации образовательно-воспитательного процесса. При правильно организованной деятельности детский оздоровительный лагерь располагает благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания ребенка.

В Москве сейчас представлен достаточно большой выбор всевозможных лагерей для детей разных возрастов, где каждый ребенок сможет найти досуг по своему вкусу.

Один из популярных лагерей среди детей - лагерь активного отдыха «Большое Приключение». Организаторы авторской программы - известные российские путешественники Дмитрий и Матвей Шпаро, которые разработали особые программы активного отдыха для детей от 8 до 17 лет. В 2007 году программы лагеря «Большое Приключение» получили Гран-при на Всероссийском конкурсе программ летнего отдыха. В программе лагеря активный пеший и велотуризм, сплав на каяках, спортивное ориентирование, тимбилдинг, кве- сты, многодневные путешествие-трекинги и многое другое [14].

Большой популярностью пользуются языковые лагеря. Так, например, детский лагерь E-camp занимается организацией детского досуга, где важной составляющей программы является изучение английского языка. В спокойной непринужденной обстановке английский язык изучается быстрее и успешнее. Ребят учат не только говорить на английском языке, но и думать по-английски.

В программе лагеря - театр на английском, спортивные соревнования, дискотеки, игры и конкурсы, ежедневные языковые занятия, соответствующие уровню подготовки каждого ребенка [13].

Еще один яркий пример Подмосковных лагерей - детский творческий лагерь «Созвездия», где реализуются авторские программы оздоровительного и образовательного отдыха для детей от 6 до 16 лет. Детей ждет насыщенная культурно-развлекательная программа: развивающие спортивные мероприятия, тематические ролевые и бизнес игры, веревочные курсы, более 25 мастерских и мастер-классов, школа актерского мастерства, танцевальные и музыкальные конкурсы, ток-шоу и викторины.

Вот уже несколько лет в лагере в рамках творческой смены работают профильные отряды - для лидеров и старших активистов, которым нравится помогать вожатым, проводить викторины и конкурсы, играть с младшими отрядами разработана стажерская смена, где подросток каждый день узнает о том, как провести самый интересный квест, что такое «экватор» смены, как организовать вечернее КТД и многое другое. Для желающих в будущем стать бизнесменом разработана «Бизнес-смена» - в программе финансовые игры, тренинги на профориентацию, основы тайм-менеджмента, лидерские тренинги и прочее £12].

Самый известный лагерь СССР, которые знают многие дети и взрослые не только в России, но и за рубежом - легендарный «Артек». 16 июня 2015 года «Артеку» исполнилось 90 лет. Это юбилейный год и год рождения нового «Артека». Сейчас «Артек» - это Международный детский центр, который за год принимает около 20 тысяч человек. Для детей в «Артеке» работает 16 различных студий детского творчества, собственное телевидение, профильные отряды, детское экскурсионное бюро, 5 студий-музеев, множество спортивных площадок, залов и кортов, собственная школа [10].

При организации работы детского лагеря необходимо помнить, что самой главной задачей детских лагерей является оздоровление детей в широком смысле этого слова, которое невозможно без создания благоприятного климата в детском коллективе, без организации разнообразной творческой деятельности, способствующей духовному, интеллектуальному и физическому развитию ребенка. При этом важно осознавать, что любая деятельность должна соответствовать интересам конкретного ребенка, стимулировать творчество и самостоятельность, допускать возможность выбора способов достижения заданных целей, способствовать удовлетворению потребностей личности в самоутверждении.

Список литературы

Вараксин В.Н. Организация отдыха и досуговой деятельности детей. - М.: Школьная Пресса, 2006. - 96 с.

Ганьшина Г.В. Самоуправленческие структуры студентов Москвы в системе организованного отдыха молодежи: опыт 1970-1980 гг. / Г.В. Ганьшина, Е.В. Бабаева // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №5-1 (58-1). - С. 293-301.

Ганьшина Г.В. Развитие социально-культурной анимации в России // Экономика и предпринимательство / Г.В. Ганьшина, Е.Д. Шляпина. - 2015. - №6-3 (59-3). - С. 49-52.

Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности / Е.И. Григорьева [и др.]. - Тамбов, 2014. - 512 с.

Документы ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ о работе Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. - 3-е изд. - М., 1970. - 666 с.

Педагогические воззрения Платона и Аристотеля. - Пг.: Школа и жизнь, 1916.

Чарнолуский В.И. Основные вопросы внешкольного образования в России // Русская школа. - 1908. - №8.

Шляпина Е.Д. Организация досуга подростков средствами социально-культурной анимации / Е.Д. Шляпина // Социально-гуманитарные науки: история, теория, практика: Сб. тр. конф. - М., 2015. - С. 51-52.

Шмаков С.А. Загородный летний детский лагерь // Летний детский отдых / под ред. Г.Л. Шереш. - Мозырь: Содействие, 2008. - С. 232.

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.artek.org/

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=1829

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.deticamp.ru/

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.edcamp.ru/

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: pro-camp.ru/


Ганьшина Галина Васильевна канд. пед. наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ