СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Профессиональная составляющая русской духовной музыки (исторический аспект


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Аннотация: в статье анализируются духовные основания пения как отражения душевного состояния и возвышенных чувств человека. Описываются периоды развития духовной музыки христианской традиции.

Ключевые слова: духовная музыка, историческая периодизация духовного пения, природные основы пения, профессионализм.

О высоком достоинстве музыки и пения и о их благотворном влиянии на людей много говорят, пишут философы, педагоги и музыканты всех времен. Музыка, и особенно пение очень близко подчинены нашему духовно-внутреннему устройству, что служит наилучшим средством для выражения наших чувств. Пением мы выражаем восторг нашего духа, радость, глубокое душевное состояние, самые благороднейшие, возвышенные и святые чувства, которые в человеческом языке не находят себе соответственных слов и выражений.

С церковной точки зрения способность к пению является отличительной чертой только разумных существ - ангелов и людей. Ангелы представляются сонмом, разделены на лики или хоры, поющие хвалу триединому Богу. Пение совместно с речью есть средство к выражению высоких чувств, свойственных нашей природе.

В Священном Писании говорится, что еще до сотворения человека, лишь только появились на тверди светила небесные, - «все ангелы восхваляли Творца велиим гласом» (Иов. 38, 7). В честь рождения Христа Спасителя Вифлеемские пастухи видели множество ангелов небесных, восхваляющих новорожденного младенца словами: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в чело- вецех благоволение» (Лук. 2,13-14). В Новозаветной Церкви начало церковного пения освящено примером Христа Спасителя, Который окончил Тайную Вечерю пением псалмов: «И воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мф. 26, 30; Мк. 14, 26). Это пение Спасителя с учениками и есть начало всего новозаветного богослужебного пения.

Современное апостолам пение псалмов, гимнов и духовных песней было дальнейшим шагом его развития. О богослужебном пении двух первых веков христианской Церкви сохранилось очень мало сведений [1, с. 8-12]. Миланский эдикт (313) святого императора Константина Великого превращает христианство из религии, гонимой в религию официальную и государственную. Вместо катакомб и подземных служений на гробах мучеников отныне воздвигаются величественные храмы, в которых совершается богослужение. Вместе с внешним усилением растет и внутреннее благоустройство Церкви, что проявляется, в частности в усовершенствовании богослужения, которое начинает принимать все более и более торжественный характер, а это не могло не повлечь и изменения в богослужебном пении, приобретающем все более и более сложные формы.

Второй период развития христианского пения характеризуется, прежде всего, появлением в Церкви особого института специально подготовленных и обученных певцов-профессионалов. Правило (15) Лаодикийского собора (367) гласит: «Кроме певцов, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым петь в церкви». И хотя Вальсамон несколько смягчает это положение, добавляя, что «подпевать же не запрещено простым, но они должны петь только то, что написано в церковных книгах» [4, с. 19]. В 1193 году Вильсамон был возведен на Антиохийскую патриаршую кафедру. По поручению Византийского императора Мануила и Константинопольского патриарха Михаила III он написал «Изъяснение святых и божественных правил». Все же остается непреложным факт профессионализации богослужебного пения, что было благословлено Церковью через соборное постановление. Отныне певцы стали поставляться в свое служение малым посвящением и особой молитвой. В отличие от поющего народа они представляли собой некую организацию со своим началием и подчинением.

В этот период начинается развитие христианского богослужебного пения, которое характеризуется появлением в церкви особого института - специально подготовленных и обученных певцов-профессионалов. Старший управитель правого и левого хора назывался протопсалтом, а певец, в обязанности которого входило пение самогласных стихир, назывался ламподарием. Во время служения певчие облекались в белые стихари и размещались на двух клиросах (с этого времени певцы стали поставляться в своем служении малым посвящением и особой молитвой). Помимо храмовых певчих известны были певчие придворные -доместики (учителя) а также магистры (сочинители). Эта традиция «царского пения» спустя века была воспринята на Руси в стройной и совершенной системе осмогласия (восеми гласов) преподобного Иоанна Дамас- кина (680-776 гг.). Преп. Иоанн Дамаскин явился творцом Октоиха [4, с. 46-47].

Четвертый век следует считать веком усиленной деятельности по благоустроению церковного пения. Св. Иоанн Златоуст благоустрояет пение Церкви Константинопольской, св. Василий Великий - в Кесарии Малоазийской, св. Ефрем Сирин - в Сирии Палестинской, св. Афанасий Великий - в Церкви Александрийской, св. Амвросий - в Церкви Миланской. Таким образом, к концу VIII века осмогласное пение, основательно установленное в IV в. св. Иоанном Златоустом, было уже достаточно и многосторонне разработано. В VIII в. форма и содержание богослужебного пения Восточной Церкви были завершены величайшим песнотворцем св. Иоанном Дамаскиным. Окончательно сложившийся и утвердившийся в богослужебной практике, принявший единообразный облик тип осмогласия сохраняется в богослужении и доныне [5, с. 106-108].

Традиционной датой принятия христианства, пришедшего из Византии на Русь, принято считать 988 год. Одной из причин принятия греческой веры был рассказ послов, вернувшихся в Киев, которые поведали князю Владимиру: «были мы и у греков, нас повели в храм, в котором они служат своему Богу. Во время службы мы не понимали, где мы находимся; там ли, на небе ли, здесь, на земле. Мы не в силах даже рассказать о святости и торжественности греческого богослужения; но мы вполне уверены, что в греческих храмах присутствует сам Бог вместе с молящимися и что греческое богослужение лучше, чем все остальные. Нам никогда не забыть этого величественного литургического служения». На это бояре заметили: «Если бы закон греческий не был лучше всех, то бабка твоя княгиня Ольга, мудрейшая из всех людей, не приняла бы его» [6]. С принятием христианства на Руси стали возводиться и благоустраиваться новые храмы. С царицею Анной прибыл в Киев целый клир греческих певцов, называющийся царицыным. Приглашаются из Византии талантливые зодчие, художники и регенты (головщики), учителя церковного пения. Все эти мастера способствовали зарождению новых видов архитектуры, живописи, музыкального искусства, церковного пения. Церковь становится центром культуры и образования Руси, начинает активно развиваться певческое (хоровое) искусство.

Степенная книга (памятник Русской исторической литературы. Составлена в 1560-1563 гг. митрополитом Афанасием. Содержит систематическое изложение русской истории от князя Владимира до Ивана IV по материалам летописей хронографов, родословных книг) сообщает о приходе в Киев трех греческих певцов «с роды своими» при князе Ярославе в 1053 г [5, с. 87]. А около 1130 г. из Греции же пришли к князю Мстиславу певцы для обучения русских пению. Деятельность всех этих учителей привела к быстрому появлению и скорому росту уже собственных русских мастеров пения. Так, Лаврентьевская летопись упоминает о целом дворе доместиков (придворных певцов), находящемся в соседстве с Десятинной церковью в конце XI в. Из киевских же доместиков известен Стефан, ученик преподобного Феодосия (тоже хорошо знавшего певческую премудрость), и его преемник в качестве игумена Киево-Печерской лавры (с 1047 г.) [2, с. 43].

Очевидно, что совершенно исключительной личностью был новгородский доместик иеродиакон Антониевского монастыря Кирик - человек энциклопедических знаний. Ему принадлежит первый дошедший до нас математический труд: «Учение, им же ведати человеку числа всех лет» (1136). Весьма знаменательным является сочетание мастерства пения с мастерством исчисления в одном лице. Из русских мастеров пения известен также владимирский доместик Лука (XII в.). Выражение летописи «Луцина чадь» дает основание некоторым исследователям предполагать активную педагогическую деятельность Луки, обучающего множество учеников певчих.

Таким образом, богослужебное пение на Руси сразу же становится уделом профессиональных, специально подготовленных людей. Это подтверждает и постановление Собора 1274 г., выразившего желание, чтобы церковное чтение и пение отправлялись людьми обученными и знающими нотную грамоту.

Список литературы:

Вознесенский И. Протоиерей. Общедоступные чтения о церковном пении [Текст] / И. Вознесенский, Протоиерей // О церковном пении / ред.-сост. О.В. Лада. - М.: Талан, 1997. - С. 8-12.

Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви [Текст] / И.А. Гарднер. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 1998. - 498 с.

Книга правил святых Апостол, святых соборов вселенских и поместных, и святых отец. Ре- притное издание. - Сергиев-Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. - С. 19.

Мартынов В.И. История богослужебного пения [Текст] / В.И. Мартынов. - М.: АНС; Русские огни, 1994. - 240 с.

Матвеев Н.В. История русского церковного пения [Текст] / Н.В. Матвеев. - М.: Братство св. кн. А. Невского, 1998. - 287 с.

Художественная проза Киевской Руси XI-XIII. Повесть временных лет [Текст] / сост., переводы и примеч. И.П. Ерёмина и Д.С. Лихачёва. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. - 370 с.


Воронко Марионила Алексеевна магистрант кафедры музыкального образования, музыковедения и инструментального исполнительства Института культуры и искусств Г АОУ ВО «Московский городской педагогический университет»





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ