СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Фомирование музыкальной культуры начинающих саксофонистов


ФОМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ НАЧИНАЮЩИХ САКСОФОНИСТОВ

Терехин Павел Игоревич аспирант кафедры музыкального образования, музыковедения и инструментального исполнительства Института культуры и искусств Г АОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Аннотация: в статье анализируются особенности музыкально-творческого развития начинающих саксофонистов как основы формирования их музыкальной культуры. На основе классических и современных идей детского музыкального творчества проецируется обучение импровизации, в том числе джазовой, значительно повышающей мотивацию к обучению. Описываются слухо-моторные модели освоения импровизационных приемов игры на саксофоне.

Ключевые слова: музыкально-творческое развитие, слухо-моторные модели, художественно-эстетические представления, музыкальная культура саксофониста.

Музыкально-творческое развитие учащихся - одна из кардинальных проблем, решение которой во многом определяет эффективность занятий музыкой. Мы понимаем музыкально-творческое развитие как комплексный результат накопления слухового, исполнительского и сочинительского опыта учащихся в процессе обучения музыке. Более того, предполагается, что накопленный опыт музыкальной деятельности в ее основных разновидностях в процессе обучения будет постоянно прирастать и оказывать не только музыкальный, но и личностно-развивающий эффект. Рассмотрим эту проблему с позиций классической, а также современной отечественной и зарубежной школы, а также попробуем спроецировать теоретические идеи на работу с начинающими в классе саксофона.

В отечественной музыкальной педагогике существуют две классические концепции музыкально-творческого развития детей, принадлежащие Б.Л. Яворскому и Б.В. Асафьеву. В соответствии с первой навыки музыкальнотворческой деятельности формируются у детей поэтапно. Речь идет о 5 этапах «Введения в творчество», разработанных Б.Л. Яворским (накопление впечатлений; спонтанное выражение творчества; индивидуальные двигательные, речевые и др. импровизации; простые композиции -одноголосные песни, стихи и пр.; собственно музыкальное творчество - песни, пьесы для фортепиано и пр [1]. По сути, Б.Л. Яворский разработал технологию музыкально-творческого развития учащихся и конкретизировал алгоритм ее реализации. Инновационная музыкально-образовательная концепция Б.Л. Яворского по своему содержанию и направленности намного опередила свое время, а основные ее положения не только не утратили своей актуальности, но приобрели еще более большую остроту в связи с недостаточной разработанностью проблемы детского музыкального творчества в современных программах и учебниках по музыке для системы общего и дополнительного музыкального образования.

Концепция музыкально-творческого развития Б.В. Асафьева предполагает развитие «способности изобретения и комбинирования материала». Речь идет о сочинении подголосков и вариаций, фигураций, ритмического аккомпанемента, вступлений к песням, пьесам или их окончаний, т.е. «элементах» творчества, которое следует за слушанием (по Асафьеву - «наблюдением») музыки и ее исполнением. Именно музыкальное творчество, которое и сегодня считается самым сложным видом музыкальной деятельности, Б.В. Асафьев считал высшим видом «музыкальной самодеятельности» учащихся.

Что касается современной интерпретации идей музыкально-творческого развития обучающихся, то эта задача, по сути, была лишь поставлена, но не решена в программе Д.Б. Кабалевского. Убедительная попытка решить проблему музыкально-творческого развития учащихся была сделана В.О. Усачевой в программе по музыке (созданной совместно с Л.В. Школяр и В.А. Школяром). Она предложила метод «сочинения сочиненного», применение которого дает ребенку возможность с помощью педагога самостоятельно пройти путь, которым следовал автор музыки.

В этой связи отметим характерную особенность содержания и организации музыкального образования за рубежом, заметно отличающую его от отечественного музыкального образования. Речь идет о триаде «композитор - исполнитель - слушатель», составляющей тематическое направление в программе Д. Б. Кабалевского. Эта триада, характеризующая путь музыкального произведения от ее создателя к слушателю, дополняется цепочкой «слушание - исполнение - сочинение», характеризующей основные виды деятельности обучающихся музыке. Причем, в данном случае проявляется логика «от простого к сложному» и самым сложным, конечно, считается сочинение музыки. В понимании наших зарубежных коллег, сочинение - это, прежде всего, свободная музыкальная импровизация, т.е. сочинение музыки в процессе исполнения. Это понимание идет от К. Орфа и до сих пор питает творческую мысль зарубежных педагогов-музыкантов.

В свете высказанного рассмотрим возможности и пути освоения импровизации как важного показателя музыкально-творческого развития начинающих в классе саксофона. В настоящее время он является наиболее популярным инструментом как у начинающих музыкантов, так и у профессионалов, которые уже освоили один духовой инструмент (обычно - кларнет). Имея широкий диапазон звучания и большие технические возможности, он используется как в классической, так и в джазовой музыке, а значит тесно связан с импровизацией.

Занятия на саксофоне - достаточно габаритном и тяжелом по весу инструменте - начинаются в подростковом возрасте, когда организм обучающегося готов к физическим нагрузкам. К этому времени учащиеся-подростки заметно взрослеют, становятся психологически развитыми и чуткими к отношениям со сверстниками, своему статусу в коллективе, задумываются о собственных достоинствах и возможностях творческой самореализации.

В младшем школьном возрасте они, как правило, уже обучались на каком- либо духовом инструменте - кларнете или блок-флейте. Однако к 4-5 классу у них появляется возможность начать играть на саксофоне - более современном, востребованном эстрадно-джазовом инструменте. Получается, что, имея определенные навыки игры на одном духовом инструменте, подростки начинают обучение на другом, т.е. снова оказываются в положении начинающих.

Это обстоятельство, на первый взгляд, отрицательно влияет на подростков, уже вышедших из категории начинающих и вряд ли стремящихся снова в ней оказаться. Однако это же обстоятельство имеет и положительный эффект, поскольку повзрослевшие дети становятся сознательнее и быстрее осваивают азы игры на саксофоне. При этом они мотивированы на «умелость» и хотят доказать это учителю, сверстникам и самим себе в процессе обучения на новом инструменте. А учитывая джазовые возможности последнего, обучение на саксофоне получает дополнительную мотивировку и способствует повышенной заинтересованности подростков в его результатах. Вследствие этого подростки успешно проходят начальный период обучения, а педагог делает все необходимое, чтобы поддержать высокую мотивацию обучающихся и помочь им быстрее освоить азы исполнительства на саксофоне.

Все это создает специфические условия обучения, стимулирует его результаты и личностно-формирующий эффект. Именно поэтому представляется вполне правомерной постановка проблемы формирования музыкальной культуры обучающихся, отражающей их инструментально-исполнительские и личностные достижения. Мы понимаем музыкальную культуру учащихся-сакс о- фонистов как интегративное личностное качество, в основе которого комплекс художественно-эстетических представлений об инструментальном звучании и приемах его достижения, включая способность к интерпретации музыкального материала и импровизации - сочинению музыки в процессе исполнения.

Основными составляющими музыкальной культуры учащегося-саксофо- ниста являются:

1) художественно-эстетические представления; 2) средства их реализации в живом звучании (дыхание, звукоизвлечение, штрихи, динамика, агогика); 3) слухо-моторные модели, направленные на освоение наиболее востребованных приемов исполнения на саксофоне, необходимых для освоения специального музыкального репертуара и переложений для этого инструмента.

Нами разработаны типы слухо-моторных моделей поэлементного и последовательного освоения инструментально-исполнительских приемов игры на саксофоне, которые основаны на обыгрывании: гаммообразного движения; различных интервальных сочетаний и последовательностей; ритмических фигур; мелодических формул; разнообразных штрихов; комплексных ритмо-мелодических формул, включающих элементы предыдущих типов в различном их сочетании.

Названные типы слухо-моторных моделей отражают процесс последовательного освоения начальных приемов игры на саксофоне. Одновременно слухо-моторные модели способствуют формированию определенных инструментально-исполнительских умений, которые в процессе обучения превращаются в устойчивые навыки. Последние обеспечивают легкость и удобство в освоении различных произведений учебного репертуара для саксофона, а также способствуют приобщению юного саксофониста к импровизациям на инструменте, которые необходимы для исполнения джазовых произведений.

Таким образом, слухо-моторные модели приобретают универсальное значение как базовые приемы освоения инструмента с учетом богатого спектра его исполнительских возможностей и репертуара - академического и джазового. Именно поэтому разработанные слухо-моторные модели всех типов требуют тщательной экспериментальной апробации, что в настоящее время осуществляется на базе кадетского музыкального корпуса №1770 г. Москвы. Экспериментальное подтверждение целесообразности освоения слухо-моторных моделей начинающими саксофонистами позволит оптимизировать работу с ними по пути к намеченной цели - формированию музыкальной культуры как интегративного личностного качества обучающихся в процессе их музыкально-творческого развития в классе саксофона.

Список литературы:

Бодина Е.А. Идеи музыкального образования от Платона до Кабалевского [Текст] / Е.А. Бо- дина. - М.: 11-й формат, 2013.

Иванов В.Д. Школа академической игры на саксофоне [Текст] / В.Д.Иванов. - М.: Из-во М. Дикого, 2003.

Как учат музыке за рубежом [Текст]. - М.: Классика - XXI, 2009.

Михайлов Л.Н. Школа игры на саксофоне [Текст] / Л.Н. Михайлов. - М.: Музыка, 1975.

Говоров С.В. Преемственность в освоение начальных навыков игры на блок-флейте и сак- софоне/музыкальная культура и образование: теория, история, практика [Текст] / С.В. Говоров. - М.: МГПУ, 2015 - 170 с.


Бодина Елена Андреевна научный руководитель, д-р пед. наук, профессор кафедры музыкального образования, музыковедения и инструментального исполнительства Института культуры и искусств Г АОУ ВО «Московский городской педагогический университет»





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ