СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Воздействие ритма на человека


ВОЗДЕЙСТВИЕ РИТМА НА ЧЕЛОВЕКА:

ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ

Князева Галина Львовна научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры музыковедения, музыкального образования и инструментального исполнительства

Института культуры и искусств Г АОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Аннотация: в данной статье рассмотрен ритм и его значение в представлении великих мыслителей древности, а также особенности воздействия звуковых колебаний с частотами 432 Гц, 440 Гц и ритмов современной музыки на здоровье и эмоциональное состояние человека.

Ключевые слова: ритм, темп, частота, гипнотическое воздействие.

Стремительное движение нашей жизни привлекает внимание к категориям ритма и темпа, побуждает осмыслить их влияние на человека и изучить мысли об этих явлениях в исторической ретроспективе. В Большой Советской Энциклопедии дается следующее определение ритма: «Ритм (греч. rhythmos, от rheo - «теку») - воспринимаемая форма протекания во времени каких-либо процессов, основной принцип формообразования временных искусств (поэзия, музыка, танец и др.)» [1]. В Современной энциклопедии раскрывается понятие ритма в музыке: «Ритм (греч. rhythmos, от rheo - «теку») - временная организация музыкальных звуков и их сочетаний» [6].

Наша жизнь подчинена законам ритма, так как он, наряду с другими элементами устройства Вселенной, символизирует гармоничное начало всего сущего. Каждое утро новый день диктует нам новый ритм жизни, доказывая тем самым, что «все течет, все меняется» (Гераклит). Так как, по словам Аристотеля, «движение есть жизнь» [5, с. 163-168], жизнь не стоит на месте, а движется в определенном темпе развития и постоянно претерпевает изменения. Поймав нужный темп и ритм, можно добиться значительных результатов в любой деятельности.

«Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма», - писал знаменитый швейцарский педагог Э. Жак-Далькроз [4]. Ритм неразрывно связан с понятием времени. Если мы бегаем медленно, то, поймав этот ритм, мы воспринимаем мир в медленном режиме. Прибавив темп, поймав быстрый бег, начинаем ощущать, как мир ускоряется, и движемся вслед за ним. Находясь в разных частотах вибраций, человек находится в разном ритме видения мира, и, соответственно, пребывая в той или иной частоте вибраций, настраивается на определенный ритм. Удачно подобранный ритм жизни позволяет привести себя в гармонию с природой, с окружающим миром и с самим собой.

Ритм пронизывает все сферы жизни:

ритмы в космическом пространстве (вращение Земли вокруг Солнца, вокруг своей оси - смена дня и ночи, смена времен года);

ритмы нашего тела (частота сердцебиения, пульс, дыхание, жизненные биоритмы);

ритмы в повседневной жизни (стук колес, стук каблуков);

ритмы в природе (стук дятла, капли дождя, град, ветер, волны, природные катаклизмы);

ритмы в искусстве (поэзия, живопись, театральное искусство, музыка).

Понятие ритма имеет существенное значение в философии. Идеи выдающегося математика и философа Пифагора (VI в. до н.э.) о космическом значении музыки отразились в учении пифагорейцев о гармонии сфер. Согласно их представлению, число лежит в основе всех вещей. Математические закономерности проявляются в движении звездного неба, весь космос есть не что иное, как «гармонически устроенное и музыкально звучащее тело, где движение небесных тел создает прекрасную музыку» [9, с. 18—19]. Единство музыки, поэзии и танца помогает реализовать гармоничное воспитание души и тела человека, обеспечить единство внутреннего и внешнего и выработать эвритмию (греч. eйpи0p^a - уравновешенность (элементов), слаженность, соразмерность, гармоничность).

«Музыкальный ритм - категория, отражающая Время, которое, по древнему изречению:

Самое быстрое и самое медленное,

Самое долгое и самое короткое,

Самое близкое и самое далекое,

Чем больше всего пренебрегаем И о чем больше всего сожалеем...» [3, с. 178-179].

Еще древнегреческий мыслитель Платон (V в. до н.э.) писал: «Музыкальное воспитание - более действенное средство, чем все другие, потому что ритм и гармония находят свой путь в глубину души... Нужно избегать введения нового рода музыки - это подвергает опасности все государство, так как изменение музыкального стиля всегда сопровождается влиянием на важнейшие политические области» [5, с. 157-163].

Музыка античной Греции неразрывно связана со сценическим искусством, танцем, ритмикой, поэзией. Через танец она связывалась с пластикой и живописью, через пение - с поэзией и красноречием [8, с. 238]. Этим объясняется тот факт, что в древнегреческой музыке ритм преобладал над мелодией. Аристотель (IV в. до н.э.) считал высшим видом искусства поэзию и музыку. «Ритм и мелодия, - как утверждал мыслитель, - содержат в себе ближе всего приближающиеся к реальной действительности отображения гнева и кротости, мужества и умеренности и всех противоположных им свойств, а также прочих нравственных качеств» [5, с. 163-168].

Не только греческая, но и индийская философская традиция обращалась к категории ритма. Вся ведическая философия написана в стихотворной форме, то есть в определенном размере и ритме. Веды (санскр. veda - «знание») - древнейшие памятники индийской литературы на древнеиндийском (ведийском) языке, являющиеся важнейшим источником для изучения религиозных представлений и философских идей древних индийцев. Основной частью Вед являются сборники мантр, к которым примыкают тексты, являющиеся комментариями к ним. Древние ведические мантры также исполнялись в определенном ритме. На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны. Индуистская религиозная традиция считает Веды несотворенными человеком, вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству через святых мудрецов [6].

Издавна установлено, что ритм - мощный источник воздействия на человека. Известные ритмы 2/4, 3/4, 4/4, 6/8 и т. д. имеют прямое соответствие ритмам жизненных процессов в организме. Музыкальные стили, использующие эти ритмы, содействуют восстановлению порядка, гармоничному развитию [2].

Человек в каждом из своих состояний (радости, грусти, покоя) находится в определенном «ритме» и этот «ритм» задает частоту колебаний, с помощью которой мы воспринимаем мир. Звуковые колебания с частотой в 432 Гц благодаря своей целебной энергии благотворно влияют на организм человека, так как этот строй считается чистым тоном математической основы природы, известный еще со времен великих мыслителей античности (Пифагор, Платон, Аристотель, Гиппократ), считавших музыку важнейшим средством воздействия и исцеления. Известны способности звучания музыкальных инструментов влиять на работу внутренних органов. Древние египетские инструменты были настроены именно на частоту 432 Гц. Есть предположение, что инструменты бога музыки и хранителя Амброзии Орфея были также настроены на 432 Гц. Величайший скрипичный мастер Антонио Страдивари создавал свои инструменты именно в настройке на 432 Гц. Этот стандарт был выбран по принципам Золотого сечения Пифагора с учетом натуральных циклов и вибраций Вселенной. Резонанс, создаваемый музыкальными инструментами, настроенными на правильную частоту, совпадает с резонансом внутренних органов, тем самым излечивая и восстанавливая работу больных органов.

Первая попытка массово изменить волны произошла в 1884 году, но усилиями Дж. Верди прежний строй сохранился, после чего и стали именовать настройку «Ля» = 432 Гц «Вердиевским строем». Около 1940 г. власти США повсеместно ввели настрой в 440 Гц, и в 1953 году он стал ISO («Международная Организация по Стандартизации») основным. 440 Гц являются неестественным стандартом настройки. Музыка на основе этой частоты конфликтует с энергетическими центрами человека, не гармонирует ни на одном уровне и не соответствует естественной вибрации, космическому движению и ритму. Музыкальная индустрия использует введение этой частоты для влияния на население [7].

По мнению болгарского психолога Г.К. Лозанова ритм - как одно из средств музыкальной выразительности - сильно воздействует на активность работы мозга [2]. Ученый пришел к выводу, что музыкальный темп, равный 60 ударам в минуту, на шесть процентов усиливает так называемую, альфа- активность мозга, связанную с расслаблением и при этом уменьшает бета-активность мозга, отвечающую за активность и бодрствование. Таким образом, при прослушивании музыки с темповым измерением в 60 уд/мин, человек начинает погружаться в расслабленное медитативное состояние сознания [2].

Ритм - это первое, что мгновенно и неосознанно находит отклик в нашем теле. Темпо-ритм прослушиваемой музыки входит в резонанс с ритмом мозговых структур. Любая музыка, воздействуя на мозговые колебания, изменяет эмоциональное состояние слушателя, тем самым, вольно или невольно, вводит его в измененное состояние сознания (транс). Одни мелодии делают это быстрее, другие медленнее. Большое значение здесь играет частота, амплитуда, ритмичность. Например, ди-джей, варьируя музыкальные частоты, может повергнуть публику и в эйфорическое состояние расслабленности и наоборот, взбудоражить, заставить людей выпустить всю энергию вовне.

В качестве примера влияния ритма на организм можно привести гипнотическое искусство шамана, который совмещает ритмичные удары бубна с импульсами головного мозга. Впоследствии человек, на которого было направлено гипнотическое воздействие, становится чрезвычайно внушаемым и восприимчивым к ритуальным действиям.

Каждому времени соответствует свой ритм, свой темп, своя скорость движения. Аристотель говорил: «Всегда нужно остерегаться введения нового типа музыки как возможной опасности для всего государства, так как изменение стиля музыки всегда сказывается на важнейших аспектах политического уклада» [5, с. 163-168].

С каждым десятилетием ритмы музыки становятся все быстрее и агрессивнее. Это продиктовано влиянием многих, особенно ощутимых в крупных мегаполисах, факторов современной жизни. Если раньше танцевальной музыкой считались фокстрот и степ, а затем твист, то позднее появились диско и евро- дэнс. Впоследствии получила широкое развитие электронная музыка (транс, хаус, техно и т. д.). Это дало нам новые ритмы в 140, 150, 160 уд/мин и более.

В основе современной музыки практически всегда используется остинат- ный ритм. Остинато - (итал. ostinato, от лат. obstinatus «упрямый») - многократное повторение ритмической фигуры. Ранее такой ритм использовался как особое средство музыкальной выразительности в классических произведениях для создания гипнотического эффекта (М. Равель «Болеро») или ощущения страха и ужаса (Д. Шостакович, Симфония №7 «Ленинградская» (эпизод нашествия).

В отличие от классической и джазовой музыки, современная музыка (разновидности поп-музыки, рэп и рок) имеет частый ритм (до 150 уд/мин), схожий с ритмами шаманских танцев для вхождения в транс. Сочетание бешеного ритма с танцевальными движениями и мерцанием светомузыки активизирует дельта-ритм в осознанном состоянии. Это вызывает синхронную активность нервных клеток, именуемую в психиатрии эпилептиформным разрядом. У здорового человека эти разряды вызывают кратковременное отключение сознания и возникновение навязчивых мыслей.

Наряду с такими неутешительными выводами, можно отметить и позитивное влияние современной музыки с ее быстрыми ритмами и скорым темпом. Жизнь в настоящее время представляет собой поток бесконечных событий, бегущих в стремительном движении. Современная действительность диктует высокие требования для достижения успеха. Это касается различных сфер жизни, не только профессиональной, но и частной. И именно ритмы современной музыки с темпом в 120 уд/мин и более своеобразным образом помогают настроиться на быстрый ритм жизни XXI века, уловить ее темп и двигаться в нужном направлении с нужной скоростью.

Список литературы

Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: bse.sci- lib.com/

Белозеров Е. Музыка и гипнотическое состояние / Е. Белозеров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.belozer.com/node/85; fdstar.com/

Бергер Н.А. Рожденный движением (о ритме в жизни и в искусстве) [Текст] / Н. А. Бергер. - Белгород: Prescopus. Журнал Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - Выпуск №87. 0 2009. - С. 178-179.

Жак-Далькроз Э. Ритм [Текст] / Э. Жак-Далькроз. - М.: Классика-XXI, 2002. - 245 с.

Идеи эстетического воспитания [Текст] / сост. В. П. Шестаков. - М.: Искусство, 1973. - Т. 1. - С. 7-230.

Современная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: dic.academic.ru/

Тайна частоты 432 Гц: в ней скрыты силы универсальной частоты и вибрации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.newscom.md/

Цуркис Г.Л. Музыка и взаимодействие искусств в процессе гармоничного развития молодежи (в исторической ретроспективе) // Художественное образование в пространстве современной культуры: сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции (26 сентября - 02 октября 2013 г., г. Бойнице, Словакия) [Текст] / Г.Л. Цуркис. - М.: ИХО РАО, ИКО РАО, 2014. - С. 233-243.

Шестаков В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века [Текст] / В.П. Шестаков. - М.: Музыка, 1975. - С. 18-19.


Баранова Софья Михайловна магистрант 1 курса кафедры музыковедения, музыкального образования и инструментального исполнительства Института культуры и искусств Г АОУ ВО «Московский городской педагогический университет»





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ