СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Духовный стих. история и бытование


ДУХОВНЫЙ СТИХ. ИСТОРИЯ И БЫТОВАНИЕ

студентка 3 курса кафедры вокала и хорового дирижирования Института культуры и искусств Г АОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Балабан Ольга Викторовна научный руководитель, профессор кафедры вокала и хорового дирижирования Института культуры и искусств Г АОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Аннотация: в данной статье авторами рассматривается понятие «духовный стих», раскрывается его роль в современном мире, основываясь на энциклопедических источниках, обозначается роль духовных стихов в современном мире.

Ключевые слова: духовный стих, калики, православные общины, старообрядцы.

Раскроем понятие, что такое духовный стих? Духовные стихи - русские народные стихотворения-песни на христианские песни и сюжеты. Старинный духовный стих назывался словом «псальма» (по названию псалмов, входивших в состав Псалтири) [1].

Духовные стихи имеют смешанное происхождение - русское эпическо-былинное и европейское лирическо-песенное. Сами источники духовных стихов изначально литературные. Это книги Ветхого и Нового Завета, жития Святых, богослужебные книги, патристическая литература и апокрифы, которые также стали активно распространяться вскоре после крещения Руси, в конце 10 века.

Нельзя сказать, что духовные стихи пришли к нам извне. Традиция исполнять псальмы прибыла к нам из Польши в 16 веке, но можно утверждать, что данный жанр зародился в сердце русского народа. Людям, которые искренне приняли христианство, их старая поэзия казалась греховной, а между тем песенные формы ее были единственно доступными и приятными. Само духовенство, которое стало понимать, что народ нельзя лишить песни, спешило дать им поэзию с новым, христианским содержанием, послужившим материалом для творчества поэтов (тем не менее, всё обрабатывалось в старинном стиле). Со своего появления духовные стихи несли просветительскую миссию, служили «переводом» христианской книжности на народный язык, а данный факт свидетельствует о том, как глубоко русский народ был предан своей культуре, через неё постигая смысл жизни.

Для человека не посвященного - это глубокий посредник для знакомства с культурой и традициями Православия. Для верующего - это способ постижения смысла жизни, очень характерный для традиционной русской словесности и в целом - для отечественной культуры, способ, нынче вновь набирающий силу.

Духовные стихи можно было бы рассматривать как своеобразный каталог народной музыкальной культуры, но главное в духовных стихах всё же не музыкальная, а смысловая информация: текст, назидание. Даже сами народные исполнители считают главным в духовных стихах слово, что является большим отличием духовных стихов от народной песни. Певцы часто разделяют характер своего исполнения: песню «играют», а стихи «поют».

Следовательно, можно сказать, что достаточно трудно разделять духовные стихи по напеву, мелодия может принадлежать любому народно-песенному жанру. Например: былина, колыбельная, плясовая, календарная, возможно использование развитой мелодики баллады.

Исполнителями духовных стихов были калики перехожие - паломники во Святую землю. Слово «калики» созвучно слову «калеки», но в данном случае обозначается не человек, получивший увечья, а странник, который много странствует и побывал во Святой земле. Первые калики перехожие сохранились в памяти в образе героев-богатырей. По жизненной необходимости они объединялись в группы, в артели, «атаманом» которой в новое время был человек, который хорошо знал «квалификацию» исполнителей (сколько стихов на языке), и наиболее выгодные места для сбора подаяний. Они были хранителями наследия, которое восприняли на слух от прошлых поколений. Проводилась подсознательная работа с текстами и напевами известных духовных стихов, вставлялись слова, утратившие актуальность, появлялись новые образы, детали, переставлялись фрагменты сюжетов, но известно, что фактически калики только примерно были знакомы с церковным культом, и божественными ликами. Визитной карточкой певцов были песнопения о нищих, и о событиях поминального характера, на что у простого люда был особый спрос.

Важно отметить, что каликами не всегда были выходцы из «низов» общества. Часто ими были представители высших правящих классов как светской, так и церковной власти.

Духовные стихи, наверное, единственный народный музыкальный жанр, который относится не только к устной, но и к письменной традиции. Первые стихи были написаны в монастырях, пелись на церковно-славянском языке и на знаменные древние гласы в XV-XVII вв. Такие духовные стихи записывались крюками, или знаменами, особыми знаками, которые изображают не звук, а его движение. Таким образом, мелодия и текст этих стихов не иллюстрируют друг друга, а обогащают духовным смыслом.

В наше время чаще исполняются духовные стихи, повествующие о жизни, о подвигах святых, о христианских героях, о рождении, страдании и воскресении Христа, о Страшном Суде, покаянии грешной души и о других важных для верующего человека темах. Сейчас ещё существуют православные общины, где после воскресной службы люди собираются, «чтобы славить Г ос- пода. Они открывают тетради, похожие на старообрядческие стиховники, и поют духовные стихи, которые подходят к празднику. Из духовных стихов, связанных с крестьянским календарем, больше всего сохранилось христосл а- вий, рождественских и пасхальных.

В некоторых регионах духовные стихи всё ещё поются в деревнях, но только в одном случае: если кто-то умирает. Стихов о смерти, о расставании души с телом, сохранилось больше всего. Смерть родственника или знакомого возвращает к мысли о душе, о вечности, о Боге. Но если в деревне не поют специальных поминальных стихов, то поют те духовные стихи, что знают, видя в этом наилучший способ «проводить» покойного. В юго-западных районах Калужской области (кроме Жиздринского) духовные стихи в настоящее время - обязательный компонент традиционного погребального обряда. В целом, можно выделить два основных момента звучания стихов: во время ночных бдений («карауленья пакойника») и за столом на больших поминальных трапезах (обедах, поминах).

После того, как в России произошел некий социально-религиозный взрыв, люди массово обращались к вере, а, следовательно, появилось множество современных самодеятельных духовных стихов, некоторые - реплики на старинные, где в малом количестве идёт замена некоторых слов, или нюансов. Верующие люди чувствуют большую потребность в подобном самовыражении, потому что именно оно помогает достичь гармонии, единения, и, можно сказать, уверенности в завтрашнем дне. Есть одно «но»: даже если авторы «новейших» духовных стихов имеют талант, веру, и желание, но не владеют богатствами традиционной культуры, то их «произведения» могут послужить лишь небольшим дополнением для будущей традиционной культуры.

И хотя сейчас современное общество теряется среди штампованного массового «искусства», забывает об истоках, утрачивает (или меняет) вкус и перестаёт интересоваться классикой, хочется верить, что подобные разнохарактерные исследования всё-таки заинтересуют большую часть людей, т.к. это важная часть нашей культуры, и в том числе, нас самих.

Список литературы:

Бонч-Бруевич В.Д. Материалы к изучению русского сектантства и раскола. - ПБ., вв. I-IV, в. VII. - СПБ., 1909-1918.

Георгиевская В. Русские духовные стихи: исполнительство и бытование [Электронный ресурс]. - Режим дсотупа: soundbaU.ru/artide_duh_stih.htm (дата обращения: 30.10.15).

Ранчин А.М. Духовные стихи // Большая российская энциклопедия. - Т. 9. - М., 2007. - С. 439-440.

Сперанский М.Н. Русская устная словесность. - М., 1917.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.


Арсеньева Анастасия Андреевна





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ