СТАТЬИ АРБИР
 

  2020

  Сентябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Маркетинговая деятельность транснациональной компании (ТНК) в условиях современного экономического развития The marketing


Маркетинговая деятельность транснациональной компании (ТНК) в условиях современного экономического развития The marketing activities of transnational companies ( TNCS) in the conditions of modern economic development

Аннотация: в статье рассматриваются основные подходы к маркетинговой деятельности в транснациональной компании в неблагоприятных экономических условиях.

Abstract: the article considers the main approaches to marketing activities in multinational companies in adverse economic conditions.

Ключевые слова: маркетинг, ТНК, экономика, развитие.

Keywords: marketing, TNK, economy, development.

Введение. Маркетинг - это концепция управления предприятием, ориентированная на овладение рынком. Это абсолютно верно, так как владение рынком — это главный смысл существования организаций в современных условиях рыночной экономики. Именно в этом заключается главное предназначение маркетинга.

Развитие и функционирование экономики любых стран мира выступает механизмом взаимодействия множества факторов человеческой жизнедеятельности. Сегодня накоплен большой опыт эффективного существования рыночной экономики, в основе которого лежит развитие предпринимательства и свободной конкуренции. В условиях высокой конкуренции маркетинг играет ключевую роль в деятельности любой организации, потому что с его помощью можно установить оптимальную взаимосвязь между фирмой и окружающей ее средой. Маркетинг отождествляется с ориентированным на рынок управленческим стилем мышления. В специальной литературе существует достаточное количество научных определений понятия «маркетинг».

Философия маркетинга заключается в том, что необходимо производить то, что люди несомненно купят, а не продавать то, что предприятие производит. Сегодня многие российские фирмы создают маркетинговые отделы и службы на основе прежних сбытовых служб и пытаются продавать только то, что они производят. Итак, маркетинг - это приспособление продукции к покупателю непосредственно на производстве. [1].

В условиях формирования глобальных рынков в конкурентоспособности фирм резко возросла роль маркетинговой составляющей. В течение последних тридцати лет произошли значительные изменения в мировой экономике и, соответственно, изменилась конкурентная борьба компаний. Конкуренция стала намного жестче и динамичнее, практически повсеместно она приобрела глобальный характер. Существенными факторами усиления конкуренции стали переход к следующему этапу научно-технической революции, конвергенция отраслей и технологий, стремительное развитие мировых финансовых рынков и доступность капитала, новые производственные и технологические возможности, снижение торговых ограничений и политические изменения, новые средства и приемы передачи и обработки информации, новые каналы распределения. [2].

ПАО «ЛУКОЙЛ» — одна из крупнейших вертикально интегрированных нефтегазовых компаний в мире, на долю которой приходится более 2% мировой добычи нефти и около 1% доказанных запасов углеводородов. Обладая полным производственным циклом, Компания полностью контролирует всю производственную цепочку - от добычи нефти и газа до сбыта нефтепродуктов. Более 110 тысяч человек объединяют свои усилия и талант, чтобы обеспечить Компании передовые позиции на рынке.

ПАО «ЛУКОЙЛ» сегодня:

Более 2% общемировой добычи нефти,

Около 1% мировых доказанных запасов нефти,

16,4% общероссийской добычи нефти и 15,7% общероссийской переработки нефти,

Крупнейшая российская негосударственная компания (Forbes) с выручкой по итогам 2014 года более 144 млрд долл, и чистой прибылью около 5 млрд. долл. [3].

Миссия ПАО «ЛУКОЙЛ». Мы созданы, чтобы энергию природных ресурсов обратить во благо человека способствовать в регионах деятельности Компании долгосрочному экономическому росту, социальной стабильности, содействовать процветанию и прогрессу, обеспечивать сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, обеспечить стабильный и долгосрочный рост бизнеса, трансформировать ЛУКОЙЛ в лидирующую мировую энергетическую компанию. Быть надежным поставщиком углеводородных ресурсов на глобальном рынке энергопотребления.

ЛУКОЙЛ является одной из крупнейших мировых вертикальноинтегрированных компаний, занимающейся добычей и переработкой нефти и газа, производством нефтепродуктов и продуктов нефтехимии. В основных сферах своей деятельности Компания занимает лидирующие позиции на российском и мировом рынках. Ежедневно наши продукты, энергию и тепло покупают миллионы потребителей в 30 странах мира, улучшая качество своей жизни. Ежедневно более 150 000 человек объединяют свои усилия и талант, чтобы обеспечить Компании передовые позиции на рынке.

ЛУКОЙЛ считает своей целью создание новой стоимости, поддержание высокой прибыльности и стабильности своего бизнеса, обеспечение акционеров высоким доходом на инвестированный капитал путем повышения стоимости активов Компании и выплаты денежных дивидендов.

Для достижения этих целей ЛУКОЙЛ будет использовать все доступные возможности, включая дальнейшие усилия по сокращению затрат, росту эффективности своих операций, улучшению качества производимой продукции и предоставляемых услуг, применению новых прогрессивных технологий. 2273935336550033769303365500ЛУКОЙЛ вступил в

активную фазу

59436081407000обустройства

Пякяхинского

нефтегазоконденсатного

117665568897500месторождения.

Рисунок 1.1. История развития компании ЛУКОЙЛ

Переработка, торговля и сбыт включает переработку,

транспортировку и реализацию нефти, природного газа и продуктов их переработки. Развитие переработки, нефтехимии, энергетики и сбыта позволяет Компании снизить зависимость от высокой ценовой волатильности на энергетическом рынке и улучшить свои конкурентные позиции в основных регионах деятельности путем выпуска и реализации

высококачественной продукции с высокой добавленной стоимостью. Заводы Компании располагают современными конверсионными и облагораживающими мощностями и выпускают широкий спектр качественных нефтепродуктов. Российские заводы по качеству мощностей и показателям эффективности превосходят среднероссийский уровень, а европейские заводы Компании не уступают конкурентам.

Газоперерабатывающие заводы Компании обеспечивают переработку добываемого в России попутного нефтяного газа и широкой фракции легких углеводородов и производство товарного газа, сдаваемого в газотранспортную систему ОАО «Газпром», а также жидких углеводородов. Деятельность в области газопереработки позволяет эффективно использовать добываемый нефтяной газ путем выработки товарной продукции и, соответственно, получения прибыли, без существенных затрат на сырье.

ЛУКОЙЛ владеет нефтеперерабатывающими мощностями в 5 странах (с учетом доли в НПЗ Zeeland). Суммарная мощность нефтеперерабатывающих заводов группы «ЛУКОЙЛ» по состоянию на конец 2014 года составляет 77,7 млн т/год. В России Компании принадлежат четыре нефтеперерабатывающих завода и два мини-НПЗ, а также четыре газоперерабатывающих завода. Суммарная мощность российских нефтеперерабатывающих заводов группы «ЛУКОЙЛ» по состоянию на конец 2014 года составляет: 45,9 млн т/год. [3].

Рисунок 1.2. История стилей компании ЛУКОЙЛ

Маркетинговая политика управления персоналом компании.

Сотрудники Компании являются основой потенциала ОАО "ЛУКОЙЛ". На сегодняшний день наш персонал насчитывает около 150 тыс. специалистов, ведущих деятельность в более чем 60 регионах России и 30 странах мира на четырех континентах. Учитывая то, что именно профессионализм работников и удовлетворение трудом положены в основу процветания Компании, в мае 2003 года была принята Политика управления персоналом ОАО "ЛУКОЙЛ", которая является основополагающим документом в области управления кадрами и опирается на фундаментальные принципы деятельности и миссии ОАО "ЛУКОЙЛ" - стать одним из лидеров среди крупнейших энергетических компаний мира.

Политика управления персоналом - это политика единой интегрированной компании, имеющей сильную и устойчивую

корпоративную культуру и стройную систему корпоративных ценностей.

Основой Политики управления персоналом является построение системы, предполагающей создания конкретных мер:

'по мотивации каждого работника к достижению целей, обусловленных стратегией Компании;

'по определению критериев по оценке степени достижения результатов;

'по вознаграждению и поощрению сотрудников.

Главная задача Политики управления персоналом заключается в создании такой системы управления кадрами, при которой ОАО "ЛУКОЙЛ" имело бы стабильный статус "предпочтительного работодателя" на рынке труда.

Учитывая основополагающий характер политики оплаты и мотивации труда в отношениях с работниками, Компания будет строить ее на следующих принципах:

•S единство политики оплаты и мотивации труда для всех организаций Группы "ЛУКОЙЛ";

'Г установление минимально гарантированного уровня оплаты труда в организациях Группы "ЛУКОЙЛ" для всех профессиональноквалификационных групп работников на уровне, превышающем законодательно установленный минимальный размер оплаты труда, из расчета необходимости удовлетворения основных жизненных потребностей и предоставления определенного располагаемого дохода;

'Г "прозрачность", объективность и конкурентоспособность системы оплаты и мотивации труда работников;

'Г регулярная индексация заработной платы на основе индекса потребительских цен;

'Г периодическое повышение заработной платы в связи с ростом производительности труда;

•S использование гибких систем премирования с целью наиболее полного учета индивидуального трудового вклада работника. [3].

Социальный маркетинг компании.

Содействуя развитию и поддержанию здорового образа жизни, Компания:

S разрабатывает и реализует комплексные программы по оздоровлению и вовлечению в занятия физкультурой и спортом работников и членов их семей, проживающих в сложных климатических условиях;

S проводит физкультурно-оздоровительную работу и развивает массовые виды спорта среди работников и членов их семей, обеспечивая им доступ к спортивной инфраструктуре, организуя тренировки и соревнования;

'Г создает возможность работникам приобретать удешевленные за счет средств организаций Группы "ЛУКОЙЛ" путевки на санаторнокурортное лечение для себя и членов семьи;

'Г содействует в организации летнего отдыха детей работников, осуществляя частичную компенсацию стоимости путевок и/или проезда;

'Г организует досуг работников и их семей на корпоративном уровне;

'Г проводит систематическую пропаганду здорового образа жизни и профилактических медицинских мероприятий среди работников с использованием корпоративных средств массовой информации.

Учитывая остроту проблемы с обеспечением жильем и экономическую неэффективность ее решения полностью за счет средств работодателя, Компания будет строить жилищную политику, основываясь на следующих принципах:

'Г обеспечение кадровой мобильности работников организаций Группы "ЛУКОЙЛ";

'Г обеспечение комфортных условий проживания работников в общежитиях и вахтовых поселках;

'Г обеспечение и доступность жилищного кредитования для каждого работника организации Группы "ЛУКОЙЛ";

•S организация системы корпоративного долгосрочного ипотечного жилищного кредитования на принципах самодостаточности, без отвлечения финансовых средств из производственного оборота организаций Группы "ЛУКОЙЛ";

'Г защита интересов работника в рамках корпоративной системы ипотеки от негативных макроэкономических факторов;

'Г обеспечение возвратности выданных ипотечных кредитов под гарантии индивидуальных накоплений работника в корпоративных системах страхования;

•S использование возможностей ипотечного кредитования в программах переселения из районов Крайнего Севера и неперспективных регионов неработающих пенсионеров организаций Группы "ЛУКОЙЛ" и членов их семей, при условии юридического обеспечения возвратности выданных ипотечных кредитов.

Долгосрочной целью негосударственного пенсионного обеспечения работников организаций Группы "ЛУКОЙЛ" в рамках корпоративной пенсионной системы является повышение уровня возмещения утраченного заработка.

Компания считает, что экономически эффективный путь достижения этой цели должен быть основан на реализации следующих принципов:

сохранение и развитие единой системы негосударственного

пенсионного обеспечения работников организаций Группы "ЛУКОЙЛ" за счет средств работодателя;

'Г создание условий для развития долевого участия работника в формировании собственных пенсионных накоплений;

'Г осуществление постепенного перехода от действующей единой системы негосударственного пенсионного обеспечения с установленными выплатами к системе с установленными взносами, означающей увязку размера пенсии с суммой взносов, внесенных на условиях долевого участия;

'Г гарантирование сохранности и приумножения пенсионных накоплений;

'Г допустимость использования пенсионных накоплений ранее наступления пенсионных оснований исключительно для целей гарантирования возвратности заемных средств в рамках корпоративного ипотечного кредитования.

Развитие науки, образования, технологии и инноваций.

Осознавая, что конкурентоспособность Компании зависит от научного подхода к освоению природных ресурсов, развития научно-технической базы для разработки новых технологий и материалов, качества профессиональной подготовки работников, Компания постоянно содействует развитию научного потенциала и повышению качества образования путем:

'Г финансирования научно-исследовательских и опытнопромышленных работ в области разведки и освоения залежей углеводородов, разработки инновационных технологий и материалов, снижения себестоимости добычи, повышения экологической безопасности

производства и во многих других областях нефтегазовой отрасли;

•S оказания финансовой поддержки профильным региональным образовательным и научно-исследовательским программам и проектам;

•S укрепления материально-технической базы профильных учебных заведений профессионального образования и учебных подразделений организаций Группы "ЛУКОЙЛ";

'Г организации конкурсов научно-технических разработок среди молодых ученых и специалистов;

'Г оказания организационной и материальной поддержки аспирантам и докторантам, работающим в организациях Группы "ЛУКОЙЛ";

•S материального стимулирования молодежи, обучающейся в профильных учебных заведениях профессионального образования.

Сохранение национально-культурной самобытности.

Высоко оценивая дополнительные возможности, которые дает Компании богатейшее национальное и культурное многообразие ее работников и населения, проживающего в районах деятельности организаций Группы "ЛУКОЙЛ", Компания строит свою работу с персоналом и местным населением на следующих принципах:

'Г сохранение и поддержание традиций национальной терпимости и благожелательности, свойственных многонациональной нефтяной отрасли;

S создание условий для сохранения национальных и культурных традиций, ценностей, искусств и ремесел в районах деятельности организаций Группы "ЛУКОЙЛ";

'Г уважение религиозных верований работников и местного населения и содействие в возрождении национальных религиозных святынь;

'Г содействие коренным народам в доступе к профессиональной подготовке, квалифицированным рабочим местам, высшему образованию, а также к лучшим условиям отдыха и оздоровления.

В этих целях Компания предпринимает, по мере возможности, следующие шаги:

■S частичная компенсация стоимости летнего оздоровительного отдыха детей работников - представителей малочисленных коренных народов, включая проезд к месту отдыха и обратно;

'Г оплата обучения студентов-представителей малочисленных коренных народов в вузах по специальностям нефтегазового профиля;

'Г оказание помощи в реставрации национальных исторических памятников;

S

■S содействие в организации торговли сувенирами, изделиями народного творчества, продуктами традиционных промыслов в крупных городах в целях материальной поддержки малого бизнеса среди коренных народов.

Поддержка культуры и спорта.

Осознавая основополагающую роль меценатства и спонсорства для развития культуры и спорта в условиях рыночной экономики, Компания изыскивает возможности для оказания материальной поддержки:

■S творческим личностям и коллективам, театрам, музеям;

•S спортивным командам различного уровня - от дворовых до национальных сборных;

•S общественным организациям, поддерживающим детский спорт.

Содействие социальным группам и общественным объединениям, нуждающимся в поддержке.

Признавая необходимость формирования зрелого гражданского общества как активной и самостоятельной стороны в переговорах между государством, бизнесом и обществом, Компания, по мере возможности, оказывает материальную и организационную поддержку:

•S общественным организациям ветеранов в целях поддержки социальной группы, оказавшейся в сложном материальном положении в условиях перехода к рыночной экономике;

•S общественным объединениям ветеранов и/или членов семей военнослужащих, принимавших участие или погибших в военных конфликтах либо в ходе правоохранительной деятельности;

S общественным организациям инвалидов в целях создания среды для полноценной жизнедеятельности людей с ограниченными физическими возможностями;

•S общественным объединениям и их инициативам в пользу детей- сирот, детей улицы, детей-беженцев;

S общественным объединениям беженцев. [3].

Благотворительный маркетинг компании.

Признавая непреходящую ценность благотворительной деятельности в любом обществе и особую нуждаемость в ней некоторых организаций и людей в сложный переходный период, Компания использует имеющиеся возможности для оказания благотворительной помощи:

■S индивидуальным лицам - беженцам, ветеранам труда, инвалидам, детям-сиротам, семьям погибших солдат и офицеров, семьям работников организаций Группы "ЛУКОЙЛ", погибших на производстве, и многим другим;

'Г государственным бюджетным организациям социальной направленности, оказавшимся в трудном положении - больницам, детским домам, домам престарелых, образовательным учреждениям и учреждениям науки и культуры;

'Г религиозным и благотворительным организациям.

Одним из приоритетных направлений своей благотворительной

деятельности Компания считает заботу о детях-сиротах.

Средства на благотворительность поступают как из средств организаций Группы "ЛУКОЙЛ", так и из личных средств работников.

Являясь добросовестным участником свободной конкуренции и эффективным собственником, Компания принимает на себя экономически оправданные социальные и этические обязательства, которые намерена выполнять, используя следующие экономические источники и механизмы:

Осуществление непрерывного контроля над социальными расходами. Компания предусматривает в своей организационной структуре единую централизованную систему учета, анализа и мониторинга социальных затрат Компании с целью постоянного контроля над социальными расходами, проведения их социально-экономической экспертизы и прогнозирования последствий всех вводимых в этой сфере изменений.

Механизмы контроля над корпоративными пенсионными расходами.

Контроль над корпоративными пенсионными расходами осуществляется на трех уровнях:

'Г со стороны участников пенсионной программы (работников и пенсионеров) - по состоянию пенсионных счетов и на основе участия представителей работников в Наблюдательном совете пенсионного фонда и Комиссии по организации негосударственного пенсионного обеспечения;

'Г от лица акционеров - по результатам финансовой отчетности и аудиторским заключениям;

'Г в системе государственного надзора - по результатам финансовой и специальной отчетности Компании и пенсионного фонда, аудиторских проверок и проверок соответствующих государственных органов, а также по результатам актуарного оценивания пенсионного фонда и пенсионной программы Компании.

Контроль над потреблением медицинских услуг в корпоративной системе охраны здоровья.

В целях сдерживания неоправданного роста расходов на медицинское обслуживание работников и пенсионеров в рамках программы добровольного медицинского страхования Компания:

'Г осуществляет через страховую медицинскую компанию, с которой взаимодействует, трехступенчатый экспертный контроль объемов, сроков и качества предоставляемой медицинской помощи, включающий медико-экономическую экспертизу счетов медицинских учреждений, плановую и целевую экспертизу качества медицинской помощи, а также экспертизу в рамках работы по защите прав застрахованных работников и пенсионеров организаций Группы "ЛУКОЙЛ";

'Г требует от страховой медицинской компании, с которой взаимодействует, при согласовании объемов финансирования, предоставления отчета, содержащего анализ потребления медицинских услуг застрахованными работниками и пенсионерами организаций Группы "ЛУКОЙЛ".

Оптимизация содержания социальной инфраструктуры.

Компания признает тот факт, что социальная инфраструктура, не относящаяся к основному производству, может находиться на балансе коммерческого предприятия только в случае насущной необходимости восполнить несовершенства частного и государственного секторов в данной местности либо в данной отрасли.

В этой связи при решении вопросов о содержании социально-бытовых и других непроизводственных объектов Компания использует следующие подходы с учетом местных условий:

Повышение эффективности производства социальных услуг.

Следуя современным тенденциям в управлении производством и уважая свободу индивидуального выбора потребителя, Компания стремится минимизировать производство своими силами социальных и других услуг и товаров, не относящихся к основному производству.

С этой целью Компания использует следующие подходы:

Аутсорсинг производителей социальных услуг на конкурсной

основе.

Компания стремится к широкому использованию аутсорсинга для удовлетворения многих социальных потребностей персонала, привлекая независимых подрядчиков и поставщиков на основе честного конкурирования.

Компания осознает, что аутсорсинг:

S снижает внутренние издержки организаций Группы "ЛУКОЙЛ";

S сохраняет уровень защищенности интересов, прав и средств работников на рынке услуг;

S расширяет возможности свободы выбора для потребителя;

'Г содействует развитию местного рынка услуг и товаров;

'Г содействует улучшению соотношения "цена-качество" с

помощью честной конкуренции.

Компания осознает также, что применение аутсорсинга ограничено регионами с развитыми рынками услуг, что требует сохранения во многих удаленных районах деятельности организаций Группы "ЛУКОЙЛ" производства социальных услуг своими силами либо даже проведение инсорсинга для восстановления равного доступа работников к корпоративным социальным гарантиям.

Социально ответственное инвестирование.

Осуществляя инвестирование в ценные бумаги и материальное производство, Компания, не подрывая экономическую сущность этой операции, стремится учитывать этические и социальные аспекты.

Компания стремится к тому, чтобы осуществляемые ею инвестиции способствовали:

'Г повышению социальной защищенности работников;

'Г построению более справедливой и устойчивой экономики;

'Г сохранению природной среды;

■S уменьшению неравенства между людьми.

Компания стремится к необходимой осведомленности и осторожности с тем, чтобы противостоять приумножению и использованию капитала, происходящего от применения принудительного труда, детского труда, распространения наркотиков, причинения ущерба здоровью людей и

окружающей среде.

Социальные аспекты деловой репутации.

Компания выражает убеждение, что социальный аспект приобретает все большее значение для деловой репутации и поддерживает распространение этой тенденции в мире бизнеса.

Компания стремится к тому, чтобы ее символика и товарные знаки ассоциировались у самой широкой общественности с социально ответственным поведением вообще и конкретными социальными инициативами и проектами, в частности.

Социально ответственные отношения с подрядчиками и поставщиками.

Осознавая, что современные стандарты отношений между бизнесом и обществом требуют от Компании ответа за действия своих поставщиков и подрядчиков, Компания ответственно подходит к их выбору.

Современный масштаб и разветвленность экономических взаимосвязей требуют в этой связи от Компании специальной системы учета, отбора и мониторинга, которую Компания обязуется развивать.

При этом в число основных критериев выбора Компанией поставщиков и подрядчиков входят:

S соблюдение ими основополагающих принципов и прав в сфере труда, принятых Международной Организацией Труда, а также международного стандарта "Социальная ответственность 8000";

S проведение эффективной политики в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды. [3].

Экологический маркетинг Компании.

Политика Открытого акционерного общества «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды в XXI веке.

Стратегическая цель Группы «ЛУКОЙЛ» заключается в динамичном устойчивом развитии, соответствующем лучшим показателям мировых нефтяных компаний по эффективности и конкурентоспособности.

Осознавая свою ответственность перед обществом, Компания намерена способствовать долгосрочному экономическому росту, социальной стабильности, содействовать процветанию и прогрессу, обеспечивать сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в регионах осуществления деятельности организаций Группы «ЛУКОЙЛ» и рассчитывает на понимание обществом сложности и масштабности стоящих перед ней задач.

Социальная ответственность Группы «ЛУКОЙЛ» состоит в создании достойных условий и оплаты труда, обеспечении экологической безопасности, сохранении культурного наследия.

Приоритетными задачами ОАО «ЛУКОЙЛ» является обеспечение безопасных условий труда работников, защиты здоровья персонала организаций Группы «ЛУКОЙЛ» и населения, проживающего в районах деятельности организаций Группы «ЛУКОЙЛ», а также сохранение благоприятной окружающей среды на основе использования наилучших доступных технологий. [3].

Для решения этих задач в Компании создана и успешно функционирует Система управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды, включающая обеспечение требований пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Она построена в соответствии с российским законодательством, а также национальным законодательством стран, на территории которых осуществляют свою деятельность организации Группы «ЛУКОЙЛ», на основе лучшей апробированной практики и сертифицирована на соответствие требованиям стандартов ISO 14001 и OHSAS 18001.

Заключение. Таким образом, современные инновационные маркетинговые принципы управления ТНК способствуют повышению скорости получения данных и их объективности, совершенствованию технологии обработки данных на основе современных систем управления базами данных, формированию маркетинговой информации о потребителях, уровнях их доходов. [4].

Библиографический список

Голубков Е.П. Современные тенденции развития маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - №4. - с. 4-17.

Конина Н.Ю. Маркетинг и конкурентные позиции ТНК // Маркетинг. 2009. № 3. С. 3-14.

Официальный сайт компании www.lukoil.ru.

Климовец О.В. Маркетинг-инновации современных ТНК // Вестник ИМСИТ. 2011. № 3-4. С. 12 Секция 6. Технологии маркетинговых исследований

УДК 339.138


В.А. Тётушкин ФЕБОУ ВПО Тамбовский государственный технический университет, volodtetus [ AT]yandex.ru V.A. Tetushkin Tambov State Technical University,





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ