Abstract. Questions reengineering of business processes on the basis of modern information technologies are considered.
Keywords: reengineering, business process, management, competition.
Современные предприятия имеют сложную структуру,
обусловленную многопрофильностью деятельности, территориальной распределенностью подразделений, большим числом кооперативных связей с партнерами [2].
При этом постоянно возрастает динамичность финансово
хозяйственной деятельности предприятия, связанная с постоянно изменяющимися потребностями рынка, ориентацией производства товаров и услуг на индивидуальные потребности заказчиков и клиентов, непрерывным совершенствованием технических возможностей и сильной конкуренцией, которые объясняют повышенное внимание менеджмента к адаптивной организации видов деятельности предприятия на основе процессного подхода к управлению.
Одним из эффективных подходов по совершенствованию технологической, инвестиционной политики и моделей управления бизнесом предприятий является реинжиниринг бизнес-процессов (РБП) на основе современных информационных технологий, который в настоящее время находит все более широкое применение в зарубежной и отечественной практике [4, 5, 11].
Реинжиниринг бизнес-процессов ориентирован на реализацию принципов сквозного управления цепочками операций, выполняемых взаимодействующими подразделениями предприятия для наилучшего удовлетворения запросов потребителей.
Принципы процессного управления распространяются и на межорганизационное взаимодействие, позволяя встраивать бизнес-процессы поставщиков и потребителей продукции в совместно управляемые цепочки поставок [9, 10].
Концентрированное управление ресурсами в рамках бизнес-процессов может повышать эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятий в десятки раз.
Решение задачи идентификации бизнес-процессов (БП), в силу многокритериального и качественного ее характера осуществляется на основе применения комбинаций различных модификаций методов экспертных оценок и методов анализа деревьев целей [1], метод сбалансированных систем показателей [8], рейтинговый метод экспертных систем [6].
Инициация бизнес-процессов осуществляется менеджерами верхнего звена управления предприятием - лица, принимающие решения (ЛПР).
Этап идентификации состоит из:
диагностики проблемы, которая позволяет выявить показатели снижения эффективности деятельности предприятия, например снижение объёма продаж, ухудшение качества, сверхнормативные запасы и др.;
обоснование стратегии развития, при этом ЛПР ставят стратегические цели, которые выражаются в определении миссии предприятия, формулируемой на основе анализа рынка, при этом конкретизируются стратегические цели предприятия, которые определяют требования к организации бизнес-процессов.
На этом этапе осуществляются следующие работы:
анализируются ключевые группы потребителей, объёмы
оборотов по видам продукции и услуг, определяются приоритеты потребителей;
исследуются изменения конъюнктуры на рынке, тенденции в отрасли, в смежных отраслях;
анализируются финансовые, производственные,
технологические, маркетинговые возможности предприятия, наличие
необходимых ресурсов;
определяются и оцениваются критические факторы успеха
(КФУ), устанавливаются целевые значения показателей, с позиции
достижения которых, будет рассматриваться реинжиниринг;
принимается решения о реинжиниринге;
на основании результатов идентификации бизнес-процессов формируется техническое задания (ТЗ) на проведение работ по реинжинирингу бизнес-процессов (РБП).
Техническое задание представляет собой структурированное предложение для улучшения бизнеса, которое включает: анализ эффективности бизнес-процессов и связанных требований и проблем, предлагаемых альтернативных решений, предложений, ограничений и сокращений риска [3, 7].
По сути, техническое задание документирует и уточняет предыдущие шаги идентификации бизнес-процессов.
Техническое задание является основополагающим документом определяющим:
Цели и состав работ.
Требования к моделям бизнес-процессов и критериям оценки эффективности.
Требования к отчетной информации по этапам.
Требования к оперативной отчетности по проекту.
К целям необходимо отнести разработку моделей существующих «как есть» бизнес-процессов, формирование рекомендаций по повышению их эффективности, формирование моделей бизнес-процессов и функций «как должно быть», внедрение моделей бизнес-процессов «как должно быть».
Библиографический список
Маслов О.Н., Димов Э.М., Чаадаев В.К. Моделирование случайных факторов при имитационном моделировании и управлении бизнес-процессами // Электросвязь. 2003. № 2. С. 39.
Чаадаев В.К. Инновационные и инвестиционные технологии реинжиниринга предприятий связи и информатизации // диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Ижевский государственный технический университет. Ижевск, 2007.
Чаадаев В.К. Методологические подходы к созданию оператора коммерческого учета энергоресурсов // Актуальные вопросы современной науки. 2015. № 3 (7). С. 99-103.
Чаадаев В.К. Организационно-экономические условия и возможности реинжиниринга бизнес-процессов // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 19. С. 139-146.
Чаадаев В.К. Особенности реинжиниринга бизнес-процессов как метода проведения изменений // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 10. С. 149-156.
Чаадаев В.К. Подготовка задачи имитационного моделирования бизнес-процесса // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2007. Т. 1. № 19. С. 330-338.
Чаадаев В.К. Проблемные зоны взаимодействия между участниками рынка коммунальных услуг при отсутствии оператора коммерческого учета // Современные научные исследования и инновации. 2015. №7-3 (51). С. 92-96.
Чаадаев В.К. Проектирование экспертных систем для реинжиниринга бизнес-процессов // Научно-технические ведомости Санкт- Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2006. № 48-2. С. 230-237.
Чаадаев В.К. Реинжинириг, развитие и управление бизнеспроцессами связи // Вестник университета. 2008. № 3. С. 126.
Чаадаев В.К. Реинжиниринг бизнес-процессов на предприятиях связи // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2006. №48-3. С. 115-121.
Чаадаева В.В. Методология организационного развития и реинжиниринга // В сборнике: Управление экономикой: методы, модели, технологии тринадцатая Международная научная конференция: сборник
-92.
Секция 5. Концепции маркетинга
УДК 339.138(075)
. Шеметов Дмитрий Александрович Мегафон, Самара chvk [AT]gk-start.ru Shemetov Dmitry Aleksandrovich Megaphone, Samara
государственный политехнический университет, петербургский государственный политехнический, политехнический университет экономический, университет экономический наука, процесс технический задание, экономический наука чаадаев, санкт петербургский государственный, ведомость санкт петербургский, челябинский государственный университет, государственный университет чаадаев, основа современный информационный технология, вестник челябинский государственный университет, челябинский государственный университет чаадаев, университет экономический наука чаадаев, технический ведомость санкт петербургский, научно технический ведомость санкт, петербургский государственный политехнический университет, государственный политехнический университет экономический, политехнический университет экономический наука, санкт петербургский государственный политехнический,