СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Промышленный туризм как инструмент маркетинга производственной компании Industrial tourism as a marketing tool of the


Промышленный туризм как инструмент маркетинга производственной компании Industrial tourism as a marketing tool of the manufacturing company

Arkhangelsk

Аннотация. В статье представлен взгляд на промышленный туризм с позиций производственной компании: рассмотрены маркетинговые цели,

которые достигаются посредством экскурсий; дано описание маркетингового комплекса экскурсии.

Ключевые слова: промышленный туризм, маркетинговые цели, экскурсия, комплекс маркетинга

Abstract. The article presents a look at industrial tourism from the standpoint of a production company: the marketing goals are achieved through tours; the marketing mix of the guided tour.

Key words: industrial tourism, marketing objectives, guided tour, the marketing mix

Участники российского туристического рынка по опыту западных стран начали активно осваивать такое направление в туризме как промышленный туризм.

Под промышленным туризмом понимают постоянное посещение туристами, как правило, действующих производственных предприятий, хотя в практике бизнеса есть примеры посещения закрытых производств.

Инициаторами и организаторами промышленных туров все чаще становятся сами производственные компании. Рассмотрим это направление туризма с позиций производственного предприятия.

В современных условиях жесткой конкуренции на рынке компании ищут новые нестандартные методы привлечения потребителей. Серьёзная проблема практически для всех игроков в какой-либо сфере - получить доверие потребителей, обеспечить потребительскую лояльность и глубокую приверженность (компании, продукту, бренду).

Промышленный туризм способен помочь решить эту проблему. Потребитель во время посещения компании изнутри видит процесс создания продукта, условия, в которых это процесс проходит, может

продегустировать, протестировать продукт. Таким образом, компания «вовлекает» потребителя в процесс производства, что гораздо глубже воздействует на предпочтения потребителя, нежели любые другие формы и методы маркетинговых коммуникаций.

Аккумулируем маркетинговые цели, которые ставят перед собой промышленные предприятия в рамках реализации экскурсий на своих предприятиях, по следующим направлениям:

маркетинговые исследования;

Во время и после экскурсий может быть собрана информация о предмете исследования, которым может быть продукт, компания, эффективность рекламной кампании и др. Преимущества проведения исследований в рамках промышленного туризма очевидны: обеспечивается максимальная репрезентативность выборки, снижаются затраты времени и финансов на проведение исследования, сокращаются сроки сбора информации.

реклама и стимулирование сбыта;

Приглашая на экскурсию, предприятие, очевидно, привлекает к себе внимание. Основная цель здесь - привлечение новых клиентов. В основном, рекламные цели ставят перед собой пищевые производства, в том числе фермерские хозяйства, агрокомплексы, выращивающие цветы и овощи. Потенциальные потребители, как правило, дегустируют произведенную продукцию, могут её купить по специальным ценам. На экскурсиях приобретается до 30% больше сувенирной продукции. [2]

-PR;

Как было отмечено ранее, открытость предприятия обществу, готовность «раскрыть секреты» своего производства (технологию, ингредиенты и др.) формирует определенное доверие потребителей как к самому предприятию, так и к его продукции. Помимо этого, на экскурсиях ведется просветительская работа с детьми и молодежью, что формирует имидж компании как социально ответственной и значимой в обществе.

прямой маркетинг (в том числе личные продажи);

Цель получения отклика от потребителей достигается посредством экскурсии, на которую могут быть приглашены не только конечные потребители компании, но и потенциальные деловые партнеры. Тогда, по результатам встречи, могут быть заключены договора о дальнейшем сотрудничестве, подписаны новые контракты.

внутренний маркетинг;

Как показывает опыт компаний, превративших производство в объект туристической деятельности, на предприятии происходит улучшение корпоративного климата. Персонал стремится поддерживать чистоту в цехах, одевать чистую рабочую форму, иметь презентабельный вид.

Все перечисленное позволяет достигать более высокими темпами главной цели любой коммерческой организации - обеспечения и роста продаж и прибыли.

Для промышленного предприятия организация экскурсий на производство - новое направление деятельности, новый продукт. С точки зрения стратегического маркетинга, это реализация новой стратегии бизнеса. В отличие от материального продукта, который производит компания, экскурсия - это услуга, комплекс маркетинга которой будет иметь свои особенности, в частности, имеет смысл рассматривать его по расширенной модели 7 «р».

Экскурсии могут быть представлены в ассортименте, то есть в зависимости от степени диверсификации производства, его размера (количества цехов, производственных линий) потребителям могут быть предложены разные экскурсии. Дифференциация экскурсий может быть предусмотрена в зависимости от целевых групп, для которых могут варьироваться день недели и время суток проведения мероприятия, продолжительность экскурсии, её содержательное наполнение, материальное подкрепление (буклеты, каталоги, сувениры, дегустации и пр.). Часто экскурсии на заводы являются частью другого турпродукта. Примером может служить экскурсия "Добро пожаловать в город бумажников", которая предполагает обзорную экскурсию по городу Коряжма с посещением действующего храма Преподобного Лонгина Коряжемского, производственную экскурсию на филиал "Группы "Илим" "Котласский ЦБК" - крупнейшее предприятие целлюлозно-бумажной промышленности России, а также выставочного зала с представлением и выставкой изделий из дерева). [1]

Цена на экскурсии зависит от целей промышленного предприятия, затрат на их организацию и проведение, наличия посредников (туристических компаний). Анализ предложений различных компаний позволил сделать вывод о том, что есть как бесплатные экскурсии, так и весьма дорогие. Так, на заводы Coca Cola все экскурсии бесплатны. Посетитель за полтора - два часа экскурсии проходит по цехам, узнает историю компании, посещает музей и дегустацию. В отличие от Coca Cola, фабрика елочных игрушек «Елочка» (г. Высоковск) предлагает двухчасовую экскурсию по фабрике за 400 рублей. В неё входит посещение музея, рассказ об истории новогодних игрушек, прогулка по выдувальному и раскрасочному цехам, а также мастер-класс, на котором посетитель сам создаёт свою новогоднюю игрушку, которую забирает с собой. На ряде пищевых производств посещение бесплатно, оплачивается только дегустация. [4] В некоторых турах цена определяется стоимостью трансфера до места экскурсии. Например, посещение космодрома в г. Мирный для школьников бесплатно, но трансфер и питание в пути следует оплатить. Цены на наиболее дорогие экскурсии (например, на атомные станции) достигают 2,5-3 тысяч рублей. [3]

Место проведения экскурсии определяется местоположением промышленного предприятия и может ограничивать возможности предприятия развивать это направление деятельности. Так, например, в случае с посещением космодрома архангельским школьникам необходимо преодолеть расстояние в 300 км в одну сторону. При этом часто возникают сложности с обеспечением специализированным транспортом (автобусы, оборудованные в соответствии с требованиями для перевозки детей). Влияние оказывают и погодные условия, и состояние дорог в зависимости от времени года.

Продвижение новой услуги обеспечивается через традиционные средства маркетинговых коммуникаций (рекламу, сайт компании и др.). Существенную роль в продвижении могут играть туристскоинформационные центры (ТИЦ) региона, где функционирует предприятие, туристические фирмы, с которыми оно взаимодействует. Следует сказать, что в продвижении могут участвовать сами посетители экскурсий, которые делятся впечатлениями в виде обсуждений, фотоотчетов и отзывов в социальных сетях, в блогах, в других интернет-источниках.

Персонал производственного предприятия при проведении экскурсий получает дополнительную нагрузку и несёт ответственность за те впечатление, которое он оставит у посетителей. В западных компаниях, где промышленный туризм - необходимая составляющая бизнеса, все правила поведения сотрудников во время экскурсий, требования к внешнему виду регламентированы. В отечественных организациях практики определяют такие проблемы, как отсутствие специалистов, способных организовывать и проводить экскурсии, опыта в этой сфере, неготовность производственного персонала к изменениям, которые неизбежно влекут за собой экскурсии. [2] Экскурсоводами становятся сотрудники различных служб (преимущественно, это службы развития, оптимизации производственных процессов, маркетинга, сбыта). В отдельных случаях, особенно, когда принимают деловых партнеров, экскурсии проводит генеральный директор, его заместители. Когда группы заходят в тот или иной отдел, основному экскурсоводу помогает кто-то из сотрудников: говорит несколько слов о проведенных и планируемых в отделе преобразованиях. [5]

Под технологией экскурсии мы понимаем процесс организации и проведения экскурсии. Разбивка процесса на этапы достаточно условна.

При наиболее общем подходе можно выделить следующие укрупненные этапы:

Подготовительный;

На этом этапе необходимо определить целевые группы посетителей, процедуры взаимодействия с каждой из них. Так, с деловыми клиентами чаще всего связываются сами сотрудники предприятия, отправляют приглашения, согласовывают даты. В отношении конечных потребителей компании чаще всего используют систему заявок. Так, желающим посетить завод Coca Cola необходимо связаться с отделом экскурсий как минимум за месяц до предполагаемой даты и согласовать все детали. Также на этом этапе прорабатывают все детали экскурсии: маршрут, продолжительность, контент.

Организационный;

Для гостей важно, как их встречают. На различных предприятиях продуманы разные формы приветствия: флаги, стенды, приветствие на световом панно и др. Перед экскурсией с гостями проводится инструктаж по безопасности. Экскурсия может быть стандартной или расширенной и длиться от одного до пяти часов. Объектами для осмотра могут являться подразделения социальной сферы предприятия (столовая, медпункт, прачечная), производственные цеха (основные, вспомогательные, обслуживающие), некоторые административные службы. Особый интерес вызывают лаборатории, метрологические службы, отделы НИОКР, контроля качества продукции и т.п.

Заключительный (обратная связь).

Организатору экскурсии необходимо продумать процедуру обратной связи с посетителями. Так, в научно-производственной фирме «Пакер» гостей просят поделиться своими впечатлениями от увиденного - предлагают заполнить специальные опросные листы. Чтобы посетители делали это с желанием, все опросные листы участвуют в лотерее с призами (электронная фоторамка или настенные часы с логотипом компании). Также каждому гостю вручают на память фотографию, сделанную в самом начале экскурсии и напечатанную, пока она продолжалась. [5]

Имеется опыт проведения круглых столов после экскурсии, на которых присутствует руководство завода, где в формате беседы можно обсудить все возникшие вопросы и внести свои предложения. Также для гостей могут быть предусмотрены книги отзывов. Фотографии, отзывы могут быть размещены на сайте компании, в ее сообществах в соцсетях.

Немаловажное значение имеет то, куда попадает посетитель: что он видит вокруг, какие запахи он ощущает, насколько ему комфортно физически в стенах производственного помещения. Это заставляет предприятие обеспечить чистоту помещений, кондиционирование воздуха, создать необходимые условия для туристов (гардероб, туалеты, вода и пр.).

Продумав в деталях все составляющие комплекса маркетинга новой услуги, предприятие повышает шансы достичь поставленные маркетинговые цели.

Российским производственным предприятиям промышленный туризм дает возможность получить новый толчок к развитию. Помимо привлечения потребителей, компания посредством экскурсий обретает возможность создавать и укреплять положительный имидж, что дает основу для формирования устойчивого конкурентного преимущества.

Библиографический список

Все о туризме и отдыхе в Архангельской области. Официальный информационно-туристский портал Архангельской области [Электронный ресурс]. URL: littp://www.pomorland.travel/kak_otdokhnut/?type=1344 (дата обращения 17.06.2016).

Гонова, Е. Промышленный туризм как бизнес. [Электронный ресурс]. URL: radistka-ket74.livejournal.com/11853.html (дата обращения 17.06.201.).

Гребнева, Н. Зоны притяжения. Заводы и космодром откроют для промышленного туризма [Электронный ресурс]. URL: smartnews.ru/regions/arliangelsk/3244.litml (дата обращения 10.06.2016).

Мухина, Е. Промышленный туризм: экскурсии на лучшие заводы

России. [Электронный ресурс].

URL:

http : //travel.biletyplus.ru/ dostoprimecliatelnosti/27667 -promy shlennyj - turizm- ekskursii-na-luchshie-zavody-rossii (дата обращения 17.06.2016).

Чинчик, Юрий. Промышленный туризм: какая производству польза

от проведения экскурсий [Электронный ресурс].

URL:www.gd.ru/articles/8005-proinyshlennyy-turizin (дата обращения 17.06.2016).

УДК 334.021


Соколова Елена Сергеевна Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск e.s.sokolova [AT]narfu.ru Sokolova Elena Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ