Разработка бюджетного регламента сельскохозяйственной организации Development budget rules agriculture organization
Аннотация. Актуальность и цели. В настоящее время использование бюджетирования (внутрифирменного планирования) является актуальным, в том числе и для сельского хозяйства. Цель данного исследования - разработать бюджетный регламент для сельскохозяйственного предприятия.
Материалы и методы. Реализация задач была достигнута через использование описательного метода, расчетно-конструктивного метода, метода экспертных оценок. С помощью методики разработки бюджетного регламента в работе был определен перечень разделов данного внутреннего документа конкретного сельскохозяйственного предприятия.
Результаты. Проведенным исследованием было установлено, что бюджетный регламент должен включать перечень центров ответственности предприятия, методы учета затрат, рабочий план счетов, график документооборота внутренней управленческой отчетности, перечень разрабатываемых бюджетов.
Выводы. Использование бюджетного регламента позволяет формировать информацию по управлению предприятием до начала процесса производства.
Ключевые слова: бюджет, управленческий учет, сельское хозяйство, внутренняя управленческая отчетность.
Abstract. Background. Currently, the use of budgeting (corporate planning) is relevant, and including for agriculture. The purpose of this study - to develop a budget limit for the agricultural enterprise.
Materials and methods. The implementation of the tasks has been achieved through the use of descriptive method, calculation and constructive method, the method of expert estimations. With the development of methods of budgetary regulation in the work was a list of the sections of the internal document of a particular agricultural enterprise.
Results. The study found that the budget rules shall include a list of centers of enterprise liability, cost accounting methods, the working chart of accounts, schedule of document internal management reporting, list of developed budgets.
Conlusions. Using the budget allows you to create rules to manage the information now before the start of the production process.
Бюджетный регламент - это установленный в организации порядок составления (разработки), представления (передачи), согласования (визирования), консолидации (обработки), оперативного контроля и оценки исполнения (проведения план-факт анализа) бюджетов различных видов и уровней.
Бюджетный регламент включает: определение периода
бюджетирования; срока возможной корректировки бюджета (например, по итогам первого месяца первого квартала корректируются плановые задания на третий месяц первого квартала т.д.); схемы документооборота по составлению конкретного бюджета; графика документооборота с указанием кода и наименования документа, участников создания документа, адресов, количества и сроков представления документа; формы бюджетной таблицы.
В организационно - техническом разделе учетной политики формируется специальный регламент, связанный с бюджетированием.
Бюджетный регламент составляется отдельно по каждой стадии бюджетного цикла. Для разработки бюджетного регламента необходимо определить бюджетную систему компании в соответствии с ее финансовой структурой или ответственностью за составление конкретных бюджетов структурных подразделений различного уровня. При составлении бюджетного регламента главное - определить набор бюджетов (состав основного документооборота), других документов (состав сопутствующего документооборота) и ответственных исполнителей за их составление.
Предлагаем формировать бюджетный регламент в следующем составе.
Бюджетный регламент ООО «Вектор» для целей управления
Организовать и использовать в целях получения данных для оперативного управления систему управленческого учета в соответствии с внутренним порядком обработки первичной документации и систематизации данных о хозяйственных операциях и объектах управленческого учета [1].
Бухгалтерский управленческий учет организовать в соответствии с организационно-финансовой структурой предприятия, в рамках бухгалтерии по следующим центрам ответственности: Основные подразделения; Вспомогательные производства; Финансово-расчетный центр; Административно-хозяйственное управление, в том числе: Отдел управления; Отдел снабжения; Отдел сбыта.
Разработать рабочий план счетов бухгалтерского учета с учетом выделенных центров ответственности и в соответствии с требованиями методических рекомендаций по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса, утвержденных приказом Минсельхоза России от 13.06.01 г. № 654.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», научными разработками в области управленческого учета и с учетом Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету доходов и расходов деятельности сельскохозяйственных и других организаций АПК, Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях, следующую учетную политику для целей управления.
Раздел 1. Организация первичного учета
Оформление хозяйственных операций производить на основании первичных документов, утвержденных:
Постановлением Госкомстата РФ от 29 сентября 1997 г. № 68 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья»;
Приказом Минсельхоза РФ от 16 мая 2003 г. № 750 «Об утверждении специализированных форм первичной учетной документации»;
Приказом руководителя предприятия.
Создание первичных учетных документов, определение порядка и сроков их передачи по назначению, то есть для целей управленческого учета, производить согласно графику документооборота [2], утвержденному руководителем предприятия.
Все первичные документы, имеющие информацию для целей управленческого учета оформлять в центрах ответственности (структурных подразделениях) в трех экземплярах. Первый экземпляр документа остается в центре ответственности, второй передается в бухгалтерию для составления отчетности в установленном порядке, а третий передается бухгалтеру.
Раздел 2. Метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
Учет затрат осуществлять, используя вариант интегрированной системы управленческого учета.
Для учета затрат на производство продукции использовать счета с 20 по 29 Плана счетов. Данные счета использовать для группировки расходов по статьям, местам возникновения и другим признакам, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг).
Весь учетный процесс необходимо построить в соответствии со следующими этапами:
этап - первичное наблюдение и накопление данных о затратах и выходе продукции (выполнения работ, оказания услуг);
этап - оценка и обобщение затрат в разрезе элементов (статей
калькуляции) по центрам ответственности;
этап - распределение накладных расходов (административнохозяйственное управление и финансово-расчетный центр), расходов вспомогательного производства, по элементам (калькуляционным статьям) на затраты центров ответственности;
этап - калькулирование в центрах затрат, определение фактических затрат и расчет себестоимости продукции.
При учете затрат использовать попроцессный метод с калькулированием полной фактической себестоимости.
Калькуляцию себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) осуществлять с использованием методов исключения затрат на побочную продукцию, коэффициентов, распределения затрат.
Составлять отчетные калькуляции по видам выпускаемой продукции.
Раздел 3. Бюджетирование
На основе действующей системы центров ответственности осуществлять бюджетирование посредством разработки главного бюджета предприятия. Бюджеты составлять от достигнутого, то есть планирование затрат осуществляется путем корректировки данных предыдущего бюджета, с учетом технологии производства продукции.
Главный бюджет предприятия формировать в разрезе двух его основных частей: операционной и финансовой.
Бюджеты составлять в формах, разработанных на предприятии и утвержденных приказом руководителя.
Период бюджетирования - 12 месяцев (с разбивкой по кварталам).
Раздел 4. Внутренняя управленческая отчетность
Учет по центрам ответственности предполагает существование постоянного потока информации в виде бюджетов и отчетов об их исполнении.
С целью обеспечения административно-управленческого аппарата информацией для принятия управленческих решений составлять следующие формы отчетов: попроцессно-технологические карты [3]; отчетные формы (производственные отчеты) по центрам ответственности, с учетом их видов (центры затрат, центры продаж, центры прибыли) в разрезе статей калькуляции или элементов затрат (в конце каждого месяца); расчеты себестоимости по видам продукции (в конце года, с разбивкой по кварталам); отчеты об исполнении бюджетов затрат (по центрам ответственности, сферам деятельности) (в конце каждого месяца и нарастающим итогом); отчеты бухгалтера (в конце каждого месяца).
Использовать формы отчетов, утвержденные руководителем предприятия.
Сводные бюджеты в виде прогнозного финансового результата и прогнозного баланса имеют существенную значимость для руководителей высшего уровня управления организацией:
во - первых, они используются для окончательной проверки
математической корректности и взаимосвязи всех бюджетов;
во - вторых, позволяют выявить узкие места в обеспечении ресурсами, появлении непредвиденных обстоятельств и других неблагоприятных ситуаций, заранее разработать мероприятия по их устранению;
в - третьих, позволяют рассчитать прогнозные значения коэффициентов ликвидности и провести финансовый анализ деятельности организации [4].
Таким образом, проведенная работа по разработке бюджетного регламента и главного бюджета позволит сформировать ликвидный баланс для сельскохозяйственного предприятия.
Библиографический список
Говорунова Т.В., Новоселова С.А., Фефелова Н.П. Основы бухгалтерского учета. Финансовый учет. Управленческий учет: учебное пособие для дистанционного обучения/Саратов, 2003.
Новоселова С. А., Усанов А.Ю. Формирование системы внутренней управленческой документации и отчетности в сельскохозяйственных организациях // Всё для бухгалтера. -2010. -№ 9. -с. 31 -38
Новоселова, С.А. Управленческий учет затрат и калькулирование себестоимости продукции в автоматизированных системах: Монография/Т.С. Волкова, С.А. Новоселова. -Саратов: Издательство РАТА, 2010. -130 с.
Цифрова, Р.В. Стратегия управления сельскохозяйственными издержками и ее учетно-аналитическое обеспечение/Р.В. Цифрова, С.А. Новоселова -Саратов, ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ», 2006. -224 с.
УДК 65.012.67
.Дубровин Даниил Андреевич Саратовский государственный аграрный университет им. Н . И . Вавилова , г . Саратов E-mail: yprychet [ AT]rambler.ru Dubrovin Daniil Andreevich Saratov State Agrarian University, Saratov
разработка бюджетный регламент, калькулирование себестоимость продукция, внутренний управленческий отчетность, форма первичный учетный, первичный учетный документация, продукция учет затрата, финансовый расчетный центр, затрата калькулирование себестоимость, себестоимость продукция учет, методический рекомендация бухгалтерский, затрата калькулирование себестоимость продукция, учет затрата калькулирование себестоимость, план счеты бухгалтерский учет, методический рекомендация бухгалтерский учет, форма первичный учетный документация, себестоимость продукция учет затрата, фактический себестоимость калькуляция себестоимость, себестоимость калькуляция себестоимость отдельный, калькулирование полный фактический себестоимость, использовать попроцессный метод калькулирование,