Методы имитации и анализа управленческих решений при реинжиниринге Methods of simulation and analysis of management decisions at reengineering
Аннотация. Рассматриваются вопросы имитационного моделирования при проведении реинжииринга бизнес-процессов как инструмента для повышения конкурентоспособности предприятия.
Abstract. Questions of imitating modeling when carrying out a reinzhiiring of business processes as tool for increase of competitiveness of the enterprise are considered.
Keywords: marketing, reengineering, business process, competitiveness.
В последнее время увеличивается роль имитационного подхода при выполнении исследовательских и проектных работ при реинжиниринге бизнес-процессов [1, 8, 10].
Имитационное моделирование является общепризнанным методом решения сложных задач анализа, оптимизации и проектирования систем управления производством и технологическими процессами.
Как инструмент исследования бизнес-процессов имитационное моделирование включает методологию построения системных моделей, методы алгоритмизации объектов, методы и средства построения программных реализаций имитаторов, планирования, организации и выполнения на ЭВМ экспериментов с имитационными моделями, обработки данных и анализа результатов [3,5].
Имитационные модели выделяют как особый подкласс математических моделей. По своей форме имитационная модель является логико-математической (алгоритмической).
Иными словами, это вычислительная процедура, созданная для осуществления поддержки процесса принятия решений [7].
Процесс имитационного моделирования включает в себя следующие
этапы:
Определение предмета экспериментального исследования.
Разработка программы проведения эксперимента.
Реализация программы эксперимента.
Анализ и оценка результатов.
В соответствии с приведенной структурой машинное имитационное моделирование состоит из следующих этапов:
Конструирование (разработка) или реконструирование (корректировка) имитационной модели объекта; под конструированием модели здесь понимается процесс изучения моделируемого явления, построения его формализованной модели и записи алгоритма.
И. Составление плана имитации и подготовка исходных данных для проведения расчетов.
Имитационные расчеты и регистрация значений выходных переменных.
Статистический и (или) логический анализ выходных данных, интерпретация результатов.
Имитационная модель реинжиниринга является, как правило, дискретной динамической моделью и разыгрывается на оси модельного времени tm.
Процесс функционирования объекта в течение некоторого интервала Т можно представить как случайную последовательность дискретного времени. При построении динамической имитационной модели должно выполняться следующее правило: событие становится объектом моделирования только после того, как промоделированы все предшествующие события.
Имитационное моделирование признано сегодня наиболее перспективным инструментом реинжиниринга, особенно в ситуациях принятия решений в условиях неопределенности. Несмотря на то, что такой подход базируется на фундаменте теории вычислительных систем, классической математике, теории вероятностей и математической статистике, успех и результативность имитационных экспериментов во многом определяется интуитивными факторами, то есть особенностями стратегического видения.
Метод имитационного моделирования позволяет:
описывать возможные варианты нетривиального поведения, сопутствующего процессам преобразований;
использовать эти предположения для предсказания будущего поведения вариантов и фрагментов моделей бизнес-процессов.
Имитационная модель может быть или точной копией бизнеспроцесса (что бывает довольно редко), или отображением некоторых характерных свой ств процесса в абстрактной форме, например - математической.
Однако не всегда удается строго математически выразить все особенности нетривиального поведения, так как приходиться учитывать не только количественные, но и качественные факторы [4, 9].
Возможно выделения областей реинжиниринга, где рассматриваемый подход может привести к наиболее ощутимым результатам:
осознание проблемных ситуаций и неопределенностей;
разработка и сопровождение концептуальных схем моделей бизнес-процессов;
организация профессиональной подготовки и обучения;
прогнозирование поведения и оценка коммерческого риска;
постановка контролируемых экспериментов в ситуациях, в которых экспериментирование на реальных бизнес-процессах невозможно или экономически нецелесообразно.
Естественно, существуют и факторы, отрицательно влияющие на успех внедрения методологии имитационного моделирования [2, 6]::
1. Разработка качественной имитационной модели сложного бизнес-процесса требует высокой квалификации аналитиков и больших
затрат времени.
Есть вероятность того, что имитационная модель не отражает реальное положение вещей.
Имитационные модели по своей природе неточны, и мы не в состоянии измерить степень этой неточности. Этот отрицательный фактор может быть лишь частично преодолен путем анализа чувствительности модели к изменению определенных параметров.
Библиографический список
Чаадаев В.К. Инновационные и инвестиционные технологии реинжиниринга предприятий связи и информатизации // диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Ижевский государственный технический университет. Ижевск, 2007.
Чаадаев В.К. Методологические подходы к созданию оператора коммерческого учета энергоресурсов // Актуальные вопросы современной науки. 2015. № 3 (7). С. 99-103.
Чаадаев В.К. Организационно-экономические условия и возможности реинжиниринга бизнес-процессов // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 19. С. 139-146.
Чаадаев В.К. Особенности реинжиниринга бизнес-процессов как метода проведения изменений // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 10. С. 149-156.
Чаадаев В.К. Подготовка задачи имитационного моделирования бизнес-процесса // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2007. Т. 1. № 19. С. 330-338.
Чаадаев В.К. Проблемные зоны взаимодействия между участниками рынка коммунальных услуг при отсутствии оператора коммерческого учета // Современные научные исследования и инновации. 2015. №7-3 (51). С. 92-96.
Чаадаев В.К. Проектирование экспертных систем для реинжиниринга бизнес-процессов // Научно-технические ведомости Санкт- Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2006. № 48-2. С. 230-237.
Чаадаев В.К. Реинжинириг, развитие и управление бизнеспроцессами связи // Вестник университета. 2008. № 3. С. 126.
Чаадаев В.К. Реинжиниринг бизнес-процессов на предприятиях связи // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2006. №48-3. С. 115-121.
Чаадаева В.В. Методология организационного развития и реинжиниринга // В сборнике: Управление экономикой: методы, модели, технологии тринадцатая Международная научная конференция: сборник
-92.
Секция 4. Стратегический и операционный маркетинг
УДК 338.4
.Пивоваров Илья Валерьевич Группа компаний «СТАРТ», Москва chvk [ AT]gk-start.ru Pivovarov Ilya Group of companies "START", Moscow
процесс имитационный моделирование, санкт петербургский государственный, ведомость санкт петербургский, петербургский государственный политехнический, государственный политехнический университет, экономический наука чаадаев, университет экономический наука, технический ведомость санкт, научно технический ведомость, государственный университет чаадаев, ведомость санкт петербургский государственный, санкт петербургский государственный политехнический, петербургский государственный политехнический университет, государственный политехнический университет экономический, технический ведомость санкт петербургский, научно технический ведомость санкт, челябинский государственный университет чаадаев, вестник челябинский государственный университет, процесс имитационный моделирование включать, университет экономический наука чаадаев,