СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Управление качеством образовательных услуг


УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

магистрант,

Тверской государственный технический университет,

г. Тверь, Россия

Проблема управления качеством образовательных услуг является весьма актуальной для любого образовательного учреждения.

Исследование вопросов, связанных с проблемами управления качеством образовательных услуг. содержится в работах отечественных и зарубежных авторов Бордовского Г.Л., Нестерова А.А., Трапицына С.Ю. [1]; Поташника М.М. [3]; Кронера С., Тиммерманна Д. [4]; Певзнера М.Н., Зайченко О.М. [5] и др. Работы названных авторов послужили теоретической базой настоящей статьи.

Говоря о проблеме управления качеством образовательных услуг, будем опираться на ряд основополагающих понятий: качество, обеспечение качества, образование, образовательные услуги, управление качеством образовательных услуг, улучшение качества.

Качество представляет собой совокупность свойств объекта, которые относятся к его способности удовлетворения установленных и предполагаемых потребностей [2].

Под обеспечением качества будем понимать совокупность всех планируемых и осуществляемых видов деятельности, доступных непрерывному контролю и необходимых для создания уверенности в исполнении требований к качеству.

Образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, который сопровождается констатацией достижения гражданином определенных государством образовательных уровней. Соотношение понятий услуги и образование дает возможность нам определить, что под образовательными услугами подразумеваются услуги, которые предоставляются в ходе реализации образовательной деятельности, итогом которой является достижение гражданами предопределенного уровня воспитания и обучения.

Таким образом, согласно нашему авторскому определению под управлением качеством образовательных услуг понимается планомерно осуществляемая система стратегических и оперативных действий, направленная на обеспечение, усовершенствование, контроль и оценку качества образовательных услуг.

Под улучшением качества понимается процесс и результат приближения существующих параметров образовательной деятельности к целям и задачам, которые определены политикой в области качества образовательных услуг. Для анализа состояния и развития системы образования в определенном образовательном учреждении большое значение имеют преобразования объекта качества в процессе его постоянного развития, не обязательно подразумевающее достижение исходного результата.

Отталкиваясь от вышеуказанных понятий, охарактеризуем качество образовательных услуг как социальную категорию, определяющую состояние и эффективность процесса развития открытых образовательных систем, его соответствие, с одной стороны, нормативным целям образования, с другой стороны, потребностям, ожиданиям, запросам личности и разнообразных социальных групп в достижении наивысшего образовательного результата.

Работа в сфере качества ориентирована на достижение максимальной открытости применительно к непосредственным субъектам образовательного процесса (обучающие и обучающиеся) и внешним партнерам образовательного учреждения (родители, работодатели, социальные институты). Создание, согласование и утверждение главных составляющих в сфере качества представляют собой одну из самых важных функций администрации образовательного учреждения. Система качества может определяться как инструмент, как средство реализации политики в сфере качества. Предлагая конкретную программу действий по достижению предопределенных результатов, отчетливо формируя цели, работа в сфере качества способна исполнять мотивирующую роль для сотрудников учреждения, поддерживая их профессиональные качества и понуждая их к усовершенствованию педагогического и методического про фессионализма.

Организация работы в сфере качества теснейшим образом взаимосвязана с процессом стратегического планирования качества, которое позволяет сформулировать долговременные приоритеты и способствует целесообразным преобразованиям в развитии образовательного учреждения и деятельности его сотрудников. Ключевые цели стратегического планирования обусловливаются не только выработкой общего плана развития образовательного учреждения на отдельный временной период, но и осознанием и пересмотром основных направлений образовательных услуг, которые предоставляет данное учебное заведение, и их соответствия требованиям потребителей.

Процессу стратегического планирования предшествует комплексный анализ ситуации развития образовательного учреждения, который предполагает исследование и понимание сильных и слабых сторон протекания образовательного процесса и деятельности персонала. В процессе стратегического планирования предопределяются философия, цель, главные ценности образовательного учреждения, которые соответствуют исполнению целей и определены понятием качества. Основной задачей планирования является стратегическое видение пути к успеху, достижению высокого качества образовательной среды и образовательных результатов, обнаружение и ликвидация внешних и внутренних факторов, которые могут препятствовать достижению успеха.

Стратегическое планирование отображает стремление к результативности за счет предупреждения, раннего обнаружения и быстрой ликвидации недостатков разнообразных видов, что является допустимым источником увеличения качества образовательных услуг.

При планировании важно учитывать, что качество образовательных услуг понижается за счет наличия внутренних и внешних, видимых и скрытых дефектов.

Внутренними дефектами являются те недостатки, которые возникли по вине учебного заведения из-за несовершенства учебно-воспитательного процесса, неблагоприятного социально-психологического климата, неадекватных методов управления образовательным учреждением. Наиболее характерным примером внутренних дефектов является низкий уровень знаний обучающихся по некоторым предметам, отсутствие навыков самостоятельной работы, низкая мотивация к участию во внеурочной деятельности.

Внешние дефекты образовательных услуг взаимосвязаны с воздействием окружающей среды на учащихся, слабым взаимодействием образовательного учреждения и социума, отсутствием взаимодействия между семьей учащегося и образовательным учреждением. К внешним дефектам можно отнести общую социально-педагогическую запущенность подростков, отклоняющееся поведение учащихся, низкая степень мотивации к учебной деятельности в целом, низкий уровень развития социальной компетенции.

Видимые дефекты являются легко выявляемыми и объективно диагностируемыми, связанными, как правило, с отсутствием определенных знаний и умений обучающихся, а также с проявлениями девиантного поведения, правонарушениями и так далее. Множество видимых дефектов определяются в ходе диагностики уровня образованности учащихся.

Скрытые дефекты представляют собой недостатки образовательных услуг, выявление которых посредством объективных методик является затруднительным. Подобные дефекты могут быть раскрыты на основании продолжительных наблюдений, ретроспективного анализа и самооценки выпускников своей деятельности и способностей, а также отзывов работодателей и остальных заинтересованных лиц. К скрытым дефектам относят слабую способность к общественному содействию, неумение приспосабливаться к изменениям окружающей среды, отсутствие навыков самообразования на протяжении всей жизни.

Устремление к результативности образовательных услуг за счет предупреждения, раннего выявления и быстрого устранения дефектов различных видов является потенциальным источником повышения качества образовательных услуг.

Под управлением качеством образовательных услуг понимается целенаправленная деятельность, в которой ее субъекты (органы управления образовательными услугами) с помощью оказания образовательных услуг и разрешения управленческих задач осуществляют обеспечение организации общей деятельности потребителей

образовательных услуг (педагогов, обучающихся, родителей) и ее нацеленность на качественное удовлетворение их образовательных потребностей.

Формирование новых подходов к управлению качеством образовательных услуг осуществляется в русле новой парадигмы управления образовательными услугами, которая включает в себя децентрализацию, которая в свою очередь предполагает делегирование полномочий более низким административным уровням, увеличение роли органов местного самоуправления; автономию; переход к

полицентрической системе.

Происходящие преобразования определяют демократичный характер управления качеством образовательных услуг, который раскрывается в принципах субсидиарности, партисипативности, дуальности и рефлексивности.

Принцип субсидиарности предполагает, что принятие решений и несение ответственности за их исполнение осуществляются на предельно низком административном уровне. При присутствии предопределенных объективных условий, которые препятствуют независимому принятию решения, к ответственности за его реализацию может быть привлечено вышестоящее звено управления.

Принцип партисипативности подразумевает обширное участие всех субъектов образовательной деятельности в подготовке, обсуждении, принятии и исполнении управленческих решений в сфере качества. Этот принцип выражается в социально-государственном характере управления (Экспертный совет, Попечительский совет, Совет образовательного учреждения, Координационный совет и т. п.).

В основании принципа рефлексивности находятся постоянные самооценка, самоанализ и самоконтроль профессиональной деятельности, которые позволяют прослеживать качество образовательных услуг.

Принципом дуальности, во-первых, отражается целенаправленность управленческой деятельности на достижение двух групп целей - нормативно-правовых, которые закреплены в государственном образовательном стандарте и иных нормативно-правовых документах, и маркетинговых, которые определяются особенностями образовательной системы и требованиями разнообразных образовательных услуг; во- вторых, показывает на необходимость совмещения управления качеством функционирования (управление на основании предшествующего опыта) и управление качеством развития (управление «от предстоящего» на основании прогнозов).

На современном этапе развития образовательных услуг сберегают свою актуальность и общие принципы управления качеством, к которым принято относить объективность, комплексность, оптимальность, преемственность, опережение.

В основании принципа объективности расположены возможность и необходимость четких и аргументированных измерений объектов качества образовательных услуг.

Принцип комплексности подразумевает многосторонний анализ всей совокупности условий образовательной деятельности, которая должна обеспечивать как качество образовательного процесса, так и качество полученных результатов.

Принцип оптимальности обусловливает соответствие приложенных усилий, средств и времени качеству полученного образовательного результата.

Принцип преемственности отображает необходимость определения соответствия между образовательными программами, которые реализуются на разнообразных этапах обучения. Этот принцип содержит в себе также «скользящее» улучшение качества и прослеживает положительные преобразования в степени образованности учащегося.

Принцип опережения подразумевает необходимость учета тенденций развития образовательной системы, преобразований внешних и внутренних условий исполнения образовательной деятельности, прогнозирование появляющихся проблем и своевременное принятие управленческих решений по их предотвращению.

Принцип перспективности предполагает нацеленность на разрешение актуальных и долговременных задач развития образовательных услуг.

На наш взгляд, новые подходы к управлению качеством образовательных услуг можно охарактеризовать такими особенностями:

ярко выражен стимулирующий характер, опора на экономический интерес субъектов управления;

отказ либо значительный отход от командно-административных методов управления;

приоритетность контроля за итогами образовательного процесса при уменьшении контроля за его ходом;

приоритетность самоконтроля при проведении анализа и оценке хода образовательного процесса.

Управление качеством образовательных услуг как процесс подразумевает планирование, организацию, руководство, контроль функционирования и развития основных и обеспечивающих процессов.

Сходных теоретических позиций придерживается ряд иностранных авторов, которые занимались разработкой различных концепций управления качеством образовательных услуг. Таким образом, Д. Тиммерманн предложил трехфазную модель управления качеством образовательного процесса, в которой он выделил фазу входа, промежуточную и фазу выхода [4].

Первая фаза, по мнению автора, включает условия организации образовательного процесса в учебном заведении. К подобным условиям относят профессиональный уровень сотрудников образовательного учреждения, состояние зданий и учебных помещений, оборудования и оформления, наличие учебных планов и дидактических материалов. К немаловажным предпосылкам успешности образовательного процесса относят и самих учеников, уровень их способностей, склонностей, заинтересованности, мотивационной готовности к обучению [4].

Промежуточная фаза касается качества внутренних процессов образовательной жизнедеятельности. Сюда относят содержание, организацию образовательного процесса, профессиональную деятельность учителя, социально-психологический климат, организацию самоуправления, межличностные отношения и групповое содействие.

Фаза выхода отображает учебный результат.

Согласимся с теорией управления качеством, выработанной немецкими учеными, в соответствии с которой образовательное учреждение сохраняет ориентацию на потребителей, на сам процесс обеспечения качества, осуществляет планирование профилактических действий по недопущению внутренних и внешних дефектов, а также разрабатывает мероприятия по «скользящему улучшению качества». «Скользящее улучшение качества», в соответствии с концепцией Д. Тиммерманна, предполагает следующий цикл: планирование, внедрение усовершенствования, проверка результативности, адаптация усовершенствования к преображающейся ситуации.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что внедрение системы управления качеством в образовательных учреждениях в настоящее время является необходимым условием их существования. Под управлением качеством образовательных услуг в данной статье понимается планомерно реализуемая система стратегических и оперативных действий, нацеленная на обеспечение, усовершенствование, контроль и оценку качества услуг, предоставляемых образовательными учреждениями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Бордовский, Г.Л. Управление качеством образовательного процесса / Г.Л. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. 359 с.

Международные стандарты: сборник новых версий стандартов ИСО серии 9 000. М.: ВНИИС Госстандарта России, 1995.

Поташник, М.М. Управление качеством образования: практикоориентированная монография и методическое пособие / М.М. Поташник. М.: Педагогическое общество России, 2001. 448 с.

Krohner, S., Timmermann / S. Krohner. D.: Qualitatssicherung durch Qualitatsmanagement, Bielefeld, 1997.

Певзнера, М. Н. Педагогика открытости и диалога культур / М. Н. Певзнера, О. М. Зайченко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 262 с.


Ершова Оксана Николаевна,





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ