СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Развитие рынка продуктов детского питания в россии (на примере мясных консервов


РАЗВИТИЕ РЫНКА ПРОДУКТОВ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ МЯСНЫХ КОНСЕРВОВ)

кандидат химических наук, доцент, Беляева Анастасия Сергеевна, магистрант, Сульман Михаил Геннадьевич,

доктор химических наук, профессор, Тверской государственный технический университет,

г. Тверь, Россия

Безопасное и полноценное питание растущего малыша является основой его здоровья. Потребность ребенка в питательных веществах и их балансе совершенно иная, чем у взрослых, и удовлетворить эту потребность могут только специальные детские продукты, выработанные из особого сырья и адаптированные к потребностям именно детского организма.

Продукты детского питания можно разделить на две группы: основное питание (молочные смеси, каши) и прикорм (овощные, фруктовые, мясные консервы, соки).

Детские мясные консервы по составу разделяются на чисто мясные и мясорастительные. Чисто мясные консервы представляют измельченное мясо, к которому может быть добавлен бульон, масло сливочное и растительное, формообразователи (крахмал, мука), лук, соль. Мясорастительные консервы - это продукты прикорма на смешанной основе, в состав которых, помимо мяса, входят разные овощи, крупы, макаронные изделия и другие компоненты. Сочетание различных компонентов в консервах повышает их ценность за счет взаимного дополнения пищевыми веществами и существенно улучшает вкус продукта.

Кроме того, консервированное мясо для малышей измельчено до такой степени, какую в домашних условиях достичь практически невозможно. Причем степень измельчения консервов для детей разных возрастов различна.

Отечественные консервы изготавливают гомогенизированными (тонкоизмельченными) для детей с 7 месяцев жизни, пюреобразными - для

детей 7 - 8 - месячного возраста и крупноизмельченными - для 9 - 12-месячных и старше. Зарубежные консервы, аналогично российским, также дифференцированы по возрасту ребенка: для детей до 7 месяцев, от 7 до 9 месяцев и для детей старше 9 месяцев [1].

В течение последних десяти лет рынок детского питания в России продолжает уверенно развиваться. Одной из причин этого роста являются социально-демографические изменения. Меняется стиль жизни и культура потребления: растет женская занятость, а из-за этого и потребность в готовых детских продуктах - высококачественных, разнообразных и безопасных. Другой фактор - рост покупательной способности населения. Рынок детского питания оценивают как перспективный, что подтверждается политикой участников рынка, растущей конкурентоспособностью и увеличением производства продуктов для детского питания российских предприятий [2].

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики [2], рынок товаров детского питания в России оставался стабильным на протяжении нескольких лет. Реализация продукции в 2012 - 2014 годы в стране росла в среднем на 1 % ежегодно. Одним из факторов, положительно влияющих на развитие рынка, стал стабильный рост числа родившихся. Если в 2010 году численность новорожденных составила 1,79 млн человек, то уже в 2014 году данный показатель достиг 1,91 млн человек. За 2010 - 2014 годы показатель увеличился еще на 6,6 % [2]. Одной из причин такого роста эксперты называют изменение образа жизни семей: все больше родителей перестают тратить время на приготовление пищи, отдавая предпочтение готовым детским смесям, консервам и кашам. Немаловажную роль играют и рекомендации педиатров, которые советуют кормить ребенка детским питанием до трех лет и даже больше. Доказано, что взрослая пища хуже усваивается растущим организмом, в ней не хватает многих важных витаминов и минералов [3].

В 2015 году произошло снижение реализации продуктов детского питания на внутреннем рынке страны: продажи снизились на 1,8 % относительно 2014 года, что связано со снижением реальных располагаемых доходов населения - многие потребители детского питания вынуждены сократить объемы покупок.

На российском рынке мясных консервов ассортимент предлагаемой продукции насчитывает более 40 видов. Количественная дистрибуция этой категории детского питания составляет около 30 % в магазинах смешанного ассортимента (супермаркеты, минимаркеты и продовольственные магазины) и около 70 % - в специализированных детских магазинах [2].

При выборе детских мясных консервов потребитель ориентируется в первую очередь на их состав. В частности, отсутствие консервантов и красителей волнует 83 % опрошенных покупателей, неаллергенность - 80 %, обогащенность продукта витаминами и минеральными веществами - 73 %, предпочтениями ребенка - 72 %; 51,7 % респондентов отметили, что в мясных консервах важно отсутствие генетически измененных ингредиентов. Эксперты рынка продуктов детского питания считают, что в ближайшем будущем на рынке мясных консервов будут появляться более дорогие виды, и важнейшим показателем станет не только качество продукта, но и его упаковка [4].

Г лавной причиной, по которой предпочтение следует отдать детским мясным консервам, выработанным на промышленном предприятии, вместо приготовления мясного пюре в домашних условиях, является их безопасность. Кроме того, они весьма удобны с точки зрения приготовления — их надо только разогреть. Практичность консервов заключается еще и в том, что баночки можно брать с собой. В закрытом виде срок хранения мясных консервов достигает 2-х лет.

Основные преимущества продуктов и блюд прикорма промышленного производства по сравнению с блюдами домашнего приготовления:

высокий уровень безопасности и качества;

известный химический состав, помогающий точно рассчитывать рацион питания детей;

оптимальная степень измельчения, которая соответствует возрастным особенностям жевательного аппарата и пищеварительной системы у детей разного возраста;

возможность осуществления четкого контроля за соотношением цена- качество;

удобство использования;

сокращение времени на приготовление пищи;

возможность создания «неприкосновенного запаса» [5].

До последнего времени продукты для детского питания из мяса вырабатывались предприятиями отрасли по технической документации — техническим условиям и технологическим инструкциям, неоднократно перерабатываемым в процессе производства. Ассортимент консервов постоянно расширялся как в связи с потребительским спросом, так и требованиями медиков (педиатров и нутрициологов). В связи с этим были разработаны национальные стандарты на основные виды сырья для производства продуктов для детей, в том числе раннего возраста - ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» и проект технического регламента РТР-041 «О требованиях к безопасности продуктов детского питания, процессов их производства, хранения, перевозки и реализации».

Стандартами на консервы для питания детей раннего возраста предусмотрено, наряду с жиром животным для детского питания и маслом коровьим, использование масел растительных, богатых незаменимыми полиненасыщенными жирными кислотами, а также широкого спектра растительных компонентов, обогащающих состав продукта микро- и макроэлементами, витаминами и балластными веществами [6].

В мясных консервах для детского питания исключены какие-либо консерванты, искусственные ароматизаторы и красители, используются только естественные ингредиенты. Консервы отечественного производства проходят несколько ступеней жесткого контроля качества на производстве - санитарный надзор, торговую инспекцию. Они должны изготавливаться по технологическим инструкциям с соблюдением специальных санитарногигиенических требований к производству продуктов на мясной основе для детей раннего возраста. Требованиями стандартов также регламентируется пищевая ценность консервов в соответствии с потребностями детского организма.

Внедрение в практику нормативных документов, регулирующих производство и обращение на рынке пищевых продуктов, призвано обеспечить выпуск специализированной продукции, предназначенной для питания детей раннего возраста, которая будет отвечать требованиям нормативных правовых актов, действующих на всей территории России и стран Таможенного союза. В свою очередь, это позволит повысить конкурентоспособность продукции на отечественных и международных рынках.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

Устинова, А.В. Продукты для детского питания на мясной основе /

В. Устинова, Н.В. Тимошенко. М.: ВНИИМП, 2003. 438 с.

Федеральная служба государственной статистики URL: www.gks.ru (дата обращения: 01.12.2015).

Тугельина, В.А. Детское питание: руководство для врачей /

А. Тугельина, И.Я. Коня. М.: Издательство «МИА», 2013. 744 с.

Кузьмичева, М.Б. Российский рынок детских мясных консервов / М.Б. Кузьмичева // Мясная индустрия. 2006. № 6. С. 10 - 13.

Кретов, М.А. Консервы для детского питания / М.А. Кретов, Е.В. Чеботарева, Л.М. Алигаджиева, Н.С. Князева, Е.Ю. Деменева // Мясная индустрия. 2008. № 3. С. 65 - 68.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). URL: www.gost.ru (дата обращения: 07.12.2015).

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ УСЛУГ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ЦЕЛЯХ СНИЖЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ

Грибкова Дарья Сергеевна,

магистрант,

Тверской государственный технический университет,

г. Тверь, Россия

Проблема коррупции в государственных органах остается одной из самых острых проблем современной России и таит в себе угрозу общенационального масштаба. Именно о коррупции и ее недопустимо высоком уровне в последнее время все чаще говорится в органах как исполнительной, так и законодательной власти, в различных общественных организациях. Таким образом, можно сказать, что актуальность данной темы обусловлена значительным распространением такого явления как коррупция во всех сферах общественной жизни.

Важной и неотъемлемой частью системы качества государственного управления является качество услуг, предоставляемых государственными органами (государственных услуг). Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»,

государственная услуга представляет собой деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги [6].

Предоставление государственных услуг базируется на принципах: правомерность предоставления государственных услуг органами, предоставляющими государственные услуги;

заявительный порядок обращения за предоставлением государственных услуг;

правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных услуг;

открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги;

доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг;

возможность получения государственных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом [6].

С 1 января 2014 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 года N 1284 проводится оценка качества государственных услуг гражданами с помощью Интернет-портала, специального федерального телефонного центра, терминальных устройств, интегрированных с электронной системой управления очередью. Данная оценка проводится в добровольном порядке в анкетах, результаты которых представлены на сайте vashkontrol.ru [2].

Стоит отметить, что важно управлять качеством предоставляемых государственных услуг.

Управление качеством услуг, предоставляемых государственными органами через открытость, прозрачность, общественную экспертизу и государственное влияние, позволяет осуществлять:

формирование репутации органов власти как гаранта качества услуг, оказываемых всеми профильными структурами;

снижение и профилактику коррупции в сфере оказания государственных услуг;

минимизацию социальной напряженности;

профилактику скрытой дискриминации при оказании государственных услуг.

Наиболее актуальным и важным из перечисленных выше преимуществ осуществления управления качеством государственных услуг, по мнению автора, является снижение коррупции.

Российский экономист Е.Т. Гайдар говорил: «Не забудем, что чиновник всегда потенциально более криминогенен, чем бизнесмен. Бизнесмен может обогащаться честно, только бы не мешали. Чиновник может обогащаться только бесчестно...Так что бюрократический аппарат несет в себе куда больший заряд мафиозности, чем бизнес..» [1, с. 47].

Ведь коррупция, по сути, является постоянным спутником государственных институтов власти и как социально-негативное явление существовала всегда, как только формировался управленческий аппарат. Об этом свидетельствуют факты российской истории [3, с. 175]. В досоветский период различалось несколько видов коррупции: мздоимство - принятие подношений должностным лицом, лихоимство - вымогательство взятки, «безгрешные доходы» - махинации с государственными деньгами при закупке товаров для государственных нужд. В советский период коррупционные доходы извлекались на должностях, связанных с распределением дефицитных товаров, материальных и финансовых ресурсов, а также с «левым» производством и реализацией дефицитных товаров. При переходе к рыночной экономике появились новые источники коррупционных доходов, а сами доходы увеличились. Начало было положено разделом государственной собственности - приватизацией государственных предприятий, которая осуществлялась «сверху вниз». В результате коррупция приобрела гротескные формы [7, с. 28].

В современном понимании коррупция представляет собой злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами [5]. Склонность человека к коррупции связана как с внутренними, так и с внешними причинами. Внутренние причины определяются геномом и психикой человека и связаны со стремлением к обогащению любым путем. Внешние же причины склонности человека как субъекта государственной службы представляют собой систему, где каждый занимает свое место в разделении труда и иерархии должностей.

Стоит отметить, что на размер легитимных доходов государственных служащих в России влияют: должностной оклад; стаж работы; условия работы;

выполнение сложных и важных заданий руководства.

Однако при оплате труда не учитывается качество работы госслужащих с людьми, оказание государственных услуг конкретным клиентам, сложности, возникающие при принятии решения относительно каждого конкретного заявителя. Именно здесь и открываются возможности получения нелегитимных коррупционных доходов.

Автором был проведен анализ имеющихся статистических данных о количестве коррупционных преступлений в Российской Федерации. Поскольку данные за 2015 год еще не обнародованы, поэтому анализ был составлен за предыдущие два года (табл.).

Динамика коррупционных преступлений за два года

Год
Число полученных сообщений о коррупционных действиях
Число возбужденных уголовных дел на основе полученных сообщений
2013
37 000
24 000
2014
325 000
21 000

На основе этих данных можно сделать вывод о том, что число коррупционных преступлений в 2014 году сократилось по сравнению с предыдущим годом на 3 000 преступлений. Как отмечают представители Следственного Комитета РФ, такое сокращение произошло впервые за последние несколько лет. В общем количестве «коррупционных» дел, уже отправленных в суд, говорят в СК, больше всего дел о даче и получении взятки, мошенничестве, присвоении, растрате и злоупотреблении должностными полномочиями.

Данное изменение является, безусловно, положительной тенденцией, отражающей положительные итоги борьбы с коррупцией. Однако, полностью ликвидировать коррупцию, видимо, невозможно, поскольку существует иерархичность государственного управления и всегда найдутся люди, в силу своего генома склонные к коррупции, готовые нарушить закон ради собственного обогащения. Но, как показывает зарубежный опыт, сократить коррупцию можно. Однако это невозможно сделать без плавного и продуманного изменения всей системы: системы культурных ценностей и социальных норм, диверсификации экономики, развития малого и среднего предпринимательства, без независимого правосудия и политической конкуренции, и, пожалуй, главное - без изменения в сознании госслужащих, оказывающих государственные услуги и без прозрачности и честности работы сотрудников в органах государственной власти.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

Ботнев, В. Сущность и последствия деловой коррупции в Российской Федерации / В. Ботнев // Государственная служба. 2014 г. № 5.

С. 47 - 50.

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. № 1284 г. Москва «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей». URL: www.rg.ru/ (дата обращения: 21.10.2015).

Савченко, П.В. Российская социально-экономическая система: реалии и векторы развития / П.В. Савченко. М.: ИНФРА-М, 2015. 285 с.

Сайт следственного комитета Российской Федерации URL: sledcom.ru/ (дата обращения: 19.10.2015).

Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». URL: www.rg.ru/ (дата обращения: 19.10.2015).

Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». URL: www.rg.ru/ (дата обращения:

.

Экштут, С. Безгрешные доходы / С. Экштут // Аргументы недели. 2012 г. № 22. С. 28.


Демиденко Галина Николаевна,





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ