СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Система обеспечения экономической безопасности предприятия


СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

магистрант,

Луганский национальный аграрный университет, г. Луганск, Луганская Народная Республика

В современном мире проблема защиты экономических интересов предприятия является очень актуальной, однако ей уделяется достаточно мало внимания со стороны руководителей организаций. В условиях перехода к рыночной экономике, развития рыночных механизмов, несовершенства законодательной базы, роста частного предпринимательства весьма важной задачей экономической науки и практики хозяйственной деятельности предприятий становится обеспечение экономической безопасности.

Цель данного исследования: изучить проблематику экономической безопасности предприятия.

Экономическая безопасность предприятия - это состояние наиболее эффективного использования ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения его стабильного функционирования. Очевидно, что экономическая безопасность предприятия базируется на том, насколько эффективно службам данного предприятия удается предотвращать угрозы и устранять ущербы от негативных воздействий на различные аспекты экономической безопасности. Источниками таких негативных воздействий могут являться осознанные или неосознанные действия людей, организаций, в том числе органов государственной власти, международных организаций или предприятий-конкурентов, а также стечение объективных обстоятельств, как: состояние финансовой конъюнктуры на рынках данного предприятия, научные открытия и технологические разработки, форс-мажорные обстоятельства [2].

Экономическая безопасность предприятия характеризуется совокупностью качественных и количественных показателей, важнейшим среди которых является уровень экономической безопасности. Уровень экономической безопасности предприятия - это оценка состояния использования корпоративных ресурсов по критериям уровня экономической безопасности предприятия. С целью достижения наиболее высокого уровня экономической безопасности предприятие должно следить за обеспечением максимальной безопасности основных функциональных составляющих системы экономической безопасности предприятия.

Функциональные составляющие экономической безопасности

предприятия - это совокупность основных направлений его экономической безопасности, существенно отличающихся друг от друга по своему содержанию.

Примерная структура экономической безопасности предприятия: финансовая;

интеллектуальная и кадровая;

технико-технологическая;

политико-правовая;

экологическая;

информационная;

силовая [3].

Главной целью экономической безопасности предприятия является обеспечение его устойчивого и максимально эффективного функционирования в настоящее время и обеспечение высокого потенциала развития и роста предприятия в будущем.

Наиболее эффективное использование корпоративных ресурсов предприятия, необходимое для выполнения целей данного бизнеса, достигается путем предотвращения угроз негативных воздействий на экономическую безопасность предприятия и достижения следующих основных функциональных целей экономической безопасности предприятия:

обеспечение высокой финансовой эффективности работы предприятия и его финансовой устойчивости и независимости;

обеспечение технологической независимости предприятия и достижение высокой конкурентоспособности его технологического потенциала;

достижение высокой эффективности менеджмента предприятия, оптимальности и эффективности его организационной структуры;

обеспечение высокого уровня квалификации персонала предприятия, использование его интеллектуального потенциала, эффективности корпоративных НИОКР;

достижение высокого уровня экологичности работы предприятия, минимизации разрушительного влияния результатов производственной деятельности на состояние окружающей среды;

обеспечение качественной правовой защищенности всех аспектов деятельности предприятия;

обеспечение защиты информационной среды предприятия, коммерческой тайны и достижение высокого уровня информационного обеспечения работы всех его служб;

обеспечение безопасности персонала предприятия, его капитала, имущества и коммерческих интересов [1].

Выполнение каждой из вышеперечисленных целей экономической безопасности предприятия является важным для достижения ее главной цели. Кроме того, каждая из целей экономической безопасности имеет собственную структуру подцелей, которая определяется функциональной целесообразностью и характером работы предприятия.

Для достижения целей система экономической безопасности должна выполнять ряд функций.

Административно-распорядительная включает в себя определение прав, обязанностей и ответственных лиц по вопросам безопасности, осуществление представительских функций предприятия в этой области.

Хозяйственно-распорядительная отвечает за предоставление ресурсов, которые необходимы для решения задач по обеспечению безопасности предприятия, подготовку и проведение мероприятий организационно - технического и правового характера, направленных на сохранение его собственности.

Учетно-контрольная определяет те виды деятельности, которые подлежат защите, а также возможные факторы финансовой нестабильности и неустойчивости предприятия, оценивает источники их возникновения.

Организационно-техническая отвечает за создание организационной структуры системы безопасности и организацию взаимодействия между отдельными структурными подразделениями.

Планово-производственная способствует разработке комплексных программ для обеспечения безопасности предприятия.

Материально-техническая подразумевает оснащение системы безопасности специальной техникой.

Научно-методическая способствует накоплению и распространению опыта в области обеспечения безопасности, а также организовывает обучение сотрудников подразделений.

Информационно-аналитическая включает в себя сбор, накопление и обработку данных, относящихся к сфере безопасности, создание необходимых для этого технических и методических средств и их использование [3].

В системе обеспечения экономической безопасности предприятия объект и субъект тесно взаимосвязаны.

Объектом системы в целом выступает стабильное экономическое состояние предприятия в текущем и перспективном периоде. Конкретными объектами защиты выступают ресурсы: материальные, информационные, финансовые и кадровые.

Субъекты системы экономической безопасности предприятия можно разделить на 2 группы - внешние субъекты и внутренние субъекты. К внешним субъектам относим органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые обеспечивают безопасность всех законопослушных участников хозяйственных отношений.

С помощью этих органов формируется законодательная основа функционирования и защиты хозяйственной деятельности в различных ракурсах и обеспечивается ее исполнение.

Внутренние субъекты - это те лица, которые осуществляют деятельность, направленную на защиту экономической безопасности данного конкретного субъекта хозяйственной деятельности.

Их деятельность осуществляется на основе определенной разработанной стратегии и тактики.

В качестве таких субъектов выступают работники собственной службы безопасности предприятия или приглашенные работники из специализированных фирм, которые имеют профессиональные навыки в данной отрасти, обладают большим практическим опытом и оказывают услуги по защите деятельности предприятия [2].

Таким образом, система экономической безопасности предприятия представляет собой интеграцию соответствующих функциональных элементов, которые, находясь во взаимосвязанном и взаимообусловленном состоянии, обеспечивают безопасность функционирования предприятия по соответствующим направлениям деятельности в условиях нестабильности внешней и внутренней среды.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Водянова, В.В. Экономическая безопасность. Системное представление / В.В. Водянова. М.: ГУУ, 2010. 177 с.

Иванюта, Т. Н. Основные подходы к формированию системы экономической безопасности на предприятиях / Т. Н. Иванюта // Молодой ученый. 2013. № 4. С. 215 - 223.

Терехов, В.В. Экономическая безопасность предприятия как успешная составляющая современного бизнеса / В.В. Терехов // Прогноз финансовых рисков: интернет-журнал, 2013. URL: bre.ru/security/ 22999.html (дата обращения: 09.12.2015). ПРОБЛЕМЫ ПРИ РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Гавриленко Александра Васильевна *,

кандидат химических наук, доцент, Наривончик Сергей Николаевич**, инженер по качеству и безопасности пищевой продукции

Щипанский Олег Олегович*,

магистрант

*Тверской государственный технический университет, г. Тверь

**АО «РеалКапс» г. Москва, Россия

Создание на территории Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Беларусь, а со 2 января 2015 года и Республики Армения, единого таможенного пространства с целью формирования свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы потребовало создания единых нормативных документов, определяющих общие требования к производству товаров, предоставлению услуг, выполнению работ и к их качеству, а также содержащих основные показатели безопасности производимой продукции.

В пищевой промышленности к основным документам, действующим на территории таможенного союза, относятся Технические регламенты таможенного союза (ТР ТС), охватывающие все отрасли производства [1]:

ТР ТС 005/2011 О безопасности упаковки;

ТР ТС 015/2011 О безопасности зерна;

ТР ТС 021/2011О безопасности пищевой продукции;

ТР ТС 022/2011 Пищевая продукция в части ее маркировки;

ТР ТС 023/2011 Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей;

ТР ТС 024/2011 Технический регламент на масложировую продукцию;

ТР ТС 027/2012 О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания;

ТР ТС 029/2012 Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств;

ТР ТС 033/2013 О безопасности молока и молочной продукции;

ТР ТС 034/2013 О безопасности мяса и мясной продукции.

Общие требования к производству пищевой продукции содержатся в ТР ТС 021/2011. Данный документ был утвержден 9 декабря 2011 года.

В статье 10 ТР ТС 021/2011 дано прямое указание о необходимости разработки, внедрения и поддержания процедур, основанных на принципах НАССР ( Hazard Analysis and Critical Control Points - Анализ рисков и критические контрольные точки) [2]. Использование принципов

НАССР позволяет разработать меры для контроля опасных факторов и повысить вероятность выпуска безопасных пищевых продуктов. Принципы НАССР могут применяться на любом этапе производственной цепочки - от поля для выращивания зерна и/или кормов вплоть до стола конечного потребителя. На предприятиях внедрение принципов HACCP может являться предпосылкой для разработки и внедрения системы менеджмента безопасности пищевой продукции или просто систем менеджмента.

Однако на пути разработки и внедрения систем менеджмента организации сталкиваются с определенными трудностями.

Заинтересованность высшего руководства во внедрении системы.

При принятии решения о внедрении системы менеджмента

руководство должно понимать, что недостаточно дать распоряжение о разработке и внедрении. Для построения эффективной и результативной системы менеджмента требуется полное вовлечение, понимание и заинтересованность персонала, а также выделение определенных ресурсов. Руководство организации должно понимать преимущества рабочей системы менеджмента и участвовать в ее улучшении постоянно, а не два раза в год при проведении внутренних аудитов и обязательного анализа со стороны руководства.

Наличие необходимых ресурсов.

Под данной формулировкой многие понимают только финансовые ресурсы, которые играют немаловажную роль на этапе разработки и внедрения на предприятии систем менеджмента. Однако кроме финансовых ресурсов необходимо обеспечение и иными ресурсами, такими как трудовые, временные, материально-техническая база, в том числе инвентарь и оборудование.

К трудовым ресурсам относится персонал самой разной квалификации. Так, за разработку и внедрение системы менеджмента обычно несут ответственность инженерно-технические работники, при выборе которых существует два подхода, имеющие свои плюсы и минусы. В первом случае системой менеджмента занимаются отдельно выделенные сотрудники (отдел или служба качества). Как правило, это люди с соответствующим образованием, имеющие понимание требований системы и зачастую обладающие необходимым опытом, однако на конкретном производстве им надо время, чтобы разобраться в нюансах производственных процессов. Во втором случае обязанности, связанные с разработкой и внедрением системы, «вешают» как дополнительные чаще всего на технологов, которые досконально знают все особенности и секреты производства, но зачастую с трудом представляют весь объем работ, связанных с системами менеджмента. При этом возникает проблема качества выполняемой работы, так как и производство и системы менеджмента требуют больших временных, моральных и трудовых затрат.

При внедрении и поддержании системы менеджмента могут появиться ранее не выполняемые функции, часть из которых ложится на персонал организации дополнительно (например, обязательное ведение различных журналов, неукоснительное соблюдение более жестких требований), а часть из них требует введения новых трудовых единиц в штатное расписание (дополнительные контролеры качества, операторы линии). Отсутствие внимания к данной группе ресурсов обычно приводит к недостатку людей для выполнения всех необходимых и требуемых функций.

Временные ресурсы ограничены физиологической особенностью организма человека бодрствовать, а также адекватно и эффективно выполнять свои должностные обязанности.

Правильно подобранный инвентарь и оборудование позволяют в разы снизить нагрузку на сотрудников и повысить эффективность и результативность выполняемых функций.

Персонал «старой» закалки.

К этой категории можно отнести тех сотрудников, которые работали долгое время «по-старинке»: от них не требовались какие-то ключевые показатели эффективности, необходимо было выполнять определенный набор операций для выпуска продукции с заданными показателями; им знакомо понятие «Качество продукции», но непонятно «Качество процесса», присущее любой системе менеджмента. При разработке и внедрении системы менеджмента предполагается модернизировать выстроенные процессы под требования того или иного стандарта. В идеале необходимо создать персоналу такие условия по переходу на обновленные требования, чтобы они не заметили разницы между тем, что и как они выполняли до этого и как выполняют сейчас и/или проводить модернизацию постепенно и размеренно, для полного осознания всеми сотрудниками всей значимости перехода. Однако в реальности внедрение системы менеджмента происходит в очень короткие сроки (от 3 месяцев) и не позволяет провести плавную и постепенную адаптацию персонала к более жестким требованиям. В этом случае приходится применять непопулярные меры - предупреждения и штрафы, тем самым не дав персоналу почувствовать, какие положительные моменты могут принести проводимые изменения, а также увеличивая пропасть между сотрудниками и руководством, преследующим цель построить работающую систему.

Мотивация персонала.

Неправильно мотивированные сотрудники могут нанести больше вреда для продукции, нежели злонамеренное невыполнение определенных требований. При мотивации персонала необходимо применять обоснованные, а также четко и понятно сформулированные как количественные, так и качественные критерии.

Кроме того в последнее время материальная мотивация не очень популярна среди работодателей. С одной стороны обусловлено экономической ситуацией в стране, а с другой - несоответствие размеров премий с выполненной работой, по мнению персонала (практика показывает, что материальная стимуляция действует не на всех). В качестве мотивации стали применять нематериальные вещи, например расширенный социальный пакет, проведение корпоративных мероприятий для сотрудников организации).

Внутренние и внешние коммуникации (обмен информации).

Не всегда, особенно в самом начале внедрения системы, можно донести до персонала, что внедряемая система - набор определенных действий, которые необходимо выполнять, причем данные действия определяет каждое предприятие само. Описать процессы и составить неработающие документы достаточно легко, а вот довести до персонала информацию о том, что определенные действия в дальнейшем приведут к улучшению их работы и результата таким образом, чтобы он услышал и понял, что достаточно сложно. Кроме того, необходимо наладить каналы связи между структурными подразделениями одного уровня, а также по вертикали как сверху вниз, так и снизу вверх, так как многие нововведения, продиктованные руководством можно изложить и уточнить более понятным для персонала способом. Работающие на местах, в цехах, на линиях временами могут предложить более адекватные решения возникающих проблем, чем спускаемые руководством.

Рассмотренные трудности взаимосвязаны и одинаково значимы. Кроме них существуют и другие проблемы, с которыми сталкивается каждое предприятие в зависимости от специфики его работы при разработке, внедрении и поддержании в рабочем состоянии системы менеджмента.

ТР ТС 021/2011 не определяет обязательность сертификации внедренной системы менеджмента и поэтому предприятия, имеющие действующие сертификаты на систему менеджмента качества или пищевой безопасности имеют преимущества перед аналогичными предприятиями, не прошедшими процедуру сертификации, одним из которых является снижение барьеров в торговле на территории таможенного союза и исключение проблем, связанных с взаимным признанием результатов оценки соответствия в области безопасности пищевых продуктов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Евразийская экономическая комиссия. URL: www.eurasian commission.org (дата обращения: 06.12.2015).

ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»: технический регламент таможенного союза. URL: base.consultant.ru (дата обращения: 05.12.2015).


Шкондина Виктория Сергеевна,





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ